развитие моторики рук через нетрадиционные техники рисования
консультация (младшая группа)

Куликова Мария

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Именно руки учат ребенка точности, аккуратности,

ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг,

заставляя его развиваться».

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям на заметку

Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Именно руки учат ребенка точности, аккуратности,

ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг,

заставляя его развиваться».

В. А. Сухомлинский

                   Мелкая моторика – это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. Для их развития нужны специальные тренировки. При недостаточном развитии речи у ребёнка, особое внимание надо уделить к тонкой моторике. Уровень развития речи и качество тонкой моторики тесно взаимосвязаны. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования координированных и точных движений кистей рук, которые необходимы для множества бытовых и учебных действий. Высокий уровень развития у ребёнка мелкой моторики, свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности к школьному обучению.

     Большинству детей очень нравиться рисовать. Рисование является одним из самых интересных и любимых занятий у детей, которое рано ими осваивается. Занятие рисованием– это занятие больше всего приносит радости и удовольствия у детей. Рисуя, ребенок может не только передать свои впечатления об окружающей действительности, но и проявлять собственную фантазию. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

 Стоит помнить, что положительные эмоции, полученные при рисовании, составляют основу психического здоровья и благополучия детей, поэтому  нужно поддерживать интерес ребенка к творчеству.                                                                                                                

  • Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что "задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи".
        В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Благодаря изобразительной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Многие, кто работают с дошкольниками, знают, какие испытывают трудности дети, когда им приходиться выполнять действия, требующие точности, синхронности движений: что-то держать, брать, хватать, застегивать, завязывать, шнуровать, вставлять, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.

       Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнение вышеупомянутых действий. Часто дети отказываются выполнять такие задания, ссылаясь на нежелание их выполнять.           

 

 Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Несформированность графических навыков и умений мешает детям выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы окружающего мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.     

  • В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, желает и стремится делать своими руками, тем он становится умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.                                                                                      

   

 В настоящее время разработаны и используются разнообразные техники нетрадиционного рисования художественными материалами: тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, рисование ладошкой, рисование мыльными пузырями, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск печатками листьев, оттиск поролоном,  восковые мелки + акварель, монотипия предметная, кляксография с трубочкой, набрызг, тиснение, монотипия пейзажная, монотипия (отпечатка), рисование свечой, рисование на мокрой бумаге, рисунок на мятой бумаге, трафарет, тампонирование, печатка, штриховка, рисование солью и др.  

     Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию

мелкой моторики кисти и пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга. 

Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

      По многим исследованиям, проведенных в этой области, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. На основании многочисленных наблюдений и исследований выявлена такая закономерность: если движения пальцев рук ребенка соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы; если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
    

  • Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе.
         Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать?, что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
         Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу
  • непринуждённости,
  •  открытости,
  • содействуют развитию инициативы,
  • самостоятельности,
  •  создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.

Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

     Важно отметить, что чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности и мелкая моторика.

  • Таким образом, применение нетрадиционных материалов и техник рисования способствует развитию не только мелкой моторики рук у ребёнка и тактильного восприятия, но и пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

                                                              

                                                                      Подготовила воспитатель: Куликова М.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему " Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования"

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»«Истоки способностей и даро...

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»

На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координаци...

Отчёт по самообразованию.Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования»

Отчёт по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования» Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, ...