тема проекта: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»
проект (подготовительная группа)

Жорова Расмия Газанфаровна

Проект  «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик» и реализуемой в учреждении программы патриотического воспитания «Я рожден в России», ключевой задачей которых является комплексная работа педагогов по формированию актуальных социальных компетентностей дошкольников, социализацию образовательного процесса.  Проект направлен на решение задач  ФГОС ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект89.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Золотой ключик» Купинского района

Проект

Тема: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»

                                                                 

Разработала:

Жорова Расмия Газанфаровна

воспитатель 1 категории

Описание проекта

Проект  «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик» и реализуемой в учреждении программы патриотического воспитания «Я рожден в России», ключевой задачей которых является комплексная работа педагогов по формированию актуальных социальных компетентностей дошкольников, социализацию образовательного процесса.  Проект направлен на решение задач  ФГОС ДОО.

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Реализация  проекта  позволяет:

  • Расширить знания детей о малой Родине, Купинском районе и людях, его населяющих через интерактивные формы образовательного процесса;
  • Формировать у воспитанников основы толерантного поведения путём объединения этнографической культуры с актуализацией жизненного опыта детей;
  • Воспитать у старших дошкольников гордость за свою страну- Россию, стремление жить в мире и дружбе, уважительно относиться к людям различных национальностей через сотрудничество с семьями воспитанников, использование технологий музейной педагогики, возможностей художественной литературы, декоративно прикладного творчества.
  • Расширить знания педагогов о формах и методах работы по воспитанию у детей дошкольного возраста норм толерантного поведения, развитию  познавательной активности и  любознательности.
  • Повысить уровень взаимодействия родителей и дошкольного учреждения

Актуальность

         Сохранения национального мира, взаимопонимания – важнейшая задача построения межэтнических отношений на любой территории нашей страны. Актуальна эта задача и для многонационального Купинского района. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

      Наш детский сад посещают 77 детей, из которых - 59% русские ,41% - дети других национальностей, из  татарских, узбекских, казахских, ингушских, немецких семей. Соответственно, в группах представлены разные традиции семейного воспитания и культуры.
    Вместе с тем, изучение методической литературы показало, что научно – обоснованных технологий и методик формирования у детей, именно дошкольного возраста,  интереса и уважительного отношения  к культуре других народов, толерантного взаимодействия разработано недостаточно.
   В дошкольном учреждении не в полной мере создана предметно - пространственная среда для этого направления деятельности.
   Беседы с родителями и проведённое  анкетирование также показали, что в семьях уделяется недостаточное внимание формированию мировоззрения детей, вопросам их социального воспитания.

В связи с этим остаётся не разрешенным противоречие между потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, понимающей и принимающей моральные принципы поведения, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного  учреждения в формировании этих качеств у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость разрешения выявленного противоречия обусловила выбор темы проекта:

«Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада».

Объект проектной деятельности: процесс формирования  у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважительного отношения к людям разных национальностей и их культуре, норм толерантного поведения.

Предмет проектной деятельности: организационно – педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважительного отношения к различным национальным культурам  и норм толерантности.

Цель проекта: Воспитание у старших дошкольников уважения к людям разных национальностей и основ толерантного поведения через расширения знаний детей о культуре и быте разных народов.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с культурой и традициями людей разных национальностей, проживающих на территории Купинского района.

2. Создать в группе предметно - развивающую среду, способствующую формированию толерантного поведения у детей.

3. Закрепить навыки нравственного поведения, такие как доброжелательность, честность, отзывчивость, справедливость.

4. Расширить знания детей о Купинском районе и его достопримечательностях.

5. Развивать у детей коммуникативные навыки, познавательную активность, творческие способности.

6. Привлечь к сотрудничеству родителей, коллег.

Термин выполнения: Долгосрочный, групповой, познавательно-творческий (сентябрь 2015 – февраль 2016года).

Участники проекта:

 Воспитанники, родители, педагоги, музыкальный руководитель и специалисты детского сада,  а так же  работники РДК, представители Центров  казахской и немецкой национальных культур, районного Краеведческого музея.

Предполагаемые продукты проекта:

  • родительское собрание « Что такое толерантность и как её воспитать?»
  • создание совместно с детьми путеводителя по районному краеведческому музею « Все что неизвестно – будет интересно!»
  • создание родителями и детьми семейных альбомов  « А рассказать мы вам хотим…»
  • выставка «Родословное древо моей семьи»
  • творческая работа детей - коллективная аппликация из ткани «Национальные костюмы разных народов
  • просмотр и обсуждение сборника мультфильмов « Гора самоцветов»
  • итоговая игра путишествие « Мы шагаем по планете» с детьми и совместно с родителями.

Содержание проекта по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО:

Познавательное развитие

  • Расширение знаний о культуре и традициях людей разных национальностей, проживающих на территории России (беседы,  знакомство с национальным фольклором, обычаями,  костюмами, чтение и обсуждение сказок разных народов, просмотр мультсборника «Гора самоцветов», экскурсии в районный краеведческий музей, Центры национальных культур, музей – мастерскую  глиняной игрушки).
  • Знакомство с лексическим значением новых слов: толерантность, национальность и др.
  • Ознакомление детей с разными видами музеев: краеведческий музей, музей – мастерская глиняной игрушки, мини - музеи в ДОУ

Речевое развитие

  • Расширение активного словаря детей  на занятиях и в свободной деятельности
  • Формирование звуковой стороны речи, памяти, мышления через разучивание пословиц, поговорок, потешек, чистоговорок разных народов
  • Развитие связной речи через описание  образов героев сказок и оценке их поступков. Развитие умения задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ - описание, рассказ по впечатлениям (на всех мероприятиях проекта)

       Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование коммуникативных навыков, самостоятельности  в разучивании и проведении национальных игр
  • Развитие  умения работать в команде и отвечать за совместный результат деятельности  (проведение этапной игры »мы шагаем по планете», создание путеводителя по районному краеведческому музею)
  • Осуществление взаимосвязи общественного и семейного воспитания (создание семейных альбомов «А рассказать мы вам хотим…», генеалогического древа семьи, участие родителей в этапной игре , проведение родительского собрания «Что такое толерантность и как ее воспитать», проведение входного  и итогового анкетирования с родителями в рамках проекта

Физическое развитие

  • Развитие координации движений, ловкости, увеличение времени двигательной  активности (проведение национальных игр, этапной игры, разучивание элементов национальных танцев)

Художественно – эстетическое развитие

  • Развитие воображения, фантазии, навыков рисовании и аппликации (рисование национальных узоров, создание аппликаций из ткани «Национальные костюмы», рисунки детей к путеводителю по краеведческому музею, раскрашивание национальных костюмов по образцу)
  • Знакомство с народными промыслами и декоративно- прикладным искусством разных народов (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций в  тематических альбомах)
  • Знакомство с музыкой разных народов

Этапы реализации проекта

Проект состоят из 3-х этапов:

1.Организационно - подготовительный (сентябрь - октябрь).

2.Основной (ноябрь - декабрь)

3.Заключительный итоговый (яварь- февраль).

1.Организационно – подготовительный этап

Сентябрь-октябрь

Изучение литературы сбор информации, определение общего замысла проекта механизмов его реализации. Беседа с детьми о разных народах, с целью выяснения уровня их знаний по теме и их отношения к проекту.

Мотивирование детей, педагогов, родителей на активное участие в проекте

 

2.Основной этап

Ноябрь - декабрь

Родительское собрание

« Что такое толерантность и как её воспитать?»

Экскурсии в районный краеведческий музей, центры национальных культур, музей – мастерскую глиняной игрушки с последующей рефлексией.

Создание совместно с родителями и детьми альбома « А рассказать мы вам хотим…».

Выставка  «Родословное древо моей семьи».

Творческая работа детей коллективная аппликация из ткани « Национальные костюмы разных народов».

Просмотр и обсуждение сборника мультфильмов         « Гора самоцветов».

Создание совместно с детьми  путеводителя по Краеведческому музею

« Все что неизвестно – будет интересно! ».

3.Заключительный этап

Январь - февраль

Итоговая игра совместно с родителями: «  Мы шагаем по планете».

Анкетирование для родителей.

Оценка результатов деятельности

Для оценки результатов были использованы следующие формы и методы:

  • наблюдения и беседы с детьми;
  • анализ творческих работ детей;
  • анализ анкетирования родителей;
  • собеседование с родителями и коллегами.

Эффективность реализации проекта подтверждается следующими результатами:

1. Расширились  знания детей о  национальных обычаях и традициях, фольклору и декоративно - прикладному творчеству

2. Повысился уровень навыков работы в группе, сопереживания  и ответственности за результаты  коллективного труда

3. Возросла любознательность и творческая активность детей.
4. Возрос интерес и включенность педагогов в деятельность по реализации проекта
5.  Результаты  итогового анкетирования родителей  показали позитивное отношение родителей  к совместной деятельности с детским садом,  заинтересованность проблемой проекта и желание его продолжить.

Планируемое продолжение  проекта и распространение его наработок:
 Мероприятия по теме проекта будут продолжены до конца учебного года.  Планируется провести Фестиваль национальных культур с участие родителей и детей других групп, организовать в помещении подготовительной группы этнографический уголок.

Заключение

В дошкольном детстве - происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во взаимоотношениях с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Таким образом, воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения является необходимым условием формирования личности ребенка в современном обществе. И значительная роль в этом принадлежит дошкольному учреждению.

Ключевые понятия:

Межнациональное воспитание - это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и детей с целью приобщения их к богатому культурному наследию, накопленному человечеством, формирования дружественных взаимоотношений, позитивного межнационального общения, проявления дружелюбия и симпатии к своему и другим народам, толерантности и деликатности по отношению к ним.

Толерантность -  это терпимость  к чужому  образу  жизни, поведению, обычаям, чувствам,  мнениям, идеям, верованиям. 

Традиции –

Обычаи –

Национальная культура -

Список используемой литературы:
1. ФГОСДО

2. Программа

3.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004.

4.Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре. Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.

5. Дошкольная педагогика № 4\2013 г. Стр.13

6. Вареничева, Т. В. Т. В. Ставропольская слобода «Богатырь» на территории детского сада: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. В. Вареничева. – Тольятти, 2010.

7. Заббарова, М. Г. Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. отв. ред. Е. А. Гринёва. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. - С. 527 - 530.

8. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. М.: 1998.

9. Кутьина Н.Б. Программа “Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой” СПб.: Детство-Пресс, 2004

10. Мосалова Л. Я и мир.- М.: Детство, 2011

Информационные ресурсы:

1.www\https://Nsportal.ru/detskiy-sad.

3.www\ https://tc-sfera.ru/posts/

4. www \https:/\Ped-kopilka/

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Цель: Обогащение и систематизация знаний родителей о работе воспитателя в формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста через информационное просвещение (папка - передвижка)Наряду с организац...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Цель: Обогащение и систематизация знаний родителей о работе воспитателя в формировании КГН у детей младшего дошкольного возраста через информационное просвещение (папка - передвижка)Наряду с организац...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере...

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников в условиях детского сада

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержанию порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослы...