Мастер-класс для педагогов «Развивающий планшет дидактических игр по экологическому воспитанию для детей 3-4 лет "Играем с Капитошкой».
методическая разработка (младшая группа)

Дейнега Ольга Минжуровна

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по использованию дидактических игр с использованием многофункционального развивающего планшета «Играем с Капитошкой» для дошкольников.

Задачи:

  • передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм использования дидактических игр по экологическому воспитанию с использованием многофункционального развивающего планшета «Играем с Капитошкой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_kapitoshkoy.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

Диссеминация педагогического опыта

Дейнега Ольга Минжуровна

Воспитатель

(первая квалификационная категория)

МБДОУ «ДС «Семицветик»

г. Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменской обл.

31.03.2023

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по использованию дидактических игр с использованием многофункционального развивающего планшета «Играем с Капитошкой» для дошкольников.

Задачи:

  • передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приёмов и форм использования дидактических игр по экологическому воспитанию с использованием многофункционального развивающего планшета «Играем с Капитошкой».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я расскажу Вам о моей методической разработке, которая является многофункциональным развивающим планшетом дидактических игр и называется «Играем с Капитошкой».

Актуальность дидактического пособия

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

  Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

      Развитие познавательно - исследовательской активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Федеральные государственные образовательные стандарты диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний.

Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получает способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружится серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира. Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание.

Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. 

Обладая ручным мышлением, ребенок манипулирует предметами, знакомится с их свойствами и полученными сведениями заполняет пока еще почти пустой банк памяти.

До 3 месяцев ребенок запоминает то, что может усвоить с помощью органов чувств.

С 3 месяцев до 3 лет в память загружаются речь (языковые значения, которыми пользуются окружающие), сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В это время человеку надо запомнить, как выглядит каждый объект, как он звучит, какой имеет вкус и запах, какие создает тактильные и мышечные ощущения, в каких вариантах встречается и во что превращает при разных воздействиях.

Например, ребенок приближается к объекту, а тот вдруг взлетает вверх и исчезает (птичка улетает). Приближается к другому объекту, а он удаляется по горизонтали (кошка убегает). Выпускает погремушку из рук, а та падает вниз. Бросает чашку – из одного предмета делается много, но другой формы.

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих предметов? Все надо проверить и результаты проверки внести в банк памяти. Что будет с блюдцем? Улетит? Убежит? Упадет? Разобьется? А ложка? А стул? И так далее. «Я уже запомнил, - как бы говорит он себе, - что яблоко вкусное, конфета сладкая, ложка безвкусная, а этот предмет? А этот…» Все – в рот, все – обследовать и все запомнить. Многократно, по разным параметрам, по всем анализаторам. Все полученные данные вносятся в память.

К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у маленького ребенка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым и не тормозим.

В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры, детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. В этой связи я создала мобильное наглядное пособие «Играем с Капитошкой», который позволяет каждому дошкольнику непосредственно участвовать в предметно-практической деятельности по расширению и углублению знаний об окружающем мире, поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность, проводить опыты и наблюдения.

«Развивающий планшет «Играем с Капитошкой» — это необычная форма подачи материала (в отличие от печатных игр и книг).

Сам планшет представляет собой шесть сторон. Каждая сторона направлена на развитие той или иной познавательной функции.

Это пособие многофункционально, предусматривает различные виды заданий. С кубом могут заниматься одновременно несколько детей, а также можно проводить работу индивидуально.

Количество вариантов игр неограниченно и зависит от фантазии педагога и его умения формулировать поставленные задачи. В своей работе уже использовала развивающий планшет по темам: «Вода» и «Воздух».

Сегодня я вам представляю развивающий планшет дидактических игр по экологическому воспитанию детей 3 – 4 лет по теме «Вода».  Дидактическое пособие представляет собой прочную красочно декорированную коробку-куб, на каждой грани которой расположены дидактические упражнения и задания, в процессе выполнения которых дошкольники получают определенные знания о свойствах и значении воды в нашей жизни. Первая грань куба посвящена знаниям детей о свойствах воды, которые дети могут продемонстрировать с помощью экспериментального материала, расположенного внутри чудо - куба. Вторая игровизор - игровизор «Сила воды» где дети с помощью дидактической игры - вертушки, реализуют свои знания о том, как человек использует воду. Третья сторона - игровизор «Какая бывает вода», показывает детям какая вода в природе и формы, в которых она нам предстает: лед, снег, пар, дождь. То есть вода может быть горячей и тогда она начинает превращаться в пар, вода может быть холодной, превращаться снег и лед. Четвёртая сторона посвящена дидактическим играм, которые могут меняться, это зависит от творческого воображения педагога, от интересов детей. В своём кубе я подобрала дидактическую игру «Морские обитатели», где ребятам предстоит найти тень морских обитателей, такая игра развивает внимание, наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику. Четвертая сторона - методическая и предназначена для использования непосредственно педагогом. На грани чудо - куба расположены один объёмный карман, с подборкой различных теоретических материалов –загадок, потешек и стихотворений о воде.

Пособие состоит из красочных картинок. Все изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Все атрибуты для детского экспериментирования по теме «Вода» помещаются в куб.

Такие игры, как развивающий планшет дидактических игр по экологическому воспитанию помогают деткам лучше воспринимать окружающий мир и быстро ориентироваться в нём, т.е. способствует развитию социализации.

Основные достоинства пособия:

• доступность материала для восприятия дошкольниками;

• мобильность;

• возможность замены учебного материала;

• кубы дают воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры.

    Если вас заинтересовала такое дидактическое пособие, я вам предлагаю буклетики с рекомендациями по созданию «Чудо – куба».

Итог: в заключение моего выступления хочется сказать, что мой куб - многофункциональное пособие, преимущество его, заключается в том, что это пособие можно использовать для любого вида деятельности, оно мобильно - его можно использовать за столом, на коврике. А главное, что после выполнения задания, куб можно перевернуть и проверить друг друга.

На основании проведенной исследовательской работы по изучению влияния многофункциональных дидактических пособий на развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста можно с уверенностью сказать, что новые виды пособий дают возможность эффективно и качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении, обогатить предметно-развивающую среду, дают новые возможности образования не только для дошкольников, но и для педагогов. Необычность многофункционального дидактического пособия способствует повышению познавательной мотивации дошкольников, позволяет повысить объем знаний и умений.

Но следует отметить, что положительные результаты могут быть получены только при комплексном применения данных обучающих пособий с традиционными методами и средствами обучения, постоянном общении педагога с детьми, с обязательным учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей при организации воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод: использование данного вида пособия как средства развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста эффективно для применения в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделька (дидактическая игра по экологическому воспитанию для детей старшего возраста) (авторская разработка) выполнила Кузьмина Анна Семеновна

·        Игра способствует развитию познавательного интереса;·        Расширяет кругозор детей;·...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего возраста

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мы...

Мастер - класс для педагогов "Дидактическое пособие по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Снегирь из шерсти"

Данное пособие может использоваться для групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми....

Мастер-класс "Использование нетрадиционных способов в изготовлении дидактических игр для развития познавательных возможностей детей

Использование нетрадиционных способов в изготовлении игр; поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании на основе государственных образовательных стандартов...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей средней группы "Поиграем с Капитошкой"

Конспект занятия "Путешествие капельки" предназначен для детей среднего дошкольного возраста....

Мастер – класс для родителей воспитанников «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»

Мастер – класс для родителей воспитанников«Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»...