Проект «Мой край родной — Бурятия!»
проект

Цветкова Вера Доржиевна

«Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы растём.

И берёзки у дороги

По которой мы идём»

В. Степанов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_kray_rodnoy_-_buryatiya.docx23.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  ДЕТСКИЙ САД №89 «ЖУРАВЛЁНОК»

компенсирующего вида г.Улан-Удэ

Проект «Мой край родной — Бурятия!»

Выполнила:

Цветкова В.Д.

г. Улан-Удэ

2022 г.

1. ВВЕДЕНИЕ.

«Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы растём.

И берёзки у дороги

По которой мы идём»

В. Степанов

В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В. А. Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельностиПроектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проблема:

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети, родители, педагоги ДОУ.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: дети 5-6 лет.

ТИП ПРОЕКТА : информационно-творческий, долгосрочный.

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с родным краем.

ЗАДАЧИОсновные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1. Активизация познавательного интереса к объектам социального мира

(видеть и находить необычное, удивительное в окружающей действительности родного края). Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; Развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.

3. Формирование мира и межличностных отношений, системы краеведческих знаний: о географическом расположении и особенностях ландшафта, традициях и достопримечательностях республики Бурятия.

Принципы решения задач проекта :

*Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка)

*Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

*Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

*Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА «Мой родной край - Бурятия»

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно - развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.

2. Основной. Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.

3. Заключительный. Оценка результатов.

Необходимые условия реализации проекта:

1. интерес детей и родителей;

2. методические разработки,

3. интеграция образовательных областей

Предполагаемые результаты:

1. Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, краю, своей Родине, но, если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Для работы с детьми был составлен перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, Т. С,Комаровой, М,А,Васильевой

В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:

1. Совместную деятельность взрослых и детей;

2. Познавательные занятия по ознакомлению с родным краем,

особенностями, достопримечательностями, традициями.

3. Беседы с детьми:

«Где я живу»

«Улан - Удэ» - столица Бурятии»

«Мой родной город – Улан-Удэ»

«Достопримечательности города Улан-Удэ»

«О Байкале» и т. д.

4. Посещение музеев.

5. Чтение художественных произведений бурятских авторов.

6. Рисование на темы«Какого цвета мой край родной»«Дом, в котором я живу»«Животные нашего леса» и т. д.

7. Сюжетно - ролевые игры «Железная дорога»«Дом»«Музей» и т. д.

8. Разучивание народных игр : «Табун» (Хурэг адуун, «Иголка, нитка,

узелок» (Зун, утахн, зангилаа, «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад, «Ищем

палочку» (Модо бэдэрхэ, «Бабки - лодыжки» (Шагай наадан).

9. Музыкальная деятельность: слушание и разучивание бурятских песен,

музыкальное развлечение «Сагаалган», летний праздник «Сурхарбан».

Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:

*анкетирование;

*родительские собрания;

* беседы с детьми о столице Бурятии, в котором живем, о героях — земляках - защитниках Родины.

* пешие прогулки по 113 микрорайону, посещение этнографического музея, музея истории Бурятии г. Улан – Удэ, дацана, православного храма, памятники (совместные прогулки, выезды).

* сбор информации, исторических материалов о родном крае «Наша

копилка».

*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;

*участие в конкурсах творческого мастерства;

*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;

Деятельность Педагогов:

1. Изучение истории, культуры Бурятии.

2. Изготовление альбомов «Малая моя Родина»«Бурятия»«Байкал»,

«Животный мир Бурятии».

3. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с родным краем, изготовление регионального уголка, макетов детского сада, дацана, православного храма и др.

4. Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным краем : «Что такое Родина?»«Край родной — земля Бурятская»«Улан — Удэ - столица Бурятии»«Знакомство с творчеством бурятского народа»«Что означают наши имена»«Путешествие в природный мир Бурятии» и т. д.

5. Изготовление дидактических игр по закреплению знаний детей: «О чем

рассказала лучина», «Одень куклу в национальный костюм», «Рассели по

местам» (по карте Бурятии).

Содержание работы над проектом по этапам :

*1-этап – подготовительный

Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.

*2-этап – основной.

Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Край родной - Бурятия»

 Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием «патриотическ...

Проект "Мой край родной - Бурятия" для старшей группы

Проект «Мой край родной - Бурятия»...

ПРОЕКТ "МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - БУРЯТИЯ"

В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патрио...

Проект "Край родной -Бурятия моя"

Искусство родного края всегда привлекает ребенка доступностью образов, близостью для понимания, оно помогает создать образные представления, которые настраивают ребенка на восприятие музыки. Поэтому н...

Проект «Мой край родной - Бурятия»

Сагаалган-праздник Белого месяца...

Проект «Мой край родной - Бурятия».

Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям обуславливает объективную необходимость постижения ими норм и ценностей духовной, национальной и региональной культур. Практика работы образователь...

Проект «Мой край родной — Бурятия!»

Проект «Мой край родной — Бурятия!»...