ПРОЕКТ "МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - БУРЯТИЯ"
проект (старшая группа)

Шаралдаева Саяна Владимировна

В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания.

     В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл original_proekt_moy_kray_rodnoy_-_buryatiya.docx75.56 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

 МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63 г. Улан-Удэ»

    «Принято»: на заседании                                                        «Утверждено»:

Педагогического совета № 1                                                  Директор МАОУ                                              

Протокол №  _____                                                     «СОШ № 63 г.Улан-Удэ»                                                    

от  «___» _________ 2018 г.                                       __________  Лудупов Б.Г.                                    

                         

        

Проект

в старшей группе № 2 «Звездочки»

 «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - БУРЯТИЯ»

                                    АВТОР ПРОЕКТА: Осорова Саяна Владимировна

                                                                               Гомбоева Хандама Дмитриевна

2018 год

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение

1.1. Актуальность  темы по патриотическому воспитанию.

1.2. Цели и задачи патриотического воспитания дошкольников.

2.Основной этап проекта «Моя Родина – Россия»

3.Заключение.

Приложение 1. Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.

 Приложение 2.  Пословицы, поговорки о Родине.

 Приложение 3. Перечень дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.

Приложение 4. Конспекты ООД, досугов по патриотическому воспитанию дошкольников, используемых в процессе работы над проектом.

Приложение 5.  Список используемой литературы.

1. ВВЕДЕНИЕ.

« Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы растём.

И берёзки у дороги

По которой мы идём»

В.Степанов

     В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к семье, где ребёнок растёт, уважение к обществу, в котором находишься, к традициям и истории своей страны, к родному городу играют огромную роль в становлении личности ребенка. В прежние годы гражданственность, высокий патриотизм являлись национальной особенностью нашего народа. Изменения в политической жизни страны постепенно вносили свои коррективы в выбор приоритетов воспитания.

     В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание, так как возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно: любовь к родным местам, гордость за свой народ, за его культуру.

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ  ТЕМЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

      К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота.  «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В.А.Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.     Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

      Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

   Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

     И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Проблема:

     Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.   Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны, края.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители, педагоги ДОУ.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: дети 5-6 лет.

ТИП ПРОЕКТА: информационно-творческий, долгосрочный.

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с родным краем.

ЗАДАЧИ: Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. Активизация познавательного интереса к объектам социального мира

(видеть и находить необычное, удивительное в окружающей действительности родного края). Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

      2. Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического      государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; Развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.

      3. Формирование мира и межличностных отношений, системы краеведческих знаний: о географическом расположении и особенностях ландшафта, традициях и достопримечательностях республики Бурятия.

        

Принципы решения задач проекта:

*Принцип позитивного центризма (отбор знаний, актуальных возрасту ребёнка)

*Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

*Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

*Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП ПРОЕКТА «Мой родной край - Бурятия»

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 

1.Подготовительный.  Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.

2.Основной.  Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.

3.Заключительный.  Оценка результатов.

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция образовательных областей

Предполагаемые результаты:

  1. Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
  5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
  6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, краю, своей Родине, но, если в ходе реализации проекта, дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям общественной  жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Для работы с детьми был составлен перспективный план по патриотическому воспитанию с детьми и родителями на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса,  Т.С,Комаровой,  М,А,Васильевой

В работе с детьми по воспитанию патриотизма у детей мы использовали:

1. Совместную деятельность взрослых и детей;

2. Познавательные занятия по ознакомлению с родным краем,

особенностями, достопримечательностями, традициями.

3. Беседы с детьми:

    - «Где я живу»

    - «Улан - Удэ» - столица Бурятии»

    - «Мой родной город – Улан-Удэ»

    - «Достопримечательности города Улан-Удэ »

    - «О Байкале» и т. д.

4. Посещение музеев.

5. Чтение художественных произведений бурятских авторов.

6. Рисование на темы: «Какого цвета мой край родной», «Дом, в котором я живу», «Животные нашего леса» и т.д.

7. Сюжетно - ролевые игры «Железная дорога», «Дом», «Музей» и т. д.

8. Разучивание народных игр: «Табун» (Хурэг адуун), «Иголка, нитка,

узелок» (Зун, утахн, зангилаа), «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад), «Ищем

палочку» (Модо бэдэрхэ), «Бабки - лодыжки» (Шагай наадан).

9. Музыкальная деятельность: слушание и разучивание бурятских песен,

музыкальное развлечение «Сагаалган», летний праздник «Сурхарбан».

Для взаимодействия с родителями использовались следующие формы работы:

*анкетирование;

*родительские собрания;

* беседы с детьми о столице Бурятии, в котором живем, о героях — земляках - защитниках Родины.

* пешие прогулки по 113 микрорайону, посещение этнографического музея,  музея истории Бурятии  г.Улан – Удэ, дацана, православного храма, памятники (совместные прогулки, выезды).

* сбор информации, исторических материалов о родном крае «Наша

копилка».

*привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;

*участие в конкурсах творческого мастерства;

*консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей;

Деятельность Педагогов:

1.        Изучение истории, культуры Бурятии.

2.        Изготовление альбомов «Малая моя Родина», «Бурятия», «Байкал»,

«Животный мир Бурятии».

3.        Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с родным краем, изготовление регионального уголка, макетов детского сада, дацана, православного храма и др.

4.        Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным краем: «Что такое Родина?», «Край родной — земля Бурятская», «Улан — Удэ - столица Бурятии», «Знакомство с творчеством бурятского народа», «Что означают наши имена», «Путешествие в природный мир Бурятии» и т. д.

5.        Изготовление дидактических игр по закреплению знаний детей: «О чем

рассказала лучина», «Одень куклу в национальный костюм», «Рассели по

местам» (по карте Бурятии).

Содержание работы над проектом по этапам:

*1-этап – подготовительный

Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.

*2-этап – основной.

Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:

Месяц

Тема

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

«День знаний»

Формировать чувство привязанности к детскому саду, сверстникам и педагогам. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между детьми.

Экскурсия по детскому саду.

С/р игра «Школа»

Исполнение песен о д/с.

Чтение р.н. сказки «Гуси-лебеди»

Заучивание пословиц о Родине, дружбе. Целевая прогулка по микрорайону.

НОД: Художественное творчество  тема: «Наша улица».

Прогулка. Игры «Горелки», «Иголочка, ниточка и узелок», «Цепи».  Рассматривание иллюстраций об осени, чтение стихов русских поэтов.

«Моя семья»

Формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных отношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье.

Работа над понятием «родственники» (чтение стихотворения Я.Акима «Моя родня»

С/р игра «Семья»

Рисование «Моя семья»

Беседа о родственниках более старшего поколения.

«Я и моё имя»

Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей.

Чтение Я.Аким

«Кто кому кто»

Д/игра «Назови ласково»

«Мои друзья»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость.

Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена»

Беседа «Что такое дружба»

Исполнение песен о дружбе

Октябрь

«День города»

«Наш Улан - Удэ»

Познакомить со столицей Улан-Удэ, с достопримечательностями Улан-Удэ, воспитывать интерес к истории города, чувство гордости за него. Предложить рассказать о праздновании   «Дня города»

Экскурсия по микрорайону(с родителями)  

Рассматривание фотоальбома по теме.

Конкурс рисунков «Наш город глазами детей» . Рассказ воспитателя о празднике Покрова, народных приметах и об

обычаях, с ним связанных.

Осенний праздник «Что нам осень принесла»

Закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать чувство гордости за родной край, приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Беседа о пословицах и поговорках об октябре.  

 Рисование «Наш микрорайон в октябре»

Конкурс творческого мастерства

«Лес – наше богатство»

Расширять знания детей об осенних изменениях в природе, побуждать детей любоваться красотой осеннего пейзажа, воспитывать желание бережно относиться к природе.

ООД

Изготовление Красной книги Бурятии. Рассматривание осенних пейзажей.  

Чтение  «Уж небо осенью дышало» А.С.Пушкин

Д/и «С какого дерева лист»

«Экологический досуг»

Развивать интерес и любовь к родной природе, её красоте, формировать бережное отношение к природе и всему живому, развивать интерес к русским и бурятским традициям.

Чтение «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов  

 Беседа о народных приметах и пословицах об осени.

Д/и «Овощи и фрукты»

Ноябрь

«Выдающиеся люди России и Бурятии»

Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими  страну и Бурятию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям , желание быть полезным своей Родине.

Рассматривание картин президента России и Бурятии, бурятских художников о природе, загадывание загадок о природных явлениях. Дидактическая игра «От какой ветки детка».

НОД: Познание тема: «О том, как трудятся наши мамы и папы».

Игры «Ручеек», «Краски».

Праздник «День матери»

Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить постоянную заботу матери о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким.

Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны».

Фотовыставка «Маму милую мою, очень-очень я люблю». Конкурс «Мамин пирог-2018».

Спортивный досуг «Весёлые старты»

Развивать физические качества: силу, ловкость,  быстроту, выносливость, развивать умение действовать в коллективе, развивать желание быть полезным своей стране в будущем.

Разучивание стихов, песен о спорте, о Родине, о защитниках России.

Беседы: «Хочется мальчишкам в армии служить», Наша Родина – Россия»

«Русские и бурятские наряды»

Дать детям элементарные представления о русской и бурятской одежде, воспитывать чувство гордости за свою страну, за свой народ, формировать гражданско-патриотические чувства.

 Рассматривание куклы в национальном русском и бурятском наряде, русских сарафанов и бурятских «Дэгэл». Чтение русских народных сказок. Познание тема: «К нам пришла кукла Маша» (в русском национальном костюме).

Русская народная игра «Горелки».

Дидактическая игра «Отгадай загадку» (об одежде). Вырезание из цветной бумаги одежды (русской и бурятской).

Выезд в «Музей природы Бурятии».

Декабрь

«Бурятские украшения и орнаменты»

Познакомить с бурятскими мастерами, с бурятскими украшениями орнаментом, продолжать  прививать детям патриотические чувства.

 Рассматривание посуды, изготовленной бурятскими мастерами, нагрудных расшитых украшений с бурятским орнаментом. Беседа о символе солнца в бурятском орнаменте.

НОД: Познание тема: «К нам в гости пришла кукла Баярма».

Прогулка. Русские народные игры «Во поле береза стояла», «Гуси — лебеди», бурятская игра «Табун» (хурэг адуун). Рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства бурятских мастеров. Дидактическая игра «Чей головной убор?». Беседа о символике белого, желтого цвета в бурятской вышивке.

«Новый год у ворот»

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, продолжать знакомить с культурным наследием страны, Воспитывать патриотизм.

 Сравнение русской избы и бурятской юрты. Загадки о посуде. Дидактическая игра «Русское чаепитие».

Прогулка. Игры «Во поле береза стояла», «Луна и солнце», «А я по лугу».

Заучивание русских народных потешек, прибауток. Вышивание простых русских узоров на салфетке. Дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм»,  «Назови правильно» (предметы бурятского быта из дерева)

«Праздник новогодней ёлки»

Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей

Разучивание стихов, песен, танцев к празднику.

Изготовление атрибутов для украшения группы.

Конкурс «Лучшее новогоднее оформление группы»

Выезд в кукольный театр «Ульгэр».

Январь

Развлечение «Рождественские посиделки»

Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям  и культуре России

Народные игры. Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). Разучивание колядок. Загадывание загадок. НОД: Познание тема: «Улан -Удэ — столица Бурятии».

Лепка «Бурятская посуда».

Прогулка. Игры «Бабка Ежка», Прялица», «Башмачок», «Горшки». Слушание русских частушек. Кукольный спектакль «Колобок». Вырезание из бумаги силуэтов русской и бурятской одежды.

Выезд в театр «Оперы и Балета».

«Наша Родина – Россия, мой край родной – Бурятия!»

Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес  к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства.

Беседа с использованием иллюстраций.

Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина». Рассказ воспитателя о новогодних песнях — «овсенях». Загадывание загадок. Дидактическая игра «О чем рассказала лучина?».

НОД: Художественное творчество тема: «Роспись рождественского сапожка».

Прогулка. Игры «Гуси — лебеди», «Ручеек».

Рассматривание русских головных уборов: картуз, кичка, сорока, кокошник, коруна, венец. Беседа о символике цвета в бурятской вышивке. Роспись бумажных силуэтов (головные уборы, рубашки, платья, полотенца).

Чтение пословиц и поговорок о Родине

Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках»

Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны.

Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки

Инсценировка р.н.сказки «Заюшкина избушка»

Чтение р.н.сказок.

Беседа о бурятской национальной кухне. Сравнивание символики вышивок на русских и бурятских национальных костюмах. Чтение стихотворений русских поэтов о зиме. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги). Дидактическая игра «Чье жилище?».

НОД: Художественное творчество тема: лепка «Кукла в русском костюме».

Познание тема: «Мое родное село».

Прогулка. Игры «Горелки», «Жучок — паучок», «Ручеек», «Гуси — лебеди». Вечер. Роспись бересты. Кукольный спектакль «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание бурятских народных песен. Рассматривание «бабушкиной» посуды.

Февраль

Государственные символы России»

Закреплять знания детей о Государственных символах России формировать элементарные представления о  их происхождении и назначении и уважительное отношение к государственным символам.

ООД

Использование макетов государственной символики и РБ.

Прослушивание фонограммы Гимна России и Бурятии.

Аппликация «Государственный флаг России, флаг Бурятии».

«Дорогая моя столица!Мой Улан - Удэ!

Закрепить знания детей об Улан-Удэ (символика, расположение на карте), дать представление о том, что Улан -Удэ – главный город Республики Бурятия, воспитывать чувство гордости и любви к своей стране.

ООД          

Чтение стихов об Улан-Удэ, рассказы детей из личного опыта

Книжная выставка  «Улан-Удэ – главный город РБ»

«Сагаалган»

Формировать чувство уважения к традициям и обычаям, расширять представление о бурятской национальной одежде, закрепить знания о благопожеланиях на русском и бурятском языках,  развивать патриотические чувства, прививать желание заботиться о своих близких

Рассматривание головных уборов бурятских женщин и девушек. Вырезание силуэтов головных уборов бурят. Дидактическая игра «Что лишнее?».

 Бурятские народные игры «Иголка, нитка и узелок» (зун, утахн, зангилаа), «Бабки — лодыжки» (шагай наадан).  Беседа о традициях и обычаях праздника Белого месяца, рассматривание «Хадак», благопожеланий, написанных на русском и бурятском языках и украшенных орнаментами «бадма сэсэг», «улзы угалзе», «уулэн хээ». Раскрашивание силуэтов по образцам.

 «Наша Армия сильна»

Продолжать формировать патриотические чувства, расширять знания детей о Родине, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, воспитывать будущих защитников Отечества.

Беседа «Что такое патриотизм»

Разучивание стихов, песен о защитниках Отечества. Раскрашивание орнамента (из бумаги), используемого для украшения русских сарафанов. Дидактическая игра «Гончарное мастерство». Заучивание русских народных потешек, закличек.

НОД: Познание тема: «Беседа о Бурятии».

Игры «Горелки», «Луна и солнце».

Просмотр видеозаписи выступления ансамбля «Байкал», беседа о нем. Чтение стихов бурятских поэтов. Заучивание пословиц об одежде

Развлечение

«Широкая Масленица»

Закреплять знания детей о русском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Беседа о народных праздниках.

Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен. Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе. Беседа «Богата и разнообразна наша природа».

НОД: Познание тема: «О труде железнодорожников».

Рисование «Едем мы, друзья, в дальние края...»

Игры «Летят — не летят», «Лапта». Вырезание силуэтов дымковских игрушек, их роспись. Беседа о русских мастерах.

«Сагаалган – главный праздник Бурят»

Закреплять знания детей о бурятском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных бурятскими художниками. Отгадывание загадок о предметах быта. Дидактическая игра «Чье жилище?».

НОД: Познание тема: «Празднование Сагаалгана».

Рисование «Священный огонь Сагаалгана».

Прогулка. Бурятские народные игры «Табун»(хурэг адуун), «Ищем палочку» (модо бэрэрхэ).

Рассматривание матрешек.

Выезд в дацан. Дидактическая игра «Одень куклу»

Март

«Мама – главное слово»

Праздник «Наши мамы»

Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства

Беседа о маме «Мама – первое слово»

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме»

Разучивание стихов, песен о маме.

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Чтение бурятской легенды о волшебнице Дангины. Дидактическая игра «Покажи правильно». Повторение потешек и прибауток.

НОД: Познание тема: «О Байкале».

Рисование «Родная природа».  Игры «Краски», «У медведя во бору», «Ворон».

Вечер. Слушание бурятской народной музыки, беседа о ней. Дидактическая игра «Что лишнее?».

Выезд в православный храм.

«Зов предков»

Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков, воспитывать любовь и уважение к пожилым людям, предкам.

Рассматривание бурятской юрты (иллюстрация или макет). Раскрашивание полотенец (из бумаги) с использованием русских узоров. Заучивание пословиц и поговорок об одежде. Отгадывание бурятских загадок.

Слушание легенды «Красавица Ангара».

Прогулка. Игры «Жучок и паучок», «Краски», «Во сыром бору тропа».

Рассматривание русской и бурятской национальной обуви. Дидактические игры «Бурятские промыслы», «Что нужно сапожнику?».

«История Бурятии»

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, приобщать детей к истокам русской народной и бурятской культуры, воспитывать чувство гордости за прошлое своей страны.

Посещение детьми  музея «История Бурятии».

Рассматривание праздничного бурятского костюма. Раскрашивание силуэтов одежды (из бумаги). Беседа «Головные уборы и обувь бурят в старину». Дидактическая игра «О чем рассказала лучина?».

НОД: Игра-занятие «Музей».

Аппликация «Украшение бурятской одежды «Дэгэла» (халата), «Терлога»

(жакета).

Игры «Прялица», «Прятки».

Чтение бурятских сказок о Будамшу, беседа по содержанию. Заучивание бурятских пословиц о дружбе.

«Дом, дом, открой свою тайну!»

Воспитывать интерес к традициям своей страны, любовь к устному народному творчеству, продолжать прививать детям патриотические чувства к России и своей малой Родине.

Использование скороговорок, потешек, небылиц, загадок, народных игр.

Рассматривание фотографий ансамбля «Байкал», беседа о нем.

Слушание бурятской народной сказки «Мышь и верблюд».

НОД: Познание тема: «Все мы дружно живем на бурятской земле».

Аппликация «Украшение ковра «Таро».

Беседа «Береза — символ России». Игра «Во поле береза стояла».  Рассматривание старинной русской обуви из лыка — лаптей. Дидактическая игра «Что лишнее?» Чтение стихов русских  поэтов о весне

Апрель

Праздник весны

Воспитывать  чувство гордости за свою малую Родину, уважение, интерес к традициям и культуре России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

Беседа о весне, о народных праздниках.

Разучивание стихов о весне

Рисование «Край мой любимый»

Беседа о праздновании Вербного Воскресения и о вербе. Слушание песни «Солнышко».

НОД: Художественное творчество тема: «Рисование ветки вербы».

 Игры «Верба - вербочка», «Заря - зарница».  Представление кукольного театра «Петрушка».

«Наши космонавты»

Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, традициям и обычаям, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну.

ООД

Беседа «Покорение космоса»

Рисование на данную тему

Конструирование космического корабля из строительного материала.

Беседа о празднике Светлой Пасхи, об обычае обмениваться яйцам, о значении этого действия, о праздновании последнего дня недели – Красной Горки. Повторение русских народных закличек, поговорок. Слушание

праздничного Пасхального колокольного звона.

НОД: Художественное творчество тема: «Роспись пасхальных яиц».

Игры с яйцами, «Прялица», «Солнышко-ведрышко».  Знакомство с пасхальными песнями. Рассматривание старинных русских украшений.

Выезд на страусинную ферму.

«Ордена и медали»

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Беседа «Народы Бурятии».

Использование  фотографий орденов и медалей.

Чтение художественной литературы о войне.

Рассматривание посуды, изготовленной русскими и бурятскими мастерами. Разучивание русских пословиц о труде. Дидактическая игра «Гончарное мастерство».

НОД: художественное творчество» тема: лепка посуды в народном стиле.

Игры «Расходитесь», «Краски», «Ручеек».

 Дидактическая игра «Что нужно гончару?». Заучивание бурятских пословиц о труде. Отгадывание бурятских загадок. Составление узоров из бумаги по мотивам русской вышивки. НОД: Познание тема: «Охранять природу - значит охранять Родину».

 Игры «Расходитесь», «Прятки», «Догонялки», бурятская народная игра «Стрельба по соломенным бабкам» (сурхарбан).

 Беседа о символике герба и флага республики Бурятии

Май

«Этот День Победы»

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ.

ООД «Мы живы, пока жива наша память»

Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Слушание фронтовых песен. Рассматривание иллюстраций о природе, картин русских и бурятских  художников о весне. Дидактическая игра «О чем рассказала лучина».

НОД: Познание тема: «Беседа о Байкале».

Рисование «Животные нашего леса». Игры «Пятнашки», «Краски».

Лепка из глины игрушек русского народа. Дидактическая игра «Что везем на ярмарку?».

Экскурсия к мемориальному комплексу возложением цветов

Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

Беседа «Мы не забудем той войны»

Рисование «Войне мы скажем нет!»

Оформление выставки книг о войне.

Оформление стенда «Война в истории моей семьи» Рассматривание плетеной посуды из лыка. Повторение русских пословиц о труде. Дидактическая игра «Промыслы Бурятии». Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о празднике Великой Победы.

НОД: Художественное творчество аппликация «Праздничный салют». Прогулка. Игры «Кот и мыши», «У медведя во бору». Рассматривание альбомов о Байкале, о животном и растительном мире Бурятии. Рисование русских и бурятских орнаментов. Дидактическая игра « Чей узор?».

Акция «Забота»

Продолжать воспитывать уважение к защитникам Родины, желание заботиться о них, чтить память погибших, формировать патриотические чувства

Беседа «Вечный огонь – символ бессмертия»

Концерт для ветеранов ВОВ. «Мы не забудем той войны…»

Создание альбома «Письма с фронта»

Конструирование «Подарки ветеранам»

Выезд к вечному огню.

«Наша Родина – Россия»

Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России, воспитывать  патриотические чувства

Выставка предметов быта. Дидактическая игра «Что лишнее?».

НОД: Итоговая беседа «Что мы знаем о Бурятии?».

Художественное творчество тема: рисование по замыслу с использованием русских и бурятских узоров.

Экскурсия в лес для наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Выезд в этнографический музей.

Приложение 1.

Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.

Перспективный план работы с родителями
по патриотическому воспитанию детей старшей группы

Формы работы

Содержание работы

Сроки проведения

Планирование работы с родителями

1.Ознакомление родителей с группой, которую посещают их дети.

Беседа «Давайте познакомимся»

сентябрь

2. Анкетирование
и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:

  • анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;
  • опрос "Ваши пожелания и ожидания".



сентябрь

1 раз в квартал

3. Родительские собрания

Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:

  • "Гражданин воспитывается с детства";
  • "Влияние воспитания патриотизма на всестороннее развитие личности ребенка".


октябрь
май

4. Заседания "Круглого стола"

  • "Задачи семьи и детского сада в воспитании патриотизма едины";
  • "Из чего складывается трудолюбие?"

декабрь

февраль

5. Дни открытых дверей

Участие родителей в групповых занятиях

1 раз в квартал

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

1. Привлечение родителей к участию в деятельности группы

  1. Семейные проекты:
  • "Письма с фронта";
  • "Война в истории моей семьи".
  1. Выезды с родителями:
  • музеи;
  • дацан;
  • церковь;
  • прогулки, на природу.
  1. Участие в организации совместных конкурсов творческого мастерства
  • "Осенние  фантазии";
  • «Мамин пирог – 2018»
  • "Новогодняя композиция"
  • «Сагаалган»
  • «8 марта»
  • «Пасха»
  • «День победы».

       4. Участие в изготовлении снежных построек к зимнему конкурсу.

      5. Участие в изготовлении поделок для конкурса «Детский сад летом»

      6.Экскурсии по городу, в лес.

      7. Возложение цветов на мемориальный памятник у вечного огня.                                

       


Февраль

Май


в течение года

в течение года

2. Праздники, развлечения

  • "День знаний";
  • «Экологический досуг»
  • "Праздник осени»
  • «День матери»
  • "Новогодний утренник»
  • Досуг Бережём здоровье с детства»
  • "Военно-патриотическая игра «Зарничка";
  • Досуг по ПДД»
  • «Масленица»
  • "Праздник 8 Марта";
  • «Праздник весны»
  • "Праздник Победы";
  • "Здравствуй, лето".

сентябрь
октябрь

ноябрь               декабрь                     январь             февраль                  

февраль            

февраль

март                              апрель               май                    июнь

                     

Педагогическое просвещение родителей

1. Наглядная педагогическая информация

  1. Тематические выставки:
  • "Воспитание у детей любви к природе";
  • "Мой родной город Улан-Удэ»;
  • "Байкал";
  1. Памятки для родителей:
  • "10 заповедей родителям";
  • "Известные люди о воспитании любви к Родине";
  • "Растим патриотов".
  1. Выставки детских работ;
  2. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

в течение года

2. Консультирование

  • "Азбука общения";
  • "Как приучить детей охранять природу";
  • "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне";

В течение года

3 этап – заключительный.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:

Викторина «Что мы знаем о родном крае».

Анализ проделанной работы, отчет по проекту.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Пословицы о Родине.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Родина – всем матерям мать.

Береги Родину, как зеницу ока.

Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

Родная земля и в горсти мила.

Всякому мила своя сторона.

Дома и стены помогают.

И пылинка родной земли – золото.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

На чужой стороне и весна не красна.

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если народ един, он непобедим.

Народное братство дороже всякого богатства.

Родину-мать учись защищать.

Герой – за Родину горой.

Главное в жизни – служить отчизне.

В бою за отчизну и смерть красна.

С родной земли умри, но не сходи.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Напоролись враги на русские штыки.

Если по-русски скроен, и один в поле воин.

Русский солдат не знает преград.

Слава русского штыка не померкнет никогда.

Знает весь свет – твёрже русских нет.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Москва всем городам мать.

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

БУРЯТСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Ороhон бороо зогсохо, ерэhэн айлшан мордохо

Дождь перестает, гость уходит /всему есть мера/

hайн мориндо эзэн олон, hайн хγндэ нγхэр олон.

У доброго коня хозяев много, у хорошего человека друзей немало.

hалхинай γгы hаа, модоной орой хγдэлхэгγй.

Без ветра верхушка дерева не закачается.

hалхинай γгыдэ ногоон хγдэлхэгγй.

Без ветра и трава не колышется.

hураhaн долой, һураагүй балай.

Учившийся - море, а не учившийся — тьма.

hээлэй хγн хабар намар даараха.

Франт мёрзнет весной и осенью

Yнэгэн унтаандаашье тахяа тоолодог

Лиса и во сне кур считает

Yрэтэ хүн хүнэй үрые бү хэлэ.

Имея своих детей, не суди чужих.

γгырхэ хγнэй унтаха эдихэнь тγрγγ, Баяжаха хγнэй hанаха бодохонь тγрγγ.

Кто в думах о еде и сне в мечтах, тому бедному быть. Кто в думах и заботах о деле, тому богатым стать.

Аалихан ябажа, абгай болодог

Тише пойдешь - большим станешь

Абари hайта арба хонохо, ама муута хээрэ хонохо

Человек доброго нрава десять раз в гостях переночует, а человек со злым языком в степи переночует

Агта морин сэргэдэ. Аба хүн хойморто

Рысак красен у коновязи, а отец на почетном месте.

Адаг тэнэг бэеэ магтаха

Только неумный человек сам себя хвалит

Ажалгγйгθθр алганашье барихагγйш.

Без труда не поймаешь и окуня.

Айлда ошоходоо - амар, гэртэнь ошоходо - хомор

В гости ходить любит, а к себе звать не любит

Алтанай саанаhаа гуулин гараба

За золотом обнаруживается бронза

Альма жэмэс амтан соогоо hайн, айраг тараг hонин соогоо hайн

Хорошо яблоко, пока в соку, айрак и тарак - пока они свежи

Амбаар хэдышье ехэ hаа, дγγрэг, Аман хэдышье бага hаа, дγγрэдэггγй.

Хоть велик амбар, но наполняется, хоть мал рот, но не насыщается.

Арбан хүрьгэнэй мууе олоогүй аад. Арай нэгэ бэриингээ мууе урид олодог

Изъяны у десятерых зятьев не ищут, а недостаток одной невестки найдут

Арьбалhан аминда туhатай, аршалhан бэедэ туhатай.

Бережливость для жизни полезна, а бережность - для организма.

1.Нэрээ хухаранхаар, яhаа хухара

(«Чем потерять свое имя (честь), лучше сломать себе кость»).

2. Ябаhан хүн-яhа зууха, хэбтэhэн хүн-хээли алдаха

(«Под лежачий камень вода не бежит»)

3. hураhан – далай, hураагүй-балай («Ученье свет, неученье-тьма»)

4. Ой модон үндэртэй-набтартай, олон зон hайтай муутай

(«В лесу деревья встречаются и высокие, и низкие, среди людей встречаются и хорошие, и плохие»).

5.«А» узэг эрдэмэй дээжэ, аяга cай эдеэнэй дээжэ

(«А»-начало знаний, чай-начало трапезы»)

6. Моригүй аад, эмээл бү бэлдэ («Если не имеешь коня не готовь седло»).

7. Үндэр хадын орой хооhон, өөдэргүү хүнэй толгой хооhон

(«Вершина высокой горы пуста, у высокомерного человека голова пуста»).

8. Уур сухал бэедэ зоболонтой, уймар хүн зондо зоболонтой

(«Злость приносит мученья телу, а глупый приносит муки людям»).

9. Үhөөтээ hанаан бэе зобөөхо, үндэр уула мори зобоохо

(«Мстительная душа мучает тело, высокая гора мучает коня»).

10. Золгонгүй танилтай болохогүй, зобонгүй эрдэмтэй болохогүй

(«Без встречи не знакомятся, без мучений ученым не становятся»).

11. Бусалhаанhааа ама хүрэхэ, бууралhаа үгэ дуулаха

(«Сваренное отведать, седого послушать»).

12.Өөдэнь хаяhан шулуун өөрынь толгой дээрэ унадаг

( «Брошенный вверх камень упадет на свою же голову»)

13.hайн хүндэ нүхэр олон, муу хүндэ дайсан олон

(«У хорошего человека много друзей, у плохого врагов много»).

14.Алдаhан хүн арбан нүгэлтэй, абаhан хүн нэгэ нүгэлтэй

(«У потерявшего -10 грехов, у укравшего - один»).

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.А.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой М.  Мозаика-Синтез 2011г.

2.О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.

3.Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.

4.С.А.Козлова «Мой мир» М. Линка -Пресс 2000г.

5.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.

6.Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина» М.Сфера 2003г.

7. И.А. Лыкова «Цветные ладошки»М. Цветной мир 2014г

8. З.Б. Лопсонова, Г.С. Малунова «Приобщение дошкольников к традициям народной культуры бурят»У-У. Бэлиг 2006г

9. Д.Д. Модогоева «Амар сайн, ухибууд» У-У. Бэлиг 2002г.

Достигнутые результаты:

*Повысилась познавательная активность детей;

*Повысился уровень социализации детей: дети являются активными участниками конкурсов творческого мастерства, спортивных досугов;

*Повысилась активность родителей по воспитанию патриотизма у детей;

Организация работы по патриотическому воспитанию.

Подготовительный этап:

На подготовительном этапе мы начали заниматься сбором информации, нужной для работы,  пополнением и приобретением методической и художественной литературы по данной теме, поиском сохранившихся исторических документов.

К работе над проектом мы привлекли и родителей. К сожалению, не все родители понимают, что дошкольный возраст – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства» К.Ушинский,  поэтому в ходе работы мы пытались донести до родителей мысль о том, как важно именно в это время напитать душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, пробудить интерес к истории своей страны, ведь нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки.  

После проведения анкетирования стали проводить консультации по данному вопросу, совместно собирать материалы для стендов на военную тематику, участвовать в совместных конкурсах творческого мастерства и встречах с интересными людьми.

Основной этап: 

На основном этапе работы с детьми проводились ООД по  патриотическому воспитанию. Мы разучивали с детьми стихотворения и песни о Родине, знакомили с пословицами и поговорками, читали художественную литературу о культуре родного края, о наших защитниках, о грозных днях Великой войны, участвовали в конкурсах творческого мастерства.  Дети с удовольствием играли в подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Они занимались конструированием военной техники, создавали аппликации и рисунки на военную тематику. Всё это помогло раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, а ведь это так важно для формирования  компетентной, социально-адаптированной личности. Развивающая среда в группе, мини-музей «Русская изба» в детском саду дали представление об обычаях и традициях прошлого.

Реализация проекта:

На заключительном этапе реализации проекта провели акцию «Забота» Совместно с родителями оформили стенд «Война в истории моей семьи», альбом «Письма с фронта.» Дети подготовили концерт для ветеранов  «Мы не забудем той войны» и вручили подарки, сделанные своими руками

Мы надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, пробудит желание беречь природу и чувствовать ответственность за её сохранность. Также мы думаем, что наши дети будут чувствовать гордость за свой народ, за его достижения, за свою страну. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца» В.А.Сухомлинский. И если мы помогли в этом своим воспитанникам, значит,  они обязательно вырастут патриотами своей страны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Цель: Воспитание патриотических чувств.

Программные задачи:

Обучающие:

1. Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны.

2.   Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, побуждать уважительно относиться к подвигу наших соотечественников.

3. Закрепить навыки речевой, музыкальной  деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем, активизировать в речи детей слова, связанные с военной тематикой.

Развивающие:

1.Развивать у детей нравственные качества: самостоятельность, внимание, память, расширять кругозор.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений.

Предварительная работа:

1.Знакомство с событиями Великой Отечественной войны через чтение книг, .рассматривание иллюстраций,  проведение серии познавательных бесед:

* «День защитников Отечества»

* «Военные профессии»

*Военная техника»

* «Никто не забыт, ничто не забыто»

2.   Заучивание стихов, пословиц, песен о войне.

3.   Экскурсия к Мемориальному комплексу, Обелиску Славы.

Материал к занятию:

1. Иллюстрациями о Великой Отечественной войне, стенд «Война в истории моей семьи».

2.«Фронтовое письмо»

6.  Пилотки, санитарная сумка.

7.   Фонограммы военных песен.

Ход занятия:

Рассматривание иллюстраций о войне

- Война закончилась и пушки замолчали

И годы сгладили великую беду.

И мы живём и мы опять весну встречаем

Встречаем День Победы - ,лучший день в году!

Воспитатель: Ребята, к какому празднику готовится наша страна?

(Ко Дню Победы)

Воспитатель: Да, в этом году наш народ будет отмечать 70 лет великой Победы.

Воспитатель: Что это за праздник, кто объяснит?

(9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.)

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, какие чувства испытывают люди в этот день?

(В этот день и радость, и скорбь рядом.

Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто  погиб на полях сражений).

Почему  война называется Отечественной? (Все люди поднялись на защиту своей Родины)

Воспитатель:  Нет в России семьи, которую бы  война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто погиб в этой войне.

Что ещё происходит в этот день?

А ещё 9 Мая поздравляют ветеранов той Великой войны.

Воспитатель: Ребята, а у кого из вас есть прабабушки или прадедушки, которые  сражались с фашистами во время войны?

Дети  рассказывают…

Ребёнок читает стихотворение:

Победа

Мой прадед

Рассказывал мне о войне.

Как в танке сражались,

Горели в огне,

Теряли друзей,

Защищая страну.

Победа пришла

В Сорок пятом году!

Вечернее небо,

Победы салют.

Солдаты России

Наш сон берегут.

Я вырасту -

Детям своим расскажу,

Как прадеды их

Защищали страну!

***

Воспитатель: Дети, какими качествами должен обладать защитник Родины?

(Смелость, инициативность, смекалка, внимание)

Воспитатель: Назовите об этом пословицы.

*Без смелости не возьмёшь крепости.

*Русский солдат не знает преград.

*Кто честно служит, с тем слава дружит.

*Дружно за мир стоять – войне не бывать

Игра на военную тематику:

Наша армия сильна? (Да)
Защищает мир она? (Да)
Мальчишки в армию пойдут? (Да)
Девочек с собой возьмут? (Нет)
У Буратино длинный нос? (Да)
На корабле он был матрос? (Нет)
В пруду он плавал в тине? (Да)
Враги утопят Буратино? (Нет)
Стоит лётчик на границе? (Нет)
Он летает выше птицы? (Да)
Сегодня праздник отмечаем? (Да)
Мам и девчонок поздравляем? (Нет)
Мир важней всего на свете? (Да)
Знают это даже дети? (Да)

Воспитатель: За что, как вы думаете, наши солдаты отдавали свою жизнь?

Дети: За то, чтобы больше не было войны, чтобы дети спокойно жили, учились.

Воспитатель: Ребята, а как в нашем селе помнят о людях, отдавших за Родину самое дорогое – жизнь?

(В  нашем городе  есть мемориальный комплекс, вечный огонь и обелиск Славы, имена погибших на фронте написаны здесь навечно. Это место особо значимо для жителей нашего города. Люди  приходят сюда, чтобы поклониться памяти героев и возлагают цветы, здесь проходят митинги.

Рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: Были на войне и короткие минуты отдыха. Между боями на привале солдаты пели песни. Знаменитой на весь мир стала «Катюша»

Дети поют 1 куплет песни «Катюша»

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

(Это письмо треугольной формы, без марки.)

Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них – сама жизнь.

Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха.. Во многих семьях до сих пор бережно хранят письма с фронта. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным более 70 лет назад. Выцвели чернила, поблёкла типографская краска на почтовых открытках.  У каждого письма своя история: счастливая или печальная. Бывало так, что весточка с фронта о том, что родной человек жив приходила после похоронки.. И дома продолжали ждать, что они вернутся…Ждали годы, десятилетия…

Давайте послушаем одно такое письмо.

Ребёнок читает стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник» (в одежде ребёнка – элементы солдатской формы)

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Воспитатель: Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.

Выходит девочка с санитарной сумкой через плечо, читает стихотворение В. Голубевой  «Медсестричка»

Сапоги скользили по траве

До чего ж тяжёлым был солдат.

«Ты не умирай!» - она просила

«Попадёшь ты скоро в медсанбат».

«Дочка! Брось меня…не донесёшь!»

Медсестричка простонала вновь

Но сцепила зубы и ползёт.

В кровь ладошки и коленки в кровь.

Стоп! Воронка! «Здесь передохнём.

Я бинты поправлю, напою…

Медсестричке девятнадцать лет

И девчонка первый раз в бою.

Слёзы по измазанным щекам.

Страшен пули свист над головой.

Но ещё немного – и свои

Дотащила – главное – живой!

Сколько вынесла она потом.

И считать не думала девчонка.

Милая! Земной тебе поклон

От спасённых и от их потомков!

 Воспитатель: Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Люди работали с девизом: «Всё для фронта – всё для Победы»

Победа досталась нашему народу дорогой ценой. Вечная память героям, защитившим нашу Родину. Память о всех погибших принято чтить минутой молчания.

Давайте и мы почтим память о погибших за Родину воинов.

Дети встают, минута молчания.

Итог занятия

Что нового мы сегодня узнали на занятии?

Воспитатель:  В этот день возлагают венки и цветы, проводятся митинги, парад воинских частей, праздничный салют. Сейчас мы с вами проведём экскурсию к обелиску Славы, где возложим цветы погибшим воинам и прочитаем стихи.

  Стихотворение С.Маршака «Пусть не будет войны никогда».

1-ребёнок. Пусть не будет войны никогда,

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над твоей головой.

2-ребёнок. Не один пусть не рвётся снаряд,

Не один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года.

Пусть не будет войны никогда

Мой прадед любимый

Галина Щербакова

Мой прадед любимый.

Совсем постарел ты,

И вся голова в седине.

Тебя я жалею,

Горжусь а тобою -

Ты выстоял в страшной войне.

А 6ыл ты мальчишкой,

Меня чуть постарше,

Когда началась та война,

Но взял ты винтовку,

И дрогнула сердце:

Отчизна на бой позвала!

Под городом Ржевом

В тот август суровый

В бою ты был ранен, солдат,

К награде представлен.

Медаль «За отвагу»

Вручил тебе строгий комбат.

Отчизну спасая,

Совсем повзрослел ты,

И вот он - решающий бой!

А в снах тебе снилось,

Что в поле пшеничном

Бежишь по тропинке, босой.

Немало рассказов

От прадеда слышал,

Я зною их все наизусть,

А в праздник Победы,

Такой долгожданный,

В глазах его радость и грусть.

Сергей Зимняков

Письмо и фотография
лежат передо мной
на старой фотографии
мой прадед молодой.

Мой прадед улыбается
и с фронта шлёт привет.
В ту пору было прадеду
неполных двадцать лет.

Мой прадед улыбается,
а дед не знал отца,
погиб тот в сорок пятом
сражаясь до конца.

Письмо и фотография
лежат передо мной
на старой фотографии
мой прадед молодой...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Край родной - Бурятия»

 Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием «патриотическ...

Проект "Мой край родной - Бурятия" для старшей группы

Проект «Мой край родной - Бурятия»...

Итоговое мероприятие"Край родной - Бурятия" Развлечение "дружно встречаем праздник Сагаалган"

     Углубить знания детей о народных традициях Бурятии, характерных признаках национальной одежды, природы, музыки, танцев.  Вызвать у  детей интерес к искусству бурят...

Проект "Край родной -Бурятия моя"

Искусство родного края всегда привлекает ребенка доступностью образов, близостью для понимания, оно помогает создать образные представления, которые настраивают ребенка на восприятие музыки. Поэтому н...

Кружковая работа «Мой край родной - Бурятия»

План кружковой работы «Мой край родной - Бурятия» на год (сентябрь-май)...

Проект «Мой край родной - Бурятия»

Сагаалган-праздник Белого месяца...

Проект "Край родной- Бурятия"

Проект "Край родной- Бурятия"...