Проект "Край родной- Бурятия"
проект (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «КРАЙ РОДНОЙ - БУРЯТИЯ»
АВТОРЫ ПРОЕКТА: Цыдыпова Т.Б., Батомункуева Ц-С.С., Доржижапова С.Ц.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети, родители, педагоги ДОУ.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: дети 4-6 лет.
ТИП ПРОЕКТА: информационно-творческий.
ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с родным краем.
ЗАДАЧИ:
1. Активизация познавательного интереса к объектам социального мира
(видеть и находить необычное, удивительное в окружающей
действительности родного края).
2. Формирование системы краеведческих знаний: о географическом
расположении и особенностях ландшафта, традициях и
достопримечательностях республики Бурятия.
3. Развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
1. Познавательные занятия по ознакомлению с родным краем,
особенностями, достопримечательностями, традициями.
2. Беседы с детьми:
- «Где я живу»
- «Улан - Удэ» - столица Бурятии»
- «Мое родное село - Могсохон»
- «О Байкале» и т. д.
3. Посещение краеведческого музея МБОУ Могсохонская СОШ
4. Чтение художественных произведений бурятских авторов.
5. Рисование на темы: «Какого цвета мой край родной», «Дом, в котором я живу», «Животные нашего леса» и т.д.
6. Сюжетно - ролевые игры «Железная дорога», «Дом», «Музей» и т. д.
7. Разучивание народных игр: «Табун» (Хурэг адуун), «Иголка, нитка,
узелок» (Зун, утаhан, зангилаа), «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад), «Ищем
палочку» (Модо бэдэрхэ), «Бабки - лодыжки» (Шагай наадан).
8. Музыкальная деятельность: слушание и разучивание бурятских, русских песен,музыкальное развлечение «Сагаалган», летний праздник «Сурхарбан».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ:
1. Изучение истории, культуры Бурятии.
2. Изготовление альбомов «Малая моя Родина», «Бурятия», «Байкал»,
«Животный мир Бурятии».
3. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с родным краем, изготовление регионального уголка, макетов детского сада, дацана, православного храма и др.
4. Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным краем: «Что такое Родина?», «Край родной — земля Бурятская», «Улан — Удэ - столица Бурятии», «Знакомство с творчеством бурятского народа», «Что означают наши имена», «Путешествие в природный мир Бурятии» и т. д.
5. Изготовление дидактических игр по закреплению знаний детей: «О чем
рассказала лучина», «Одень куклу в национальный костюм», «Рассели по
местам» (по карте Бурятии).
Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ:
1. Беседы с детьми о селе, в котором живем, о героях — земляках —
защитниках Родины.
2. Пешие прогулки по селу, посещение краеведческого музея
3. Сбор информации, исторических материалов о родном крае «Наша
копилка».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Викторина «Что мы знаем о родном крае».
Анализ проделанной работы, отчет по проекту.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НОД И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ:
СЕНТЯБРЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание альбома о Могсохоне «Малая моя Родина». Заучивание пословиц о Родине, дружбе. Целевая прогулка по селу.
НОД: Художественное творчество тема: «Наша улица».
Прогулка. Игры «Горелки», «Иголочка, ниточка и узелок», «Цепи».
Вечер. Рассматривание иллюстраций об осени, чтение стихов русских поэтов.
2 неделя.
Утро. Предложить желающим детям трафареты с насекомыми. Дидактическая игра «Чудесные превращения». Проследить стадию развития бабочки из гусеницы с помощью моделей.
НОД: Познание тема: «Что такое Родина».
Конструирование: изготовление макета улицы, на которой расположен детский сад.
Прогулка. Игры «Гори - гори ясно», «Гуси - лебеди».
Вечер. Чтение бурятской народной сказки «Храбрый козленок Бабана». Рассматривание полотенец с русской вышивкой.
3 неделя.
Утро. Рассматривание картин бурятских художников о природе, загадывание загадок о природных явлениях. Дидактическая игра «От какой ветки детка».
НОД: Познание тема: «О том, как трудятся наши мамы и папы».
Прогулка. Экскурсия в лес по теме «Золотая осень».
Игры «Ручеек», «Краски».
Вечер. Беседа и дидактическая игра «чаепитие».
4 неделя.
Утро. Рассматривание куклы в национальном бурятском наряде, буряад тэрлиг, иллюстраций с изображением старинной деревянной посуды. Чтение бурятских народных сказок.
НОД: Познание тема: «К нам пришла кукла Гэрэл» (в бурятском национальном костюме).
Экскурсия в школьный музей «Эжын абдар»
Вечер. Разучивание хороводной песни «Ёхор».
Дидактическая игра «Отгадай загадку» (о посуде). Вырезание из цветной бумаги силуэтов посуды.
ОКТЯБРЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание русских и бурятских народных головных уборов. Заучивание бурятских потешек. Дидактическая игра « Что лишнее?»
НОД: Познание тема: «Село-город».
Конструирование из природного материала — проекция «Осенний лес».
Прогулка. Игры «Кто с нами?», «В углы».
Вечер. Дидактическая игра «О чем рассказала лучина». Просмотр видеомультфильма «Фока на все руки дока».
2 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о празднике Покрова, народных приметах и об
обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок. Слушание русских песен.
НОД: Художественное творчество тема: «Обучение рисованию простого завитка» по мотивам бурятской росписи.
Прогулка. Русские народные игры «Горелки», «Ручеек», «В углы»,
«Карусель».
Вечер. Рассматривание русской избы (иллюстрация или макет); чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
3 неделя.
Утро. Рассматривание русского народного костюма и беседа о нем. Раскрашивание русских и бурятских головных уборов (из бумаги). Слушание бурятских народных песен. Дидактическая игра «Музей».
Прогулка. Игры «Горелки», «Расходитесь», бурятская народная игра «Бабки -лодыжки» (шагай наадан).
Вечер. Слушание русских народных песен. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги). Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.
4 неделя.
Утро. Рассматривание посуды, изготовленной бурятскими мастерами, нагрудных расшитых украшений с бурятским орнаментом. Беседа о символе солнца в бурятском орнаменте.
НОД: Познание тема: «К нам в гости пришла кукла Баярма».
Целевая прогулка на почту: «Отправим письмо заболевшему товарищу». Прогулка. Русские народные игры «Во поле береза стояла», «Гуси — лебеди», бурятская игра «Табун» (hурэг адуун).
Вечер. Рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства бурятских мастеров. Дидактическая игра «Чей головной убор?». Беседа о символике белого, желтого цвета в бурятской вышивке.
НОЯБРЬ
1 неделя.
Утро. Раскрашивание орнамента (из бумаги), используемого для украшения русских сарафанов. Дидактическая игра «Гончарное мастерство». Заучивание русских народных потешек, закличек.
НОД: Познание тема: «Беседа о Бурятии».
Прогулка. Игры «Горелки», «Луна и солнце».
Вечер. Просмотр видеозаписи выступления ансамбля «Байкал», беседа о нем. Чтение стихов бурятских поэтов. Заучивание пословиц об одежде.
2 неделя.
Утро. Рассматривание бурятской юрты (иллюстрация или макет). Раскрашивание полотенец (из бумаги) с использованием русских узоров. Заучивание пословиц и поговорок об одежде. Отгадывание бурятских загадок.
Слушание легенды «Красавица Ангара».
Прогулка. Игры «Жучок и паучок», «Краски», «Во сыром бору тропа».
Вечер. Рассматривание русской и бурятской национальной обуви. Дидактические игры «Бурятские промыслы», «Что нужно сапожнику?».
3 неделя.
Утро. Рассматривание посуды, изготовленной русскими и бурятскими мастерами. Разучивание русских пословиц о труде. Дидактическая игра «Гончарное мастерство».
Беседа «Народы Бурятии».
НОД: художественное творчество» тема: лепка посуды в народном стиле.
Прогулка. Игры «Расходитесь», «Краски», «Ручеек».
Вечер. Дидактическая игра «Что нужно гончару?». Беседа о блюдах бурятской кухни. Заучивание бурятских пословиц о труде.
4 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о русском народном празднике Кузьма -Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником.
НОД: Познание тема: «О том, кто работает в сельском хозяйстве».
Рисование по клеточной бумаге «Дорожки счастья».
Прогулка. Игры «Горелки», «Кузнецы», «Подушечка».
ДЕКАБРЬ
1 неделя.
Утро. Сравнение русской избы и бурятской юрты. Загадки о посуде. Дидактическая игра «Русское чаепитие».
Прогулка. Игры «Во поле береза стояла», «Луна и солнце», «А я по лугу».
Вечер. Заучивание русских народных потешек, прибауток. Вышивание простых русских узоров на салфетке. Дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм», «Назови правильно» (предметы бурятского быта из дерева)
2 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, иллюстраций с изображением бурятской деревянной посуды. Заучивание загадок о предметах быта. Сравнивание узоров на русской и бурятской одежде. Дидактическая игра «Бабушкин сундук». Выставка предметов быта «Ой, вставала я ранешенько».
НОД: Познание тема: Ознакомление с декоративно-прикладным искусством Бурятии.
Обучение рисования двойного завитка «Бараний рог».
Прогулка. Игры «Солнце и луна», «Баба Яга», «Во сыром бору тропа». Вечер. Повторение стихов бурятских поэтов. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению. Дидактические игры «Чей узор?», «Назови правильно».
3 неделя.
Утро. Беседа о бурятской национальной кухне. Сравнивание символики вышивок на русских и бурятских национальных костюмах. Чтение стихотворений русских поэтов о зиме. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги). Дидактическая игра «Чье жилище?».
НОД: Художественное творчество тема: лепка «Кукла в русском костюме».
Познание тема: «Мое родное село».
Прогулка. Игры «Горелки», «Жучок — паучок», «Ручеек», «Гуси — лебеди». Вечер. Роспись бересты. Кукольный спектакль «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание бурятских народных песен. Рассматривание «бабушкиной» посуды.
4 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций «Праздничная одежда русских красавиц». Чтение стихотворения «Узоры матери». Рассматривание изделий из соломки. Дидактическая игра «Покажи правильно».
НОД: Художественное творчество тема: лепка «Русские барышни».
Познание тема: «Волшебная нить».
Прогулка. Рассматривание и описание березы. Игры «Расходитесь», «Цепи», «А я по лугу», «Светит месяц».
Вечер. Чтение русской народной сказки «Бычок — смоляной бочок». Слушание бурятских песен различного характера. Заучивание потешек, прибауток. Рассматривание русских и бурятских узоров на ткани.
ЯНВАРЬ
2 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). Разучивание колядок. Загадывание загадок. НОД: Познание тема: «Улан -Удэ — столица Бурятии».
Лепка «Бурятская посуда».
Прогулка. Игры «Бабка Ежка», Прялица», «Башмачок», «Горшки».
Вечер. Слушание русских частушек. Кукольный спектакль «Колобок». Вырезание из бумаги силуэтов русской и бурятской одежды.
3 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о новогодних песнях — «овсенях». Загадывание загадок. Дидактическая игра «О чем рассказала лучина?».
НОД: Художественное творчество тема: «Роспись рождественского сапожка».
Прогулка. Игры «Гуси — лебеди», «Ручеек».
Вечер. Рассматривание русских головных уборов: картуз, кичка, сорока, кокошник, коруна, венец. Беседа о символике цвета в бурятской вышивке. Роспись бумажных силуэтов (головные уборы, рубашки, платья, полотенца).
4 неделя.
Утро. Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Рассматривание полотенца с бурятским орнаментом. Отгадывание загадок про старинные предметы быта. Рассказ о русских гончарах. Дидактическая игра «Предметы быта бурят».
НОД: Познание тема: «Поэзия народного костюма».
Рисование «Бурятские узоры».
Прогулка. Игры «Расходитесь», «А я по лугу», «Горелки».
Вечер. Лепка из глины посуды русского и бурятского народа.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание куклы в бурятском народном костюме. Заучивание бурятских пословиц о труде. Слушание бурятской народной музыки.
Прогулка. Беседа о птицах как символах в бурятском народном творчестве. Игры «Во поле береза стояла», «Краски», «Захват знамени».
Вечер. Рисование русских и бурятских орнаментов. Чтение сказки «Жабар убгэн».
2 неделя.
Утро. Чтение сказки «Зимовье зверей». Нанесение орнамента на бумажные
силуэты животных — персонажей русской народной сказки.
НОД: Познание тема: «Дружная семья», (об игрушке-матрешке).
Рисование «Русская старинная посуда».
Прогулка. Рассматривание тополя, беседа о нем. Игры «Золотые ворота»,
«Луна и солнце», «Прятки», «Краски».
Вечер. Рассказ воспитателя о традициях и обычаях народов Бурятии.
Слушание русской народной плясовой музыки. Вырезание из бумаги силуэтов русских платков, шалей, нанесение узоров.
3 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных бурятскими художниками. Отгадывание загадок о предметах быта. Дидактическая игра «Чье жилище?».
НОД: Познание тема: «Празднование Сагаалгана».
Рисование «Священный огонь Сагаалгана».
Прогулка. Бурятские народные игры «Табун»(хурэг адуун), «Ищем палочку» (модо бэрэрхэ)
4 неделя.
Утро. Рассматривание головных уборов бурятских женщин и девушек. Вырезание силуэтов головных уборов бурят. Дидактическая игра «Что лишнее?».
Прогулка. Бурятские народные игры «Иголка, нитка и узелок» (зун, утахн, зангилаа), «Бабки — лодыжки» (шагай наадан).
Вечер. Беседа о традициях и обычаях праздника Белого месяца, рассматривание «Хадага», благопожеланий, написанных на русском и бурятском языках и украшенных орнаментами «бадма сэсэг», «улзы угалзе», «уулэн хээ». Раскрашивание силуэтов по образцам.
МАРТ
1 неделя.
Утро. Чтение бурятской легенды о волшебнице Дангины. Дидактическая игра «Покажи правильно». Повторение потешек и прибауток.
НОД: Познание тема: «О Байкале».
Рисование «Родная природа».
Прогулка. Игры «Краски», «У медведя во бору», «Ворон».
Вечер. Слушание бурятской народной музыки, беседа о ней. Дидактическая игра «Что лишнее?».
2 неделя.
Утро. Беседа о Масленице. Заучивание русских народных закличек. Приготовление русских блинов. Слушание масляничных песен.
НОД: Познание тема: «Край родной-земля бурятская».
Лепка «Русские свистульки».
Прогулка. Игры «Водить козла», «Летят — не летят», Горелки».
Вечер. Рассматривание русских игрушек. Дидактическая игра «Промыслы России».
3 неделя.
Утро. Рассматривание праздничного бурятского костюма. Раскрашивание силуэтов одежды (из бумаги). Беседа «Головные уборы и обувь бурят в старину». Дидактическая игра «О чем рассказала лучина?».
НОД: Игра-занятие «Музей».
Аппликация «Украшение бурятской одежды «Дэгэла» (халата), «Терлиг»
(жакета).
Прогулка. Игры «Прялица», «Прятки».
Вечер. Чтение бурятских сказок о Будамшу, беседа по содержанию. Заучивание бурятских пословиц о дружбе.
4 неделя.
Утро. Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе. Беседа «Богата и разнообразна наша природа».
НОД: Познание тема: «О труде железнодорожников».
Рисование «Едем мы, друзья, в дальние края...»
Прогулка. Игры «Летят — не летят», «Лапта».
Вечер. Вырезание силуэтов дымковских игрушек, их роспись. Беседа о русских мастерах.
АПРЕЛЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание изделий из керамики, выполненной русскими и бурятскими мастерами. Дидактическая игра «Что нужно гончару?». Загадывание загадок о предметах посуды.
НОД: Игра - занятие «Путешествие по родной стране».
Прогулка. Экскурсия на водоем для наблюдения за его состоянием. Игры «Жмурки», «Бабки — лодыжки».
Вечер. Рассматривание русской народной вышивки из растительных элементов, беседа о символике зеленого и красного цвета.
2 неделя.
Рассматривание фотографий ансамбля «Байкал», беседа о нем.
Слушание бурятской народной сказки «Мышь и верблюд».
НОД: Познание тема: «Все мы дружно живем на бурятской земле».
Аппликация «Украшение ковра «Таро».
Прогулка. Беседа «Береза — символ России». Игра «Во поле береза стояла». Вечер. Рассматривание старинной русской обуви из лыка — лаптей. Дидактическая игра «Что лишнее?» Чтение стихов русских поэтов о весне.
3 неделя.
Утро. Беседа о праздновании Вербного Воскресения и о вербе. Слушание песни «Солнышко».
НОД: Художественное творчество тема: «Рисование ветки вербы».
Прогулка. Игры «Верба - вербочка», «Заря - зарница».
Вечер. Представление кукольного театра «Петрушка».
4 неделя.
Утро. Беседа о празднике Светлой Пасхи, об обычае обмениваться яйцам, о значении этого действия, о праздновании последнего дня недели – Красной Горки. Повторение русских народных закличек, поговорок. Слушание
праздничного Пасхального колокольного звона.
НОД: Художественное творчество тема: «Роспись пасхальных яиц».
Прогулка. Игры с яйцами, «Прялица», «Солнышко-ведрышко».
Вечер. Знакомство с пасхальными песнями. Рассматривание старинных русских украшений.
МАЙ
1 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций о природе, картин русских художников о весне. Повторение стихов русских поэтов. Дидактическая игра «О чем рассказала лучина».
НОД: Познание тема: «Беседа о Баргузинском заповеднике».
Рисование «Животные нашего леса».
Прогулка. Игры «Пятнашки», «Краски».
Вечер. Лепка из глины игрушек русского народа. Дидактическая игра «Что везем на ярмарку?».
2 неделя.
Утро. Рассматривание плетеной посуды из лыка. Повторение русских пословиц о труде. Дидактическая игра «Промыслы Бурятии». Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о празднике Великой Победы.
НОД: Художественное творчество аппликация «Праздничный салют». Прогулка. Игры «Кот и мыши», «У медведя во бору».
Вечер. Рассматривание альбомов о Байкале, о животном и растительном мире Бурятии. Рисование русских и бурятских орнаментов. Дидактическая игра « Чей узор?».
3 неделя.
Утро. Отгадывание бурятских загадок. Составление узоров из бумаги по мотивам русской вышивки. Повторение русских потешек и закличек. Экскурсия в школьный музей.
НОД: Познание тема: «Охранять природу - значит охранять Родину». Прогулка. Игры «Расходитесь», «Прятки», «Догонялки», бурятская народная игра «Стрельба по соломенным бабкам» (сурхарбан).
Вечер. Беседа о символике герба и флага республики Бурятии.
4 неделя.
Выставка предметов быта. Дидактическая игра «Что лишнее?».
НОД: Итоговая беседа «Что мы знаем о Бурятии?».
Художественное творчество тема: рисование по замыслу с использованием русских и бурятских узоров.
Прогулка: Экскурсия в лес для наблюдениями за сезонными изменениями в природе.
Вечер. Рассматривание репродукций с картин русского художника Васнецова к сказкам, беседа об этом. Слушание песен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Край родной - Бурятия»
Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием «патриотическ...
Итоговое мероприятие"Край родной - Бурятия" Развлечение "дружно встречаем праздник Сагаалган"
Углубить знания детей о народных традициях Бурятии, характерных признаках национальной одежды, природы, музыки, танцев. Вызвать у детей интерес к искусству бурят...

ПРОЕКТ "МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - БУРЯТИЯ"
В энциклопедии можно найти определение, что патриотизм – это любовь к Родине, своей земле, семье, роду. Патриотом не становятся с пелёнок, патриотизм нужно воспитывать. Воспитание чувства патрио...
Занимательная деятельность в старшей группе на тему: «Цвети родная Бурятия»
Цель:Пополнить знания детей о родном крае, его истоках, традициях, культуре.Закрепить знания о столице Бурятии городе Улан – Удэ, озере Байкале их достопримечательностях.Воспитывать ...

Проект "Край родной -Бурятия моя"
Искусство родного края всегда привлекает ребенка доступностью образов, близостью для понимания, оно помогает создать образные представления, которые настраивают ребенка на восприятие музыки. Поэтому н...

Кружковая работа «Мой край родной - Бурятия»
План кружковой работы «Мой край родной - Бурятия» на год (сентябрь-май)...
