Программа "Мастерская чудес"
рабочая программа по аппликации, лепке по теме

Программа кружка по аппликации "Мастерская чудес" содержит пояснительную записку, в которой раскрыты цели, задачи и принципы по реализации программы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл municipalnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx86.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Прогимназия № 15 «Солнышко»

                               

Авторская программа

дополнительного образования детей

"Мастерская чудес"

Составитель:  воспитатель

 Надеева Марина Алексеевна

  Возраст детей – 3 – 5 лет

Срок реализации программы – 2 года

г. Шарья

2012год

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.

                                                                                                                                       (В.А.Сухомлинский)

Пояснительная записка

       Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А.Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Актуальность программы по аппликации заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного.

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно – прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и утренникам, украшения для группы, подарки родителям и пр.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

На занятиях дошкольники  учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умения оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры.

    Правильно называть величинные понятия (длинный – короткий, узкий – широкий, высокий – низкий, больше – меньше, пополам, вдвое, вчетверо и тд.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применение инструментов (ножницы, клей, кисточка и тд.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У  них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания,  после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность.

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается коллективизм, умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместной работе.

Работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

     Новизна программы заключается  в том, что она включает в себя не только обучение  аппликации, но и развитие у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по аппликации как важный элемент гармоничного развития детей. Многолетний педагогический опыт свидетельствует о том, что выявить и постепенно развивать способности можно у всех детей. Нужно придерживаться той точки зрения, что не талантливых детей нет и каждый ребенок способен к усвоению основ изобразительного искусства.

       В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

    Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п. ). В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество дошкольника имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, аппликации и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества. В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дья¬ченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Цель программы: формирование у детей интереса к аппликации и развитие специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных для данной деятельности.

Продолжительность  и этапы реализации программы. Данная программа расчитана на два года. Можно выделить два этапа:

1 этап –1год обучения – младшая группа

2 этап – 2год обучения – средняя группа.

Каждый этап имеет свои задачи, которые усложняются год от года и свои ожидаемые конечные результаты.

1 год обучения (младшая группа)

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются многие психические процессы: восприятие, мышление, память. Постепенно у детей формируются представления об основных цветах, форме предметов. Все это позволяет выдвинуть следующие  задачи обучения детей художественно – творческой деятельности.

Задачи:

  1. Учить детей называть, раскладывать, наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры;
  2. Учить детей при наклеивании сочетать и чередовать фигуры по цвету, величине;  составлять предмет из двух или более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу.
  3. Закреплять представления  о форме круга, четырехугольника, треугольника; об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый), некоторых оттенках (розовый, голубой); о величине и контрастных сопоставлениях (большой – маленький, высокий - низкий).
  4. Развивать интерес к занятиям по аппликации, формировать аккуратность и самостоятельность в использовании таких материалов, как бумага, заготовки фигур для наклеивания, клей, кисточка, тряпочка.

2 год обучения (средняя группа)

К четырем годам ребенок проходит большой путь в развитии, у него совершенствуются все психические процессы. Более устойчивый характер приобретают внимание, уточняется, дифференцируется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные формы предметов, более разнообразные цвета. Развиваются их эстетические чувства и отношения. Повышается   способность детей откликаться на красоту окружающего их мира, на содержание песен, сказок, стихотворений, иллюстраций, Они пытаются передать выразительные черты образов в аппликации. Эти качества и способности необходимо развивать в средней группе и на этой основе усложняются задачи изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. Закреплять умения детей раскладывать и наклеивать готовые формы (составлять узоры из геометрических или растительных элементов);
  2. Учить детей правильно вырезать фигуры, пользуясь ножницами, сжимая и разжимая рычаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии, закругляя углы заготовок четырехугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы;
  3. Учить детей объединять композиции по окраске, по способам пространственного расположения на поверхности листа бумаги определенного формата;
  4. Развивать интерес к занятиям по аппликации, формировать аккуратность и самостоятельность в использовании таких материалов, как бумага, клей, кисточка, тряпочка.

Основные принципы по реализации программы

Принцип сознательности и активности заключается в умелом использовании разнообразных приемов , способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, в придании учебному процессу проблемного характера.

  Принцип наглядности обусловлен рядом факторов:

  1. Процесс обучения происходит более успешно, если он основан на непосредственном наблюдении и изучении предмета, который будет использован;
  2. Включение в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядность повышает внимание, способствует более глубокому усвоению знаний;
  3. Наглядность основана на особенности мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному;
  4. Наглядность повышает интерес детей и делает процесс обучения более легким.

Принцип систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения детьми определенной системы знаний, систематическое прохождение обучения.

Принцип научности состоит в том, что содержание должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.

Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и недопустимости чрезмерного усложнения и перегруженности, при котором овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

   Методическое обеспечение программы

          Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.  Выделяют методы:

•        Наглядные (рассматривание картин, показ образца, демонстрация натуральных объектов, использование ИКТ) ;

•        Словесные ( рассказ, чтение художественных произведений, беседа, вопросы);

•        Практические (игровой метод, упражнения).

Это традиционная классификация.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения:

•        информативно – рецептивный ( рассматривание ,наблюдение, образец воспитателя, показ воспитателя)  ;

•        репродуктивный – метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей, доводящий навыки до автоматизма ( прием повтора, выполнение формообразующих движений рукой);

•        исследовательский метод направлен на развитие не только самостоятельности, но и фантазии и творчества, т.е. педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу);

•        эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно);

•        метод проблемного изложения материала.

Во второй младшей группе на занятиях по аппликации активно используется информационно – рецептивный метод.

Материалы и оборудование по аппликации

 Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий:

•        бумагу для фона и элементов аппликации

•        ножницы

•        клей

•        кисточку

•        подставку для кисточки

•        подстилку для намазывания фигур

•        коробочку для обрезков

•        чистую салфетку.

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

 Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

 Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм.  Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх.

. Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

 Наклеивают фигуры клеем ПВА или клеем – карандашом. При работе с клеем нужно выполнять правила  техники безопасности:

Фигуры намазывают клеем на клеенке – подкладке.

 Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса из теста

Мастеркласс по изготовлению игрушек из солёного теста....

Проект "Чудеса на грядке"

Экологический проект "Чудеса на грядке" в средней группе...

Конспект занятия во второй младшей группе "Лесные чудеса"

Формировать у  детей  представление  о диких  животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности  образа  жизни.  Познакомить  детей с...

«Путешествие в страну чудес» по мотивам произведения Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».

В данном конспекте продемонстрированы возможности использования настольных игр для достижения развивающих и психокоррекционных задач в работе с детьми в ДОУ....

«В стране чудес». Интегрированное занятие в подготовительной группе «В стране чудес».

Интегрированное занятие в разновозрастной группе Цель: закрепление ранее изученного материала....

Календарный план на октябрь в разновозрастной группе 18.11 по 22.11.2021 год. Тема: «Мастерская чудес – Чудеса творим мы сами».

Организация интегрированных «встреч» в «Мастерской чудес» с детьми, организованных для развития интереса к самостоятельной творческой деятельности влияющей на развитие речевой ...