«Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми подготовительной группы».
материал по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Шишкина Татьяна Борисовна

из опыта работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми подготовительной группы 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 30

Г. Красноуральск

Воспитатель подготовительной группы:

Шишкина Т.Б.

«Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми

подготовительной группы».

     В современном мире проблема по развитию изо деятельности подрастающего поколения становится, одной из актуальных. В настоящее время, когда ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены и воспитательно-образовательный процесс перестраивается в соответствии с этими требованиями.

     Вышла в свет обновленная в соответствие с ФГТ примерная основная общеобразовательная  программа  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. в которой представлено содержание   психолого-педагогической    работы по освоению        детьми десяти образовательных областей, в том числе  область  художественное творчество, основными задачами которой является

• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

• развитие детского творчества;

• приобщение к изобразительному искусству  

Решение этих задач целесообразно выполнять в совместной деятельности с воспитанниками, в разнообразной деятельности.

     В своей работе особое внимание уделяю развитию продуктивной деятельности детей, особенно рисованию. С детьми стараюсь использовать современные художественные техники рисования.

Применение этих техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, свойствах, способах их применения. Детей я учу рисовать не только красками, карандашами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой; показываю, как использовать для рисования клей и многое другое.

        На занятии я знакомлю детей с разными способами окрашивания бумаги. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком; с использованием подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листья и плоды деревьев).

        При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства (густоту, твёрдость, вязкость): таким образом, развивается тактильная чувствительность, цветоразличение. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У детей развивается вкус к познанию нового, исследованиям, экспериментированиям. Дети начинают задавать вопросы воспитателю, друг – другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

В своей работе я использую занимательные занятия.

Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и нетрадиционными.

Среди первых наиболее выигрышными с моей точки зрения занимательности, являются занятия интегрированного характера. В таких занятиях объединялись элементы нескольких направлений образовательной работы, что не может не вызвать детский интерес. На таких занятиях я использую  литературные фрагменты,  музыкальный фон и художественное слово и т.д.

Чтобы сохранить устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности у детей, помогают занятия второго типа - с нетрадиционными материалами, а вернее, с использованием нестандартной техники рисования. Ведь изобразительный материал может быть одним и тем же - например, гуашевая краска. Использовать ее можно и в технике набрызга, и смешивая краску с крупой, солью, и рисовать клеевой кистью на гладкой поверхности картона, и в технике рисования чернильными кляксами, монотипией, в пальцевой технике, разбрызгивая по фону ниткой, с помощью оттиска.

КЛЯКСОГРАФИЯ.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже, обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

РИСОВАНИЕ ВДВОЕМ НА ДЛИННОЙ ПОЛОСКЕ БУМАГИ.

 Формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом

РИСОВАНИЕ С СЕКРЕТОМ В ТРИ ПАРЫ РУК.

Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

РИСОВАНИЕ САМОГО СЕБЯ

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало.

ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками и ватной палочкой.

ПОРОЛОНОВЫЕ РИСУНКИ.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется

ЗАГАДОЧНЫЕ РИСУНКИ.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям.

РИСОВАНИЕ МЕЛКАМИ.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь.

МЕТОД ВОЛШЕБНОГО РИСУНКА.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой.

РАЗРИСОВКА МАЛЕНЬКИХ КАМЕШКОВ.

Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком.

МЕТОД ПАЛЬЦЕВОЙ ЖИВОПИСИ.

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями. Пальцем он выведет ствол и ветви, затем (если осень) нанесет на внутреннюю сторону руки желтую, зеленую, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красное дерево. Хорошо, если мы научим детей пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным пальцем, а всеми.

МЕТОД МОНОТОПИИ.

Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

РИСОВАНИЕ НА МОКРОЙ БУМАГЕ.

Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане" и тому подобное. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ.

С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером.

РИСУЕМ С ПОМОЩЬЮ ОТКРЫТОК.

Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление, к собачке и жучку ребенок дорисует солнышко, дождик и будет очень рад.

КОЛЛАЖ.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных.

           В ходе моих наблюдений у детей повысился уровень развития мелкой моторики руки,  возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования,  рисунки стали интереснее, содержательнее, дети обрели уверенность в себе. Возрос интерес к занятиям по ИЗО и желание рисовать. Родители стали более внимательны к работам своих детей:

– реже упрекают  в неудачах;

- обращают  внимание на достижения ребенка

 – принимают активное участие в обучении детей, создавая совместно с ними творческие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего возраста: рисование штампами

Дети в возрасте 3-4 лет еще плохо держат карандаш или кисть, далеко не у всех получается рисовать, и не у всех детей проявляется интерес к рисованию. Приобщение детей к художественному творчеству можн...

Проект " Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми первой младшей группы

Нетрадиционные техники рисования – этои толчок к развитию воображения, творчества, проявленю самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Выбор темы проекта продиктован ...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ»...