Проект "Секреты Волшебного Тестовичка"
методическая разработка (аппликация, лепка, старшая группа) по теме

Горяева Елена Викторовна

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

Центр развития ребенка – детский сад №5 «Родничок»

г. Нолинск Кировской области

 

 

ПРОЕКТ 

"СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНОГО ТЕСТОВИЧКА"

 

 
  
Нолинск 2011г.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, гармонично взаимодействующий с окружающими.

Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но у них нет способности чувствовать, думать и творить, они значительно реже восхищаются и удивляются. Их интересы ограничены, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят как потребители, а не творцы. Это связано с целым рядом причин:

  1. во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, но не уделяют внимания развитию социально-значимых качеств, столь необходимых для развития социально-активной и творческой личности;
  2. во-вторых, отсутствие системы в работе педагогов по социальному воспитанию детей;
  3. в-третьих, родители очень часто не знают и не умеют, как организовать свободную деятельность детей.

 

По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) первые годы жизни - это критически важный период для социального развития личности. Именно в детском возрасте у человека закладываются устойчивые формы межличностного взаимодействия с окружающими, формируется творческий потенциал, который развивается наиболее полно в процессе овладения детьми продуктивными видами деятельности.

 

Одной из форм продуктивных видов деятельности является тестопластика – лепка из соленого теста. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка:

  1. повышает сенсорную чувствительность;
  2. развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  3. формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
  4. развивается умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих;
  5. приобретается самостоятельный опыт через овладение техникой тестопластики и  способность переносить приобретенный опыт в жизнь;
  6. благодаря искусству тестопластики ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

 

Именно поэтому мною был разработан проект «Секреты волшебного Тестовичка»,  который позволяет сформировать социально-значимые качества личности через занятия тестопластикой.

 

НОВИЗНА

Проект является интегрированным. Интеграция основывается на развитии индивидуальных возможностях детей, необходимых для успешного осуществления ими творческой деятельности  и умению активно сотрудничать с социумом. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

Развитие художественно-эстетической компетентности всех участников образовательного процесса

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети

Педагоги

Родители

 

АДРЕСАЦИЯ ПРОЕКТА

Доступен к применению в других образовательных учреждениях, имеет реальные перспективы дальнейшего развития

 

ВИД ПРОЕКТА

Практико-ориентированный, долгосрочный, цикличный

 

ЦЕЛЬ

Формирование социально-значимых качеств личности ребенка средствами тестопластики

 

ЗАДАЧИ

  1. Создать необходимые условия для формирования социально-значимых качеств личности ребенка средствами тестопластики
  2. Разработать программно-методическое обеспечение, необходимое для реализации проекта «Секреты волшебного Тестовичка»
  3. Организовать дополнительное бесплатное образование с воспитанниками по художественно-эстетическому образованию детей МДОУ ЦРР через кружок «Волшебный Тестовичок»
  4. Повысить компетентность педагогов и родителей по вопросам социализации и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

 

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

 

Подготовительный этап

Сроки: март - май 2009г.

Содержание работы

  1. Изучение методической литературы по социализации и художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста:
  • Буре, Р. С. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: пособие для воспитателей ДОУ / Р. С. Буре, М. В. Воробьева, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141с.
  • Рубцова, Е. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. / Е. С. Рубцова. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – 240 с., с ил.
  • Лыкова, И. А. Художественный труд в детском саду. / Лыкова И. А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009. – 160 с.
  • Лыкова, И. А., Грушина, Л. В. Лепим с мамой из соленого теста / Лыкова И. А., Грушина Л. В. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2099.
  1. Создание условий необходимых для художественно-эстетического развития детей
  • Оборудование уголка тестопластики, оснащенного необходимыми материалами
  • Оформление стендовой информации для педагогов и родителей по теме проекта
  1. Разработка программно-методического обеспечения:
  • Тематическое планирование работы кружка «Волшебный Тестовичок»
  • Создание ЦОР:
    • «Волшебный Тестовичок раскрывает секреты»
    • «Панно из соленого теста»
  • Разработка методов отслеживания результатов (уровень развития творческой деятельности, уровень сформированности социально-значимых качеств)

Планируемый результат: достижение всех видов готовности к реализации проекта

 


Основной этап

 

Сроки: 2009-2010, 2010-2011, 2011-2012 г.г.

Содержание работы

Данный этап работы включает в себя три блока:

  • работа с детьми
  • работа с педагогами
  • работа с родителями

 

Работа с детьми

 

Содержание работы с детьми

Сроки

Ответственные

Диагностика уровня развития творческой деятельности, уровня сформированности социально-значимых качеств

Ежегодно

Сентябрь-май

Воспитатель Горяева Е.В.

Занятия в кружке «Волшебный Тестовичок»

Ежегодно

1 раз в неделю

Воспитатель Горяева Е.В.

Организация и проведение Дня творчества

Ежегодно по плану

Воспитатель

Горяева Е.В.

Педагог дополнительного образования

Андреева Н.Н.

Организация выставок «Поделки из соленого теста»

Ежегодно

В течение года

Воспитатель

Горяева Е.В.

 

Изготовление подарков

Оформление группы

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

 

Работа с педагогами

 

Содержание работы с педагогами

Сроки

Ответственные

Анкетирование по теме проекта

В начале учебного года

Воспитатель Горяева Е.В.

Индивидуальные консультации

Ежегодно

По запросам

Консультация «Здравствуй, биокерамика»

В течение года

По плану работы

 

Практикум «Волшебный Тестовичок»

Мастер-класс «Поделки из соленого теста своими руками»

Воспитатель

Горяева Е.В.

Педагог дополнительного образования

Андреева Н.Н.

 

Работа с родителями

 

Содержание работы с родителями

Сроки

Ответственные

Анкетирование

Ежегодно

Первая половина учебного года

Воспитатель Горяева Е.В.

Консультация «Здравствуй тестопластика»

Практикум «Секреты волшебного Тестовичка»

Ежегодно

Январь

Совместное занятие детей и родителей «Фотография на память»

Ежегодно

Апрель

Индивидуальные консультации

Ежегодно

По запросам

Оформление уголка для родителей

«В гостях у Тестовичка»

Ежегодно

По плану работы

 

Основной этап проекта носит цикличный характер, что предполагает ежегодную повторяемость мероприятий в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, направленных на достижение цели и задач проекта. Поэтому непосредственный срок мероприятий, связанных с реализацией проекта составляет 3 года (при необходимости с последующей коррекцией).

 

Планируемый результат:

  • обеспечение условий для успешного осуществления планов
  • реализация всех разработанных мероприятий

Заключительный этап

Сроки: май 2012г.

Содержание работы

  • Анкетирование педагогов и родителей
  • Диагностика уровня развития творческой деятельности и сформированности социально-значимых качеств детей
  • Презентация итогов проекта для родителей и педагогов МДОУ ЦРР
  • Оформление выставки «Я и волшебный Тестовичок»

 

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети

  • наличие у детей представлений о тестопластике
  • сформированность социально-значимых качеств личности (гармоничное взаимодействие с окружающими, умение принимать самостоятельные решения, конструктивно решать возникающие проблемы)
  • повышение уровня развития творческой деятельности
  • наличие у детей мотивации и интереса к лепке из соленого теста
  • умение и желание бережно относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих
  • приобретение самостоятельного опыта через овладение техникой тестопластики и  способность переносить приобретенный опыт в жизнь

Педагоги и родители

  • повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам социализации и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

 

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Для более оперативного диагностирования отобран ограниченный набор показателей. Разработаны диагностические карты:

  1. «Уровень развития творческой деятельности» (автор Комарова Т.С. – кандидат педагогических наук)
  2. «Уровень развития социально-значимых качества» (модификация методики автора Матвеевой Л.Г. – кандидата психологических наук)

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Реализация проекта позволит выпустить в школу ребенка, овладевшего интегративными качествами личности:

  • любознательного, творческого  и активного, имеющего представления о тестопластике;
  • умеющего самостоятельно взаимодействовать с окружающими на основе сформированных социально-значимых качеств;
  • овладевшего предпосылками учебной деятельности и способного применять приобретенный опыт в жизнь.

 

ПЕРСПЕКТИВА

  1. Выступление с проектом  перед педагогами РМО
  2. Создание информационной копилки ЦОР по тестопластике

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовая методика "Графический диктант"

Предоставляется описание методики на определение школьной готовности дошкольников, бланк ответов, протокол, образец....

тестовые задания по ФЭМП для детей 5 - 6 лет

Выполнение предложенных заданий поможет воспитателю определить уровень знаний, умений и навыков детей 5 лет в области формирования элементарных математических представлений....

" Панно для Тестовичка"

Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому направлению – лепка из соленого теста «Панно для Тестовичка» Этапы занятияДеятельность педагогаДеятельность детейОрганизация дет...

"Развитие детей 6 лет: тестовые задания".

В презентации представлены в игровой форме тестовые задания для оценки уровня развития  детей 6 лет. Данная форма тестирования разработана специально для родителей....

Семинар - практикум "Использование тестовых заданий"

Педагогическое тестирование даёт объективную картинку реального овладения знаниями. Тесты представляют собой оптимальное средство педагогического измерения, что весьма актуальна при переходе на многоб...

Семинар - практикум "Использование тестовых заданий"

Педагогическое тестирование даёт объективную картинку реального овладения знаниями. Тесты представляют собой оптимальное средство педагогического измерения, что весьма актуальна при переходе на многоб...