Методическая разработка "Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей группы компенсирующей направленности"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) по теме

Васильева Ирина Васильевна

Методическая разработка для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка90.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Сертоловский детский сад комбинированного вида №2»

Методическая разработка

"Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей группы компенсирующей направленности"

                                                                                      Разработала:

                                                                                      воспитатель группы

                                                                                      компенсирующей направленности

                                                                                      Васильева И.В.

г.Сертолово

2013г

Цель: разработка и апробация системы работы по изобразительной деятельности с целью  коррекции нарушений у детей с ЗПР.

Объект: процесс коррекции нарушений у детей с ЗПР.

Предмет: изобразительная деятельность детей с ЗПР.

Задачи:

–исследовать особенности влияния изобразительной деятельности на развитие и коррекцию познавательных процессов у детей с ЗПР;

–разработать систему работы по обучению навыкам изобразительной деятельности у детей с ЗПР;

–апробировать систему работы воспитателя по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста с ЗПР.    

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

   теоретические: анализ психологических и педагогических источников по проблеме исследования;

   эмпирические: формирующий эксперимент в форме коррекционно-развивающей работы;

интерпритационные: количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием математической статистики.

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР  освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И.Лубовский, Л.И.Переслени, И.Ю.Кулагина,Т.Д.Пускаева и др.).

Проанализировав психологические исследования, мы можем наблюдать у детей с ЗПР следующие особенности:

-внимание неустойчивое, неравномерная работоспособность; ребенка трудно собрать, сконцентрировать внимание и удержать на протяжении той или иной деятельности; недостаточная целенаправленность деятельности, они импульсивны, часто отвлекаются, с трудом переключаются с одного задания на другое.

-многие из детей испытывают трудности в восприятии (зрительного, слухового, тактильного); дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности; мало испытывают затруднения в практическом различении свойств предметов, однако, их сенсорный опыт долгое время не закрепляется и не обобщается вербально; особые трудности испытывают при овладении представлениями о величине; затруднен процесс анализирующего восприятия: не умеют выделить основные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали, что не позволяет сформировать целостный образ предмета и это находит отражение в изобразительной деятельности.

-у детей ограничен объем памяти  и снижена прочность запоминания; характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; произвольность запоминания практически отсутствует;

-отставание отмечается на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов- представлений; детям сложно создать целое из частей и выделить части из целого, трудности в пространственном оперировании образами; не формируется уровень словесно-логического мышления: не выделяют существенные признаки при обобщении, обобщают по ситуативным или функциональным признакам; трудности при сравнении.

-нарушения  речи преимущественно системного характера; детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития; отмечаются трудности в понимании инструкции, содержании сказок, стихов; ограничен словарный запас, словообразование; проблемы в связной, сопровождающей деятельность, грамматической стороне речи.

Таким образом, в силу разнообразия и множественности нарушений коррекционная работа с детьми с ЗПР требует привлечения разнообразных технологий, методов и приемов.

 Использование изобразительной деятельности как средства  коррекции  нарушений у детей с задержкой психического развития

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.

Коррекционно-развивающие возможности изодеятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей  для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.

В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения влияют на формирование навыков изображения в лепке, рисовании, аппликации.

Так, при задержке психического развития наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавание промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти нарушения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании, наклеивании предметов, человека и их расположение на листе. Ограниченность образов, представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами).

Также хотелось бы отметить, что без внимания и поощрения со стороны взрослых дети очень быстро утрачивают интерес к действиям с изобразительными материалами. А это значит, что не будет реализовано их возрастное стремление к самостоятельности, активности, направленное на познание окружающего мира и потому что от степени элементарной подготовленности детей в изобразительной деятельности зависит своевременное начало развития их творчества на следующих возрастных этапах.

 Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, перед педагогами стоят задачи в обучении навыкам изобразительной деятельности:

-воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

-развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

-формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

-формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

-развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

-развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Следовательно, для полноценного коррекционно-развивающего процесса необходимо целенаправленное руководство рисованием, лепкой и аппликацией. Для этого в первую очередь необходимо превратить обучение навыкам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.

Я определила для себя цель провести исследование влияния аппликации на весь коррекционно-развивающий педагогический процесс.

Работу распределила на три этапа:

-подготовительный;

-технологический;

-завершающий.

Основной задачей первого этапа стало выявление, комплексное обследование знаний, навыков, умений по аппликации. При проведении педагогической диагностики использовала метод наблюдения и предъявление ребенку определенного дидактического материала, ориентированного на базовые разделы программы. Этот метод позволяет выявить стартовый уровень сформированности у ребенка линий развития.  

Используя данные, полученные в ходе педагогического обследования, разработала программу по обучению навыкам и умениям в аппликационной деятельности, направленную на коррекцию нарушений у детей с ЗПР.

В дошкольной педагогике применяются разнообразные методы обучения. Избранные методы должны соответствовать:

  • общей цели и задачам;
  • специфике вида деятельности;
  • возрастным и психическим особенностям детей.

На первом этапе был составлен перспективный план развития изобразительной деятельности по аппликации. В плане все занятия были ориентированы на лексические темы, по которым занимается учитель-дефектолог.

На втором, технологическом этапе работы, реализуется система коррекционного воздействия средствами изобразительной деятельности. При этом учитываем, что ее эффективность зависит от взаимодействия, преемственности, конкретного и четкого распределения целей и задач, методов коррекционной работы с каждым ребенком.

Главной особенностью коррекционной работы стал комплексный подход при формировании определенных навыков у детей. Он предполагает следующее:

  •  планирование по спирали - на каждом последующем этапе усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться;
  • построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • проведение занятий интегрированного характера, что позволяет решать несколько разноплановых задач;
  • реализацию индивидуально - дифференцированного подхода, что предполагает при единой целевой установке различные способы выполнения задания каждым ребенком;
  • преемственность в работе всех педагогов: на аналогичном материале в рамках одной темы каждый из специалистов решал общие и специфические задачи;
  • использование игровой мотивации на всех занятиях;
  • продолжительность занятий определялась состоянием детей в данный день и степенью сложности материала.

Основными формами обучения навыкам изобразительной деятельности  выбрала занятия, игры, коллективное творчество. Отличительной чертой таких занятий с детьми является то, что они решают как образовательные, воспитательные, так и коррекционно-развивающие задачи.

Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях, в совместной деятельности используем следующие методы и приемы:

  • рассматривание образцов (картины, иллюстрации, фигурки);
  • чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки
  • показ способов изображения, поэтапный показ действий;
  • индивидуальная работа с полным и частичным показом способов изображения;
  • игры, танцевальные паузы, физминутки;
  • поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения;
  • выставки детских работ, поделки для малышей, подарки для сотрудников и близких людей.

Непременной частью занятий изобразительной деятельностью стали дидактические игры на развитие познавательных процессов «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Угадай на ощупь» и т.д.

Таким образом, в процессе обучения аппликации я осуществляю развитие и коррекцию восприятия (цвет, фактура форма, величина), памяти (объем, длительность, устойчивость), внимания (концентрация, переключаемость, произвольность), мышления (мыслительные операции- анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение), речи  (активация и обогащение словаря, развитие сопровождающей речи), воображения (перенос представлений в самостоятельную деятельность),  моторики (координация, переключаемость, автоматизация движений), личности (эмоциональное благополучие, мотивация, коммуникабельность).

Для более успешной реализации коррекционной работы в группе создана предметно-развивающая среда:

-«полочка красоты», где находятся образцы искусства;

-«уголок  изодеятельности», где в доступном месте находятся различные материалы и инструменты для изодеятельности;

-«уголок исследователя», где дети могут экспериментировать с материалами, исследовать их свойства;

-«доска творчества»

-«выставочный уголок», где родители и гости нашей группы могут познакомиться с работами детей.

Также в группе достаточно дидактических пособий, настольных игр типа «Собери букет», «Контуры», «Цвета», имеется аудиотехника, микроскоп.

В процессе формирующего экспериментального исследования я периодически провожу контрольную диагностику (сентябрь, май). Результаты  позволяют  проводить коррекцию программы, изменять методы работы с детьми.

        На третьем, завершающем этапе необходимо провести заключительный анализ результатов и на его выводах  систематизировать и скорректировать наработанный материал, обработать наиболее оптимальные для развития детей методики, уточнить модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ЗПР

Результаты развития изобразительных умений дошкольников.

  Показатели развития изобразительных умений дошкольников:

  1. Владение техникой вырезывания;
  2. Умение сочетать цвет фона и деталей аппликации;
  3. Умение соотносить изображение по величине;
  4. Умение показывать взаимодействие героев;
  5. Владение приёмами работы с бумагой. 
  6. Способность к самостоятельной поисковой деятельности.
  7. Овладение навыками совместной работы со сверстниками.

Уровни развития изобразительных умений дошкольников в аппликации

3 балла - высокий - у ребёнка отмечается большой интерес к процессу создания аппликативного изображения. Он в состоянии выполнить без помощи взрослого аппликационные операции, способен увлечённо заниматься деятельностью 20 минут и более.

2 балла - средний - ребёнка можно заинтересовать процессом создания аппликационного изображения путём вовлечения в совместную с воспитателем деятельность.

1 балл - низкий - ребёнок проявляет к данной деятельности интерес, но интерес носит ситуативный характер, его действия носят бессмысленный, хаотичный характер.

        Сравнительный анализ результатов исследования коррекционно-развивающей работы средствами изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

На данный момент формирующий эксперимент находится еще на технологическом этапе, так как программа рассчитана на четыре года обучения. Как  уже упоминалось выше,  периодически проводится промежуточное диагностическое обследование с целью выявления уровня динамики, корректировки индивидуальных программ развития детей.

 Последнее промежуточное обследование познавательных  процессов, умений и навыков изобразительной деятельности  проведено в мае 2013года. (данные в табл)

Результаты сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов у детей на начальном и промежуточном этапах исследования (средний показатель)

Начальный этап – 1,3 балла

Промежуточный этап – 2,5 балла

После анализа полученных результатов видно, что показатели развития и коррекции способностей детей намного улучшились, и эти результаты   свидетельствуют об эффективности коррекционной  работы. Использование системы методов, приемов, средств организации деятельности детей с использованием ситуации успеха и разнообразных способов развития  и коррекции нарушений позволяют  значительно повысить уровень развития познавательных процессов , навыков и умений в аппликационной деятельности .

Сравнивая средний показатель уровня развития можно констатировать положительную динамику развития и коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Я полагаю, что дальнейшая работа в системе поможет в перспективе достичь полноценного развития детей и успешно подготовить их к обучению в школе.

       Изучение и анализ научно-методической литературе по проблеме исследования  показывает, что вовлечение ребенка с проблемами в развитии в изобразительную деятельность способствует развитию и коррекции нарушений, а также развивает интерес к творчеству. Изобразительное творчество позволяет развивать не только психическую, но и физическую, и эмоциональную сферу ребенка.

В результате систематической изобразительной деятельности, которая проводится с детьми  нашей группы, у детей развиваются восприятие, мышление, внимание, память, моторика. Развиваются  познавательные интересы к окружающему миру, обогащаются представления. В ходе исследования подтверждено предположение, что успешное  развитие и коррекция нарушений средствами аппликации зависит от создаваемых условий и умелого использования системы методов и приемов, обеспечивающих комплексное воздействие.

Таким образом, поставленные в моем исследовании цели и задачи  на промежуточном этапе достигнуты. И я думаю, что дальнейшая работа приведет к достижению полноценной цели нашего исследования. Это еще раз доказывает эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы.

        

Литература

  1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.-М.: Гном-Пресс,2002.
  2. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности.-М.:Просвещение,1995.
  3. Григорьева Г.Г.Изобразительная деятельность дошкольников.-М.:Академия,1997.
  4. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.-М.: Аркти,2002.
  5. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР.-М.:Владос,2003.
  6. Ульенкова У.В.  Дети с задержкой психического развития. -Нижний Новгород,1994.-228с.
  7. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников.-М.: Академия,1999.
  8. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова. -М.: Академия,2001.
  9. Аппликация в детском саду/ А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева.-Ярославль.: Академия развития,2002.
  10. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей/Под ред. К.С.Лебединской.М.1982.-125с.
  11. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству./С.М.Вайнерман, А.С.Большев и др.-М.:Владос,2001.
  12. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения/ Г.А.Кузнецова, В.В.Колесникова и др.-М.:Баласс,2004
  13.  Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании.Хрестоматия./ Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова.-М.: Гном и Д,2001.
  14. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»//М.: Школьная Пресса.
  15. Журналы «Дефектология»//М.: Школьная Пресса.

Результаты развития изобразительных умений дошкольников

1

2

3

4

5

6

7

Итоговый показатель

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

сентябрь

май

Аделина В.

1

2

1

2

1

3

2

3

1

2

1

2

1

3

1,1

2,4

Дима И.

2

3

2

3

1

3

2

3

1

3

2

3

3

3

1,9

3

Захар Е.

1

2

1

2

1

3

1

2

1

2

1

3

1

3

1

2,4

Эрик Л.

1

2

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1,6

Саша М.

2

3

2

3

1

3

2

3

1

3

2

3

2

3

1,7

3

Итоговый показатель

1,4

2,4

1,4

2,4

1

2,6

1,6

2,6

1

2,4

1,4

2,4

1,6

2,6

1,3

2,5

Результаты развития изобразительных умений дошкольников

Результаты развития изобразительных умений Аделины В.

Результаты развития изобразительных умений Димы И.

Результаты развития изобразительных умений Захара Е.

Результаты развития изобразительных умений Эрика Л.

Результаты развития изобразительных умений Саши М.

Практика использования данного опыта показала, что в процессе занятий аппликативной деятельностью у детей наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности данного опыта в работе воспитателя.

Обследование детей, проведённое в сентябре 2002 года, показало следующие результаты:

Занятия аппликацией качественно улучшили эти результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Аппликация-один из важных видов деятельности у детей раннего возраста. Здесь содержится перспективное планирование по аппликации на учебный год ( обозначена тематика и задачи). Также расписаны конспек...

"Аппликация как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух - трёх лет"

Разносторонее и гармоничное развитие детей двух - трёх лет в процессе  специально организованного обучения аппликативной деятельности....

"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"

"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"Консультация для родителей "Аппликация помогает ребёнку развиваться".Уважаемы...

Методическая разработка. Аппликация – как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет

Ранний возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.В дошкольных учрежд...

Сводная таблица речевого развития детей группы компенсирующей направленности с ТНР

Сводная таблица составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающей ...

Презентация на родительское собрание. Тема: "Задачи по коррекции речевого развития детей группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет"

Цель: познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие вкоррекционном процессе....