"Аппликация как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух - трёх лет"
учебно-методический материал по аппликации, лепке на тему
Разносторонее и гармоничное развитие детей двух - трёх лет в процессе специально организованного обучения аппликативной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет.
Актуальность.
Ранний возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идет очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей второго и третьего года жизни традиционно проводятся НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, дидактические игры по сенсорному развитию, НОД по конструктивной и изобразительной деятельности.
Однако, изучив литературу последних лет, наблюдая за воспитанниками своей группы, во время проведения игр и упражнений с плоскостными изображениями фигур разного цвета, формы, величины, я пришла к убеждению, что занятие аппликацией с детьми этих лет жизни может быть привлекательным и доступным для малышей.
Доступность объясняется несложностью исполнительных приемов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, возможностью манипулировать готовыми формами для достижения результата. Занятие аппликацией дает большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов на площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развития связной речи на более поздних возрастных этапах.
Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребенка в школе.
Главная цель работы:
- разностороннее и гармоничное развитие детей двух-трех лет в процессе социально организованного обучения аппликационной деятельности.
Задачи:
- - накопление детьми элементарного опыта в составлении целого из частей;
- - формирование простейших приемов работы с бумагой: выкладывание, точное присоединение одной детали к другой;
- - формирование умений работать на разных по размеру листах бумаги коллективно и индивидуально.
Необходимо использовать следующие правила:
- - НОД проводить в игровой и занимательной форме;
- - использовать операционный материал, который должен отвечать следующим требованиям:
- - привлекательность;
- - выразительность и ясность;
- - прочность;
- - безопасность;
- - вариативность операционного материала.
- - проводить повторные варианты занятий с целью более качественного овладения детьми определенных умений, при этом желательно использовать вариативную повторяемость (изменения в правилах игры, смена игровых персонажей, работа на малом, затем на большом пространстве листа и т.д.);
- - стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей;
- - чередовать индивидуальные формы обучения с фронтальными;
- - при проведении НОД учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы обучения: поисковый, репродуктивный, игровой, метод упражнений;
- - деление на подгруппы осуществлять не по возрасту, а по уровню развития детей;
- - поощрять любые попытки общения детей с воспитателем и друг с другом;
- - поощрять любое стремление к совместным действиям и создавать условия для накопления детьми первого опыта совместной работы.
Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остается определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих детей и вызывают больший интерес у них. Поэтому я стала организовывать небольшие по длительности игры и упражнения с готовыми плоскостными формами, надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится производительность и координированность движений руки, осознанность действий.
Мною был выполнен большой объем работы по изготовлению дидактического материала. В основном это плоскостные геометрические фигуры разного цвета, формы, величины; предметные, сюжетные фигурки, состоящие из нескольких частей и передающие внешние особенности реальных предметов; разноцветные листы картона разного размера в виде аквариума, домика. В группе в наличии имеется различный наглядно-демонстрационный материал: дидактические игры, иллюстрации, игрушки, а также строительный материал, транспорт, куклы для создания определенных игровых ситуаций.
Были сделаны следующие дидактические игры:
- «Летят самолеты»;
- «Цветы на лужайке»;
- «Цветные шарики»;
- «Расскажи сказку «Репка»;
- «Пляшут мальчики и девочки»;
- «Рыбки плавают в водичке, хвостиками машут»;
- «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки».
Перспективное планирование по аппликационной деятельности с детьми 2-3 года жизни.
Месяц | Темы | Программное содержание |
Сентябрь | Диагностика. «Помоги яблоку найти свою половинку» | Определить уровень сенсорного развития ребенка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое из частей, плотно приставляя их друг к другу |
«Цветы на лужайке» | Формировать умение ритмично располагать однородные элементы по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов: красный, желтый, зеленый, синий. | |
Вариативное повторение. «Красивые коврики из листьев» | Закреплять опыт размещения однородных элементов по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов. Формировать умение включаться в игровую ситуацию. Побуждать к совместным действиям. | |
Октябрь | «Путешествие семьи шариков» | Повышать у детей произвольность действий – выкладывать круглые формы в одном направлении, в порядке уменьшения их по величине, плотно приставляя одну к другой. Способствовать различению и запоминанию основных цветов. |
Вариативное повторение. «Тучи по небу гуляют» | Повышать у детей произвольность действий – выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа, находить «верх», «низ». Формировать навыки совместной работы. | |
Выкладывание сказки «Репка» | Повышать произвольность действий – выкладывать персонажей сказки в порядке следования текста, плотно приставляя их друг к другу. Закрепить знание текста сказки. | |
Ноябрь | «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки» | Побуждать детей к самостоятельному нахождению разных способов выкладывания лесенки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине. Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому. Формировать умение включатся в игровую ситуацию. |
«Путешествие на воздушных шарах» | Формировать умение подбирать шары и прикладывать их к ниточкам заданного цвета. Повышать точность движения руки и глаза. Упражнять в произношении звуков «Ш», «С». Побуждать детей к пластической передаче поведения насекомых: жучков, бабочек, комаров и т.д. | |
Декабрь | «История про котенка и птичку» | Продолжать развивать способность ориентироваться на всей плоскости как большого, так и маленького листа: находить «верх», «низ», «под», «вверху», «рядом». Побуждать к активной разговорной речи. |
«Пляшут девочки и мальчики, пляшут белочки и зайчики» | Формировать умение располагать фигурки напротив друг друга, плотно приставляя их друг к друг, чтобы держались за руки. Побуждать к совместным действиям. Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую. | |
Январь | Диагностика. «Собери листочки» | Определить уровень сенсорного развития ребенка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету; составлять целое из частей, плотно приставляя их друг к другу. |
«Детки на ветке» | Упражнять в составлении целого из отдельных частей; подбирать листики соответствующего веточке цвета. Упражнять в различении и назывании цветов. Продолжать развивать точность произвольных движений руки: прикладывать листики точно к намеченным стебелькам. Замечать действие соседа, в случае необходимости помогать ему. | |
Февраль | «Выросли грибы на полянке» | Формировать умение составлять целое из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру. Продолжать формировать умение работать сообща на большом листе, быстро ориентироваться на его пространстве. Побуждать находить соседу нужные детали |
Вариативное повторение. «Матрешки собрались на прогулку» | Упражнять в составлении целого из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру, плотно приставляя их друг к другу. Закрепить название цветов. Продолжать формировать умение работать вместе на большом листе бумаги. Побуждать находить соседу нужные детали. | |
«Чаепитие с игрушками» | Упражнять с составлении целого из двух разных частей, а также составлению целого из отдельных частей, плотном присоединении их друг к другу. Упражнять в соотнесении частей изображений по размеру и расцветке. Продолжать учить работать вместе на одном листе, быстро ориентироваться на этом пространстве. Формировать умение включаться в игровую ситуацию. | |
Март | «С нами играют пирамидки» | Формировать умение составлять целое изображение, ориентируясь на образец. Развивать точность зрительного восприятия и способность к воспроизведению образца. Воспитывать внимательность, целенаправленность и произвольность действий. |
Вариативное повторение. «Строим новые дома для бабки, внучки, жучки, кошки, мышки» | Продолжать формировать умение составлять целое, ориентируясь на образец, а именно на последовательность расположения полосок (бревен) по цвету, а также на их горизонтальное или вертикальное расположение ( бревна лежат или стоят). Закрепить названия цветов. Воспитывать внимательность, целенаправленность, произвольность действий. Закрепить знание текста. | |
«Построим домики для замерзших зверей» | Формировать умение в установлении связей и зависимостей величины и конфигурации от специально заданного условия. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать к активной разговорной речи. | |
Вариативное повторение. «Кто уложит котенка спать» | Продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально заданных условий. Способствовать нахождению способа выполнения задания путем проб и ошибок. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. | |
Апрель | «Коврик для котят и щенят» | Формировать умение намазывать клей на изображение и наклеивать. Упражнять в выкладывании разноцветных обрезков бумаги равномерно по всей плоскости большого листа бумаги. Приобщать к совместным действиям. |
«Плывут кораблики по волнам» | Формировать умение намазывать и склеивать отдельные части в целое. Продолжать формировать навыки совместных действий: ожидать завершений действий соседа, не торопить его, не мешать; если возникает необходимость помочь. Закрепить опыт работы на большом пространстве листа. | |
Вариативное повторение. «Мастерская игрушек» | Продолжать формировать умение намазывать и склеивать отдельные части в целое. Уточнить знания детей о строении и отличительных особенностей частей тела некоторых животных. Закреплять навыки совместных действий в аппликативной деятельности. | |
Май | «Весна – красна!» | Закрепить разнообразные, индивидуальные умения детей в нахождении одинаковых частей и составлении из них целого, а также навыки намазывания, наклеивания, пользования салфеткой. Продолжать формировать навыки совместных действий: помогать находить товарищу недостающую деталь, не мешать другому при наклеивании. |
Вариативное повторение. «Цветы и бабочки» | Упражнять в намазывании, в наклеивании, а также в составлении целого из нескольких частей. Развивать точность зрительного восприятия. | |
Диагностика. «Прятки» | Определить уровень сенсорного развития ребенка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое из нескольких частей. |
Уровни освоения программы.
Владение приёмами работы с бумагой.
Высокий - У ребёнка отмечается большой интерес к процессу создания аппликативного изображения путём выкладывания на бумаге предметных и сюжетных изображений. Ребенок в состоянии выполнить без помощи взрослого аппликационные операции: выкладывание, составление целого путём прикладывания, присоединения одной части к другой, намазывание клеем, приклеивание, прижимание тряпочкой. Ребёнок способен увлечённо заниматься деятельностью 15 минут и более.
Средний - Ребёнка можно заинтересовать процессом выкладывания готовых форм и изображений путём вовлечения в совместную с воспитателем деятельность. Ребёнок с помощью взрослого выполняет следующие операции: выкладывание и присоединение одной части к другой.
Низкий - Ребёнок проявляет к данной деятельности интерес, но интерес носит ситуативный характер. Ребёнок может присоединять, приставлять одну часть к другой. Но после неоднократных показов и объяснений взрослого.
Способность к самостоятельной поисковой деятельности.
Высокий - Ребёнок самостоятельно выполняет задание по нахождению половинок изображений разного цвета, размера, формы и составляет из них целые изображения, используя способ проб и ошибок. Действует осознанно и целенаправленно.
Средний - Ребёнок выполняет задание по нахождению половинок изображений с помощью объяснений и уточнений взрослого или после одного-двух показов выполнения упражнения. Действия носят осознанный характер.
Низкий - Действия ребёнка по нахождению одинаковых частей носят бессмысленный, хаотичный характер. Интерес к деятельности ситуативен.
Овладение навыками совместной работы со сверстниками.
Высокий - Выполнение заданий на большом листе бумаги стимулирует ребёнка к речевым контактам со сверстниками. Ребёнок может комментировать действия других детей и свои собственные. Ребёнок замечает действия соседа, может помочь ему, проявляет терпение и выдержку.
Средний - Во время выполнения задания ребёнок больше сконцентрирован на себе, но в состоянии вступить в речевой контакт по поводу деятельности. Помогает другим в нахождении нужных деталей. Проявляет нетерпимость по отношению к сверстникам, бывает вспыльчивым.
Низкий - Ребёнок идёт на речевой контакт с другими детьми, но при активной поддержке взрослого. В процессе совместной работы невыдержан, импульсивен, задирист.
Произвольность и координированность движений руки.
Высокий - Движения руки точные, целенаправленные. Ребёнок способен быстро и точно соединять, прикладывать детали одна к другой.
Средний - Движения руки целенаправленные, но сразу присоединить, точно приставить детали одну к другой ребёнок не может - ему требуется несколько дополнительных движений, чтобы достичь положительного результата.
Низкий - Ребёнок делает много дополнительных движений. Рука неустойчива, непослушна.
Список используемой литературы
- Барчан Т.А. «Вот какие шарики», М., ИД «Карапуз», 1996г.
- Иванищина О.Н. – ст. воспитатель ДУ № 169 Красноармейского района города Волгограда. Сайт в интернете: http://www.ivalex.vistcom.ru/applic6.htm.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Ранний возраст, «Карапуз – дидактика», М., 2008г.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева А.Г. «Дети дошкольного возраста в дошкольном учреждении», ВЛАДОС, 2004г.
- Силивон В.А. «Аппликация для самых маленьких». Изд.: В.М. Скакун, 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Аппликация-один из важных видов деятельности у детей раннего возраста. Здесь содержится перспективное планирование по аппликации на учебный год ( обозначена тематика и задачи). Также расписаны конспек...
Методическая разработка "Аппликация - как эффективное средство умственного, нравственного, речевого развития детей группы компенсирующей направленности"
Методическая разработка для аттестации...
"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"
"Аппликация - как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет"Консультация для родителей "Аппликация помогает ребёнку развиваться".Уважаемы...
Методическая разработка. Аппликация – как эффективное средство ускоренного умственного, нравственного, речевого развития детей двух-трех лет
Ранний возраст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.В дошкольных учрежд...
Статья "Основные факторы и особенности речевого развития детей двух-трех лет".
В этой статье рассматриваются особенности речевого развития детей 2-3 лет. Описываются факторы, влияющие на речь малыша: игры со сверстниками, общение со взрослыми. Говорится о роли окружения, родител...
Речевое развитие детей до трёх лет
Очень важно постоянно разговаривать с ребенком. С рождения! Как родился и давай все свои действия проговаривать (меняю памперс, целую в пяточки и т.д.). Ребенок с самого рождения мотает на ус все то, ...
Обобщение опыта «Проект как эффективное средство формирования основ нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В данном материале педагог делится опытом и системой работы по нравственно -патриотическому воспитанию...