Обобщение опыта «Проект как эффективное средство формирования основ нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Юткина Наталья Николаевна

В данном материале педагог делится опытом и системой работы по нравственно -патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

«Проект как эффективное средство формирования основ нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Я работаю над темой : «Проект как эффективное средство формирования основ нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Условия возникновения и становления опыта возникло в не совсем благоприятное и даже можно сказать в не простое время, когда происходит обесценивание простых человеческих качеств, когда дети не знают родной культуры, истории, имён героев прошлого. Что такое патриотизм? Это и любовь к Родине, и преданность ей, и ответственность и гордость за неё -эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям -к отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Нет сомнения в том, что уже в детском саду, в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы патриотизма. НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разное время пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становится чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство. Выбор темы связан с целью, чтобы глубже узнать через какие методы, приёмы и формы работы можно воспитать у детей патриотические чувства к самому дорогому. Общаясь с детьми, я обратила внимание на то, что дети имеют недостаточный уровень знаний о стране, крае в котором живут, о родном городе. Не все дети знают домашний адрес, место работы родителей, не говоря уже о достопримечательностях и символике нашей страны. Родители же, не уделяют этому вопросу достаточного внимания. Данный педагогический опыт базируется на обеспечении условий для нравственного воспитания детей, таких как - создание игровых ситуаций, способствующих формированию доброты, сочувствию, скромности и справедливости и т.д. Поэтому передо мной встала задача по проведению целенаправленной работы с дошкольниками, по начальному формированию чувства патриотизма во взаимодействии с семьей. «Никто не учит маленького человека: Быть равнодушным к людям, ломай деревья, выше всего ставь свое личное. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать». В.А. Сухомлинский Для малыша, все начинается с родного дома и родителей, мамы-хранительницы семейного очага и отца-защитника рода своего. Именно в семье ребенок должен получить представления о доме как общечеловеческой ценности, научится понимать, что иметь дом -большое благо. Нам необходимо приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Мы живем в многонациональном государстве и поэтому каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Подвести детей к осознанию того, что плохих народов не бывает, встречаются плохие люди. О человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам. Патриотическое воспитание имеют огромное значение для развития личности ребенка. Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно - исторической педагогики развития. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В этих непростых условиях, каждый из нас как воспитатель, так и родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше. Поэтому стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребёнка. В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы - наблюдения, беседы, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.) Нравственно -патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги. Особая ответственность за формирование у детей нравственно-патриотических чувств возлагается на воспитателя ДОУ. Потому что именно он, воспитатель, поможет детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси, донесёт до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры. Таким образом, в процессе работы над опытом были выявлены следующие противоречия: - между знанием норм и правил поведения в обществе и полнейшего их несоблюдения; - между формированием у детей бережного отношения к природе и всему живому и реальным поступкам в окружающем мире. - между развитием чувства ответственности и гордости за достижения страны и полнейшим безразличием к развитию русских традиций и промыслов. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно-патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно - патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры. Для успешной работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей, большую роль играет правильно организованный педагогический процесс. Только в этом случае это оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого педагога. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Большое значение имеет поддержка со стороны родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Организуются и проводятся родительские собрания, творческие гостиные, консультации, оформляются папки-передвижки. Родители являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду. Цель исследования: изучение эффективной системы работы по формированию у детей чувства патриотизма. Развитие основ начала с нравственно-патриотического воспитания. Задачи исследования: 1. Изучить проблему нравственно – патриотического воспитания в психолого- педагогической литературе. 2. Разработать перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию. 3. Формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; 4. Расширение знаний детей о родном крае, о своей малой Родине; 5. Расширение представлений детей о России, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); 6. Формирование бережного отношения к природе и всему живому; 7. Развитие у детей интереса к русским традициям и промыслам, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; 8. Воспитание толерантности к другим народам. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; методы - анкетирование, мониторинг уровня развития детей, наблюдение за детьми. Гипотеза исследования: мы предположили, что наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству. Работа с детьми строилась на основе комплексной диагностики, включающей определения уровня знаний детей о родном городе, стране. Необходимо учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Свою работу я начала с мониторинга детей и анкетирования родителей. Были получены следующие результаты: Из 26 детей высокий уровень показали 6детей-26% Средний уровень – 10 детей 37% Низкий уровень – 10 детей 37% Родителям было предложено ответить на 6 вопросов анкеты: 1.Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? 2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? 3.С какого возраста надо начинать патриотическое воспитание? 4.Как вы считаете, кто несет ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? 5.Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? 6.Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в вашей семье традиции? Результаты анкетирования показали, что 74% родителей не полно понимают, что такое патриотическое воспитание детей и не уделяют большое внимание этому вопросу. После изучения всех результатов занялась изучением темы через самообразование. В первую очередь, я изучила соответствующую методическую литературу. Определила содержание работы по направлениям: Формирование понятий у ребенка семья, связь времен, составление родословной. Знакомство с родным краем, его историей, народностями, проживающими на его территории, природой, полезными ископаемыми. Знакомство с родным городом: историей, значимыми объектами, природой, трудом людей. Знакомство с Россией, символикой России, историческими событиями. Знакомство с понятием патриотизм, героизм их проявлениями. Знакомство с героями сказок, устным народным творчеством, с декоративно-прикладным искусством, с праздниками и обрядами. Составила перспективное планирование, где постаралась охватить все намеченные мною направления. В группе оформили центр патриотического воспитания, где дети могут наглядно познакомиться с родным городом, краем, символикой России, полистать книги, иллюстрации. Весь наглядный материал (книги, открытки, сувениры) принесли родители. В своей работе , мне хотелось убедить детей и их родителей в том, что любовь к Родине, к своему народу начинается с малого – с любви к родителям, с уважения к людям, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения. Для решения поставленных задач использую все виды деятельности: экскурсии, ОД, проектную, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные народные игры, оформление выставок, альбомов, чтение художественной литературы, использовала материал устного народного творчества, ИКТ. Своеобразие данного эксперимента заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника. В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей я придерживалась важнейших педагогических принципов: - сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-педагоги», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок: - формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления; - принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»; - принцип индивидуального и личностного подхода. Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым, позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Были разработаны и проведены проекты. Свою работу по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» я разделила на четыре блока: • «Семья и детский сад» • «Мой город» • «Наш край - Сибирский» • «Россия – моя Родина» Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ в условиях введения ФГОС. Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитать». В.А. Сухомлинский Чувство Родины…С чего оно начинается? Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим его окружением. Чувство любви к Родине - это патриотизм - это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса патриотического воспитания дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, инициативны, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. За последнее время большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Современные дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения Родины, как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Современные дети мало знают о своей малой Родине, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность нашего общества, его будущее в лице подрастающего поколения. В воспитании гражданина и патриота своей Родины -важная роль принадлежит дошкольному детству. Именно там закладывается «фундамент» настоящего гражданина своей страны. Целью образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие познавательного интереса, уважения к Родине, её историко-культурному наследию. Задачами данного направления являются: развитие у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому и уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека и представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Патриотическое обучение и воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО устанавливает следующие формы работы с детьми: увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов) в соответствии с темами проектов; работа с родителями; экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок (это выходы в выходные дни совместно с родителями). Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности - в образовательной и игровой, в труде и быту. Для нравственного-патриотического воспитания важно обращение к прошлому своей страны, ее истокам - культурному наследию. Недаром старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». В изучении историко-культурного наследия страны помогают: 1.Фольклор. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. 2. Близкое окружение. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. 4. Огромное значение имеет пример взрослых в особенности близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (продедушек и пробабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) разъясняются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что наша страна одержала победу в Великой Отечественной Войне потому, что мы любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей и это очень важно сейчас , в настоящее время, когда в мире происходят такие глобальные события. В группе создан центр по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности. Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. В рамках физического развития проводятся образовательно-досуговые мероприятия: «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица», «День защитника Отечества». На этих мероприятиях проводятся эстафеты, перетягивания канатов, задания на меткость и т.д. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. Нравственно-патриотическое воспитание невозможно без установления тесной связи с семьёй. Совместно с родителями организовываются выставки к праздникам, лучшие работы отправляются на различные выставки. Так же родители вместе с детьми участвуют в конкурсах. Подготовка ко Дню Победы так же проходит с участием родителей: составляются рассказы о родственниках, участвующих в боевых действиях, дети и родители вместе идут на парад. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества и 8 марта для воспитанников старшей и подготовительной группы мы организовываем в виде соревнований, в котором папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах. Такие спортивные формы проведения праздников воспитывают чувство коллективизма, патриотизма, формируют интерес к выполнению физических упражнений, развивают основные физические качества, приобщают к традициям большого спорта. Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что все мероприятия в группе проводятся с использование информационно-коммуникативных технологий. Для этого созданы презентации по заданной тематике, подобраны аудиозаписи, фотографии, вся работа проводится в форме проектной деятельности. Уверена, что проводимая работа помогает детям развивать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, учит любоваться природой, бережно относиться к ней. Накопленный мной опыт работы постоянно обобщается и представляется на конференциях, семинарах и т.д. За счет этого происходит активный обмен опытом с коллегами дошкольных учреждений. Список используемой литературы: - Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007. - Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. - Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007. - Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу...

Режиссёрская игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

1. Описание универсального макета режиссерских игр «Большой мир в маленьком доме».Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Из всех видов ролевых игр только в...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...

«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...