Дидактическая игра как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Конкина Вероника Валентиновна

Представлены вашему вниманию дидактические игры, по пособию Павловой, для старшего дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры. Игры можно использовать как предварительную работу на занятии, так и самостоятельную игру по закреплению материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Дидактическая игра как средство

формирования основ  экологической культуры у детей старшей  группы»

        

Подготовил:

                                                                                                   воспитатель первой

  квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №89»

Конкина Вероника Валентиновна

      Значение игры в дошкольном возрасте трудно переоценить, а дидактическая игра, это особый вид игровой деятельности, которая  направлена  на  усвоение, формирование и  закрепление  представлений, овладению способами познавательной деятельности. В системе экологического  воспитания дидактической игре также отводится особая роль.  

Учебно- методический комплект программы «От рождения до школы» под.редакцией Н.Е. Вераксы,. ,Комаровой Т.С,   Васильевой М.А.  для решения задач программы по экологическому воспитанию предполагает использование следующих методических пособий в старшей группе:

 1.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду(5-6 лет);

 2.Павлова Л.Ю «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»

  Анализируя эти два пособия, мы пришли к выводу, что эти пособия должны использоваться воспитателем в комплексе, задачи в них  взаимосвязаны и темы занятий в пособии О.А. Соломенниковой перекликаются с предложенными играми для старшей группы в пособии Л.Ю.Павловой.

В свою очередь Л.Ю. Павлова делит дидактическую игру на три категории:

- игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей  с образом жизни растений и животных. В старшей группе это следующие игры( всего семь):«Жизнь в семенах»; «Гнездовье птиц»; «Угадай и расскажи», «Зимние запасы», «Кому вода, а кому-полянка»; «Приготовь лекарство»; «Домик для листочков».

- игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой. В старшей группе по этому разделу автор предлагаетвсего 9 игр: «Давайте поселим зверей в наш лес»; «Наряды матушки-земли»; «Времена года»; «Речные рыбы», «Путешествие по карте леса», «Наши любимцы»,«Небо.Земля.Вода», «Кто такой цыпленок?», «По грибы, по ягоды»

-игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленных на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающей среде. Для старшей группы в этом пособии предлагается 16 игр, большинство из которых решают задачи по ознакомлению с социальной действительностью, а  для экологического воспитания предлагаются следующие игры: «Животные рядом с нами», «Материки», «Путешествие на волшебный остров».

  Большинство игр предложенных для старшей группы предполагается использовать и в подготовительной группе. А также из практики работы отмечу,  что некоторые из них можно заменить игровыми макетами для режиссерской игры , которые мы воспитатели часто изготавливаем и помещаем в групповой уголок природы или игровую зону группы. Например: игра «Животные рядом с нами», целью которой является закрепление представлений о потребностях живых существ в определенной среде обитания, для этого в нашей группе есть  игровые макеты: животные Крайнего севера, тундры, леса (хвойного и лиственного), пустыни и полупустыни.

Игру «Материки» можно заменить так же игровым макетом и глобусом. Для игры  «Жизнь в семенах» можно использовать коллекцию семян. Так же предлагаю использование природного материала для игры «Гнездовье птиц», в которой дети подбирают природный материал, используемый птицами для строительства гнёзд (прутики, солома, пёрышки, листья и др.). Очень хорошо подойдёт гербарий из лекарственных растений для игры «Приготовь лекарство», в которой дети знакомятся с лекарственными травами и закрепляют знания о строении растения.

Авторы пособий предлагают использовать предложенные дидактические игры для разных целей: как предварительную работу для занятия, как средство закрепление материала у детей после занятий, а также в ходе некоторых занятий.

В пособии О.А. Соломенниковой  прописывается предварительная работа к каждому занятию одной из форм, которой, по мнению автора, является дидактическая игра.

  Например: к занятию «Прогулка по лесу» описанному в пособии

О.А. Соломенниковой (стр 42) ,в качестве предварительной работы  предлагается  дидактические игры: «Путешествие по карте леса» и « По грибы, по ягоды». Через использование этой игры в режимных моментах  мы  вспомнили с детьми   о жителях леса, и о разнообразии растительного мира.

 В качестве предварительной работы к  занятию «Зимние явления в природе» (январь, стр57), я использовала  игру «Времена года», в процессе  которой можно не только выявить представления детей  о характерных признаках времени года, но и уточнить представления  о последовательности сезонов. Что помогает мне расставить акценты на самом занятии, я понимаю, на что нужно еще раз обратить внимание детей, что нужно уточнить и с кем.

   Одну и туже игру я использую и планирую несколько раз, во-первых для того чтобы решить несколько групп задач экологического воспитания. Например: игра «Домик для листочков» в сентябре  используется к занятию «Экологическая тропа осенью», и эта же игра предлагается  к использованию на занятии «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»(весной).А  также любая дидактическая игра может планироваться чтобы  охватить всех детей (один раз играют одни дети, в другой раз другая подгруппа).

 В своем пособии Павлова отмечает, что  используемые дидактические игры должны соответствовать временам года, ведь изменения в природе порождают изменения в жизни людей. Игры должны отражать и соответственно закреплять представления детей о сезонных  изменениях в природе и взаимосвязь с ними в жизни человека: его одежде и деятельности. Т.е можно сказать, что дидактическая игра органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми. Ее можно использовать на все направления работы с детьми, не только экологического.

Она широко может использоваться в ходе организованной образовательной деятельности : на занятиях, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей как своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

Эти дидактические игры помогут в простой игровой форме познакомить ребенка с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Ведь, именно в играх, дети легко и быстро запоминают то, что может им ...

Дидактическая игра "Полезная и вредная еда".Для детей старшего дошкольного возраста.

Игра "Полезная и вредная еда" придумана мной для формирования и закрепления знаний по ОБЖ....

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимоде...

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников. В работе использова...

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста

Методическая статья о развитиии внимания детей старшего дашкольного возраста спомощью дидактической игры....

дидактическая игра по ПДД "Моя улица"для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра с элементами конструирования "Моя улица" рекомендована для использования в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста. В игре использован мак...

Дидактическая игра по развитию математических способностей у детей старшего дошкольного возраста «Дом в котором я живу» (игра с цифрами и числами)

Представленная дидактическая игра развивает познавательные процессы у детей (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т.д.).Воспитатель использует игру как средство развития мышлен...