Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Молостова Анна Владимировна

Методическая статья о развитиии внимания детей старшего дашкольного возраста спомощью дидактической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx48.43 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Автор: Молостова Анна Владимировна

Новосибирская  область, г. Новосибирск, МБОУ СОШ № 26, воспитатель

Изучение воспитательных возможностей игры на протяжении долгих лет существования наук о человеке (философии, социологии, этнографии, психологии, педагогики) представляло интерес для многих ученых. Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, являлась объектом научных исследований К. Грооса, Дж. Дьюи, З. Фрейда, Ст. Холла, В. Штерна, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Т.А. Репиной, А.П. Усовой, А.А. Рояк и мн. др. 

Согласно большинству отечественных концепций игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Е.А. Аркин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). По мнению Д.Б. Эльконина она содержит «идеальную форму» взрослости; игра не разъединяет, а напротив, объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни [6]. 

Когда мы говорим об игре и ее роли в развитии дошкольника, то здесь встают два основных вопроса. Первый вопрос о том, как сама игра возникает в развитии, вопрос о происхождении игры, генезисе ее, второй вопрос — какую роль эта деятельность играет в развитии, что означает игра, как форма развития ребенка в дошкольном возрасте. Является ли игра ведущей, или просто преобладающей формой деятельности ребенка в этом возрасте? [3].

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, что депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития. Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и пр. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей [10].

Современные условия характеризуются гуманизацией воспитательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего воспитательного процесса. В первую очередь должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.

Психологи считают, что каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности: в дошкольном возрасте – это игра. Поэтому именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата: развивать познавательные процессы у детей (внимание, память, мышление), сформировать у детей-дошкольников первоначальные навыки счета, письма, чтения [4].

В дидактических играх в силу непреднамеренности протекания процесса учения не формируется учебная деятельность детей, хотя в ней развиваются важнейшие свойства личности, без которых становление данного вида деятельности не происходит: произвольность психических процессов, торможение, внимание, наблюдательность и т.д.  Дидактическая игра есть форма непреднамеренного обучения, когда ни сам ребенок, ни воспитатель не ставят задачу обучения, а эффект обучающего воздействия однозначен.

Существует множество определений  дидактической игры. Приведем некоторые из них.

А.К. Бондаренко рассматривает дидактическую игру как  многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [1].

По мнению А.И. Сорокиной дидактическая игра — это игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей [11].

Е.В. Карпова.  Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на расширение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности [8].

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность ведущая в дошкольном детстве.
  2. Подготовка к освоению учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.
  3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
  4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация [8].

Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо учителю для правильной оценки эффективности игры.

  1.  Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.
  2.  На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
  3.  На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: найти, запомнить, изобразить. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

  1. Игры-путешествия.
  2. Игры-поручения.
  3. Игры-предположения.
  4. Игры-загадки.
  5. Игры-беседы [8].

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и так далее [11].

Игры-поручения по содержанию проще, а продолжительности — короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения [11].

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов) [8].

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и так далее.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования так далее. Они связаны с игровым  замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи [8].

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и так далее Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей [8].

Основные функции дидактических игр:

     - функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- функция формирования психических новообразований;

- функция формирования собственно учебной деятельности;

- функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей [8].

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу [13].            

 Дидактические игры занимают промежуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной деятельностью. Их отличительная черта определяется специфическими по сравнению с сюжетно-ролевой игрой учебно-познавательными мотивами и задачами. Они обеспечивают адекватную дошкольному возрасту постановку учебных задач, в ходе реализации которых происходит усвоение способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности. Помимо общеразвивающего значения, дидактические игры с успехом могут быть использованы для решения задач коррекции умственного и речевого развития дошкольников.

Особое значение дидактических игр в старшем дошкольном возрасте имеет свои основания. Во-первых, этот возраст (6 - 7 лет) является переходным к новой статусной позиции (школьник) и к новому виду деятельности (учебная), что требует регуляции своего поведения, произвольности психических процессов. Наличие правил в игровом взаимодействии, необходимость их выполнения с целью достижения успеха обеспечивает ребенку ощущение самостоятельности, решительности, уверенности в себе, способствует нормативной регуляции поведения. Возникающие в игре состязательные отношения между детьми развивают стремление к успеху, к сопоставлению своих достижений с результатами сверстников. Игра с правилами оказывает существенное влияние и на овладение ребенком различными типичными формами межполового взаимодействия, на развитие способности к договору, предварительному согласованию предстоящих действий [6].

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и так далее. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
       
В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста [13]. 

Основой умственного воспитания является обучение — систематическое ознакомление детей с окружающей жизнью, формирование элементарных знаний, умений и навыков, отношений к явлениям окружающего мира.

Основными формами обучения детей дошкольного возраста являются занятия и дидактическая игра. И на занятиях, и в играх развитие знаний, умений и навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития.

Задачами умственного развития являются:

а) развитие действий с предметами;

б) сенсорное развитие;

в) развитие речи;

г) развитие игровой и других видов деятельности;

д) формирование основных психических процессов (внимание, памяти), развитие наглядно-действенного мышления и так далее;

е) развитие умственных способностей;

ж) формирование познавательных потребностей [2].

Эти задачи реализуются через следующие средства: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время совместной деятельности, специальное обучение ребенка взрослым на занятиях, самостоятельная практика самого ребенка в быту, играх, общении.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач; успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение.

Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе [2].

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка. Покажем возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знание о Родине, людях разных профессий и национальностей, представления о трудовой деятельности. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний, содержат дидактические задачи, при решении которых дети должны  проявить конкретные знания [1].

С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Сенсорное воспитание. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Речь. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, что бы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни [1].

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Использование дидактических игр в работе с детьми старшего возраста решает несколько иные задачи, чем при воспитании детей младшего дошкольного возраста. В центре внимания педагога — воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к Родине, родному краю.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрации, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп [1].

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном для его использования.

Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук [1].

Многие дидактические игры формируют культурно-гигиенические навыки. В игре ярко выражают социальные чувства, стремятся делать все сообща. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

Трудно переоценить значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка, ведь музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Эти игры в доступной игровой форме развивают музыкальное восприятие детей, формируют эмоциональную отзывчивость, приобщают к различным видам музыкальной деятельности, формируют музыкальные способности [2].

С усложнением задач и игровых действий изменяется и роль ребенка в игре. В средней группе дети знакомятся с новыми дидактическими играми, вместе с тем выступают уже в новом качестве — учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируется внимание, наблюдательность, настойчивость.

В старшей группе дошкольники приучаются уже самостоятельно организовывать игры, объединяясь в подгруппы по 2 - 4 человека, повышаются требования к точности выполнения ими правил и игровых действий.

Дети 5 - 6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. Если в средней группе детей в основном увлекал сам процесс игры, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш, приз. Дети 4 - 5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому действию, а в 5 - 6 лет появляются сосредоточенность и целенаправленность, стремясь произвести действия наиболее точно. У них возрастает желание преодолеть препятствие, справиться с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игр и вызывает желание играть самостоятельно. Возросшее стремление более точно соблюдать правила свидетельствует о развитии произвольности психических процессов [5].

Дети этого возраста могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, выявлять закономерности, анализировать, сравнивать, обобщать и делать простейшие выводы. Они не только составляют целое из частей, но и учатся делить его на равные части, воспринимая отношение целого и части.

Дидактические упражнения помогут детям подобрать фигуры в соответствии с игровой задачей разной степени сложности. Ориентировку в пространстве развивают упражнения на определение положения различных предметов относительно друг друга или относительно самого ребенка.

Дети этого возраста стремятся использовать в играх подручные материалы, подбирают интересные игрушки. Для игр они самостоятельно изготавливают необходимые атрибуты.

В дидактических играх, моделирующих различные полоролевые поведенческие ситуации («Как поступить», «Красивые слова», «Ссоримся-миримся») дети не только узнают о внешних признаках мужского или  женского типа поведения (проявлять заботу, уступать место и так далее), об атрибутах, обозначающих принадлежность к тому или иному полу, но и познают себя в игре, проявляя особенности характера.

Детям этого возраста необходимо предоставить возможность проявить себя в положительном, с точки зрения окружающего общества (коллектива), поступке [5].

В старшей группе дети продолжают знакомиться с жизнью животных, птиц и растений. Свои впечатления они отражают в календарях наблюдений за сезонными явлениями.

Дети 5 - 6 лет уже умеют самостоятельно играть в дидактические игры. Они играют в настольные игры, знакомые подвижные дидактические игры, повторяют действия, которые усвоили на занятиях с воспитателем. Постепенно осваиваясь, они играют более уверенно, придумывают дальнейшие игровые ситуации, вводят новые правила игры.

Детям старшей группы предлагают игры и упражнения, направленные на формирование умений обозначать предметы, анализировать их строение, ориентироваться в пространстве и создавать новые образы предметов и ситуаций [2].

Старшие дошкольники обозначают предметы, учитывая все более сложные соотношения их признаков. Они переходят к самостоятельному воссозданию структуры предметов по их контурному изображению. Наряду с усложнением структуры анализируемых предметов (по их контуру) задания усложняются путем варьирования самих предметов.

Ориентируясь в пространстве, дети переходят к анализу взаимного расположения предметов не только в статичной, но и в динамичной ситуации (перестановка по заданному плану). Ребенок учится ориентироваться не только по плану, отображающему взаимное расположение предметов, но и по схеме — траектории пути, который он должен пройти [2].

Использование системы разнообразных по воспитательно-образовательному содержанию дидактических игр с учетом возрастных особенностей, целей и задач обучения и воспитания ребенка в детском саду — одно из необходимых условий плодотворной подготовки его к новому образу жизни — систематическому учебному труду в школе.

Главная задача в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков, формировать определенный уровень мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. Существенную помощь в решении этой задачи  и могут оказать дидактические игры.

Значительная часть дидактических игр способствует развитию умственной воспитанности, так как в этих играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями ребенка, обеспечивая его интеллектуальную готовность к обучению к моменту поступления в школу.

Выделяя и сравнивая признаки предметов, ребенок совершает довольно сложные мыслительные операции, решая определенную умственную задачу (быть внимательным, запомнить что-либо, передать свою мысль словами), он использует рациональные приемы, основанные на установлении связи между разными познавательными процессами. Например, что бы лучше запомнить несколько предметов, нужно установить между ними смысловую связь. В играх на внимание дети выполняют такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость этого качества [2].

Игры на развитие внимания формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу. Через игру можно воспитывать и развивать такие свойства внимания, как устойчивость, переключение, распределение, а также воспитывать произвольное внимание.

С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости от программных задач воспитательница подбирает к игре обобщающие слова (поле, огород, сад и так далее). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овес и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена дидактическая игра «Не ошибись». В игре, наряду со знаниями, полученными на данном занятии, могут использоваться и знания, полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом.

В этой дидактической игре поставлено несколько задач: закрепление и уточнение знаний, где что растет, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово. Когда игра детьми хорошо усвоена, ее можно усложнять и проводить в более быстром темпе [13].

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов — знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание» [9].

Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова. С первых дней жизни ребенка внимание в значительной степени оказывается направляемым с помощью слов-стимулов. В 4,5 — 5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В 5 — 6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий.

Ребенку недостаточно понимать, что он должен быть внимательным, необходимо научить его этому. Основные механизмы произвольного внимания закладываются в дошкольном детстве. Развитие произвольного внимания в период дошкольного детства предполагает формирование трех умений:

1) принятие постепенно усложняющихся инструкций;

2) удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

3) развитие навыков самоконтроля.

Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне [9].

Для поддержки устойчивого произвольного внимания необходима тренировка (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка достигает достаточно высокой степени развития.

Большое значение для развития целенаправленного внимания в старшем дошкольном возрасте имеет обучающая игра (дидактическая игра), так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования, задачи, в других — уметь выделять и помнить цель действия, в третьих — вовремя переключать внимание, в четвертых — сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить  и осознать происшедшие изменения [9].

Особое значение в дидактической игре имеют игровые действия (способы решения игровой задачи), которые направляют и контролируют выполнение в игре игровых правил, предписывают, что необходимо сделать ребенку в ходе игры. Как отмечается в работах Е.И. Удальцовой, дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, выделения ролей и др. Прежде всего детей интересует игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил. Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками [13].

Существенно то, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения познавательной задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научиться у него, а естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей лучше воспринимать, внимательно вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, как это требуется по условиям и правилам игры, и тем самым усваивать необходимые знания и способы действий.

Рекомендации по воспитанию внимания содержатся в работе Г.В. Петуховой. В этой работе показано, что внимание ребенка-дошкольника приобретает необходимые качества, точнее становится собственно вниманием  лишь тогда, когда ребенок овладевает определенными способами деятельности, что степень развития внимания зависит от совершенства используемых приемов.

В своем эксперименте Г.В. Петухова ставила перед детьми следующую задачу: из 10 карточек, на каждой из которых было изображено по шесть животных, отобрать те, на которых изображено хотя бы одно из животных, указанных в инструкции, но при этом не отбирать такие карточки, на которых изображено «запрещенное» по инструкции животное (например, медведь).

В разных сериях экспериментов менялись «дозволенные» и «запрещенные» животные. Безошибочное выполнение работы требовало внимания детей. Оказалось, что для того чтобы дети с работой справились, их надо было обучить определенным приемам ее внимательного выполнения [7].

Качество процессов внимания у детей старшего дошкольного возраста имеет во многом определяющее значение для успешного развития функций, необходимых для обучения в школе. Интенсивное, устойчивое, быстро переключающееся сенсорное и интеллектуальное внимание необходимо ребенку для того, чтобы слушать учителя, видеть то, что он показывает, читать, писать, думать, запоминать, быстро менять виды деятельности. В 6 лет начинается развитие качественно нового этапа в организации внимания: показатели деятельности резко улучшаются, возрастает устойчивость внимания, уменьшается количество ошибок, проявляется способность к регуляции деятельности по образцу. Однако у многих детей 6 лет основные свойства внимания развиты еще недостаточно, и это приводит к серьезным проблемам в их образовании и воспитании.

В научной и популярной психологической литературе можно встретить различные упражнения для развития (тренировки) внимания, однако в большинстве случаев целостная программа отсутствует, эффективность упражнений не подтверждена. Разработанная А.Е. Тамбиевым и другими авторами программа базируется на следующих принципах: системности развития в детском возрасте, деятельностном принципе развития, использовании сюжетно-ролевой игры, дидактической игры как ведущей деятельности дошкольного возраста, учете индивидуальных возможностей детей в группе, а также на экспериментальных данных о нейрофизиологических механизмах интенсивности, устойчивости, избирательности и переключаемости внимания [12].

Дидактическая  игра позволяет развивать все виды внимания и его свойства, формирует у ребенка умение сосредотачиваться, позволяет шире приобщать ребенка к жизни в доступных формах, что способствует более успешному усвоению учебного материала. Использование дидактических игр, игр упражнений и заданий в различных видах деятельности создает оптимальные условия для развития личности ребенка, стимулирует познавательную активность и способствует умственному развитии.

Педагог, руководя играми воспитанников старшей группы, учитывает их возросшие возможности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5 - 6 лет выполняют это с большим удовольствием.

При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, что бы при их выполнении дети проявляли усилие ума, воли. Отбирая предметы, материалы для игр, воспитатель также учитывает изменение в мыслительных процессах детей, по этому основные признаки различия предметов для игр менее заметны, иногда скрыты за внешней их схожестью. И наоборот, за внешними различиями предметов необходимо бывает обнаружить их сходство.

В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше по количеству [1].

Существует три вида дидактических игр:

  • Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.
  • Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.
  • Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

          Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.

      Дидактическая игра - явление многоплановое, которая может быть методом обучения, формой обучения. Изготовленные руками педагогов, они позволяют ребенку, раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов.

          Специалисты ДОУ практикующие образовательную деятельность не редко прибегают к изготовлению развивающих игрушек своими руками или совместно с воспитанниками группы из различного бросового материала. Самостоятельное изготовление позволяет разнообразить подачу программного материала с учетом возможностей детского контингента.

        Все виды игр, возможно, создать или воссоздать руками воспитателей, сделав их красочными и интересными.

Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно в большинстве случаев вызывается внешне привлекаемыми предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.  Внимание ребёнка можно развивать – через игры и упражнения. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста:

  • Название игры/упражнения
  • Содержание игры/упражнения

Найди одинаковые предметы

  • Среди нескольких предметов (игрушек) ребёнку предлагается отыскать два одинаковых.

Найди нужную игрушку

  • По описанию взрослого ребёнок должен найти определённую игрушку, находящуюся в комнате.

Что это?

  • Взрослый размещает вокруг ребёнка 3-4 игрушки и загадывает одну из них, сообщив малышу только её местоположение (перед собой, позади, справа или слева)

Добавь слово

  • Проводится с группой ребят. Первый ребёнок называет какую-либо игрушку или её признак. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо своё. Третий повторяет первые два слова по порядку и называет своё и т.д.

Какого предмета в ряду не хватает

  • Задания располагаются на двух отдельных страничках. На первой странице расположено несколько самых разных предметов: овощи. Фрукты. Игрушки, транспортные средства, мебель и др. На следующей странице в каждом из рядов какого-либо предмета не хватает. Ребёнок должен внимательно посмотреть на один из рядов на первой странице, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем взрослый переворачивает страницу и просит посмотреть ребёнка на ряд тех же предметов очень внимательно и ответить на вопрос: «Какого предмета не хватает?».

Что появилось?

  • Ребёнку предлагается взглянуть на два внешне однотипных предмета (например, на две куклы) и ответить на вопрос: «Что появилось у второго предмета?» Для выполнения задания ребёнку нужно составить описание первого предмета, затем -  второго, и сравнить оба предмета по названным свойствам.

Что потерялось?

  • Ребёнку предлагается взглянуть на два внешне однотипных предмета (например, на две куклы) и ответить на вопрос: «Что потерялось у второго предмета?» Для выполнения задания ребёнку нужно составить описание первого предмета, затем -  второго, и сравнить оба предмета по названным свойствам.

Найди отличия

  • Ребёнку предлагается взглянуть на два внешне однотипных предмета (например, на две куклы) и ответить на вопрос: «Какие 3 (5, 7, 10) отличий есть между ними?» Для выполнения задания ребёнку нужно составить описание первого предмета, затем -  второго, и сравнить оба предмета по названным свойствам.

 Похож — не похож

Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке две одинаковых предмета, и суметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Лото (зоологическое, геометрическое и т.д.)

Игровое правило. Кто первый накроет фишками все свои карточки, тот и считается выигравшим. Игровое действие. Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.

Путешествие по городу

Игровое правило. Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города. Игровое действие. Поиск картинок, действия по сигналу.

Испорченный телефон

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание. Правила. Передавать слово шепотом на ухо рядом сидящему игроку надо так, чтобы рядом сидящие дети не услышали. Кто не правильно передал слово, пересаживается на последний стул.

Летает — не летает

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание. Игровое правило. Поднимать руку, надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Упражнения и задания на развитие внимания разнообразны, например: «Расставь значки в соответствии с образцом», «Выполни задания по образцу», «Раскрась одинаковые фигурки одним цветом», «Какие предметы здесь спрятались? Обведи их», «Какие предметы есть на обеих картинках? Раскрась их», Лабиринты, «Дорисуй недостающие детали», «Найди и обведи все фигурки разными цветами», «Сравни картинки между собой. Найди отличия», «Соедини точки. Обведи фигуры по контуру» и многие другие.

Список литературы.

  1. Бондаренко, А.В. Дидактические игры в детском саду / А.В. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
  2. Волошина, М. И. Дидактическая игра как средство подготовки к школе / М.И. Волошина. - М.: Начальная школа, 2002.
  3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - с. 62-76.
  4. Гаспарова, Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 1987. - № 7. - с. 45-50.
  5. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 128 с.
  6. Давидчук, А.Н. Обучение и игра / А.Н. Давидчук.- М.: Москва, 2006.
  7. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Н. Ф. Добрынин // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М.: Издательство Моск. Ун-та, 1976. - с. 243-259.
  8. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения.  Популярное пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
  9. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 104 с.
  10. Смирнова, Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников / Е.О. Смирнова, И.А Рябкова // Вопросы психологии. -2013. - № 2. - с. 15-24.
  11. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
  12. Тамбиев, А.Е. Программа развития основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста / А.Е. Тамбиев // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - с. 53.
  13. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск, 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в дошкольном образовании вызывает две противоположные тенденции. Первая - это гуманизация целей и принципов педагогического процесса и осуществление личностно ориентированной модели взаимоде...

«Дидактическая игра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Аннотация В данной работе представлены формы развития речи детей, роль познавательно-речевого развития, дидактические игры, как средство развития речи детей дошкольников. В работе использова...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

«Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Дидактическая игра,  как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»....