НОД в соответствии с ФГТ по лепке "Мастерская дымковской игрушки" в старшей группе
план-конспект занятия (аппликация, лепка, старшая группа) по теме

Топычканова Марина Николаевна

Цель:

  • Расширять знания детей об особенностях дымковского промысла, мастеров народов России, развивать познавательный интерес, художественное творчество, фантазию.
  • продолжать знакомство с Дымковским промыслом (игрушками), росписью, её колоритом, особенностями .
  • развитие продуктивной деятельности (лепка) детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_dymkovskoy_igrushkoy_v_starshey_gruppe.docx235.51 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по лепке с требованием ФГТ

в старшей группе

Воспитателя Топычкановой Марины Николаевны

Мастерская дымковской игрушки

2013г

Образовательная область «Художественное творчество»

Цель:

  • Расширять знания детей об особенностях дымковского промысла, мастеров народов России, развивать познавательный интерес, художественное творчество, фантазию.
  • продолжать знакомство с Дымковским промыслом (игрушками), росписью, её колоритом, особенностями .
  • развитие продуктивной деятельности (лепка) детей.

Задачи:

  • продолжать знакомить с особенностями декоративной лепки
  • формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства
  • закреплять умение лепить животного по типу дымковских игрушек(туловище и ноги- из целого куска), передавая их характерные особенности.
  • формировать умения украшать узорами предметы декоративного искусства, украшать их налепами.
  • формировать умение сглаживать неровности слепленного изображения.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Под русскую народную музыку входит Коробейник  с лотком, на котором

стоят дымковские игрушки.

Коробейник :

        Ели спят у большака в инее седом,

        Спят деревья, спит река, скованная льдом.

        Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

        Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

        Голубые дали и село большое «Дымково» назвали!

        Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудо – сказки,

        Вечера зимою длинны, и лепили там из глины

        Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.

        Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

        Простой, казалось бы, узор, но отвести не всилах взор.

        И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,

        Говорят о ней по всюду, удивительное чудо!

Воспитатель:

        Здравствуй, Карабейник! С чем к нам пожаловал?

Коробейник :

Был я на ярмарке в русском селе Дымково.

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село.

Слобода Дымково под Вяткой.

Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.

Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой знаменитою.

Вон сколько у меня их.

   

И лошадки, и барашки, и козлики, и павлины, и уточки, и петушки и многие другие.

А из чего лепили игрушки, знаете?

Дети отвечают.

Коробейник :

Правильно, из глины лепили. Налепят, высушат и в печь, чтобы они так закалились, стали крепкими и воды не боялись.

Воспитатель:

Мы знаем, что название село получило от того , что когда мастера высушивали свои глиняные поделки в печи, над крышами из труб вился дымок.

Коробейник :

Правильно, так и назвали село – Дымково. Потом игрушки белили белилами и они становились, как снег белые. Затем их начинали расписывать. Как вы думаете, эти игрушки лепили и расписывали радостные или грустные мастера?  Как они передали нам своё настроение?

Дети отвечают.

Возьмите каждый по игрушке.

Воспитатель:

Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера  для их росписи?

Давайте расскажем по очереди, используя план.

-какая у тебя игрушка?

-какого она цвета?

- какой узор изображен на ней?

-каким цветом нарисованы круги, полоски?

-какое настроение подарила тебе игрушка?

Коробейник :

Как интересно, вы рассказывали! На ярмарке я был, а там шум, да веселье. Вот и я хочу поиграть с вами  в русскую народную игру.

У дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели, друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

После этих слов водящий делает какое – нибудь  движение, а все дети повторяют это движение.

Водящий выбирает того , кто по его мнению, лучше всех повторил движение и задает вопрос:

« что ты делал?» Если выбранный дает правильный ответ, то становится водящим.

Коробейник :

Ребята, а вы хотите попробовать сделать дымковскую игрушку?

Дети: Да!

Воспитатель:

Давайте тогда примемся за работу. Делу  - время, а потехе – час. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Вылепим дымковскую игрушку – олень.

Как можно его слепить, какие приемы для этого будим использовать?

Дети отвечают.

Воспитатель:

 Ноги и туловище лепим из одного куска, ноги разрезаем при помощи стеки, формируем их,

 голову и шею оленя слепить тоже из целого  куска пластилина, затем шея плавно переходит в туловище, примазывается. Обращаем внимание на соразмерность всех частей туловища оленя.

Не забываем про рога, у оленя они ветвистые.

Что бы игрушка получилась весёлая, нарядная, украшаем её лепниной, дымковским узором. Подбираем цвет пластилина для узора. Ребята, как нужно работать с пластилином, что бы рабочее место и одежда были в порядке? Что нужно сделать после работы с пластилином?

Дети отвечают.

Воспитатель:

А сейчас сделаем разминку перед работой.

Пальчики

Вот этот самый толстый пальчик у меня,                сгибаем и разгибаем большой палец.

Вместе с ним танцуют все мои друзья.                Сжимаем и разжимаем кулачки.

Этот самый ловкий пальчик у меня,                        сгибаем и разгибаем указательный палец.

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют                 Сжимаем и разжимаем кулачки.

все друзья.

 Вот этот самый длинный пальчик у меня,                сгибаем и разгибаем средний палец.

Вместе с ним танцуют все мои друзья.                Сжимаем и разжимаем кулачки.

А вот этот пальчик лодырь у меня,                        сгибаем и разгибаем безымянный палец.

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют

все мои друзья                                        Сжимаем и разжимаем кулачки.

А этот пальчик – мальчик лучший у меня,                сгибаем и разгибаем мизинец.

Вместе с ним танцуют все его друзья.                        Сжимаем и разжимаем кулачки.

Все мои пять пальцев - дружная семья,                 Сжимаем и разжимаем кулачки по очереди.

И, когда они танцуют, танцую с ними я!                Хлопки в ритме текста.

Коробейник :

Вот и размяли пальчики, приготовились  к работе. А , что бы было легко работать, мы послушаем русскую народную мелодию.

Воспитатель во время работы старается помочь детям советами, кто затрудняется прибегает к показу.

Воспитатель:

Посмотри, Коробейник, какие игрушки у нас получились.  Понравились они тебе?

Коробейник :

Интересный  у вас получился дымковский олень. Давайте поставим их на лоток и посмотрим вместе, что у нас вышло. Дети встают вокруг стола.

Воспитатель:

Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать, красиво и ярко , как у Дымковских мастеров? А какая игрушка получилась самая яркая?  Какая игрушка больше всего нравится? А где узор получился интересный?

Дети высказывают своё мнение.

Коробейник :

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

«Каков мастер, такова и работа»  - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они яркие, нарядные, не похожие друг на друга. Хоть сейчас их все на ярмарку. Возьму я их с собой покажу их другим детям, а вы получайте сладкие конфетки. Спасибо, вам за работу.

Воспитатель:

Приходи еще к нам в гости. Мы рады будем видеть тебя.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности «Дымковская игрушка» Старшая группа

Программное содержание образовательной деятельности:«Художественное творчество»- Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.- Помочь де...

"Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка".(Средняя группа).

Презентация "Русская народная игрушка. Богородская резьба. Дымковская игрушка" (Средняя группа) является дополнительным материалом к системе занятий по теме "Русские народные промыслы",  в з...

Конспект НОД "Дымковская игрушка" Средняя группа

Конспект НОД "Дымковская игрушка"  Художественно-эстетическое развитие....

Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Проект:  «Дымковская игрушка» Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта: творческий Продолжительность: краткосрочный Срок реализации: 1 неделя...

Конспект-игры развлечения в познавательно-коммуникативной деятельности. Тема:" Дымковская игрушка" Старшая группа.

Обобщить представление детей  о дымковской игрушке через организацию  познавтельно-коммуникативной деятельности....

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Лепка «В мастерской дымковской игрушки» Старшая группа

Конспект образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюЛепка  «В мастерской дымковской игрушки»Старшая группа Подготовила:Воспитатель Станчу О.И...

творческий проект "Дымковская игрушка " старшая группа

Цель:Расширять представления детей о характерных элементах дымковской росписи. Формировать детей представление, что при лепке реальные образы преображаются в сказочные, декоративные.Задачи:Познакомить...