Проект "Ложка золоченая"
проект по аппликации, лепке (средняя группа) по теме

Шушкова Ольга Владимировна

Аннотация проекта

для детей средней группы «Ложка золоченая»

Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством (хохломой) помогает раскрыть красоту родной природы. Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности: в составлении узоров, лепке, росписи игрушек и т.д. В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей и их родителей в изучении данной темы, убедить в ее значимости.

Этапы проведения проекта:

Подготовительный этап - сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта (оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам;

подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;

разработка конспектов, создание развивающей среды).

Основной – познавательный, практический. Проведение тематических занятий, оформление  выставок народного быта. Изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков (проведение занятий, бесед: чтение сказки «Жихарка», беседа с детьми о возникновении хохломской росписи «Золотая хохлома», создание совместно с родителями мини-музея «Чудесный сундучок» (с ложками), аппликация «Нарядная Ложечка», рисование «Деревянная красавица», домашнее задание «Семейная ложка» - совместное творчество детей и родителей, заучивание стихов, загадок о народных промыслах.

Заключительный – презентация проекта, итоговое мероприятие (итоговая презентация «Ложка – золоченая» - выставка работ детей, родителей, представление мини – музея, чтение подготовленных стихов и потешек).

Результативность:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Информационные ресурсы:

  1. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
  2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  3. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
  5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_lozhka-zolochenaya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для средней группы «Ложка-золоченая»

Пояснительная записка:

В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте ее реализации в работе с детьми. В соответствии с моделью формирования представлений о народных промыслах России у детей 5-го года жизни, представлена в частном проекте «Ложка золоченая» (хохломская роспись).

Цель:

Содействие развитию представлений о народных промыслах; развитию эстетического восприятия.

Задачи:

1.Обогатить и уточнить представления об истории возникновения хохломской росписи.

2.Совершенствовать умение выделять характерные элементы росписи.

3.Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Участники проекта:

Дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.

Тип проекта:

Творческо-информационный

Длительность:

4 недели (среднесрочный)

Интеграция с образовательными областями:

Образовательная область художественное творчество интегрируется с такими областями, как:

       - Коммуникация

       - Познание

       - Здоровье

       - Музыка

       - Чтение художественной литературы

Пути реализации проекта:

1.Чтение сказки «Жихарка»

Цель: продолжать обучение детей внимательно слушать произведение, выделять из общего текста описание ложек (любимой Жихаркиной)

2. Беседа с детьми о возникновении хохломской росписи «Золотая хохлома»

               Цель: познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, расписными предметами.

3. Любование ложками «Ай-да, ложечки».

                Цель: раскрытие внешней красоты ложки, выделение характерных элементов хохломской росписи.

4. Создание совместно с родителями мини-музея «Чудесный сундучок» (с ложками)

                Цель: взаимное партнерство родителей, детей и воспитателей группы.

5. Аппликация «Нарядная Ложечка»

                Цель: обучать детей украшать силуэт ложки готовыми формами.

6. Дидактические игры и упражнения.

- Игра «Для чего и почему?»

Цель: знать и уметь применять разные предметы посуды, их названия; формирование познавательного интереса к окружающим вещам.

- Игра «Угадай по деталям»

Цель: закрепление основных элементов хохломской росписи.

- Игра «Укрась предмет»

Цель: закреплять знания хохломских особенностей и элементов росписи (ягоды, цветы, завиток, трава; с цветовой гаммой).

7. Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество».

           Цель: привлечь к сотрудничеству родителей, создать для детей предметную среду.

8. Консультация для родителей на информационную папку-передвижку «Музейная педагогика – дошкольникам».

            Цель: помочь родителям «погрузить» детей в новую информационную и предметную среду.

9. Познавательное развитие «Из чего сделали ложку?»

            Цель: обогащение представлений о различных материалах применяемых для изготовления ложки.

10. Совместная деятельность детей и родителей «Соберем стихи, потешки о ложках и Хохломе».

             Цель: создать партнерские отношения между детьми и родителями.

11. Рисование «Деревянная красавица».

              Цель: обучать детей украшать ложку, используя метод «тычка» и рисовать знакомые элементы хохломской росписи.

12. Домашнее задание «Семейная ложка» - совместное творчество детей и родителей.

               Цель: продуктивное отражение полученных впечатлений, переживаний в совместной с родителями творческой деятельности.

13. Итоговая презентация «Ложка – золоченая» - выставка работ детей, родителей, представление мини – музея, чтение подготовленных стихов и потешек.

            Цель: привлечь внимание к художественно – эстетическому развитию детей и народному творчеству. Создать условия для сближения родителей и детей в совместном творчестве.

Ожидаемые результаты:

Расширение знаний детей о русской народной культуре, промыслах, формирования на этой основе духовного, нравственного и личного отношения к действительности; активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада; совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.

Итоговое мероприятие по теме проекта: «Ложка-золоченая»

(развлечение для детей средней  группы совместно с родителями)

Цель: укрепление детско-родительских отношений в совместной деятельности.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме проекта; заучивание стихов; подготовка рисунков на выставку.

Оборудование и материалы: маленькие столики хохломской росписи со стульями; посуда с хохломской росписью.

Ход развлечения:

Дети с родителями под музыку проходят в зал, рассаживаются  за столики.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас в нашей  гостиной! Вас ждет веселье, смех, игры и песни!  Наша встреча посвящена красавице ложке! Какие ложки вы знаете?

Ответы: деревянные, металлические и пластиковые.

Звучит музыка, в зал забегает Жихарка. Начинает искать  что-то на столах, под ними, под стульями.

Воспитатель: Ребята! Да к нам гость пожаловал! Здравствуй, Жихарка! Что ты все ищешь?

Жихарка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, родители! Беда у меня! Была у меня  ложка, не простая, а  деревянная, золоченая. Я  ей щи хлебал, да кашу ел (разводит руками), а когда настроение хорошее, то и играл на ней! Да вот моя ложка пропала. Видать ее лиса унесла.

Воспитатель: Не расстраивайся ,Жихарка! Только сначала познакомься и поздоровайся с нашими гостями.

Жихарка: Ой, вас так много – это я со всеми буду долго здороваться и знакомиться.

Воспитатель: А нам поможет веселая музыкальная игра «Здравствуйте!»

Игра «Здравствуйте», «Семь прыжков» под датскую народную мелодию.

Дети и родители выходят в центр зала. Двигаются по веселую музыку в разных направлениях, на каждую остановку музыкальной фразы, здороваются с тем, кто ближе к нему стоит, игра продолжается.

Воспитатель: Вот ты со всеми и поздоровался! Мы попробуем тебе помочь! Здесь недалеко развернулась ярмарка, может быть лиса там. Давайте мы отправимся туда и посмотрим на товары, да и себя покажем.

Ребенок в наряде Петрушки:

Солнце яркое встает.

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары…

И отменные игрушки!

Второй ребенок:

Я Петрушка –

Развеселый мальчуган,

Всегда весел и пою,

К вам на встречу я спешу.

Подходи, народ честной,

За медный пятак покажу все этак и так.

Петрушки: Идемте к  лотку. Посмотрите,  здесь продают посуду, а какую угадайте? (хохломскую).

Ребенок:

Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.

Ребенок Купец: Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.

Воспитатель:  Ребята, а о чем напоминает вам хохлома? (о прошедшем солнечном лете).

Воспитатель: Жихарка, а почему ты такой печальный, тебе не понравились ответы детей?

Жихарка: Нет, дети отвечали хорошо, да только ложки-то я своей так и не нашел.

Воспитатель:  Посмотри, Жихарка, какой-то купец ехал и весь товар рассыпал. Может быть здесь твоя ложка найдется.

Жихарка: Да тут вся посуда поломана. Кто тут что разберет.

Воспитатель: Не переживай, Жихарка, ребята тебе помогут. Правда, дети?

Игра "Собери целое" - звучит песня «Ложки деревенские» (музыка, слова и исполнение Елены Соломатиной).

Жихарка: И здесь нет моей ложки.

Воспитатель: Посмотри, Жихарка, стоят Матрешки. Давай к ним подойдем.

Матрешки поют:

Мы веселые матрешки -

Ладушки-ладушки (хлопают в ладошки).

На ногах у нас  сапожки –

Топушки-топушки (топают ножками).

Сарафаны наши пестры-

Вертушки-вертушки (кружаться).

Мы похожи, словно сестры-

Ладушки-ладушки (хлопают в ладошки).

Воспитатель: Посмотри, Жихарка, что это они прячут за своими сарафанами?

Матрешки: Сундучок. В нем собраны ложки. Которые ребята и их родители собирали. (Все рассматривают  ложки из мини-музея)

Воспитатель: Ну что, Жихарка, и здесь нет твоей ложки. Давай сыграешь с нами в игру.

Игра «Кто перенесет быстрее кашу» (перенос теннисных мячиков из одной тарелки в другую).

Воспитатель:  Все такие молодцы! А у меня еще сюрприз - это мастерская. Давайте побудем немного художниками и распишем вот эти образцы. А наши родители помогут своим ребяткам. Выбирайте, какие вам нравятся, подумайте, каким узором вы их украсите.

Игра «Составь хохломской узор» (дидактическая), звучит песня «Хохлома»

Деревянные ложки —
Постучи-ка немножко.
Хочешь — вальс играй,
А хочешь — суп хлебай!

Воспитатель: А сейчас наши ребята сыграют на ложках! (дети играют на ложках)

Воспитатель:

Мы гуляли целый день.
Целый день гулять не лень.
Много нового узнали.
Мастерами просто стали.

Воспитатель: Жихарка, а что это за мешок у тебя за спиной?

Жихарка: А я не знаю. Взял с собой в дорогу, да так ни разу  и не взглянул, что там.

Воспитатель: Ой, да здесь сладостей целый мешок. Глянь, да и ложка, наверное, твоя.

Жихарка: Моя, родная, точеная, а ручка золоченая (целует свою ложечку). А это  вам угощение за то, что мне многое показали и рассказали. А мне пора домой, меня там Кот с Петей заждались уже. До свидания!

Воспитатель:  До свидания!

ХОХЛОМА

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной красоты.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Воспитатель:  Ну и нам пора прощаться.  Пойдем к себе Жихаркины угощения пробовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевой проект "Ложка точеная,ручка золоченная"

Проект был направлен на ознакомление детей с разной посудой через разные виды деятельности....

Познавательно - речевой проект «Ложка точеная ручка золоченая» в средней группе

Формирование умений пользоваться предметами посуды по назначению.  Учить понимать обобщающее слово-посуда, сервиз....

Открытое занятие во второй младшей группе: "Ложечка точеная - ручка золоченая", углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе

Открытое занятие «Ложечка точеная - ручка золоченая»,  углубление в тему «Посуда» во второй младшей группе № 10 детского сада №115.Цель и задачи:1.     Обучение детей украшать...

"Ложечка точеная, ручка золоченая"

Презентация к интегрированному занятию "Ложечка точеная, ручка золоченая"...

Конспект НОД «Ложки точеные – ручки золоченые». Средняя группа.

Формировать у детей эмоционально – ценностное отношение к родной культуре. Содействие речевому развитию детей в интегрированной познавательно – практической деятельности. Развитие эстетическ...

Проект "Ложечка точеная - ручка золоченая".

В формате технологии блочно-тематического планирования любая образовательная область может быть представлена как в развернутом, так и в узком варианте её реализации в работе с детьми. В соответствии...

Образовательная деятельность "Ложечка точеная, ручка золоченая"

Данная работа направлена на развитие творческой и исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста....