Патриотическое воспитание ребенка, как основа формирования будущего гражданина
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Тараненко Галина Яковлевна

Прежде, чем ребенок начнет воспринимать себя, как гражданина, емц нужно помочь в о осознании своего собственного "Я", своей семьи, своих корней -того, что близко, знакомо и понятно. Все это требует от педагого большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Каждое направление включает в себя специально организованные занятия, беседы, проекты, чтение худ. литературы, дидактические игры, художественное творчество. Наиболее эффективных результатов можно достичь только при совмесной работе воспитателей и родителей. В своей работе мы выделили четыре направления:

I. "Личность начинается с имени".

II. "Вместе дружная семья" (семья, детский сад).

III. "Моя малая родина - Колпино".

IV. "От Москвы до самых до окраин".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_k_rodnomu_krayu.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит

 в любовь к родной стране, к ее истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Эти методы не должны быть для ребенка скучными, чрезмерно назидательными. Они должны естественно и гармонично наполнять его мировоззрение  нравственным содержанием, раскрывать новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которой человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю ее будущее.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя, как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего, собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко знакомо и понятно. Все это требует от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически и планомерно во всех группах и по разным направлениям. Каждое направление включает в себя специально организованные занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, художественное творчество и т.д. Наиболее эффективных результатов можно достичь только при совместной работе воспитателей и родителей. Для этого мы используем метод совместных семейных проектов. В своей работе мы выделили четыре направления:

I направление: «Личность начинается с имени».

Начиная со средней группы, ведем работу по формированию у детей представлений о себе, как о личности, имеющей право на индивидуальное отличие от других. Одним из таких отличий  является имя ребенка. Показать разнообразие имен позволяют специально организованные занятия, дидактические игры и упражнения, а так же другие виды детской деятельности и совместная работа с родителями.

Занятие: «Здравствуй – это Я»

Совместная работа с родителями.

          Досуг: «Наши именины» (чаепитие вместе с родителями, рассказ родителей об именах детей).

Хороводные игры: «По дорожке Валя шла»

Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Назови ласково».

Старшая группа.

Занятие: «Наши имена»

Хороводные игры: «Арина», «Я знаю 5 имен», «Яша».

          Совместная работа с родителями.

              Альбомы: «Что означает мое имя».

Для создания альбомов мы предложили родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок», где родители дали объяснение, что означает имя ребенка, почему было выбрано именно это имя. Как ласково называют детей дома, рассказали, кто из великих людей носил такое имя. Рассказали  о характере, привычках ребенка. Все это было оформлено в самых разнообразных стилях.

Затем дали возможность самим детям представить свой альбом. В результате таких мини – рассказов у детей появилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка. Они почувствовали интерес и уважение к себе со стороны взрослых и друзей.

        Подготовительная группа.

        Занятие: «Я и мое имя»

        Игра: «Шифровальщики», «Назови полное имя».

II направление: «Вместе дружная семья»

        Это направление помогает понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» не возможно без непосредственной поддержке самой семьи.

Со средней группы оформляются семейные фотоальбомы «Я и моя семья», фотовыставки «Где мы провели отпуск». Все это стимулирует желание детей рассказывать о своей семье, учит ребенка составлять рассказ из личного опыта.

        Средняя группа.

        Занятие: «Моя семья»

        Дидактическая игра: «Мамины и  папины дела».

        Дидактическое упражнение: «Построй семью»

Создание фотоальбомов «Один день нашей семьи».

Старшая группа.

Занятие: «Моя семья»

Рисование: «Я и моя семья». Чтение худ. литературы: О. Дриза «Мама», С. Капутикян «Папа».

Совместная работа с родителями.

Генеалогическое древо, анкетирование «Семейные традиции», фотоальбом «Моя семья».

Подготовительная группа.

Занятие: «Дружная семья»

Беседы: «Что такое семья», «Наши бабушки и дедушки», «Дом моей семьи».

Дидактическая игра: «Настроение», «Родословная».

Словесные игры: «Волшебные слова», «Комплементы».

Совместная работа с родителями.

«Герб моей семьи».

Книжки – самоделки: «Где и кем работают мои родители», «Мой прадедушка – герой»

III направление: «Моя малая родина – Колпино»

Еще со средней группы начали работу по ознакомлению с родным районом, его улицами, особенностями и достопримечательностями. Большая часть работы проходила вне занятий. Совершали целевые прогулки с детьми по ближайшим улицам. Наблюдали за горожанами, их трудом по благоустройству района.

Со старшей группы начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет.

С этого времени мы начали собирать, анализировать и доводить до детей всю интересную информацию о нашем городе (исторические факты, окружающая природа, роль в промышленности, знакомство с гербом города).

Средняя группа.

Занятие: «Моя малая родина».

Дидактическая игра: «Я живу на улице», «Собери картинку».

Рисование: «Мой дом».

Совместная работа с родителями.

Схемы – маршруты: «Безопасный путь в детский сад».

Фотоальбом: «По славным местам», где размещены фотографии детей, сделанные у памятных мест.

 

Старшая группа.

Проекты: «Моя малая родина – Колпино».

Занятие: «Герб моего города»

Дидактическая игра: «Мой дом», «Путешествий по городу», «Загадки о городе», «Сложи герб».

Совместная работа с родителями.

Книжки – самоделки: «История возникновения нашего города», «История улиц», «Транспорт нашего города».

Подготовительная группа.

Продолжение проекта: «Моя малая родина – Колпино».

Дидактическая игра: «История родного города», «Они прославили наш город», «Узнай лучше свой город», «Город – воинской славы».

Совместная работа с родителями.

Фотоальбомы: «Колпинская семья», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Ижорский батальон».

IV направление: «От Москвы до самых до окраин».

Для успешной реализации нравственно – патриотического воспитания важно, чтобы дети, как можно раньше поняли, что их большая Родина – Россия, она одна для тех кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, и богаче.

Средняя группа.

Занятие: «Москва – столица нашей Родины».

Рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

Совместная работа с родителями.

        Создание альбома о Москве.

        Старшая группа.

        Дидактическая игра: игра – лото «История родного города», «Одень куклу», развивающая игра «Служу России».

Подготовительная группа.

        Проект: «Герой дней воинской славы»

        Продолжать расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках, о российской армии.

        Беседы: «Дмитрий Донской», «Минин и Пожарский –защитники земли русской», «Адмирал Нахимов», «Генералиссимус А.В. Суворов».

Рассмотрение картины Васнецова «Богатыри», чтение стихотворение С. Васильева «Россия».

        Рисование: «Портрет героя»

        Лепка: «Конь богатырский»

        Аппликация: «Русская эскадра»

        Игра – занятие: «Государственные праздники России».

        Дидактическая игра: «Герб города».

Используемая литература:

«Патриотическое воспитание дошкольников» под редакцией А.А. Остапца.

Проект: «Герой дней воинской славы». Автор – составитель А.И. Колобанова.  

Использование интернет – ресурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА – ЭТО ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ГРАЖДАНИНА

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопер...

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности.  Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна н...

Патриотическое воспитание ребенка– это основа формирования будущего гражданина.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, о...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Патриотическое воспитание ребёнка, как основа формирования будущего гражданина."

Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина.Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искрен...

Проект «Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина»

              Актуальность проекта: }Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.}Д.С. Л...

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогу...

«Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина»

Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой Родины нельзя воспитывать чувства собственного достоинства и...