программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Жуланова Вера Алексеевна

создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_vosstanovlen_-_kopiya.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой

Авторская  программа кружка

 художественно - эстетической направленности

 «Волшебная бумага»

для детей от 3-4 лет

Разработчик программы

                                                                                         воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения д/с «Рябинушка»

Жуланова В.А.

г.Стрежевой 2013

Содержание

  • Актуальность

3

  • Обоснование особенности и новизны программы

4

  • Направленность программы

4

  • Цель и задачи

4

  • Педагогическая целесообразность

6

  • Отличительные особенности

  • Принципы

6

  • Критерии освоения программы

7

  • Основные критерии результативности

7

  • Формы контроля и методы оценки, результаты диагностики

Содержательная часть

  • Содержание программы

8

  • Учебный план

9

  • Календарно-тематический план (вторая младшая группа)

11

  • Технологические особенности реализации программы

20

  • Технические условия

21

  • Методы и формы обучения

21

  • Формы проведения занятий

21

  • Методы и приёмы используемые на занятии

21

  • Средства обучения

22

  • Предметно-пространственная среда

22

  • Оборудование

22

  • Организация работы

22

  • Приложение

24

Пояснительная записка

Актуальность:

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит  сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере  Томской области.  

 Важность этой задачи требует комплексного подхода к её решению, создания целостной системы работы с одарёнными детьми, т.е.  работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.

Положительная динамика в работе  в данном направлении привела к возникновению  проблем своевременного выявления , поддержки и сопровождения одарённых и способных детей .  Их решение обеспечивает программа работы со способными и одарёнными детьми  четвёртого года жизни.                                                                                                                                                   Анализ реальной ситуации в нашей группе свидетельствует о достаточном благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса. В группе на сегодняшний день работают опытные, творческие педагоги, которые в системе ведут воспитательно-образовательную деятельность.

В группе создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей. Обучение ведется в таких кружках:

  • Художественно-эстетический кружок «Волшебная бумага»
  • Математический кружок «Юные математики»

 Вместе с тем были выявлены противоречия между:

  • разнообразием видов одаренности, особенно наличием скрытой одаренности и большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов к их раскрытию;
  • возрастающими требованиями к деятельности и личности воспитателя и фактическим уровнем его профессиональной и личностной готовности к работе с одаренными детьми;
  • необходимостью отслеживания результатов развития каждого ребенка и отсутствием системы мониторинга индивидуального личностного развития;
  • стандартизированными подходами к образованию дошкольников и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым дошкольником.

На разрешение данных противоречий и будет направлена эта программа.

  Противоречия:

  • Между высокими требованиями государства и образовательным процессом с детском саду.
  • Между специфичностью развития одарённых детей  и недостатком психолого-педагогических знаний воспитателей и родителей.

Проблема.

  • Отсутствие  системы поддержки и сопровождения одарённых детей в детском саду;
  • программы с одарёнными детьми;                                
  •   методического сопровождения;          
  •  диагностики по выявлению одарённых детей;                            

Направленность программы:

  • по содержанию – художественно – эстетическая;
  • по форме организации – кружковая;
  • по времени реализации – один год.

Образовательная  программа дополнительного образования  на основе художественного творчества «Волшебная бумага» составлена с опорой на примерную основную общеобразовательную программу «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.

Новизна  и отличительные признаки данной программы  предполагает раскрытие содержания принципов реализации программы в соответствии с ФГОС. Соединение  устного народного творчества, игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ по принципу поэтапности: - На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию.
     -  На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание -  для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием.
     - На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни. 

Основные задачи: 

             Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на занятиях по аппликации, способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выражать  свою мысль с помощью объемных форм;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умению  работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы с  нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
  • способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое, эстетическое воспитание дошкольников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям, устному народному творчеству, декоративно-прикладному исскуства;
  • развивать максимальную  самостоятельность детского творчества;

Развивающие:

  • Развивать качества художественно одарённого ребёнка;
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству ;
  • формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
  • развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
  • развивать речевые навыки;
  • воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

 Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что занятия по программе способствуют формированию у детей  эстетических и творческих представлений; помогают выявить и развить художественные способности в процессе учебно-практической деятельности, приобщают  к народной  культуре

  Основные принципы, заложенные в основу программы:

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и с взрослым:

  1. в начальном этапе дети работают рядом и общаются  с воспитателем;
  2. на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
  3. постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе

5 Принцип деятельностный. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста деятельности является движущей силой его развития

Критерии   освоения программы.

В результате освоения программы воспитанники будут знать:

  • основные виды, свойства и возможности бумаги как материала для художественного творчества;
  • основы  композиции, формообразования, цветоведения;
  •  основные приемы работы с бумагой: складывание, сминание, обрывание, скатывание в комок, вырезание,  склеивание;
  • последовательность ведение работы (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
  • последовательность передачи  простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  •  основы работы нужными инструментами и приспособлениями;

    Будут уметь:

  • Последовательно осуществлять этапы работы (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

  • пользоваться рабочими инструментами;
  • реализовывать технику  и приемы  работы с разными материалами;
  • работать в коллективе;
  • использовать в речи устное народное творчество( сказки, потешки, загадки, попевки, заклички);
  • анализировать и находить решения при создании индивидуальных и коллективных работ;
  •  ориентироваться при решении проблем.
  •  выражать  свою мысль с помощью объемных форм
  • использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения своего замысла.

Критерии оценки усвоения программы детьми, практические умения и навыки

          Фамилия имя ребёнка

Начало года

Конец года

Знание видов, свойств и возможности бумаги

Умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира

Умение правильно использовать термины при работе с бумагой

Умение работать в коллективе при создании совместных работ.

Овладение навыками простейшего экспериментирования с материалами.

Овладение основными приемами работы с бумагой: складывание, обрывание, сминание, сминание в комок, вырезание, склеивание.

Умение последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие).

Умение работать нужными инструментами и приспособлениям.

Развитие умелости рук, мелкой  моторики.

Умение рассказывать русские народные сказки, потешки, заклички

Умение анализировать и находить единые решения при создании работы

Умение решать возникшие проблемы.

Основные критерии результативности

Проводится два  раза в год: включают в себя диагностику

             Высокий уровень – 3 балла: выполняет действия сразу и правильно.                        

             Средний уровень – 2 балла: правильно выполняет действия после серии показа.                                                                                                          Низкий уровень – 1балл: выполняет действия только при непосредственной помощи взрослого.

Содержательная часть  программы:

Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 3до 4 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности  с использованием нетрадиционных техник  аппликации . Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности  основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Качество детских работ зависит от:

  • грамотного методического руководства со стороны взрослых;

        

  • уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)
  • степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
  • развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.

В процессе выполнения коллективных работ вырабатываются:

  • Договариваться о совместной работе, её содержании;
  • Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнение;
  • Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся:

  • общаться друг с другом и с взрослыми:
  • разговаривать друг с другом;
  • планируют;
  • договариваются;
  • спрашивают;
  • подсказывают;
  • радуются;
  • хвалят товарища и пр.

 Учебный план кружка

Разделы программы

                  2 младшая группа

Мозаичная аппликация

4

Аппликация «Бумажный комочек»

13

Аппликация коллективная

7

Аппликация из готовых деталей «Коллаж»

4

Итого

           30

1 блок                             Мозаичная  аппликация

Количество часов

«Осенние листочки»

«Дождик, дождик – кап, кап»

«Строим горку из снега»

«Облака белокрылые лошадки»

4 часа

2блок                            Аппликация «Бумажный комочек»

«Яблоки в корзине»

«Запасливые ежи»

«Кудрявый барашек»

«Толстые животики»

«А на ветках снегири, кушают рябину»

«Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки»

«Зайка беленький сидит»

«Покормим птичек»

«Весёлая ракета»

«Весёлый клоун»

«Мороженое в вафельном стаканчике»

«Праздничный салют»

«Гусеница»

13 часов

3блок                            Аппликация коллективная

«Ветка рябины»

 «Сугробы, снег на деревьях»

«На полянку, на лужок выпал беленький снежок»

«Цветок в подарок маме»

«Вышла курочка хохлатка с нею жёлтые цыплятки»

«Белые кораблики»

«Одуванчики на траве»

7 часов

4блок                          Аппликация из готовых деталей «Коллаж»

« Мы слепили снеговика»

«Новогодняя ёлочка»

«Мы милашки, куклы-неваляшки»

«Солнышко нарядись, красное покажись»

4 часа

             


       

Перспективный план кружка

вторая младшая группа

Октябрь

Тема

Содержание

Подготовка к занятию

Приёмы обучения

Материал

«Осенние листочки»

Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный).

Наблюдение, беседа, чтение стихов, рисование осенних деревьев.

Беседа, показ,  упражнение для мелкой моторики, поощрение самостоятельности, творческая продуктивная  деятельность

Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки

«Дождик, дождик – кап, кап»

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Пространственное освоение листа

Наблюдение, рисование, разучивание чистоговорок, стихов, отгадывание загадок.

Рассказ, показ, игровое упражнение, творческая продуктивная деятельность, поощрение творческого подхода к оформлению  своей работы.

Зонтик,1/2 белого картона, цветная бумага(оттенки синего) клей, кисти, салфетки

«Яблоки в корзине»

Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону, аккуратно работать с клеем. Развитие сенсомоторики.

Опробование, рассматривание, заучивание потешек, отгадывание загадок, лепка яблок из пластилина.

Показ, пальчиковая игра, продуктивная деятельность, поощрение творческого подхода к оформлению своей работы

1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого, красного, зеленого цветов,

клей ПВА

«Ветка рябины»

(коллективная работа)

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Формировать навыки совместной работы.

Рассматривание осенней рябины, рисование пальчиками ветки рябины, заучивание стихотворения.

Чтение стихотворения, показ, продуктивная деятельность, коллективное оформление работы

¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины, бумажные салфетки красного цвета; клей, кисти, салфетки

Ноябрь

«Запасливые ежи»

Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами (сенсорное развитие); учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, приклеивать их к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов,  разукрашивание раскрасок, лепка.

Рассказ, самостоятельная работа детей, поощрение творческого подхода к оформлению своей работы

Двусторонняя бумага ярких цветов; лист картона с нарисованным контуром; клей ПВА.

«Кудрявый барашек»

Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой

Рассматривание иллюстраций, фотографий,  чтение рассказов,  разукрашивание раскрасок, лепка

Рассказ, показ, игровое упражнение, творческая продуктивная деятельность, поощрение творческого подхода к оформлению  своей работы

Тонированная бумага с контуром барашка, белая бумага, игрушка барашек, клей, кисти, салфетки.

«Толстые животики»

Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы; аккуратно закрашивать, не выходя за контур карандашом.

Просмотр мультфильмов про животных, иллюстраций, отгадывание загадок, рисование через трафарет.

Сказка, показ иллюстраций, продуктивная деятельность, оформление своей работы дополнительным материалом

Двусторонняя бумага черного и коричневого цветов, картинки с контурным изображениями мишки и Чебурашки; клей ПВА; цветные карандаши

«А на ветках снегири, кушают рябину»

Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на грудку и щёчки снегиря), закреплять навык рисования пальчиками(ягоды рябины)

Наблюдение за птицами на прогулке, рисование снегирей, заучивание стихов о снегирях.

Составление описательного рассказа о снегирях, показ, продуктивная деятельность, дополнение работы нетрадиционным рисованием.

½ альбомного листа с нарисованным силуэтом снегиря на ветке, цветные бумажные салфетки; клей, кисти, салфетки, пальчиковая краска красного и оранжевого цвета.

                                                          Декабрь

«Сугробы, снег на деревьях»

(коллективная работа)

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю),пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща.

Наблюдение, рассматривание зимних иллюстраций, рисование зимних деревьев.

Загадывание загадок о зиме, показ, подвижная игра, коллективная продуктивная деятельность.

¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги; клей, кисти, салфетки

«Мы слепили снеговика»

Закреплять знание детей о круглой форме, о различии предметов по величине, учить детей работать с ватными дисками различной величины, составлять изображение, из частей правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании, правильном промазывании ватного диска.

Рассматривание картинок, лепка снеговика из снега и пластилина, составление описательного рассказа, ритмическое упражнение «Снеговик»

Чтение отрывок из сказки В.Сутеева «Снеговик -почтовик», пальчиковая игра «Раз рука, два рука…», продуктивная деятельность, поощрение творческого подхода к оформлению  своей работы.

Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки

«Пушистый воротничок для Деда Мороза и Снегурочки»

Учить отрывать   от листа бумаги кусочки и полосочки, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качеств. Воспитывать интерес к аппликации.

Рассматривание новогодних игрушек Деда Мороза и Снегурочки, просмотр новогодних мультфильмов, раскрашивание раскрасок.

Чтение стихов про новогодних героев, продуктивная деятельность и поощрение за оформление своей работы дополнительным материалом.

Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки, белая бумага, клей, кисти

«Новогодняя ёлочка»

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям

Беседа о новогоднем празднике, традиции украшать ель, рассказывание  и разучивание стихов.

Беседа, игровой приём, показ, поощрение самостоятельности, творческая продуктивная  деятельность.

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики) , клей, кисти, салфетки

Январь

«Зайка беленький сидит»

Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополнять образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми Воспитывать дружеские отношения

Рассматривание игрушек, чтение сказок и стихов, просмотр мультфильмов, лепка зайца.

Загадывание загадок, подвижная игра, продуктивная деятельность, анализ своей работы.

Игрушка зайчика, ¼ тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски, разрезанные на части, клей, кисти, салфетки

«На полянку на лужок тихо падает снежок»

(коллективная работа)

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Наблюдение на прогулке, игры со снегом, рисование зимней картины, отгадывание загадок.

Чтение потешки о зиме, продуктивная деятельность, анализ создания коллективной работы.

Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки

«Покормим птичек»

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

 

Наблюдение, кормление птиц, рассматривание иллюстраций «Птицы у кормушки», чтение стихов.

Рассказ, показ иллюстраций, пальчиковая игра, творческая продуктивная деятельность, поощрение творческого подхода к оформлению

Двусторонняя коричневая бумага; ½ альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки

               Февраль

«Строим горку из снега»

Продолжать учить отрывать маленькие комочки от целого листа бумаги и скатывать из них маленькие комочки. Аккуратно приклеивать их клеем на готовую форму.

Рассмотреть горку построенную родителями,

Игровой приём, показ, пальчиковая игра, продуктивная деятельность,  оформление работы дополнительным материалом

½ альбомного листа с контурным изображением грузовика, белые салфетки, клей, кисти.

«Мы милашки, куклы неваляшки»

Продолжать учить располагать готовые детали (круги) правильно располагая их по величине, закрепить знание основных цветов, и украшать её  скатанными шариками из бумаги. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, интерес к работе с бумагой

Д/игры с матрёшками,  беседа «Откуда пришла матрёшка». Разучивание стихов и загадок о матрёшке. Раскрашивание матрёшки в свободной  творческой продуктивной деятельности.

Игровой приём,  показ, игровое упражнение, творческая продуктивная деятельность, поощрение творческого подхода к оформлению

½ альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей ПВА; пирамидка

«Весёлая ракета»

Закреплять умение скатывать комочки из бумаги. Правильно располагать предмет на панно (в виде российского флага). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату

Рассматривание иллюстраций, строительная игра «Космодром», чтение рассказов.

Игровой приём «Мы -космонавты»,  продуктивная деятельность и поощрение за оформление работы.

½ альбомного листа с нарисованной ракетой, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, карандаши

Март

«Цветок в подарок маме» (коллективная работа)

Учить детей создавать красивую композицию из цветов(букет).в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать

Беседа о празднике, рассказывание  и разучивание стихов,   рисование и раскрашивание в свободной  творческой продуктивной деятельности, работа с трафаретами.

Игровой приём, разъяснение, показ,  упражнение для моторики, поощрение самостоятельности, творческая продуктивная  деятельность.

¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага,

клей, кисти, салфетки.

«Солнышко снарядись, красное покажись».

Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы.

Беседа о празднике, рассказывание  и разучивание стихов,   рисование и раскрашивание в свободной  творческой продуктивной деятельности, работа с трафаретами.

Игровой приём, разъяснение, показ,  упражнение для моторики, поощрение самостоятельности, творческая продуктивная  деятельность

Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, фломастеры, клей, кисти, салфетки.

«Вышла курочка хохлатка с нею жёлтые цыплятки»  ( коллективная работа 2 занятия)

Закреплять умение аккуратно 
и последовательно выполнять работу: скатывать из салфетки комочки, обмакивать их в 
клей и выкладывать по контуру. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах

Разучивание и проигрывание потешки, рассматривание картинок. Раскрашивание матрёшки в свободной  творческой продуктивной деятельности.

П/игра, разъяснение, показ, творческая продуктивная деятельность, поощрение творческого подхода к оформлению

¼ тонированного листа ватмана, желтые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, фломастеры, игрушка курочки, клей, кисти, салфетки.

                Апрель

«Облака белокрылые лошадки»

Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы, Закреплять навык наклеивания; (внутри контура). Развитие эстетического восприятия, умение работать сообща

Наблюдение за облаками, чтение стихов, просмотр мультфильма «По дороге с облаками», рисование облаков.

Игровой момент, пальчиковая игра,  творческая продуктивная деятельность, поощрение за дополнительное оформление работы.

¼ тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные салфетки и бумага, клей, кисти, салфетки.

«Белые кораблики»

(коллективная работа)

Учить составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей, пользоваться салфеткой

Д/и «Геометрическая мозаика», рисование в самостоятельной деятельности, чтение стих. А. Барто «Кораблик»

Игровой момент, чтение загадки, творческая продуктивная деятельность.

Картина с предыдущего занятия, заготовки для корабликов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки.

«Весёлый клоун»

Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание довести начатую работу до конца.

Просмотр мультфильма, д/и «Найди отличия», разукрашивание в самостоятельной деятельности.

Сюрпризный момент, игровой тренинг, продуктивная деятельность, самоанализ своей работы.

¼ листа ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

«Мороженое в вафельном стаканчике»

Упражнять в технике бумагопластика изготавливать шарики разной величины и цвета и приклеивать их  на готовую форму. Воспитывать желание трудиться и довести свою работу до конца и поделиться своей радостью с друзьями.

Составление описательного рассказа о мороженом, лепка, рисование.

Сюрпризный момент, игра, продуктивная деятельность, поощрение за дополнительное оформление работы

1\2 листа картона, листы бумаги разного цвета, клей ПВА, салфетка.

                     Май

«Праздничный салют»

Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма.

 

Просмотр мультфильма,  рисование, просмотр иллюстраций.

Рассматривание иллюстраций, пальчиковая игра, продуктивная деятельность, поощрение за дополнительное оформление работы

Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей ПВА

«Божья коровка лети на цветок»

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым

Наблюдение, разучивание пальчиковых игр, потешек, разукрашивание в свободной деятельности.

Игровой момент, показ, пальчиковая игра, продуктивная деятельность и оформление работы дополнительным материалом.

Игрушка божья коровка,

½ альбомного листа,

красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки

«Гусеница»

Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым

Наблюдение, пальчиковые игры. Рассматривание иллюстраций, лепка.

Сюрпризный момент, игра, продуктивная деятельность, поощрение за дополнительное оформление работы.

½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.

«Одуванчики в траве» (коллективная работа)

Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики) Развивать умение работать аккуратно. Воспитывать желание работать сообща.

Наблюдение, рассматривание одуванчиков на прогулке, загадывание загадок. Чтение стихов.

Игровой приём, показ,  творческая продуктивная деятельность. Самоанализ сделанной работы.

¼ тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки, салфетки.


Технологические особенности  реализации программы

Прохождение программы предполагает овладение детьми комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с бумагой, меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками аппликации. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа предусматривает преподавание материала по "восходящей спирали", то есть периодическое возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у младших  дошкольников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед аппликацией, так и во время работы. Готовые работы рассматриваются, используются для создания  композиций на темы литературных произведений, для выставок «Наше творчество»

Выполнение творческих заданий на темы сказок, потешек служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. Уже с середины года проводится углубляющая работа на всех этапах выполнения задания, уделяется больше разбору и анализу работ, созданных детьми.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) показ, 2)подбор материала и оборудования, 3) разбор поэтапного создания поделки, 4) самостоятельная работа, 5) анализ. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе материалов и способов приготовления поделок. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.                                                                                  Программа предусматривает участие детей к выставках и конкурсах. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Технические условия: ноутбук,  музыкальный центр, принтер, сканер.                                         Используются разные формы проведения занятий:

  • занятие – игра;
  • занятие – сказка;
  • занятие – загадка;

Методы работы:

  • - Объяснительно -  иллюстративный (беседа, художественное слово)
  • - Репродуктивный
  • (разучивание, закрепление материала);
  • - Исследовательский  (оценка, самооценка);
  • - Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость);
  • - метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности);

Приёмы используемые на занятии:

Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи. Проводятся беседы.

Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

Самостоятельное изготовление поделки.

Анализ готовых поделок своих и товарищей.

Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Характерными  особенностями  кружковых  занятий  являются:

  • Направленность не на занятие,  а на   развитие ребенка,  не сообщение ему суммы знаний,  а приобретение  практических  умений.
  • Присутствие доброжелательной, творческой атмосферы
  • Данная  работа    проводятся  в игровой форме, интегрированной форме  таких областей , как  художественная  ,  чтение  художественной литературы,  коммуникация,  труд,  безопасность,  социализация.

Средства работы указаны к каждому занятию в календарном плане.

Способы работы:

  1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги
  2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.
  3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
  4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.
  5. Нарезание и наклеивание ниток на изображение.
  6. Наклеивание ватных дисков на изображение.
  7. Комбинирование различных материалов в единую композицию.

Предметно – пространственная среда:

  • Картинки, иллюстрации, схемы поэтапного изготовления работ;
  • картотека потешек, песенок, загадок, стихов;

Оборудование: бумага разных видов, картон простой, цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ватные диски, нитки, гуашь, карандаши, фломастеры, ножницы, клеёнка, клей, кисточки, влажные салфетки

Организация освоения содержания программы кружка

Продолжительность одного занятия: 15минут в младшей группе.

Оборудование указано к каждому занятию в календарно- тематическом плане.

Организация освоения содержания программы кружка «Волшебная бумага»

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 3 до4лет.

Срок реализации образовательной программы- 1 год.

Режим занятий: одно занятие в неделю, 30 занятий в год.

Время проведения занятий: вторая половина дня, в соответствии с СаНпиН.

По количеству детей, участвующих в занятии,— 9 детей (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами).

Организация работы с родителями – включение родителей в образовательный процесс работы кружка, консультирование по задачам программы.

Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду;

дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление фотоальбома лучших работ.


                                   Воздействие занятий кружка «Волшебная бумага» на развитие ребенка и его творческих способностей

                        

        

        

        


.

Приложения:

Работа с родителями:

2 младшая группа:

  • Оформление стенда «Наше творчество»
  • .Круглый стол: «Задачи воспитания и обучения детей 3 – 4 лет по изобразительной деятельности».
  • Анкетирование для родителей.
  • Информационно – наглядная агитация «Учите детей воспринимать форму и цвет».
  • Индивидуальные консультации по развитию изобразительных навыков и умений».
  • Круглый стол: «Развитие аппликативных навыков в коллективном творчестве детей 3 – 4 лет».

                                                    Нетрадиционные художественные техники,

используемые на кружке «Волшебная бумага»

1.Скатывание бумаги «Бумажный комочек»

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

2.Способ работы с шерстяными нитками

Нитки складываются в два слоя, нарезаются ножницами мелкими кусочками и приклеиваются на намазанную клеем поверхность.

3. Обрывание бумаги.

От целого листа бумаги отрываются небольшие кусочки и приклеиваются на намазанную клеем поверхность.                             

                 Литература

  • Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.
  • Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г
  • НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№1
  • Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
  • Лыкова И.А, Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет –Карапуз-Дидактика – Творческий центр СФЕРА, Москва 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе

Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...

Программа кружка художественно- эстетического направления для детей 5-7 лет

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического...

Рабочая программа кружка художественно-эстетической направленности (папье-маше) «Удивительный мир папье-маше» для детей старшего дошкольного возраста

Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в к...

Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Актуальность.Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показ...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию "Волшебная бумага"

Предлагаемая дополнительная образовательная программа является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспит...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической деятельности «Художественная мастерская»

Рабочая программакружкахудожественно - эстетической  деятельности «Художественная мастерская»...