Дополнительная образовательная программа кружка художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Лукашова Олеся Валерьевна

Актуальность.

Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепить можно из глины, пластилина, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, предпочитаем в работе с детьми использовать соленое тесто  и пластилин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki_gruppa_8.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому

направлению развития детей»

Принято:

Педагогическим Советом                                                                                    

МБДОУ № 22 «Журавушка»

Протокол №___                                                                                                                                                                            

 от «____» __________ 2019 г.

Согласовано:  

Заместитель заведующей по ВМР

____________ М.С. Керимова

«____» _____________ 2019 г.                                                                                                    

Утверждаю:

Заведующая: МБДОУ № 22 «Журавушка»  

____________  Н.П. Крупская  

от  «____» __________2019 г.  

Приказ № ____

                                                                             

Дополнительная образовательная программа

кружка художественно-эстетической направленности

«Умелые ручки»

Разработчики: Лукашова О.В

         Брычкова В.П.

Шарыпово, 2019 г.

Содержание:

I. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

1.2. Цель.

1.3. Задачи.

1.4. Педагогические принципы.

1.5. Срок реализации. Режим и продолжительность занятий.

1.6. Планируемые результаты освоения программы.

II. Содержание программы.

III. Учебно-методическое обеспечение.











I. Пояснительная записка.

  1. Актуальность.

Развитие логического мышления, речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепить можно из глины, пластилина, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, предпочитаем в работе с детьми использовать соленое тесто  и пластилин.

1.2. Цель.        

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через разные виды продуктивной деятельности.

1.3. Задачи.

Образовательные:

- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием тестопластики, пластилинопластики.

Развивающие:

- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие;

- развивать у детей эстетический и художественный вкус;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным искусством;

- воспитывать художественный и эстетический вкус, интерес к ручному труду;

- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

- воспитывать дружеские отношения.

1.4. Педагогические принципы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

1.5. Срок реализации. Режим и продолжительность занятий.

Срок реализации: 2019-2020 учебный год

Режим занятий: вторник 15.45-16.05

Продолжительность занятий: 20 минут


1.6. Планируемые результаты освоения программы.

- Повышение технических навыков и умений;

- Развития мелкой моторика рук;

- Устойчивый интерес к творчеству и самостоятельной деятельности.

II. Содержание программы.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Предварительная работа

Материал

Сентябрь

1 неделя

Пластилинопластика

«Грибочки»

Расширить знания о грибах – съедобные и не съедобные. Умение правильно раскатывать пластилин – ножка, шляпка.

Развивать мелкую моторику рук, внимательность, сосредоточенность, память.

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Беседа о грибах – где растут грибы, съедобные и не съедобные. Рассматривание картинок.

Пластилин, стеки, салфетки, клеенка

2 неделя

Пластилинопластика

«Корзинка»

Учить детей лепить корзину  для овощей. Развивать умение применять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание.

Рассматривание иллюстраций.

Пластилин, стеки, салфетки, клеенка

3 неделя

Пластилинопластика

«Ветка рябины»

Упражнять в отщипывании кусочков пластилина от большого куска. Закреплять умение скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями. Воспитывать бережное отношение к природе.

Чтение стихотворений о рябине. Показ детям на прогулке дерева рябины, кисти рябины.

Пластилин, стеки, салфетки, клеенка

4 неделя

Тестопластика

«Ежик»

Закреплять приемы лепки: скатывание куска пластилина между ладонями. Формировать умения вытягивать отдельные части из целого куска. Упражнять в использовании приёма вдавливания мелких предметов в поверхность вылепленной фигурки. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.

Беседа с детьми по картине «Ежиха с ежатами»; рассматривание иллюстраций в книгах; отгадывание загадок о еже; прослушивание песни «Бедный ёжик».

Соленое  тесто, стеки, салфетки

Октябрь

1 неделя

Тестопластика

«Осенние листья»

Развивать умение отрывать от большого куска соленого теста маленькие кусочки, раскатывать из них шарики и расплющивать их, передавая форму листика. Развивать мелкую моторику.

Беседа с детьми о признаках осени, о названии осенних месяцев, работа по иллюстрации.

Соленое  тесто, стеки, салфетки

2 неделя

Пластилинопластика

«Богатый урожай»

Закреплять умение детей передавать форму овощей и фруктов. Учить сопоставлять форму овощей и фруктов с геометрическими формами. Учить детей лепить разные по форме овощи, передавать их характерные признаки.

Изображение фруктов и овощей в разных видах художественной деятельности. Беседы о урожае в садах и огородах. Знакомство с сельскохозяйственными профессиями.

Пластилин, стеки, салфетки, клеенка

3 неделя

Плоскостная лепка

«Яблоня»

Совершенствовать технику плоскостной лепки из пластилина, учить создавать образ дерева, листьев, цветов из пластилина, используя разный метод лепки (раскатывание, примазывание, вдавливание). Воспитывать любовь к природе.

Наблюдение за изменениями, происходящими в природе, рассматривание иллюстраций

Пластилин, стеки, клеенки, салфетки

4 неделя

Тестопластика

«Грибы для белочки»

Совершенствовать умение лепить из соленого теста грибов.

При лепке использовать приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина.

Отгадывание загадок, чтение сказок, рассматривание картинок с изображением грибов.

Соленое  тесто, стеки, скалки, салфетки

5 неделя

Тестопластика

«Ягоды для Мишутки» 

Совершенствовать умение детей лепить из соленого теста. Способствовать закреплению приемов аккуратной лепки, освоенных ранее.

Отгадывание загадок о ягодах; рисование ягод малины и ежевики. Чтение стихов о малине.

Соленое  тесто, стеки, скалки, салфетки

Ноябрь

1 неделя

Плоскостная лепка

 «Осенняя одежда»

Учить детей работать в нетрадиционной изобразительной технике выполнения –пластилинографии. Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей.  Побуждать использовать крупу, бусинки для придания выразительности образа.

Картинки с изображением людей, одетых в разную одежду в зависимости от времени года.

Картон, пластилин, стеки, бусинки, клеенки, салфетки

2 неделя

Плоскостная лепка

 «Украсим сапожки»

Закрепить умение скатывать шар, сплющивать его между ладонями, примазывать его к картону, украшать сапожки. Воспитывать аккуратность, умение любоваться своей работой.

Рассматривание иллюстраций «Осенняя обувь».

Картон, пластилин, стеки, клеенки, салфетки

3 неделя

Пластилинопластика

«Моя любимая игрушка»

Продолжать учить детей лепить игрушки, передавать форму, цвет и соотношение частей, передавая характерные особенности внешнего вида игрушек.

Беседы с детьми на тему "В магазине я выберу", "Любимые игры и игрушки". Просмотр мультфильма "Цветик - семицветик".

Пластилин, стеки, клеенки, салфетки

4 неделя

Тестопластика

 «Чайный сервиз» 

Закрепить приемы лепки посуды. Передавать движение пальцев, при лепке используя приемы раскатывания, скатывания, сплющивания, присоединения частей пластилина.

Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе». Беседа о посуде.  Рассматривание иллюстраций разных видов посуды.

Солено е тесто, стеки, клеенки, салфетки

Декабрь

1 неделя

Тестопластика

Коллективная работа

«Снегири на ветке»

Учить лепить способом налепа на белом фоне, закрепить способ раскатывания столбика и расплющивание, добиваться аккуратности в работе.

Рассматривание альбома «Птицы», «Деревья»

Соленое  тесто, стеки, картон, салфетки, клеенки

2  неделя

Пластилинопластика

«Домашние животные. Ферма»

Учить передавать характерные особенности и детали образа кудрявой овечки, поросенка. Закреплять умение передавать пропорции тела животного, относительную величину частей фигуры; совершенствовать навыки лепки используя разнообразные приемы: раскатывание, скатывание, вдавливание, сплющивание, присоединение частей пластилина; стеку.

Беседы с детьми о домашних животных, рассматривание иллюстраций, чтение художественной и познавательной литературы, заучивание стихотворений наизусть, загадки.

Пластилин, стеки, клеенки, салфетки

3 неделя

Пластилинопластика

«Зайка в белой шубке»

Продолжать учить детей лепить животных, используя форму овоида (туловище, голова); передавать в лепке характерные особенности внешнего вида зайца (длинные уши, короткий хвост, разное состояние зверька. - развивать мелкую моторику рук.

Рассматривание игрушек, иллюстраций «Жители леса». Чтение сказки «Заюшкина избушка»; «Хвастун».

Пластилин, клеенки, стеки, салфетки

4 неделя

Тестопластика

«Новогодний сувенир»

Расширять опыт работы с тестом. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие.

Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Подготовка теста, рассматривание новогодних игрушек.

Соленое  тесто, стеки, клеенки, салфетки

Январь

Февраль

1 неделя

Пластилинопластика

 «В гостях у повара»

Закрепить знания детей о профессии повара. Учить детей создавать поделки отдельных предметов, например скалки, сковороды и ложки.  Продолжать учить детей передавать основные свойства и соотношения размеров предметов.

Беседа с детьми о профессиях в детском саду

Пластилин, стеки, клеенки, салфетки

2 неделя

Пластилинопластика

«Юбка для куклы»

Продолжать учить детей лепить из пластилина «юбку» для куклы, украшать юбку, использовать в своей работе дополнительный материал. Обеспечить условия для развития мелкой моторики пальцев рук.

Рассматривание разных видов кукол

Пластилин, стеки, клеенки, салфетки

3 неделя

Тестопластика

«Брелок - военная

техника» 

(подарок для мальчиков)

Расширять опыт работы с тестом. Учить изготовлять поделки  из соленого теста. Развивать эстетический и художественный вкус, воспитывать дружеские отношения, патриотическое воспитание.

Рассматривание иллюстраций, чтение книг, подготовка теста.

Соленое тесто, стеки, трафареты, клеенки, салфетки

4 неделя

Пластилинопластика

«Экскаватор»

Создавать условия для физического и эмоционального развития детей посредством леки машины - экскаватор из пластилина. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности и её результата. Развивать воображение, творчество. Развивать мелкую моторику рук в процессе лепки.

Беседа с детьми на тему «Профессия строитель. Стройка», рассматривание картинок

Пластилин, клеенки, стеки, салфетки

Март

1 неделя

Тестопластика

«Корзинка с цветами для мамочки» (подарок маме)

Расширять опыт работы с тестом, раскатывать скалкой, длить на части, скручивать, плести.

Рассматривание картинок «Цветы»

Соленое тесто, стеки

2 неделя

Тестопластика

«Кактус»

Учить детей лепить кактус, используя цветок при натуре, конструктивным способом; кактус в форме овоида, передавая характерные особенности: листьев и колючек.

Рассматривание комнатных растений

Соленое  тесто, стеки, клеенки, салфетки

3 неделя

Пластилинопластика

«Рыбки»

Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. Развивать мелкую моторику

Рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Лисичка сестричка и серый волк»

Пластилин, стеки, салфетки, клеенки

4 неделя

Пластилинопластика

«Дома нашего города»

Продолжать учить из пластилина создавать предметы, состоящие из прямоугольных, квадратных, треугольных частей. Развивать представление детей о том, что в нашем городе есть разные дома. Закреплять приемы лепки (вытягивание, сглаживание). Развивать образные представления, воображение.

Рассматривание иллюстраций «Наш город Шарыпово»

Пластилин, стеки, клеенки, салфетки

Апрель

1 неделя

 «Инструменты (грабли, вилы, лопата)»

Расширять и углублять знания детей о видах и назначении инструментов. Закрепить приемы лепки раскатывание круговыми движениями ладоней.

Формирование умения выполнять дополнения образа путем прорисовывания деталей смешивания цветов пластилина Продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, характерные особенности изображаемых объектов.

Рассматривание картинок с изображением инструментов; отгадывание загадок про инструменты, д/и «Для чего этот предмет?»

Пластилин, стеки, салфетки, клеенка

2 неделя

Коллективная работа

 «Космос»

Формировать умения использовать разнообразные приемы (налеп, оттягивание, сглаживание, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев). Развивать коллективное творчество, воображение, чувство композиции.

Рассматривание иллюстраций, книг о космосе.  Чтение художественной литературы: Н. Носов. «Незнайка на Луне». Т. Рик «Небо, звезды и синичка Сонька». Загадки

Пластилин, стеки, салфетки, клеенка

3 неделя

Тестопластика

«Хлебобулочные изделия»

Формировать умение передавать некоторые характерные признаки хлебобулочных изделий, их пропорции, используя усвоенные ранее приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук

Закреплять умение детей работать с тестом.

Беседа по теме «Хлебобулочные изделия»; загадки; рассматривание фотоальбома «От зернышка до хлеба.

Соленое  тесто, стеки, клеенки, салфетки

4 неделя

Тестопластика

«Почтовый голубь»

Закрепить знания детей о голубях, о их пользе во времена Великой Отечественной войны. Продолжать учить вырезать фигуры из солённого теста с помощью стеков и шаблонов.  Учить создавать коллективную композицию.

Иллюстрации, фотографии

Соленое  тесто, стеки, салфетки, клеенки

Май

1 неделя

Пластилинопластика

 «Самокатик – самокат – лучший друг ребят!»

Формировать умение передавать в лепке характерные детали самоката. Развивать мелкую моторику рук.

Иллюстрации на тему «Игры для детей»

Пластилин, стеки, клеенка, салфетки

2 неделя

Тестопластика

 «Наш друг Светофор»

Привлечь детей к изображению светофора из соленого теста. Применять приемы отщипывания и раскатывания. Воспитывать желание к выполнению и соблюдению ПДД. Закрепить представления о светофоре и знании сигналов светофора (красный, желтый, зеленый).

Беседа «Дорожные знаки». Занятия по ПДД в группе. Дидактические игры: «Осторожный пешеход», «Азбука дорожных знаков», «Умные машины», домино «Транспорт». Чтение художественной литературы по теме ПДД.

Соленое  тесто, стеки, салфетки, клеенки

3 неделя

Пластилинопластика

«Лето. Насекомые»

Учить детей лепить божью коровку из отдельных частей: туловище, голова, глаза, усики. Упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания. Воспитывать у детей любовь к природе, к насекомым.

Иллюстрации на тему «Насекомые». Загадки

Пластилин, стеки, клеенка, салфетки

4 неделя

Рельефная лепка

«Мечтаем о лете»

Расширять представление о таком виде гончарного искусства, как изразцы. Учить создавать декоративные композиции в технике рельефной лепке по растительным мотивам. Дать понятие о симметрии в декоративной композиции. Воспитывать художественный вкус к декоративно-прикладному искусству.

Рассматривание произведений декоративно –прикладного искусства с растительным орнаментом.

Картонные квадраты, пластилин, стеки.

Выставка детских работ.

III. Учебно-методическое обеспечение:

  1. Поделки из соленого теста и пластилина. Майорова Ю.А.
  2. Лыкова И. А. «Солёное тесто» в семье, детском саду и начальной школе. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014.
  3. Антипова М. А. «Учимся лепить из солёного теста. Волшебные поделки своими руками». – Ростов н/Д: Владис, 2010.
  4. Рубцова Е. В. «Фантазии из солёного теста», 2008.
  5. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми». – М.: Мозаика-синтез, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"

Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста "Волшебный завиток"

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, срок реализации 1 год, направление художественно-эстетическое....

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»

Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, соста...

«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

Дополнительная образовательная услуга художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

С целью развития познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста  была разработана и внедрена программа по дополнительной ...