Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
    рабочая программа (старшая группа) по теме

    Русая Елена Анатольевна

     

    Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. Развивать творческие способности ребёнка лучше начинать с дошкольного детства, именно этот возраст имеет непреходящее значение в становлении первооснов личности. Весь путь формирования личности пролегает между задатками и способностями..

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma.docx32.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида № 35

    муниципального образования Каневской район

    Рассмотрено:        Утверждено:

    на заседании                                                                           заведующей МБДОУ ДСОВ №35

    педагогического совета        _______________М.М.Чуб

    МБДОУ ДСОВ № 35

    от 31 августа 2011 г        приказ № 125

    председатель        от 1 сентября 2011 г

    Педагогического совета

    _____________М.М.Чуб

    Дополнительная образовательная программа

    художественно – эстетической направленности

    для детей старшего дошкольного возраста.

    «Умелые ручки»

                                             

    Срок реализации программы: 2 года.

    Количество часов: 1 раз в неделю согласно, учебного плана.

    Разработчики программы:

    Русая Елена Анатольевна, воспитатель

    Савран Наталья Дмитриевна, воспитатель

    Ст. Челбасская

    2011 г.

             

      Истоки творческих способностей и дарования

     детей на кончиках их пальцев

              В. А. Сухомлинский

    1.Пояснительная записка.

    Направленность

    Дошкольный период важный этап в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируется: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т.е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

    Техники оригами и лепки – самые безыскусные, но и при этом самые развивающие. В лепке и оригами работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Известно: рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

    Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной  готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом.

    Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество -  это тот процесс, в котором автор – ребенок не только рождает идею, но и сам является ее реализатором, что  возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все – это реально, если он прошел курс подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и обще образовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

    Содержание программы является авторскими наработками и отвечает поставленным задачам по возрастам.

    Актуальность.

    Практика показывает: дети, которые занимались лепкой и оригами, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с бумагой и пластичным материалом. Эти виды деятельности подводят детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

    Педагогическая целесообразность. Оригами и работа с соленым тестом осязаемый вид творчества. Потому что ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с соленым  тестом и бумагой. Лепка и оригами  - это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и комплексное воздействие на развитие ребенка:

    - координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

    - разнообразие сенсорного опыта(чувство пластики, формы, материала, веса);

    - возможность создания объемных поделок;

    - умение планировать работу и доводить ее до конца;

    - богатое воображение;

    - формирует умение планировать работу по организации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

    А так же способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно эстетического вкуса. Вот почему работа кружка «Умелые ручки», с нашей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно – образовательного процесса.

    Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствует, что процесс  обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для нас ведущим в разработке программы кружковой работы.

      Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами тестопластики и оригами.  

    Задачи:

    1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из теста и  бумаги.
    1.  Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.
    2. Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
    3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов тестопластики и оригами.  
    4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
    5. Развивать творческие возможности дошкольников.
    6. Развивать умение анализировать, планировать создавать работу по образцу, заданным условиям.
    7. Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.
    8. Познакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать пространственную ориентировку.
    9. Развивать мелкую моторику рук.
    10. Совершенствовать объяснительную речь и коммуникативные способности.
    11. Приобщать детей к мировой культуре. Формировать эстетический вкус.

    Отличительные особенности программы:

    Особенностью данной программы является сочетание  казалось бы несочетаемых техник : оригами и работа соленым тестом. В процессе двухгодичного посещения кружка дети получают разнообразные умения одновременно и  в работе с пластичным материалом - соленым тестом , и  в работе с четкими геометрическими формами с материалом- бумагой. Два разных вида деятельности дополняют друг друга :  в  работе с  соленым тестом у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. А оригами позволяет развить у ребенка приоритетно конструктивное, пространственное и логическое  мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. Следовательно, все это будет способствовать более успешному обучению в школе.

    Посещение кружка  положительно сказывается на взаимоотношениях  между детьми –они помогают друг другу, дарят подарки, сделанные своими руками, растут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями.

    Возраст детей   -5-7 лет( дети старшей и подготовительной групп).

                   Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года

             Форма организации процесса обучения:

    Непосредственно образовательная деятельность организуются в группах или отдельных помещениях, сформированных с учетом  возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников, четыре раза в месяц во вторую половину дня, продолжительностью:

    - старшая группа – 25 мин.

    - подготовительная группа  - 30 мин

    Программа рассчитана на 36 занятий в каждой возрастной группе.

    Ожидаемые результаты по разделу «Работа с соленым тестом»:

    • изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

    • приготавливать тесто для лепки;

    • использовать инструменты для работы;

    • изготовлять отдельные детали;

    • соединять детали в готовое изделие;

    • составлять композицию из отдельных элементов;

    • сушить изделие;

    • гармонично сочетать цвета;

    • проводить окончательную отделку изделий, лакирование;

    • выполнять правила безопасной работы;

    • организовывать рабочее место;

    • определять качество готового изделия.

    Ожидаемые результаты по разделу «Оригами»:

    1. Умение изготовить несложную  поделку, следя за  показом педагога и слушая устные пояснения        
    2. Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.)        
    3. Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
    4. Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу        
    5. Точность и аккуратность в выполнении работы        
    6. Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат  своей работы        
    7. Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи

    Методика выявления умений и навыков детей по разделу «Работа с соленым тестом»:

    п/п

    Ф. И. ребенка

    Форма

    Строение

    Пропорции

    Композиция

    Передача движения

    Итого баллов

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    Методика выявления умений и навыков детей по разделу «Оригами»

    п/п

     

    Ф. и. ребенка

    Складывание  по образцу

    Умение украсить свою поделку добавляя недостающие детали

    Создание творческих композиций с изделиями выполненными в технике оригами

    Умение самостоятельно выполнить поделку от начала до конца по образцу

    Точность и аккуратность в выполнении работы

    Общее количество баллов

    Н .г

    К.г

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г.

    Н.г.

    К.г

    Н.г

    К.г

    Н.г

    К.г

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Критерии для диагностики .

    Диагностика включает оценку умений и навыков детей по разделам «Работа с соленым тестом» и «Оригами», где для каждого направления выделены основные  требования разработаны критерии оценок.  

    Критерии оценок:

    1 балл - самостоятельно не выполняет задания

    2 балла - выполняет со значительной помощью взрослого

    3 балла – выполняет с незначительной помощью взрослого

    4 балла – выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки и справляет с помощью педагога

    5 баллов - выполняет задание самостоятельно. Сам замечает  ошибки и исправляет их.

    Низкий уровень – до 10 баллов.

    Средний уровень - от 10-20 баллов

    Высокий уровень – от 20 и выше.

    ДОЛЖНЫ УМЕТЬ.

    1. Владение ножницами.
    2. Обработка квадрата.
    3. Создание основ (базовых форм) оригами
    4. Аппликативное оформление оригами.
    5. Составление творческих композиций.

    .

    1. пользоваться соленым тестом, красками, кистью, стеками;
    2. применять придуманный рисунок с листа бумаги на объемном объекте;
    3. самостоятельно выполнять изделия средней сложности;
    4. правильно применять расцветку в покраске изделий.

    Формы подведения итогов реализации программы:

    •        Проведение выставок детских работ.

    •        Показ работ кружка  на родительском собрании.

    2. Учебно-тематический план старшая группа.

    № п/п

    Наименование тем

    часы

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    Оригами

     Давайте поиграем.

     Листочки

     Домик

     Кот

     Хризантемы для мамы

     Воробышки

     Елка

     Елочные игрушки

     Ветка рябины

     Сердечко (валентинка)

     Подарок папе

     Кепка для солдата

     Открытка с тюльпанами  маме

     Грачи прилетели

     Божья коровка

     Лягушка

     Рыбки в аквариуме

     Бабочки шалуньи

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    Всего

    18  часов

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    Работа с солёным тестом

     Путешествие в мир мукосольки

     Кружочки, цветочки

     Черепаха

     Ежик

     Лепим зайчат для игры

     Цветы для любимой мамочки

     Раскрашивание красками «цветы для любимой мамочки»

     Зимние узоры

     Елочка красавица

     Снеговики

     Раскрашивание красками снеговиков

     Карандашница для папы

     Мимоза для мамы

     Царевна – лебедь

     Божья коровка на листочке

     Раскрашивание красками «божья коровка на листочке»

     Украсим тарелочку цветами

     Аквариум для украшения группы

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

     

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    25 мин

    всего

    18 часов

    Учебно тематический план подготовительная к школе группа.

    № п/п

    Наименование тем

    часы

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17,18.

     Работа с солёным тестом

    Азбука соленого теста

    Яблоня (коллективная работа)

    Корзинка с фруктами (коллективная работа)

    Грибы в лукошке (коллективная работа)

    Просим в гости к нам – хлеб соль вам! (коллективная работа)

    На лугу пасутся, ко… (коллективная работа)

    Новогодняя елка

    Новогодние игрушки

    Лепка подсвечника – змейки

    Лесные жители

    Снегири на ветках рябины

    Часы с кукушкой

    Решетка с попугаем

    Моя семья

    Корзинка с пасхальными яйцами (коллективная работа)

    Раскрашивание «корзинка с пасхальными яйцами»

    Изготовление  «книга цветов» по стихам Кубанских поэтов

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    60 мин

    всего

    18  часов

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    Оригами

    Базовые формы

    Зайчонок

    Коробочка

    Тарелочка для сладостей

    Поросенок

    В подарок маме голубок

    Маскарадный шлем «викинг»

    Гномики

    Настольный театр малышам «лиса»

    Собачка и медведь (герои сказки)

    С праздником! (открытка папе)

    Петушок (герой сказки)

    Подарок маме

    Деревья, дом и заяц (атрибуты к сказке)

    Из салфетки лилия

    Цветок на ножке

    Кувшинка из бумажной салфетки

    Журавлик счастья

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30 мин

    30мин

    30 мин

    30 мин

    всего

    18  часов


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" для детей старшего дошкольного возраста.

    Рабочая программа по области "Художественно - эстетическое развитие" для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....

    «Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста

    Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой  занимательной форме, с испол...

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Умелые ручки»

    Цель реализации данной программы – создание условий для самоопределения, саморазвития личности воспитанников, развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства....

    Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

    Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

    Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3-4 лет "Волшебная радуга"

    Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...


     

    Комментарии

    клочко наталья валерьевна

    данная программа методически четко отражает специфику работу с соленым тестом и оригами. и несомненно является большим подспорьем для педагогов, ищущих нестандартные творческие формы с детьми дошкольного возраста. спасибо им большое за предоставленный материал, обязательно буду использовать в своей работе ваши разработки. творческих Вам успехов. Наталья Валерьевна