Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная студия "Звонкие голоса"
рабочая программа (старшая группа)

Бобкова Людмила Владимировна

Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности.

 

В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных способностей, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков, обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

 В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.          Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей занятия в вокальном кружке «Звонкие голоса» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение для ребенка становится эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Музыкальная студия «Звонкие голоса» разработана музыкальным руководителем Бобковой Л.В. «Детский сад № 14 «Медвежонок»филиал АН ДОО "Алмазик" с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 

Цель: развитие творческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в детском саду, на основе здоровьесберегающих и игровых технологий.

Задачи:

  • Способствовать развитию интереса к вокальному искусству.
  • Формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
  • Способствовать формированию красивой осанки, правильной походки.
  • Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
  • Развивать дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию.
  • Развивать выразительность, эмоциональность в  передаче характера песни.
  • Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры поведения в культурно-досуговой и концертной деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

художественно – эстетической направленности

 музыкальной студии  «Звонкие голоса»

для детей 5-8 лет

детского сада № 14 «Медвежонок» -

 филиала АН ДОО «Алмазик»

                                                                                 Срок реализации 1 год

descr_img2651.jpg

                                                                            Разработчик

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Бобкова Людмила Владимировна

г. Мирный

  2020  г.

Содержание

Наименование раздела

Стр.

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2

1.1.

Пояснительная записка

2

1.2.

Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы

5

1.3.

Основные принципы обучения детей пению

5

1.4.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики особенностей развития воспитанников

6

1.5.

Планируемые результаты освоения рабочей программы

7

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

2.1.

Методы организации образовательной деятельности

7

2.2.

Методические приемы обучения пению

8

2.3.

Основные направления обучения пению

9

2.4.

Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

10

2.5.

Структура занятия

12

2.6.

Приемы разучивания песен

12

2.7.

Учебно-тематический план.

13

2.8.

Перспективный план занятий

13

2.9.

Формы и методы реализации основных задач программы

14

2.10

Формы подведения итогов реализации программы

14

2.11

Мониторинг

14

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

16

3.1.

Режим и расписание занятий

16

3.2.

Материально-техническое оснащение программы

16

3.3.

Обеспечение пособиями и средствами обучения

16

3.4.

Программно-методическое обеспечение

16

Приложения

18

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»

Наталия Княжинская

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Оно дает возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку. Пение дает возможность выразить свои чувства, способствует развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, укрепляет легкие и голосовой аппарат. Благодаря этому у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокалу, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Голос ребёнка – естественный инструмент, который обладает особыми качествами, отличающими его от голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие – отсюда особое звучание детских голосов, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому обучение детей пению связано с задачей очень осторожного развития детского голоса и сохранения его естественного звучания. Хрупкий голосовой аппарат ребёнка требует особого внимания и бережного отношения. Таким образом, задача охраны детского певческого голоса является главной и предусматривает внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс певческой деятельности.

Общеизвестно, что ребёнок слышит голоса окружающего мира, находясь ещё в утробе матери. Но среди всех голосов он особенно отчетливо и чутко отличает её голос, его неповторимую окраску. Едва появившись на свет, ребёнок слышит голос матери, спокойно и ритмично поющий колыбельную песню. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Актуальность программы 

Пение является весьма действенным методом художественно-эстетического воспитания. В процессе обучению вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.         Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние,

Новизна программы

Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных способностей, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков, обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Педагогическая целесообразность программы

        В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.         Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей занятия в вокальном кружке «Звонкие голоса» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение для ребенка становится эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.         

Дополнительная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Музыкальная студия «Звонкие голоса» разработана музыкальным руководителем Бобковой Л.В. «Детский сад № 14 «Медвежонок» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

            Программа разработана на основе авторских программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, «Камертон». Э.П. Костиной, «Хоровое пение» М.Ю. Картушина, «Певческая Школа» В. В. Емельянова. Программа предназначена для детей 5-8 лет и направлена на формирование  у детей певческих данных, творческих способностей, исполнительского мастерства и рассчитана на один  год обучения. Она расширяет содержание основной образовательной программы детского сада в художественно-эстетическом развитии.

Программа предусматривает проведение двух занятий в неделю во второй  половине дня

Форма занятий – групповая, подгрупповая, индивидуальная

Учебный план

Возраст детей

Продолжительность занятий в минутах

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий  в год

5 – 8 лет

25  минут

2

8

61

1.2. Цели и задачи.

Цель: сделать процесс обучения детей пению увлекательным и радостным, развитие творческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в детском саду, используя здоровьесберегающие и игровые технологии.

Задачи:

  • Способствовать развитию интереса к вокальному искусству.
  • Формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения),
  • Способствовать формированию красивой осанки, правильной походки.
  • Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.
  • Развивать дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию.
  • Развивать выразительность, эмоциональность в  передаче характера песни.
  • Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры поведения в культурно-досуговой и концертной деятельности.

1.3. Основные принципы и подходы обучения детей пению.

Программа соответствует следующим принципам:

Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель одновременно воспитывает у детей любовь к

прекрасному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности и индивидуализации: содержание и объем знаний о музыке, вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности: постановка перед детьми и выполнении ими все более трудных новых заданий, постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузок.

Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая

наглядность. Основной прием – это образец исполнения песни педагогом.

 Принцип сознательности и активности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.

Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически

не повторять. Для того чтобы повторение песен не наскучило детям, нужно вносить элементы нового.

1.4.Значимые характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 В 5-6 лет

В  6-8 лет

На шестом году жизни дети имеют достаточный музыкальный опыт. Внутренний механизм певческих способностей базируется на структуре общих способностей (восприятии и ощущении, внимании и памяти, представлении и воображении, а также мышлении). Голосовые связки детей значительно укрепляются, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Связки по-прежнему короткие. Звук усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.  Дети могут петь в диапазоне ре1-до2. Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков.

У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-8 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до 1 – ре 2). Дети правильно интонируют мелодию.

1.5.Планируемые результаты

  • Наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах);
  • Овладение некоторыми основами нотной грамотой, использование голосового аппарата;
  • Умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);
  • Выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры;
  • Самостоятельно давать оценку качества пения;
  • Умение петь под фонограмму, с различным аккомпанементом и а capella, умение владеть своим голосом и дыханием;
  • Участие детей  в конкурсах и концертах.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Методы организации образовательной         деятельности

Основные методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно – иллюстративный.

1. Наглядный метод (слуховой, зрительный).

2. Словесные методы: беседа, обсуждение характера музыки, обобщения, введения новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при пении;

словесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.

3. Методы повторения и закрепления при пении вокальных упражнений и заучивания песенного материала (индивидуальные, групповые, хоровые).

4. Движение под музыку. Удовлетворяет потребность в двигательной активности детей после статического положения во время пения, позволяет разнообразить виды деятельности на занятии (драматизация песен, музыкальные игры, моделирование движение ритма и высоты звуков, изобразительные моменты в процессе исполнении песни и пр.), что вызывает у учащихся интерес к работе.

5.Системный направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет

координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

6.Творческий метод используется в данной программе, как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество

уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации.

7.Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает обучающимся

умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь

приходится следить не только за голосом, но и телом.

2.2.Методические приемы обучения пению

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Если песня исполняется

не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия

интересным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на

предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная

оценка не поможет ребенку осознать и исправить свои ошибки. Надо поощрять детей, вселять в них

уверенность, но делать это деликатно.

2.3. Основные направления обучения пению

1.Певческая установка и дыхание.

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.

2. Звуковедение, дикция.

Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.

3. Вокальные упражнения-распевки.

Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.

4. Строй и ансамбль.

Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении. Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой. Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет. Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a capella способствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.

5. Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения), понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.

6.Работа над исполнением хорового произведения.

Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.

2.4.Направления работы по совершенствованию голосового аппарата.  

  Процесс    музыкального    воспитания    как формирование певческой    функции    в    органичном    единстве    с  

формированием  ладового  и  метроритмического  чувства  включает решению следующих задач:  

  • Певческая установка

0бщие  правила  пения  включают  в  себя  понятие  «певческая  установка», которое  обозначает положение, которое

должен принять певец перед началом пения: при  этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны.

Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею  в  небольших пределах

двигать. Соблюдение  этих требований  создает  приятное  эстетическое  впечатление  и  дает  свободу  мимике  и  жесту.

Правильная певческая установка активизирует дыхательную мускулатуру, снимает напряжение, зажатость звука и тем

самым облегчает певческий процесс. Петь  можно  сидя  или  стоя.  На репетициях дети, как правило, могут петь сидя,

но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.  

  • Дыхание

С  приемами  дыхания  дети  знакомятся  без  пения,  по  знаку  педагога.  Певческий  вдох  формируется  естественно,

непринуждённо. С помощью дыхательных  упражнений следует научить детей  делать вдох через нос. Это способ не

только  физиологически  верно  организует  певческое  дыхание,  но  способствует  общему  правильному  развитию

дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это

служит  показателем  правильной  работы  гортани,  что  способствует   раскрепощению   челюсти.  Навык  брать  

дыхание  через    нос    при    пении    упражнений    даёт    ребенку    возможность    при    исполнении    песен    пользоваться  комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.   К  тому  же  привычка  делать  вдох  через  нос  имеет  здоровье оберегающую  функцию  (общегигиеническое  значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).  Работой  над  экономным  и  более  или  менее  продолжительным  выдохом  достигается  протяжённость  дыхания.  Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать,  что  при  небольшом  вдохе  дыхание  расходуется  быстро,  а  слишком  глубокий  вдох  приводит  к  неровному  и напряжѐнному  выдоху,  что  вредно  отражается  на  красоте  звука.

  • Артикуляционная работа.  

Правильное  формирование  гласных  звуков.  От  правильного  формирования  гласных  зависит  умение  петь  связно,

красивым, округлённым и ровным звуком.  В работе над гласными следует:  

а) добиваться округлѐнности звука, его высокой позиции;  

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое  нёбо  и  во  рту  создаётся  ощущение

присутствия небольшого яблока;  

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием

полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;  

г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.  

Важная  задача  -  научить  детей  связному  и  отчётливому  исполнению  гласных  в  сочетании  с  согласными,  то  есть

певческой  кантилене  и  дикции.  Чёткость  произношения  согласных  зависит  от  активной  работы  мышц  языка,  губ  

и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка,

отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц

мягкого  нёба  и  маленького  язычка.  Согласные  оказывают  большое  влияние  на  характер  атаки  звука  (мягкой  или  

твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости  - слоги с согласным «д».  

  • Выработка подвижности голоса.  

 Подвижность или  гибкость  голоса   -  искусство  исполнения  произведения  с  необходимыми  отклонениями  от  

основного    темпа  (ускорением    или    замедлением),    усилением    или    ослаблением    звучности.    В    работе    над  

подвижностью  соблюдается  постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.  

  • Расширение певческого диапазона детей.  

 Этому  виду  работы  хорошо  способствуют  технические  упражнения.  Для определения ширины диапазона следует  

выявить  примарные  звуки,  которые  дети  поют  правильно  в  интонационном  отношении  и  с  помощью упражнений  

расширять  эту  зону,  исполняя  упражнения  полутон  за  полутоном  вверх.  Следует  следить  за  звучанием детского

голоса –он не должен быть  форсированным, крикливым, следует избегать такого пения.  

  • Развитие чувства метроритма.  

 Такая  работа  осуществляется  с  помощью  специальных  технических    упражнений  или  приѐмов  по  преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет

выявления  трудностей.  Соответственно, преодолению таких трудностей  подбираются  специальные конкретные

упражнения, также используются музыкальные шумовые инструменты.

  • Выразительность и эмоциональность исполнения.  

Любое  исполнение   песни   -  эмоциональное   переживание.   Следует   дать  детям   прочувствовать  содержание,

определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне,

ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.  

  • Работа над чистотой интонирования.  

В  целях  правильного  в  интонационном  отношении  песенного  материала  следует  заранее  подобрать  в  процессе

разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый

аккомпанемент  с  обязательным  проигрыванием  основной  мелодической  темы.  Для  создания  условий  наилучшего  

интонирования мелодии стимулируется тихое пение.  

  • Формирование чувства ансамбля.  

В    хоровом  исполнении  учить  детей  прислушиваться  друг    к  другу,  соотносить  громкость  пения  с  исполнением

товарищей, приучать слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и  

окончания  пения.  

  • Формирование сценической культуры.  

Согласно    певческим    и    возрастным    возможностям  детей  подбирается    репертуар.  Необходимо    учить  детей

пользоваться  микрофонами,  правильно  вести  себя  на  сцене.  Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков

сочетает  вокально-техническую  деятельность  с  работой по  музыкальной  выразительности и  созданию  сценического образа.

2.5.Структура занятия.

Вводная часть. Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания, гимнастика для дыхания). 

Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).

 Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

 Заключительная часть. Пение с движениями  или  музыкальная игра.

2.6.Приёмы разучивания песен проходит по трем этапам:

1.Знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка знаний у детей усвоения песни.

2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

  • споем песню с полузакрытым ртом;
  • слоговое пение («ля», «бом» и др.);
  • хорошо выговаривать согласные в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
  • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
  • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
  • использовать элементы дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется а capella);
  • образные упражнения;
  • вопросы;
  • оценка качества исполнение песни

2.7. Учебно-тематический план (приложение № 1)

2.8. Перспективно-календарный план занятий (приложение №2)

2.9. Формы и методы реализации основных задач Программы

  • Диагностика
  • Коллективная работа;
  • Беседа;
  • Распевание;
  • Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  • Дыхательная звуковая гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Игра на детских музыкальных инструментах;
  • Музыкально-дидактические игры и упражнения;
  • Концертные выступления;
  • Участие в творческих  конкурсах.

2.10.  Формы подведения итогов реализации программы  - педагогические наблюдения, концертные выступления.

Критерием оценки считать - качество звука, свободу при пении, качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки - выступление коллектива с концертами перед своими сверстниками, участие в театрализованных представлениях, праздниках. Участие детей в очных и дистанционных музыкальных конкурсах и фестивалях по дополнительному образованию. Творческий отчетный концерт проводится один раз в конце учебного года.                   

2.11.Мониторинг освоения детьми программного материала.

Диагностика музыкальных способностей детей проводится два раза в год (в начале года и в конце). Она помогает определить развитие ребенка, его способности и соответственно корректировать содержание занятий. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выполнении трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Разработка заданий и таблиц для определения уровня музыкальных способностей детей основана на методике диагностики О.П. Радыновой.

Критерии оценки

Основные музыкальные способности.

Стадия инициативы и творчества

Стадия самостоятельности

Стадия поддержки

Ладовое чувство

-внимательно слушает пьесы, может выделить изобразительные средства и наиболее точно подбирает картинку, легко придумывает сюжет сказки;

-внимательно слушает муз. фрагменты, определяет части верно, правильно выкладывает карточки;

- внимательно слушает фрагменты оркестровых произведений, определяет жанр и определяет инструменты

- слушает невнимательно, отвлекается, но может определить характер, выделить средства выразительности;

-может рассказать о характере и верно подбирает картинку;

-сказку придумывает при помощи взрослого;

- может определить части пьесы;

- может определить жанр музыкального произведения, назвать выборочно инструменты;

-нет заинтересованности, с заданием не справляется; почти не реагирует на пьесы.

Музыкально-слуховые представления

- поет, чисто интонируя движение мелодии, правильно выполняет

задание;

-определяет по звучанию инструменты;

- называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры, исполняет попевку вместе с пением;

- поет, не точно, отвлекается, но слышит окончание вступления, части не определяет;

- называет правильно музыкальные инструменты, владеет приемами игры, но песенки не получается;

-без помощи взрослого придумать окончание не

может;

- нет заинтересованности, с заданием не справляется;

- почти не реагирует на пьесы;

- интонирование отсутствует, не точный текст, много пауз;

- не может назвать инструменты, бьет молоточком хаотично,

Чувство ритма

- точное выполнение ритмического рисунка;

- выполняет смену движений под музыку, движения головы, рук;

- выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы;

- может придумывать свои элементы танцевального рисунка;

-внимательно слушает пьесу, правильно выполняет задание;

- не совсем точное исполнение ритмического рисунка;

- есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку в соответствии с текстом песни;

- невнимательно слушает пьесу, сильные доли выделяет не всегда;

невыполнение задания, нет заинтересованности.

- малая двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять

- не проявляет интереса.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Расписание  занятий (приложение № 3)

3.2. Материально-техническое оснащение программы

  • Пианино, синтезатор
  • Музыкальный центр
  • Ноутбук
  • Мультимедийное оборудование (проектор)
  • Микрофоны

3.3. Обеспечение пособиями и средствами обучения

  • Картотеки хороводных, музыкально-дидактических, музыкальных игр
  • Иллюстрации
  • Игрушки
  • СД и ДВД диски
  • Музыкальные инструменты
  • Диски  CD, DVD.
  • Презентации
  • Сценические костюмы

3.4. Программно-методическое обеспечение

  • «Учите детей петь» Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет, 6-7 лет:  Книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1988.
  •  «Учимся петь, играя» А. Евтодьева.
  • Сборник детских песен А. Ермолова.
  • Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», Э.П. Костина, 2008 г.
  • 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Г.Н. Анисимова. Ярославль. 2005.
  • Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М. Музыка, 1997г.
  • Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  • Журналы «Справочник музыкального руководителя»,  - 2014-2018 год
  • Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Программа предназначена для кружковой работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Программа рачитана на 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Данная программа составлялась ...

Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...

Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию, для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик»

Дополнительная общеразвивающая программапо LEGO-конструированию,для детей старшего  дошкольного возраста«Фиксик»...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»

laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»

laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...

Дополнительная общеразвивающая программа по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко» «Тропинка к школе» на 2022-2023 учебный год

Дополнительная общеразвивающая программапо познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) подготовительной группы «Солнышко»«Тропинка к школе»н...