Главные вкладки

    Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
    рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

    Программа предназначена для кружковой работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Программа рачитана на 72 часа, занятия 2 раза в неделю по 25-30 минут. Данная программа составлялась с целью развития правильного звукопроизношения, словарного запаса,связной речи и грамматического строя речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_gramoteika.docx85.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1788»

    108817, Москва, поселение Внуковское, улица Авиаконструктора Петлякова, дом 17

    Телефон:  (495) 827-02-64,Еmail: 1788@edu.mos.ru

                    

    СОГЛАСОВАНО

    Методист гуманитарного цикла

    _______________В.Г.Панфилов

    от "_____"_________20___года

    "УТВЕРЖДАЮ"

    Директор ГБОУ "Школа №1788"

    ___________________А.А.Ездов

                 

    от "____"________20_____года

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

    «Грамотейка»

    Предмет «развитие речи»

    Направленность:социально-педагогическая

    Возраст обучающихся: 5-6 лет

    Срок реализации программы 1год

    Количество часов в год 72 часов

    Разработчик:

    Валуева С.С.

     

    МОСКВА

     2018 г

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Направленность образовательной программы

    Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающем мире, умение четко и полно выражать свои мысли. Поэтому своевременная работа по развитию речи дошкольников является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогами. Эффективная подготовка к обучению русскому языку реализуется в ходе развития всех компонентов речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи.

    Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя речи, связной речи. В содержание программы входит перспективный план работы и практический материал с разнообразными упражнениями и заданиями, которые предлагаются детям в игровой форме.

    Новизна образовательной программы состоит в комплексном подходе к проблеме развития речи дошкольников 5-6 лет в тесной взаимосвязи с развитием общей, пальчиковой и артикуляционной моторики, а также в применении инновационной технологии использования метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей.

    Актуальность программы

    На шестом году жизни у детей отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Увеличение активного словаря создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Дети активно используют в речи прилагательные качества, времени и пространства, притяжательные прилагательные, наречия, личные местоимения, сложные предлоги, обобщающие понятия. У пятилетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слова. Достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает предпосылки к осуществлению более точных движений языка и губ, что необходимо для произношения сложных звуков. В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Речь детей в целом становится чище, отчетливее, возрастает их речевая активность. Однако употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно согласовывают слова, допускают нарушения в структуре предложений. Многие из них все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать прочитанную сказку, рассказать о произошедшем событии. Некоторые дети все еще неправильно произносят шипящие звуки и звуки р, рь. У других детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков: в одних словах звук произносится правильно, в других неверно. Имеет место неотчетливое произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Это объясняется тем, что у детей не закреплено правильное произношение некоторых звуков, или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием специально организованных занятий такие недостатки со временем исчезают.

    В содержании программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста. Каждое занятие включает задачи, направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, формирование у ребенка языкового чутья, слуховой памяти, произвольного и непроизвольного внимания; слухового и зрительного восприятия, мелкой моторики рук, формирование позитивной мотивации. Дети, имеющие нарушения звукопроизношения, получают логопедическую помощь, направленную на преодоление имеющихся у них дефектов.

    Теоретические основы программы

    Теоретико-методологическую основу образовательной программы составили: исследования психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин); исследования применения наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, (Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Кроткова, Т.И. Кудрова, Т.А. Ткаченко и др.); программа развития речи дошкольников (Ушакова О. С.)

    Цель образовательной программы: создание в ходе совместной деятельности педагога с детьми наиболее благоприятных условий для коррекции нарушенного у детей речевого звена, высокого уровня речевого развития ребенка и всестороннего развития личности в условиях единого образовательного пространства.

    Задачи образовательной программы:

    1. Обогащать словарный запаса детей.

    1. Учить детей овладевать основными грамматическими формами, а именно, согласовывать слова в роде, числе и падеже.

    1. Развивать связную речь, учить понимать ее выразительность, плавность, красоту. Совершенствовать такие элементы звуковой культуры речи, как темп, дикция, сила голоса.

    1. Развивать логическое мышление: уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

    1. Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие.

    1. С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.

    В реализации данной образовательной программы участвуют дети 5-6 лет (старший дошкольный возраст).

    Сроки реализации образовательной программы, режим занятий

    В течение учебного года планируется проведение 72 занятий с периодичностью 2 занятия в неделю. Длительность занятия 25-30 минут.

    Учебно-тематический план

    Название темы

    Всего часов

    В том числе:

    теория

    практика

    Диагностический этап (начальная, итоговая диагностика)

    4

    4

    Коррекционный (развивающий) этап

    68

    34

    34

    Занятия по обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, артикуляционной, общей, пальчиковой моторики и подготовки речевого аппарата к овладению правильным произношением звуков.

    СЕНТЯБРЬ

    1.

    Ягоды

    2

    1

    1

    2.

    Головные уборы

    2

    1

    1

    3.

    Наш родной язык

    2

    1

    1

    4.

    Звук и буква

    2

    1

    1

    ОКТЯБРЬ

    1.

    Волшебница осень

    2

    1

    1

    2.

    Урожай на грядке

    2

    1

    1

    3.

    Дары осени. Фрукты

    2

    1

    1

    4.

    Одежда

    2

    1

    1

    НОЯБРЬ

    1.

    Обувь

    2

    1

    1

    2.

    Любимые игрушки

    2

    1

    1

    3.

    Путешествие в деревню

    2

    1

    1

    4.

    Дикие животные наших лесов

    2

    1

    1

    ДЕКАБРЬ

    1.

    Экскурсия в зоопарк

    2

    1

    1

    2.

    Вот и к нам пришла зима

    2

    1

    1

    3.

    Моя семья

    2

    1

    1

    4.

    Дом, в котором я живу

    2

    1

    1

    ЯНВАРЬ

    1.

    Домашние птицы

    2

    1

    1

    2.

    Зимующие птицы

    2

    1

    1

    3.

    Мебель

    2

    1

    1

    ФЕВРАЛЬ

    1.

    Посуда

    2

    1

    1

    2.

    Продукты питания

    2

    1

    1

    3.

    Профессии и инструменты

    2

    1

    1

    4.

    Человек

    2

    1

    1

    МАРТ

    1.

    Мамин день – 8 Марта

    2

    1

    1

    2.

    Ранняя весна

    2

    1

    1

    3.

    Москва – мой родной город

    2

    1

    1

    4.

    Транспорт

    2

    1

    1

    АПРЕЛЬ

    1.

    К нам летят весны гонцы (перелетные птицы)

    2

    1

    1

    2.

    Маленькие жители Земли (насекомые)

    2

    1

    1

    3.

    Прогулка по лесу

    2

    1

    1

    4.

    Весна в родном краю

    2

    1

    1

    МАЙ

    1.

    Цветы

    2

    1

    1

    2.

    Скоро лето

    2

    1

    1

    3.

     Повторение и закрепление

    2

    1

    1

    ИТОГО

    72

    34

    38

    Основными формами и методами работы являются наблюдение за речевым материалом, беседа, показ, дидактические игры, наглядное моделирование, словесные упражнения, речевой образец, рассматривание картин.

    Создание условий для формирования достаточного уровня развития речи, необходимого для успешного обучения детей в школе.

    Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.

    При успешном освоении программы ребенок должен:

    • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

    • уметь выделять заданную фонему в слове;

    • овладеть активным словарным запасом;

    • овладеть навыком грамматически правильного оформления речевого высказывания;

    • уметь полно и последовательно пересказывать тексты, составлять рассказы.

    Формы подведения итогов реализации программы: открытый просмотр в конце учебного года.

    Совместная деятельность с родителями.

    Реализация программных задач предусматривает сотрудничество учителя- логопеда с родителями детей, посещающих речевой кружок. С целью закрепления и активизации полученных детьми знаний и умений проводятся консультации и речевые практикумы для родителей.

    Материально-техническое обеспечение кружка  

    1. Библиотечный фонд, ресурсы интернета.

    2. Технические средства обучения (магнитная доска, магнитофон, компьютер).

    3. Печатные пособия (таблицы, книги, плакаты, схемы).

    4. Учебно-практическое оборудование (модели для составления рассказов, предметные картинки, сюжетные картины, серии сюжетных картин).

    Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

    Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

    Литература:

    1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Изд-во «Лабиринт», 1999.

    2. Волина В. В. Учимся, играя. «Новая школа», Москва, 1994.

    3. Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л.М. Граб. — М. : «Издательство Гном и Д», 2005.

    4. Игры в логопедической работе с детьми. Книга для логопеда. Под ред. Селиверстова В.И. Москва, 1987.

    5. Лопухина И. С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. Москва, 1995. 6. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. Москва, 1983.

    Программы:

    1. Ушакова О. С. Развитие речи детей 6-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. Издательство: Сфера, 2011.

    2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

    3. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

    4. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

    Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

    Дополнительная образовательная программа «Играем в шахматы» для детей старшего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования

    Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ...

    Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»

    В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей,  схем и условных обозначений.  Они рассчитаны на усвоение ча...

    Рабочая программа по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

    Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного...

    Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Веселый мяч»

    Важное место в системе физического развития детей дошкольного возраста занимают действия с мячом.Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры ...

    Рабочая программа «Дополнительная общеразвивающая программа по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Грамотейка"

    Программа курса “Грамотейка” предназначена для занятий с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения.Курс нацелен на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фо...

    Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию, для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик»

    Дополнительная общеразвивающая программапо LEGO-конструированию,для детей старшего  дошкольного возраста«Фиксик»...