ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
рабочая программа (средняя группа)

Лопырева Ольга

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_lovkie_palchiki.docx44.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 33»

456211, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Металлургов, д.4, тел. 8(3513)755717

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

МАДОУ «Детский сад №33»

Протокол № 1 от #1075;.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Детский сад № 33»

__________О.А.Одаренко

Протокол № 97 от #1075;.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ

ЛОПЫРЕВА О.С.

г.Златоуст, 2023г.

Пояснительная записка

«ИСТОКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ. ОТ ПАЛЬЦЕВ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ДРУГИМИ СЛОВАМИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ ЛАДОШКЕ, ТЕМ УМНЕЕ РЕБЕНОК».

СУХОМЛИНСКИЙ В.А.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения. Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).

В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.

В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей. Программа способствует развитию знаний, умений, навыков, необходимых для обучения в школе.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

  • умение слушать воспитателя
  • принимать умственную задачу и находить способ ее решения
  • переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения
  • развитие самоконтроля и самооценки
  • осознание собственных познавательных процессов.

Цель программы

Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы реализации программы

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:

1. Владение ножницами.

2. Обработка квадрата.

3. Создание основ (базовых форм) оригами

4. Аппликативное оформление оригами.

5. Составление творческих композиций.

Организационно-методическое обеспечение программы

(возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Ловкие пальчики» рассчитана на 2 года (старший дошкольный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 – 30 минут.

Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

ОБЩИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.

1. Подготовка к занятию (установка на работу).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

  • повторение названия базовой формы;
  • повторение действий прошлого занятия;
  • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.

3. Введение в новую тему:

  • загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
  • показ образца;
  • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
  • повторение правил складывания.

4. Практическая часть:

  • показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
  • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
  • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
  • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
  • оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
  • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).

Работа с родителями

Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:

«Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

Формы подведения итогов реализации программы

  • Составление альбома лучших работ.
  • Проведение выставок детских работ.

Оценка результативности программы

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:

  • Научатся различным приемам работы с бумагой;
  • Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
  • Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
  • Познакомятся с искусством оригами;
  • Овладеют навыками культуры труда;
  • Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Общие правила при обучении технике оригами

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Материалы и оборудование

1. Бумага:

Непосредственно рабочая: цветная из набора

Рекомендуемая для фона: чертежно-рисовальная, обойная, картон.

2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)

3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)

4. Салфетки: бумажная, тканевая.

5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами

6. Кисти.

I год обучения старшая группа

Знакомство с искусством оригами; изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; изготовление простых поделок, доступных детям старшей группы.

ЗАДАЧИ:

1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

2. Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.

3. Научить детей складывать базовые формы «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»

4. Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.

5. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.

6. Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.

7. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.

8. Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.

К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ МОГУТ:

  • самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
  • по образцу изготавливать несложные поделки.
  • знать и называть геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • уметь намечать линии;
  • тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  • уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников

II год обучения

подготовительная к школе группа

Программа второго года обучения включает в себя разделы по ознакомлению с условными обозначениями («перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть»), по изготовлению базовых форм оригами («двойной квадрат», «двойной треугольник», «дом», «водяная бомба», «катамаран») и параллельно знакомит детей со схематичным изображением работы.

ЗАДАЧИ:

1. Продолжать учить детей искусству оригами, воспитывать уважение и интерес к культуре разных народов, в частности к японскому искусству -оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

2. Познакомить детей с базовыми формами: дом, двойной квадрат, двойной треугольник, водяная бомба, катамаран.

3. Познакомить детей с условными обозначениями, которые используют в искусстве оригами.

4. Учить детей работать по схемам, пользоваться специальными терминами, применяемыми в оригами: «перевернуть лист», «согнуть и развернуть лист», «сгиб внутрь», «повернуть», «сгиб долиной», «сгиб горой», «складка молния», «вогнуть».

5. Закреплять знания детей о правилах складывания бумаги: бумагу нужно складывать на гладкой ровной поверхности, при этом свободного места должно быть достаточно, чтобы полностью разместить лист бумаги; прежде, чем продавить линию сгиба, убедиться, что уголки и края бумаги совпадают друг с другом; сначала надавить пальцами на середину линии сгиба, потом разгладить ее от середины к краям;

6. Продолжать формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.

7. Развивать память и внимание.

8. Развивать творческие способности и исследовательские навыки.

К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ МОГУТ:

  • ориентироваться на листе бумаги
  • знать названия, различать и применять в работе условные обозначения оригами;
  • знать и называть правила складывания бумаги при выполнении оригами;
  • изготавливать базовые формы и простые поделки по схеме и образцу.
  • работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
  • добиваться конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
  • уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.

Список литературы

1. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / З.А. Богатеева.– М.: Просвещение, 1992.

2. Дорогова, Е.Ю. Дорогов, Ю.И. Секреты оригами для дошкольников./ Е.Ю.Дорогова, Ю.И.Дорогов. – Ярославль: Академия развития, 2008,- 224с.

3. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников. / Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ // О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, #1089;.

4. Сержатова, Т.Б. «Оригами. Для всей семьи», / Т.Б. Сержантова. - М., «Москва-пресс», 2009.

5. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С.В.Соколова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, с., цв.вкл.

6. Соколова, С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. / С.В.Соколова. - М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; с.

7. Сухаревская, О.Н. «Оригами для самых маленьких». / О.М.Сухаревская. - М., «Айрис-пресс», 2009.

Интернет – ресурсы:

1. Галерея оригами:

2. Журнал «Оригами» (1996-1998):

3. «Путь оригами»:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План занятий кружка на учебный год

1 год обучения

СЕНТЯБРЬ

Тема

Задачи

Материал

Знакомство с искусством оригами

Познакомить детей с искусством оригами.

Показать разнообразие видов бумаги, ее свойств (разного цвета, тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, легко рвется, мнется)

Закрепить основные геометрические понятия, свойства квадрата, определить нахождение углов, сторон.

#1048;ллюстрации с изображением различных фигурок, выполненных в технике оригами.

#1062;ветная бумага различных цветов.

Превращения квадратика

Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.

Развивать творческое воображение и фантазию.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

«Дом»

Знакомство с основной базовой формой «книжка».

Повторить основные элементы складывания.

Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба.

Превращение квадратика в дом.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

«Для чего нужна дверь?»

Познакомить с базовой формой «дверь».

Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам,

Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1050;лей, кисти, клеёнка, тряпочки.

#1043;отовый образец.

ОКТЯБРЬ

Тема

Задачи

Материал

«Гриб»

Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания.

Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь».

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

«В осеннем лесу»

(коллективное панно)

Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол).

Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

#1050;артон синего цвета

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Кот»

Познакомить с базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «косынка».

Складывание мордочки кота на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

#1050;арандаши, фломастеры.

«Стакан»

Отработка складывания базовой формы «треугольник».

Беседа о посуде и ее назначении.

Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник».

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

НОЯБРЬ

Тема

Задачи

Материал

«Собачки»

Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник».

Складывание мамы-собаки по показу воспитателя.

Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера.

Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами (глаза, нос и т.д.)

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15 и 10х10)

#1043;отовый образец.

#1050;арандаши, фломастеры.

«Муха»

Базовая форма «треугольник».

Складывание поделки «Муха».

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

«Старое дерево»

Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»).

Используя новую базовую форму, учить изготавливать детали дерева, соединять их в определенной последовательности, используя аппликацию.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

#1050;артон синего цвета

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Ветка рябины»

Отработка складывания базовой формы «воздушный змей».

Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

ДЕКАБРЬ

Тема

Задачи

Материал

«Лисичка-сестричка»

Самостоятельное изготовление базовой формы «воздушны змей»

Изготовление фигурки лисы, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать мордочку: глаза, нос.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

#1050;арандаши, фломастеры.

«Домики для лисы и зайца»

Учить определять точку пересечения линий.

Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру.

Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15 и 10х10)

#1043;отовый образец.

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Царевна-ёлочка»

Закреплять умение самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности.

Украшение ёлочки.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15, 10х10 и 8х8)

#1043;отовый образец.

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

4. Готовые элементы для украшения (кружочки, звездочки)

«Дед Мороз»

Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое.

Дополнить деталями (глаза, нос, рот), придавая выразительность.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

4. Карандаши, фломастеры.

ЯНВАРЬ

Тема

Задачи

Материал

«Зайка беленький»

1. Развивать моторику рук.

#1042;оспитывать аккуратность и внимание.

#1047;акрепить базовую форму воздушный змей.

#1047;акрепить практическими действиями знание графических символов.

#1062;ветной картон.

#1041;елая бумага.

#1050;лей, кисти, клеёнки, тряпочки.

#1050;арандаши, фломастеры.

#1043;отовый образец.

«Снегирь»

Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря.

Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы.

#1062;ветная бумага двух цветов (чёрный, красный).

#1062;ветной картон.

#1050;лей, кисти, клеёнка, тряпочки.

#1043;отовый образец.

«Гномик»

Учить детей изготавливать фигуру гномика, состоящую из 2 заготовок (голова, туловище).

Закреплять знание базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно.

Закреплять навыки складывания квадратного листа в разном направлении, проглаживая сгибы.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (квадраты 10х10 и 8х8)

#1043;отовый образец.

#1050;арандаши, фломастеры.

ФЕВРАЛЬ

Тема

Задачи

Материал

«Корона»

Познакомить с базовой формой «блин».

Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

«Стул»

Отработка складывания базовой формы «блин».

Учить складывать стул из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин».

#1062;ветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

«Поздравительная открытка к 23 февраля «ЛОДОЧКА»

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (Прямоугольные листы 20х15)

#1062;ветной картон формата А4.

#1043;отовый образец.

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Кораблики в море»

(коллективная композиция)

Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно.

Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик.

Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.

#1062;ветная двусторонняя бумага. (Прямоугольные листы 20х15)

#1062;ветной картон формата А4.

#1043;отовый образец.

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

МАРТ

Тема

Задачи

Материал

«Мамин праздник»

(поздравительная открытка к 8 Марта)

Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей» складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на другую, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Оформить праздничную открытку, наклеив сложенный из бумаги цветок.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)

#1062;ветной картон формата А4.

#1043;отовый образец.

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Весна красна»

Учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей».

Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

#1062;ветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)

#1043;отовый образец.

#1062;ветной картон формата А4.

#1043;отовый образец.

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Серая шейка»

Учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей».

Дорисовать глаза и клюв.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

#1050;арандаши, фломастеры.

«Жар птица»

Складывание утки с небольшими изменениями.

Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму.

#1062;ветная двусторонняя бумага (квадраты15х15)

#1043;отовый образец.

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки, цветная бумага для аппликативного украшения.

АПРЕЛЬ

Тема

Задачи

Материал

«Ракета»

Учить складывать заготовки, используя разные, знакомые детям, базовые формы.

Продолжать учить соединять детали, накладывая друг на друга, совмещая углы и стороны.

#1057;хемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

#1062;ветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

«Космос»

Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник».

Вызвать у детей желание передать красоту космического пространства.

Упражнять детей в составлении изображения. Развивать конструктивные способности.

#1050;артон синего цвета

2. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)

#1043;отовый образец.

#1050;лей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

#1053;абор готовых звёздочек.

«Сова»

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей.

Придать выразительность, используя аппликацию.

1. Цветная двусторонняя бумага (квадраты 10х10)

#1043;отовый образец.

#1047;аготовки для глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Подснежники»

Закрепить умение аккуратно пользоваться кисточкой и клеем.

Закрепить умение выполнять складку «молния».

Продолжить учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника наискосок.

#1050;артон серого цвета формата А4.

#1062;ветная двусторонняя бумага.

#1050;лей, кисти, тряпочки, клеёнки.

#1043;отовый образец.

МАЙ

Тема

Задачи

Материал

«Рыбка»

Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно.

Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз.

#1062;ветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

#1047;аготовки глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

«Рыбки в море» Коллективная работа

Продолжить формировать умение складывать фигуры из бумаги по образцу. Воспитывать внимание.

Закрепить аккуратное обращение с ножницами.

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитывать художественный вкус, вызывать интерес к созданию композиции.

#1050;артон синего цвета.

#1062;ветной гофрированный картон.

#1062;ветная бумага.

#1053;ожницы с волнообразными краями.

#1054;бъёмные глаза.

#1050;лей, кисти, тряпочки, клеёнки.

#1043;отовый образец.

Грачи прилетели

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

#1062;ветная двусторонняя бумага (квадраты 15х15)

#1043;отовый образец.

#1047;аготовки глаз, клей ПВА, кисти, ножницы, клеёнки.

Итоговое занятие

Оформление альбома лучших работ за период обучения.

Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Справедливая оценка результатов своей работы и работы сверстников.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

Второй год обучения

Тема

Цель занятия

СЕНТЯБРЬ

«Фрукты»

Повторить условные знаки и основные приемы складывания бумаги. Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, повышать интерес к этой деятельности.

«Грибы»

Продолжать учить детей мастерить поделки с базовой формы - треугольник, используя поэтапные карты. Закреплять умение соединять две части поделки, вставляя одну в другую. Воспитывать аккуратность.

ОКТЯБРЬ

«Черепашка»

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

«Журавлик»

Продолжать знакомить с японской историей; совершенствовать умение мастерить поделки, используя карты. Воспитывать сострадание, соучастия в происходящем вокруг.

НОЯБРЬ

«Цветы для мам»

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Развивать творческое воображение, фантазию. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

«Животные»

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. Учить четко выполнять инструкции педагога.

ДЕКАБРЬ

«Новогодние украшения»

Продолжать учить мастерить поделки, используя известные приемы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию.

«Дед Мороз»

Закрепить умение детей делать поделки, используя схемы. Вызвать радостное настроение в ожидании праздника. Совершенствовать навыки работы с ножницами.

ЯНВАРЬ

«Гном»

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей. Учить четко выполнять инструкции педагога.

«Прыгающая лягушка»

Повышать интерес к работе с бумагой через игру. Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

ФЕВРАЛЬ

«Сердечко»

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

«Двухтрубный кораблик»

Повышать интерес к изготовлению поделок из бумаги. Познакомить с новой базовой формой –блинчик. Учить использовать готовые поделки в игре.

МАРТ

« Ромашка для мамы

Учить детей изготовлению цветов в технике оригами. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. Развивать творческое воображение, фантазию. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

«Волшебные превращения двухтрубного кораблика»

Продолжать учить детей преобразовывать одну фигурку в другую. Закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую. Воспитывать аккуратность.

АПРЕЛЬ

«Ракета»

Уточнить знания детей о празднике «день космонавтики». Продолжать учить преобразовывать одну фигурку в другую, используя поэтапные карты. Закреплять умение соединять две части поделки, вставляя одну в другую. Воспитывать аккуратность.

«Автомобиль»

Продолжать учить мастерить поделки, используя известные приемы складывания бумаги. Развивать конструктивное мышление, фантазию.

МАЙ

«Парусная лодка»

Продолжать учить детей мастерить поделки в техники оригами, используя поэтапные карты.

«Кувшинка»

Закрепить умение детей делать поделки из бумаги, используя схемы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта мониторинга по развитию продуктивной деятельности детей (оригами)

Первый год обучения

Критерии

Начало года

Конец года

самостоятельно изготавливает и знает основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»

по образцу изготавливает несложные поделки

знает и называет геометрические фигуры

ориентируется на листе бумаги;

умеет намечать линии

тщательно и аккуратно разглаживает линии сгиба

уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.)

добивается конечного результата

самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников

Второй год обучения

Критерии

Начало года

Конец года

ориентируется на листе бумаги

знает названия, различает и применяет в работе условные обозначения оригами

знает и называет правила складывания бумаги при выполнении оригами

изготавливает базовые формы и простые поделки по схеме и образцу

работает самостоятельно, точно соблюдая инструкции

добивается конечного результата

самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников

уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по реализации программы дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата» за 2014 – 2015 учебный год

В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата»....

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год

Цель: освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества. Задачи: 1) формирование представление детей старшего дошкольно...

Дополнительная общеразвивающая программа по позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста «Я + ты = мы!» на 2016-2018 учебный год

laquo;Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, чт...

Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»

Аннотация к программе дополнительного образования«Блоки Дьенеша. Цветная логика».Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению дет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮНЫЙ КОНСТРУКТОР» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Юный конструктор» разработана на основе педагогических решений от LEGO Education.Концепция программы. Современное образование стремится ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНАЯ КЛЕТОЧКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: Создать условия через формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:Развитие мелкой моторики руки ребенка.Развитие слухового внимания.Развитие графического воспр...