Отчет по реализации программы дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата» за 2014 – 2015 учебный год
статья (старшая группа) на тему

В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_yugorchata.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида № 46

«Кот в сапогах»

Отчет по реализации программы  

дополнительной образовательной деятельности

краеведческой направленности

для детей старшего дошкольного возраста

 «Югорчата»

за 2014 – 2015 учебный год

Руководитель: воспитатель

первой квалификационной      

категории  Порубова Н.М

Нижневартовск, 2014-2015 год

     В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата».

   Краеведческая деятельность дошкольников является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. Правильно организованный педагогический процесс интегрирует основные стороны воспитания (нравственное, трудовое, эстетическое, физическое), а также значительно расширяет кругозор детей – происходит их интенсивное умственное развитие.

   Некоторые элементы краеведческой деятельности включены в непосредственно-образовательную деятельность (НОД) и образовательную деятельность (ОД) в режиме дня. Закрепить и продолжить эту деятельность можно в рамках дополнительного образования, на базе которого происходит непосредственное «столкновение» обучающихся с окружающей их социальной средой и действительностью.

   Программа дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата», реализуемая на базе МБДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой) и педагогической книги В.Н. Матовой «Краеведение в детском саду», рекомендованных Министерством образования Российской Федерации.

     Данная программа реализуется на базе МБДОУ ДСКВ № 46 в групповой комнате с детьми старшего дошкольного возраста (6-го года жизни) группы компенсирующей направленности  № 2

     Итоги реализации программы на конец года (36 неделя):

  • выставка детских работ в детском саду.
  • итоговое занятие (Приложение № 1)
  • участие в городских конкурсах  художественно-эстетической  направленности;
  • презентация детских работ  на родительском собрании;
  • творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

     Кружок посещает 10 детей среднего дошкольного возраста.

Цель работы кружка:

Формирование знаний по краеведению города Нижневартовска, ХМАО-Югра у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- дать понятие «Родина – Россия» через ознакомление с родным городом Нижневартовском, природой округа;

- пробуждать интерес к историческим фактам, жизни города и округа;

- приобщать к культуре ханты и манси через устное народное творчество, изобразительное искусство;

- воспитывать у детей любовь, привязанность, уважение к семье и жителям города Нижневартовска и ХМАО- Югра.

Особенности организации дополнительной образовательной деятельности

   Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 25 минут.

    Программой дополнительной образовательной деятельности определена последовательность решения комплекса задач, соответствующих лексическим темам, разработанных в «Адаптированной образовательной программе МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Опираясь на данный тематический принцип построения образовательного процесса, календарно-тематическое планирование Программы дополнительной образовательной деятельности выстроено по следующим разделам:

   1 раздел – «Ребёнок и окружающие его люди»: родители, семья, друзья, близкие люди, коллектив детского сада. Цель раздела – воспитание чувства привязанности, любви, уважения к семье, окружающим людям.

   2 раздел – «Ребёнок и Родина»: родной дом, родной двор, родная улица, родной город, родной округ, Родина – Россия. Цель раздела – формирование образа Родины в доступной для детей форме.

   3 раздел – «Ребёнок и культура обских угров»: малые фольклорные формы, угорская народная игрушка, северные народные игры, хантыйские и мансийские народные песни, сказки, обряды, быт обских угров. Цель раздела – ознакомление обучающихся с культурой народов ханты и манси как необходимыми компонентами воспитания любви к Родине.

   4 раздел – «Ребёнок и родная природа»: экологическая культура, красота родной природы, животный и растительный мир, среда обитания. Цель раздела – изучение природы ХМАО-Югры, воспитание экологической культуры.

   5 раздел – «Ребёнок и художественное творчество»: декоративно-прикладное искусство, красота родной природы в изобразительной деятельности детей. Цель раздела – совершенствование изобразительной деятельности обучающихся через эстетическое восприятие декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси, эмоциональный отклик на красоту родной природы и окружающего мира.

   Тематика образовательного процесса строится с учетом интересов обучающихся, возможностей их самовыражения. В ходе усвоения обучающимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

   Обучение краеведению осуществляется в процессе образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с учебным планом.

   Дополнительно к Программе «Югорчата» разработана «Рабочая тетрадь по краеведению». Она составлена с учётом возрастных и психологических особенностей восприятия ребёнком краеведческого материала. Задания включают игровой момент и построены в увлекательной для дошкольника форме. Графические задания (дорисуй, раскрась, приклей) развивают не только мелкую моторику рук, но и пространственное видение, цветовое восприятие, мышление. Работа с тетрадью предполагает общение дошкольника с воспитателем, родителями, сверстниками. Тем самым решаются проблемы детского общения, формирования и развития правильной речи, приобретается первичный социальный опыт.

   Работа в тетради значительно обогащает опыт ребенка и позволяет еще раз осмыслить информацию, полученную в различных видах деятельности. Ребенок учится самостоятельно делать умозаключения и закрепляет их через практическую деятельность в тетради.

   Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития воспитанников. Такая оценка производилась в рамках педагогической диагностики, которая проводилась в ходе наблюдений за активностью обучающихся в дополнительной образовательной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – тест-карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого обучающегося в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

   Диагностика уровня развития проводилась два раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае. (Приложение № 2)

Работа с родителями в ходе реализации

Программы дополнительной образовательной деятельности «Югорчата»

   ФГОС ДО ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации Программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

   Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к краеведческому материалу станет основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

     Использовались  следующие  формы  сотрудничества:

  • Беседа с родителями и консультации (памятки), которые говорят о важности данной проблемы. (Приложение № 3)
  • Круглый стол родителей с детьми «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье» (Приложение № 4)
  • Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой округ родной».
  • Изготовление семейных альбомов.
  • Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами быта коренных народов – ханты и манси.
  • Создание сборника «Сокровища югорских сказок» (совместно с родителями).
  • Оформление тематических альбомов.
  • Информация для родителей «Быт и традиции коренных народов ХМАО-Югры», «Экология ХМАО-Югры».
  • Создание краеведческих журналов «Югорчата».
  • Участие в творческой выставке «Мой родной округ – Югра!»
  • КВН для родителей и детей «ХМАО-Югре – 85 лет!» 
  • Оформление фотоальбома «Югорчане – герои войны» (к 70-летию Плбеды), «Наша семья в истории города Нижневартовска».
  • Участие в экологических акциях.

В результате:

Познакомились:

• с особенностями природы ХМАО-Югра (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения)

• с символикой города и округа.

• с национальным составом округа, обычаями, играми, видами жилищ, предметами быта, элементами народного творчества.

• с наиболее важными историческими событиями Нижневартовска и ХМАО-Югра
• с творчеством писателей, поэтов, художников-иллюстраторов ХМАО-Югра.

Умеют:

• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Использовать предметы и элементы народного творчества в продуктивной деятельности.
• Применять игры ханты и манси для организации собственного досуга.
• Творчески мыслить и рассуждать.

Повысился уровень (по анализу выполненных творческих работ):

  • развития мелкой моторики рук;
  • навыков и практических умений;
  • коммуникативных способностей детей;
  • социализации воспитанников (дети являлись активными участниками творческих конкурсов муниципального, регионального и федерального  уровня)
  • активности родителей (родители привлекались  к творческо-образовательному процессу).
  • возрастных характеристик возможностей обучающихся (целевых ориентиров): «Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях», «Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной деятельности "Школа мяча" для детей среднего дошкольного возраста

Программа представляет собой гибкую систему, позволяющую развивать у детей потребность к занятиям физической культурой, спортом, здоровому образу жизни. Ребенок учится контролировать свои движения и у...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Программа дополнительной образовательной деятельности "Удивительный мир" для детей среднего дошкольного возраста 2021 - 2022 учебный год

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федерал...