Главные вкладки

    Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»
    рабочая программа по музыке (старшая группа) по теме

    Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей дошкольников. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_domisolka.docx100.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА»

    Принято на заседании                                                      Утверждена

    педагогического совета                                                  приказом  № 83по МБДОУ

    от 25.08.2015 г.                                                                «Детский сад «Звёздочка» протокол № 1                                                                     от 31.08.2015 г.

    ПРОГРАММА

    дополнительного образования

    художественно-эстетической направленности

    для детей старшего дошкольного возраста

    «ДОМИСОЛЬКА»

    Руководитель кружка:

    Легчилина И.В.

    Рославль 2015г.

    Оглавление

    1. Целевой раздел......................................................................................... …..

    1.1. Пояснительная записка.....................................................................

    1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса...........................

    1. Планируемые результаты программы детей 5-6 и 6-8 лет............

    1.2.Содержательный раздел...................................................................................

    2.1 Содержание работы по музыкальному воспитанию в старшем дошкольном возрасте..........................................................................................

    2.2 Виды песенных жанров....................................................................

    2.3 Тематический план ….....................................................................…

    2.4 Формы работы по разделу «Пение»..................................................

    2.5 Технологии обучения...........................................................................

    2.6 Структура занятия...............................................................................

    2.7 Порядок работы над песней...............................................................

    2.8 Мониторинг освоения программы....................................................

    3. Организационный раздел.......................................................................

    3.1 Регламент организованной образовательной деятельности......

    3.2 Система музыкального воспитания в детском саду детей дошкольного возраста........................................................................................

    3.3 Предметно-пространственная развивающая среда в музыкальном зале.........................................................................................................................

    3.4 Материально-техническое обеспечение..........................................

    3.5. Список литературы...........................................................................

    Целевой раздел

    1.1 Пояснительная записка

    Программа дополнительного образования разработана в соответствии с:

    • Федеральным законом от 29.12 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
    • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15.05 2013 года № 26, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 29.05.2013, регистрационный № 285674);
    • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
    • «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г., зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.11.2014г.ргистрационный №30384);
    • Программа разработана на основе программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева) и программы « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

    Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития дошкольников, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

    Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

    Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

    Для того,  чтобы научить детей в ДОУ правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

     игровой характер занятий и упражнений,

     активная концертная деятельность детей,

     доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

     атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)

     звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

     сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

    Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

    Новизна программы вокального кружка «Домисолька »:                                  программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.                         А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно- ориентированные на игровые технологии.

    Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.

    Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.

    Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

    Задачи:

    Образовательные:

     Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

     Обучить детей вокальным навыкам;

    Воспитательные:

     Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

     Привить навыки сценического поведения;

     Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

    Развивающие:

     Развить музыкально-эстетический вкус;

     Развить музыкальные способности детей;

    Коррекционные

     Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.

    Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 6 -8 лет.                                                                                                                Дети занимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением.
    Занимаясь в вокальном кружке, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.

    1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

    В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

    • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;                способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
    • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.  Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
    • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
    • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
    • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
    • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
    • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»

    1.3.Планируемые результаты освоения программы детей 5-6 лет

    1.Узнает песни по мелодии.
    2.Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
    3. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими  детьми—начинать и заканчивать пение.
    4.Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.
    5.Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
    6.Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

    Планируемые результаты освоения программы детей (6-8 лет)

    • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
    • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
    • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
    • Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
    • Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении.
    • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг другу.
    • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.

    Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

    У детей 5-6 лет восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только более заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях.

    Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, тем, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.

    Интенсивно развиваются музыкальные способности - ладовое чувство, чувство ритма, музыкально - слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности. В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы - до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции.                   У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно с взрослым, сверстниками и индивидуально.

    В музыкально – ритмической  деятельности  дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений, гимнастическими, танцевальными, образно - игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх - дети способны выразительно передавать музыкальный образ.

    В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.

    По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы. Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.

    Основные характеристики особенностей развития детей 6-8 лет

    За период подготовки детей к школе, на основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребёнок способен к целостному восприятию образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.                             Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка» Ребёнок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определённым образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

    У детей 6-7 лет ещё более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость.                    Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче. Дети старшего дошкольного возраста имеют некоторый музыкальный опыт. Совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью.                                                            Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей этого возраста несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.

    Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си.                   В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать.

    Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

    1.песни хором в унисон

    2.хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)

    3.тембровыми подгруппами

    4.при включении в хор солистов

    5.пение под фонограмму.

    6.пение по нотам

    Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.

    Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

    1. игровой характер занятий и упражнений,
    2. активная концертная деятельность детей,
    3. доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
    4. атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
    5. звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)
    6. сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста

    Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

    Содержательный раздел.

    2.1 Содержание работы по музыкальному воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

    Программа включает подразделы:

    • восприятие музыки;
    • развитие музыкального слуха и голоса;
    • песенное творчество;
    • певческая установка;
    • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

    Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляциивключает:

    • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

    • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

    • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука;

    • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

    Последовательность формирования гласных:

    • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

    • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

    • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

    К слуховым навыкам можно отнести:

    • слуховой самоконтроль;

    • слуховое внимание;

    • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

    • представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

    Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

    • выразительностью мимики лица;

    • выражением глаз;

    • выразительностью движения и жестов;

    • тембровой окраской голоса:

    • динамическими оттенками и особенностью фразировки;

    • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

    Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

    • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

    • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

    • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

    Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

    Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

    • не очень сильно прикусить кончик языка;

    • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

    • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

    • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

    • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

    • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

    • постукивая пальцами сделать массаж лица;

    • делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

    • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

    Все упражнения выполняются по 4 раза.

    С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука. Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.

    2.2 Виды песенных жанров.

    Песня – один из распространённых жанров вокальной музыки, она объединяет в себе стихотворный текст с несложной для запоминания мелодией. Песни могут исполняться одним исполнителем, а также группой или хором, с инструментальным сопровождением и а капелла. Самым популярным жанром вокальной музыки является песня. Основные жанры песен: народная и композиторская. Главное их отличие в том, что композиторская имеет хотя бы одного автора, а народная автора не имеет, её создатель – народ.

    Музыкальный фольклор

    Народная музыка - музыкальный фольклор — вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует главным образом благодаря исполнительскому искусству талантливых самородков. Таковы у разных народов кобзарь, гусляр, скоморох и др. Истоки народной музыки, как и другие искусства уходят в доисторическое прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительно самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального фольклора— песни, эпические сказания (например, русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

    Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни)

    Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Среди них - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого.

    Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.

    Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации , в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

    Песни детства представляют собой сложный комплекс- это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

    В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: “Сорока-ворона, кашу варила…”; “Ладушки-ладушки!                      Где были? – У бабушки…”. У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка.

    Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну.

    Частушка-жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 века. Широчайшее распространение получила в 1-й половине 20 века. Частушка создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон — мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая; в современное время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Стих частушки— хореический, рифмовка — перекрёстная (обычно рифмуются лишь 2-я и 4-я строки), иногда парная. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже — двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. В последние десятилетия интенсивность фольклора в жанре частушки несколько уменьшилась. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка; многочисленные частушки создаются в коллективах художественной самодеятельности. Возникнув впервые в русском фольклоре, частушка появились затем на Украине, в Белоруссии и других республиках.

    Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

    Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.

    Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: “Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!..”; “Чики, чики, чикалочки...”; “Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу”.

    Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

    Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора.                  Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

    Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние — пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

    Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения уже давно вошли отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен — это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от “водички”, умывающей “личико”, до весны — “весны красной, весны ясной” или птиц, несущих из-за моря “ключи весенние”); богатством стихотворных форм, размеров (от четких, точных рифм — “Наша Маша...”, “Ладушки...”, “Огуре-чик...” — до белого стиха — “Солнышко катилось ко западу...”, “Ты трава ли моя, травушка...”); интонацией (от ласковой лирической — “Потя-гунушки, потягунушки...” — до юмористической — “Ты умница, разумница...”).

    Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

    С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

    2.3 Тематический план работы с детьми  на первый год обучения

    п/п

    Разделы

    Общее

    количество часов

    В том числе

    Практических

    Теоретических

    1

    Вводное занятие

    1

    -

    1

    2

    Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

    5

    4

    1

    3

    Звукообразова

    ние. Музыкальные

    штрихи

    4

    3

    1

    4

    Дыхание

    2

    1

    1

    5

    Дикция и артикуляция

    3

    3

    -

    6

    Ансамбль.

    5

    3

    2

    7

    Музыкально-исполнительская работа

    5

    5

    -

    8

    Ритм

    1

    1

    -

    9

    Работа над репертуаром

    3

    2

    1

    10

    Концертная деятельность

    2

    2

    -

    11

    Итоговые занятия.

    2

    2

    -

    По итогам первого года обучения воспитанники должны знать:

    -соблюдение певческой установки;

    -понимание дирижёрского жеста;

    -знание основ музыкальной грамоты;

    -умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч);

    Учебно-тематический план на второй год обучения

    п/п

    Разделы

    Общее

    количество часов

    В том числе

    Практических

    Теоретических

    1

    Певческая установка. Певческое дыхание.

    1

    -

    1

    2.

    Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

    10

    9

    1

    3.

    Работа над дикцией и артикуляцией

    6

    4

    2

    4.

    Формирование чувства ансамбля.

    10

    5

    5

    5.

    Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

    7

    5

    2

    По итогам второго года обучения воспитанники должны знать:
    — музыку разного эмоционального содержания;
    — музыкальные жанры (песня, танец, марш);
    — одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
    — средства музыкальной выразительности: темп, динамику,
    регистр, мелодию, ритм;
    — музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку,
    балалайку, баян;
    — знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,
    уметь различать их по звучанию;
    — знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

    Уметь:
    — верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
    — быть внимательными при пении,
    понимать дирижерские жесты;
    — петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
    — соблюдать при пении певческую установку:
    — использовать в пении приобретенные певческие навыки;
    — слитно произносить песенный текст.

    Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области «Музыка» по программе «От рождения до школы»

    Октябрь

    Содержание работы

    Задачи

    Музыкальный материал

    1. Коммуникативная игра-приветствие.

    2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова

    3.Интонационно-фонетические упражнения.

    4.Скороговорки. Чистоговорки.

    5. Упражнения для распевания.

    6. Песни.

    Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

    Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

    Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

    Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

    Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

    Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

    Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном;

    Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

    Побуждать детей исполнять песниа капелла.

    «Приветствие»

    Модель И. Евдокимовой.

    «Здравствуйте» Картушина.

    1. «Прогулка» (Занятие-игра).2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

    «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

    Пропевание гласных

    «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

    «Говорил попугай попугаю».

    «Тигры».

    «Вёз корабль карамель».

    «Кит-рыба».

    1. «Котенок и бабочка»

    2. «Птичка и Лиса»

    3. «Машенька и Медведь»
    А.Евтодьевой

    «Плакала березка», И.Осокиной«Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина

    Ноябрь

    Содержание работы

    Задачи

    Музыкальный материал

    1. Игра-приветствие.

    2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

    3.Интонационно-фонетические упражнения.

    4.Скороговорки. Чистоговорки.

    5 Упражнения для распевания.

    6. Пение.

    Психологическая настройка на занятие.

    Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

    Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

    Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

    Расширять диапазон детского голоса, точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

    1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

    2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

    3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

    4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

    Упражнения: 1. «В гости».

    2. «Здравствуйте».

    М. Картушина.

    Упражнения:

    • «Обезьянки».
    • «Весёлый язычок».

    Пропевание гласных

    «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

    Игра со звуком: «Волшебная коробочка».

    1. Няня мылом мыла Милу…»
    2. «Сорок сорок ели сырок…»
    3. «Шла Саша…»
    4. Знакомый материал.

    1. «Фокус-покус».
    2. «Чудо-лесенка».
    3. «Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

    «Капризная песенка» муз. и сл. И. Горбиной

    «Ябеда-корябеда» Б.Савельева

    Декабрь

    Содержание работы

    Задачи

    Музыкальный материал

    1. Коммуникативная игра-приветствие.

    2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

    3.Интонационно-фонетические упражнения.

    4.Скороговорки, стихи.

    5 Упражнения для распевания.

    6. Пение.

    Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

    Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

    Упражнять детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

    Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

    Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

    Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

    Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

    Побуждать детей петь в унисон, а капелла.

    Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

    Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

    Развивать у детей умение петь под фонограмму.

    Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

    1. «Приветствие»

    Модель И. Евдокимовой.

    2. «Здравствуйте» Картушина.

    «Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

    «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

    «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

    Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности

    Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик.

    (Восход и заход солнца; парад планет - унисон).

    «По волнам», «Качели», «По кочкам».

    Проговаривание текста песен, попевок.

    «Уточка»,

    «На дворе трава».

    Знакомый репертуар.

    «Храбрый портняжка»,

    «Золушка и сестры» А.Евтодьевой,

    «Гроза»

    Знакомый репертуар.

    «Дед Мороз-художник» муз. и сл. Л.Еремеевой

    «Веселый Дед Мороз» муз. и сл. А.Варламова

    Январь

    Содержание работы

    Задачи

    Музыкальный материал

    1. Коммуникативная игра-приветствие.

    2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

    3.Интонационно-фонопедические упражнения.

    4. Скороговорки.

    Стихи.

    5.Упражнения для распевания.

    6. Пение

    Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

    Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

    Побуждать детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Упражнять детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

    Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

    Продолжать работу над развитием голоса детей.

    Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

    1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

    2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

    4. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

    5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

    6. Совершенствовать исполнительское мастерство.

    7. Побуждать детей работать с микрофоном.

    «Приветствие»

    Модель И. Евдокимовой.

    «Здравствуйте» Картушина.

    Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся»,

    «Я радуюсь».

    «Крик ослика» (Й – а...)

    «Крик в лесу» (А – у).

    «Крик чайки» (А! А!).

    «Кричит ворона» (Кар).

    «Скулит щенок» (И-и-и)

    «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

    «Король на корону копейку копил».

    Чтение текста песен.

    Знакомый репертуар.

    1. «Волк и красная шапочка»

    2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой

    «Дело было в январе» В.Шаинского

    Повторение знакомых песен

    Февраль

    Содержание работы

    Задачи

    Музыкальный материал

    1. Коммуникативная игра-приветствие.

    2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

    3.Интонационно-фонопедические упражнения.

    4.Скороговорки. Чистоговорки.

    5. Упражнения для распевания.

    6. Песни.

    Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

    Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

    Упражнять детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

    Упражнять детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

    Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

    Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

    1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

    2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

    3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

    4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

    5.Побуждать детей работать с микрофоном.

    «Приветствие»

    Модель И. Евдокимовой.

    «Здравствуйте» Картушина.

    1. «Прогулка» (Занятие-игра).

    2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

    «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

    «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

    «Мороз» (по методу Емельянова)

    «Вёз корабль камень»,

    «Ди-ги, ди-ги дай»

    «Петя шёл»

    «Думал – думал»

    1. «Три медведя» А.Евтодьевой

    Знакомые распевки.

    1.«Песенка про папу» В.Шаинского

    2. «Модницы» И.Ростовцева

    Март

    Содержание работы

    Задачи

    Музыкальный материал

    1. Игра-приветствие.

    2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

    3.Интонационно-фонопедические упражнения.

    4.Чистоговорки.

    5. Упражнения для распевания.

    6. Пение.

    Психологическая настройка на занятие.

    Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

    Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией.

    Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

    Расширять диапазон детского голоса. Упражнять детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

    Упражнять связывать звуки в «легато».

    Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

    Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

    Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

    Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

    Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

    Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

    Упражнение: «В гости».

    «Здравствуйте».

    Картушина.

    Упражнения:

    «Обезьянки».

    «Весёлый язычок».

    Знакомый репертуар.

    «Лягушка и кукушка»

    Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».

    «Няня мылом мыла Милу…»

    «Сорок сорок ели сырок…»

    «Шла Саша…»

    Знакомый материал.

    1. «Теремок» Л.Олифировой

    2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

    «Мамочка моя» А.Ермолаева»

    «Пешки-ложки» Ю. Турнянского

    Апрель

    Содержание работы

    Задачи

    Музыкальный материал

    1. Коммуникативная игра-приветствие.

    2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

    3.Интонационно-фонетические упражнения.

    4.Скороговорки, стихи.

    5. Упражнения для распевания.

    6. Пение.

    Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

    Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

    Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

                                                               Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

    Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

    Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

    Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

    Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

    Чисто интонировать в заданном диапазоне.

    Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

    Формировать сценическую культуру.

    Продолжать побуждать детей работать с микрофоном.

    1. «Приветствие»

    Модель И. Евдокимовой.

    2. «Здравствуйте» Картушина.

    «Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

    «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

    «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

    Проговаривание текста песен, попевок.

    «Уточка»,

    «На дворе трава».

    Знакомый репертуар.

    «Я хороший»,

    «Да и нет» В.Н.Петрушина.

    1. «Стрекоза и рыбка»

    2. «Кот и петух» А.Евтодьевой

    1. «Лошадка» (амер. нар.песня)

    2. «Что такое семья?» Е.Гомоновой

    Май

    Содержание работы

    Задачи

    Музыкальный материал

    1. Коммуникативная игра-приветствие.

    2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

    3.Интонационно-фонетические упражнения.

    4.Скороговорки, стихи.

    5.Упражнения для распевания.

    6. Пение.

    Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

    Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

    Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

    Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

    Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

    Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей.

    Совершенствовать вокальные навыки:

    1. Петь естественным звуком без напряжения;
    2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
    3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;
    4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
    5. Самостоятельно попадать в тонику;
    6. Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

    1. «Приветствие»

    Модель И. Евдокимовой.

    2. «Здравствуйте» Картушина.

    «Прогулка» М. Лазарев.

    Голосовая разминка: «Весна»,

    Модель Т.Боровик

                                              Проговаривание текста песен, попевок.

    Знакомый репертуар.

    «Только смеяться»,                           «Я хороший»,                               Знакомый репертуар.

    1. «Любимый детский сад» К.Костина

    «В самый первый раз» Н.Разуваевой.

    2.4 Формы работы по разделу «Пение»

    Раздел «ПЕНИЕ»

    Формы работы

    Режимные моменты

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Самостоятельная деятельность детей

    Совместная деятельность с семьей

    Формы организации детей

    Индивидуальные

    Подгрупповые

    Групповые

    Подгрупповые

    Индивидуальные

    Индивидуальные

    Подгрупповые

    Групповые

    Подгрупповые

    Индивидуальные

    • Использование пения:

    - на музыкальных занятиях;

    - на других занятиях

    - во время прогулки (в теплое время)

    - в сюжетно-ролевых играх

    -в театрализованной деятельности

    - на праздниках и развлечениях

    • Занятия
    • Праздники, развлечения
    • Музыка в повседневной жизни:

    -Театрализованная деятельность

    -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду

    • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), иллюстраций знакомых песен, музыкальных игрушек, макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «нотных тетрадей по песенному репертуару», театральных кукол, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей. Портреты композиторов. ТСО
    • Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих сочинению мелодий по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы.
    • Игры в «детскую оперу», «спектакль», «кукольный театр» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей.
    • Музыкально-дидактические игры
    • Инсценирование песен, хороводов
    • Музыкальное музицирование с песенной импровизацией
    • Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности
    • Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности
    • Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)
    • Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)
    • Открытые музыкальные занятия для родителей
    • Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей ( папки или ширмы-передвижки)

    • Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

    • Совместное пение знакомых песен при рассматрвании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности
    • Создание совместных песенников

    2.5 Технологии обучения.

    - игровая технология;

    -технология, опирающиеся на познавательный интерес (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов);

    -технология проблемного обучения;

    -технология сотрудничества (В.Дьяченко, А.Соколов и др.);

    -проектная технология.

    Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности

    Игровая технология

    Концептуальные идеи и принципы:

    1. игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;

    2. игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся  к познавательной деятельности;

    3. постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;

    4. игра как социально-культурное явление реализуется в общении.                                            Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;

    5. использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;

    6. цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.).                                        Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;

    7. механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

    Технология, опирающаяся на познавательный интерес

    Концептуальные идеи и принципы:

    1.активный деятельностный способ обучения (удовлетворение познавательной потребности с включением этапов деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности);

    2.обучение с учётом закономерностей детского развития;

    3. опережающее педагогическое воздействие, стимулирующее личностное развитие (ориентировка на «зону ближайшего развития ребёнка»);

    4. ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

    Технология проблемного обучения

    Концептуальные идеи и принципы:

    - создание проблемных ситуаций под руководством педагога и активная самостоятельная деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и осуществляется развитие мыслительных и творческих способностей, овладение знаниями, умениями и навыками;

    - целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие умственных и творческих способностей;

    - проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации;

    - проблемные ситуации могут быть различными по уровню проблемности, по содержанию неизвестного, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям;

    - проблемные методы — это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, требующей актуализации знаний, анализа, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

    Технология сотрудничества

    Концептуальные идеи и принципы:

    • позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
    • уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
    • неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
    • диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
    • сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
    • сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

    Проектная технология

    Концептуальные идеи и принципы:

    1.развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно-пространственной среды;

    2. особые функции взрослого, побуждающего ребёнка обнаруживать проблему, проговаривать противоречия, приведшие к её возникновению, включение ребёнка в обсуждение путей решения поставленной проблемы;

    3. способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную разработку проблемы (технологию);

    4. интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта совместная интеллектуально – творческая деятельность; завершение процесса овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    2.6. Структура занятия.

    1. Распевание.

    Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 МИНУТ. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.

    2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка) .

    3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

    4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.

    Методические приемы:

    1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

    • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)

    • работа над вокальными и хоровыми навыками;

    • проверка знаний у детей усвоения песни.

    2. Приемы, касающиеся только одного произведения:

    • споем песню с полузакрытым ртом;

    • слоговое пение («ля», «бом» и др.) ;

    • хорошо выговаривать согласные в конце слова;

    • произношение слов шепотом в ритме песни;

    • выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;

    • настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук) ;

    • задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;

    • обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;

    • использовать элементы дирижирования;

    • пение без сопровождения;

    • зрительная, моторная наглядность.

    3. Приемы звуковедения:

    • выразительный показ (рекомендуется аккапельно) ;

    • образные упражнения;

    • вопросы;

    • оценка качества исполнение песни.

    Методы и приемы работы: применение дыхательных упражнений: «Цветок», «Веселый животик», «Собачка» ( приложение 1), применение артикуляционной гимнастики на гласных звуках А-У-И-О,

    Артикуляционно - дыхательные упражнения: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», распевание: пропевание попевки с текстом по полутонам.

    Пение (разучивание).

    Задача: освоить в процессе разучивания основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа.

    Требования: разучивание стихотворной части песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.

    Методы и приемы работы: применение прохлопывания ритмического рисунка песни одновременно проговаривая стих песни, показ иллюстраций – подсказок и видеоматериалов по теме песни, пропевание песни по музыкальным фразам вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения.

    Применение метода звуковысотного показа рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание хором (всей группой), подгруппами( 3-4 реб.) и индивидуально (сольно). Прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке. Метод пропевания мелодии с плавным движением руки.

    Впевание.

    Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни.

    Требования: выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.

    Методы и приемы работы: Пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение средствами иллюстрации: стих, фото- и видео материалы, метод сравнения разных вариантов исполнения с помощью видеозаписи.

    2.7 Порядок работы над песней.

    I. Подготовительный этап - Знакомство с песней.

    Вступление.                                                                                                                       Задача: познакомить детей с композитором, автором слов, временем создания.    Требования: краткость, выразительность.

    Методы и приемы работы: рассказ, демонстрация портретов, рассматривание иллюстраций.                                                                                                               Слушание.                                                                                                                         Задача: вызвать у детей интерес к песне                                                                               Требования: эмоциональность, увлеченность.

    Методы и приемы работы: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио- и видеозаписи, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.

    Беседа.                                                                                                                                                           Задача: узнать отношение детей к песне, определить понимание детей содержания и музыкальной характеристики песни.                                                             Требования: создание условий для проявления инициативы и самовыражения детей в высказываниях, внимательное отношение ко всем высказываниям детей, активизация словаря.

    Методы и приемы работы: создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.

    II. Основной этап - Разучивание песни.

    Подготовка голосового аппарата (применяется перед каждым разучиванием и исполнением песни).

    Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.

    Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.

    III. Заключительный этап - Исполнение песни.

    Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители)

    Задача: создание необходимого эмоционального настроя

    Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемом произведении, вдохновляющие слова на исполнение песни.

    Поощрение: аплодисменты слушателей.

    План выступлений детей вокального кружка

    Осенний праздник

    Ноябрь

    Новогодний праздник

    Декабрь

    Выступление для детей младших групп

    Январь

    Концерт для пап

    Февраль

    Выступление на утреннике «Мамина радость»

    Март

    Выступление для детей младших групп

    Апрель

    Выступление на выпускном утреннике

    Май

    ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное.                                                                                        Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок.                                              Умеют контролировать слухом качество пения.                                                  Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.

    Дети проявляют интерес к вокальному искусству.                                                     Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно.                               Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов.                                                         Могут петь без помощи руководителя.                                                                    Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга

    2.8 Мониторинг освоения программы.

    По итогам первого года обучения воспитанники должны знать:

    -соблюдение певческой установки;

    -понимание дирижёрского жеста;

    -знание основ музыкальной грамоты;

    -знание поведения певца до выхода на сцену и во время выступления;

    -умение правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч)

    По итогам второго года обучения воспитанники должны знать:
    — музыку разного эмоционального содержания;
    — музыкальные жанры (песня, танец, марш);
    — одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
    — средства музыкальной выразительности: темп, динамику,
    регистр, мелодию, ритм;
    — музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту,
    балалайку, баян;
    — знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров,
    уметь различать их по звучанию;
    — знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
    — знать и применять правила сценической культуры.
    Уметь:
    — верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
    — быть внимательными при пении к указаниям учителя;
    понимать дирижерские жесты;
    — петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
    — соблюдать при пении певческую установку:
    — использовать в пении приобретенные певческие навыки;
    — слитно произносить песенный текст;
    — исполнять песни и вокально-хоровые упражнения
    в диапазоне 
    ре(до) первой октавы –до второй октавы

    Содержание программы второго года обучения.

    1.Вводное занятие.                                                                                                                                                                                                           Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности

    и личной гигиены вокалиста.

    2.Охрана голоса.

    Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.

    3.Певческая установка.                                                                                                                                             Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

    4.Звукообразование.                                                                                                                                                                                                                                Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку                                                                                                  точного унисона с элементами двухголосья.                                                                                                                                                                        Упражнение на расширение диапазона.

    5.Дыхание.                                                                                                                                                                                                                             Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания.                                                                                                           Короткий и длинный вдох,   формирование навыка экономного выдоха.

    6.Дикция и артикуляция.

    Формирование навыков правильного певческого произнесения слов.                                                      Работа, направленная на активизацию речевого  аппарата с использованием речевых и музыкальных                                                                               скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих                                                                      навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

    7.Ансамбль. Элементы двухголосья.

    Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием                                                                                                                                       совместного ансамблевого звучания.                                                                                                                                                                                Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.

    8.Музыкально – исполнительская работа.

    Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах                                                                                                                                       («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»).                                                                                                                                        Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных                                                                        произведениях.                                                                                                                                    Упражнения на сохранение певческого тона.

    9.Ритм и ритмический рисунок.

    Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз.                                                                                                                                                                Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии.                                                                         Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.

    10.Сценическое движение.                                                                                                                                         Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку,                                                                                                                            для  передачи    образа.                                                                                                                                                                                                                                                          Психологические игры на раскрепощение.

    11.Работа над репертуаром.                                                                                                                                                                                          Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила                                                                                                           пользования микрофоном.                                                                                                                                                                                                                                Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание                                                                                                                                    литературных текстов и технически сложных мест.                                                                             Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

    12.Концертная деятельность.                                                                                                                                                                                                                           Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при                                                                                                исполнении на сцене.

    еятельно

    3.Организационный раздел.

    3.1 Регламент организованной образовательной деятельности.

    Общий объём знаний вокального кружка «Домисолька» соответствует требованиям действующих СанПиН

    Состав вокального кружка предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

    Занятия в вокальном кружке «Домисолька» проводятся с сентября по май.

    Основная форма работы с детьми– занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся один раз в неделю с оптимальным количеством детей 15 человек. 

    Срок реализации программы - 2 года.

    Понедельник.

    15.30-15-40 /1 младшая группа «Мишутка»/

    15.50-16.05 /2 младшая группа «Улыбка»/

    Вторник.

    9.00.-9.20 /средняя группа «Сказка»/

    9.35.-10.00 /старшая группа «Фантазёры»/

    10.10-10.35 /старшая группа «Огонёк»/

    12.10-12.40 /подготовительная группа «Росинка»/

    Среда.

    15.30-16.00 /вокальный кружок «Домисолька»/

    Четверг.

    9.00-9.20 /средняя группа «Сказка»/

    9.35-10.00 /старшая группа «Фантазёры»/

    10.20-10.50 /подготовительная группа «Росинка»/

    Пятница.

    9.00-9.10 /1 младшая группа «Мишутка»/

    9.20-9.35 /2 младшая группа «Улыбка»/

    10.10-10.35 /старшая группа «Огонёк»/

    3.2 Система музыкального воспитания детей в детском саду.

    3.3 Материально – техническое обеспечение:


    1. Музыкальный зал.
    2. Нотно-методическая литература.
    3. Учебники, методические пособия по всем разделам хореографической деятельности:
    4. Аудиокассеты, СД – диски, видеодиски.
    5. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
    6. Фортепиано.
    7. Иллюстрации с изображением танцев различных эпох и стилей, фотографии с изображением танцевальных коллективов.

    8. Мультимедийное оборудование, ноутбук

    9. Музыкальные коврики

    3.4 Список литературы.

    Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 2013. – 33 с.

    Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

    Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 2013

    Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.

    Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

    Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2014. – 48 с.

    Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2015.- 33 с.

    Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 2010.

    Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

    Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

    Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000 – 44 с.

    Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1982, № 11.Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2014 №2

    Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..

    Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..

    Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 2001. – 64 с.

    Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5

    Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144

    Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста «Чудесные превращения бумажного листа»

    Программа  направлена на развитие детей дошкольного возраста на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как ...

    Отчет по реализации программы дополнительной образовательной деятельности краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата» за 2014 – 2015 учебный год

    В данном анализе представлено описание работы, которая осуществлялась в рамках Программы дополнительной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Югорчата»....

    «ПРО ЭКОНОМИКУ» Программа дополнительного образования по экономическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

    В статье предлагается решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте в русле совершенствования нравственного воспитания, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует отн...

    «ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

    Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

    Рабочая программа дополнительного образования дошкольников кружок «Говорушки».Для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

    Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребенок застает в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова...

    ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

      Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

    Программа дополнительного образования воспитанников по оригами для детей старшего дошкольного возраста "Бумажные фантазии"

    Оригами – это сказка.Оригами – это веселый труд.Оригами – это волшебный мир.Оригами – это фокус.Оригами – это физкультминутка.Оригами  - это мир превращений и квадра...