Дополнительная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста «Блоки Дьенеша. Цветная логика»
рабочая программа (старшая группа)

Собгайда Палина Евгеньевна

Аннотация к программе дополнительного образования

«Блоки Дьенеша. Цветная логика».

Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша. Предлагаемая программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей уже с четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Цель программы - обогащение чувственного опыта детей старшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи программы

  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
  • Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
  • Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
  • Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.

 

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строиться на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая художественно-эстетическое и познавательное развитие ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания. Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Сахалинской области, муниципальными правовыми актами села Малокурильского, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами Учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.

            Методическое обеспечение программы:

  • Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
  • Проводятся под руководством педагога.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятия в неделю, в группе 12-16 человек, длительностью:

Для детей 5-6 лет -25 минут

Результатом программы следует считать развитие у детей следующих умений и способностей:

  • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
  • Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
  • Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к программе дополнительного образования

«Блоки Дьенеша. Цветная логика».

Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша. Предлагаемая программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей уже с четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Цель программы - обогащение чувственного опыта детей старшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи программы

  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
  • Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
  • Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
  • Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строиться на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая художественно-эстетическое и познавательное развитие ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания. Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Сахалинской области, муниципальными правовыми актами села Малокурильского, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами Учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.

        Методическое обеспечение программы:

  • Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
  • Проводятся под руководством педагога.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятия в неделю, в группе 12-16 человек, длительностью:

Для детей 5-6 лет -25 минут

Результатом программы следует считать развитие у детей следующих умений и способностей:

  • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
  • Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
  • Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.



Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

 по интеллектуальному развитию детей

старшего дошкольного возраста

 «Блоки Дьенеша. Цветная логика»

МБДОУ «Детский сад «Островок»

Возраст обучающихся 5-6 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель программы

педагог дополнительного образования

МБДОУ «Детский сад «Островок»

Собгайда Палина Евгеньевна

Первая квалификационная категория

2021г.

Содержание

Наименование

Страницы

Содержание

2

1

Пояснительная записка

3

2

Календарно-тематическое планирование

8

3

Диагностические методики. Методические материалы. Оформление методического обеспечения

12

4

Перспективы реализации данной программы.

24

5

Список литературы

25

  1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеразвивающая программа по социально – педагогической направленности по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша. Предлагаемая программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.

Новизна

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные формы игровой активности. Данная программа предусматривает использование развивающих игр доступных для детей дошкольного возраста: логические блоки Дьенеша. Эти развивающие игры позволяют детям овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей, способностей к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Благодаря играм с блоками Дьенеша, у детей развиваются психические процессы, мыслительные операции.

Актуальность

«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский). Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: блоки Дьенеша. Несмотря на обилие методических пособий по развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью развивающих игр, мало программ активно использующих альбомы игр и заданий, изданных для данных игр. Программа «Блоки Дьеныша. Цветная логика» разработана для развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр с использованием альбомов игр и заданий.

Педагогическая целесообразность

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей уже с четырех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строиться на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальные подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка. В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая художественно-эстетическое и познавательное развитие ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания. Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155);

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013№1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Иными законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Сахалинской области, муниципальными правовыми актами села Малокурильского, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями и приказами Учредителя и соответствующего государственного органа, осуществляющего управление в сфере образования.

Цель и задачи программы

Цель программы - обогащение чувственного опыта детей старшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи программы

  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
  • Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
  • Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
  • Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.

Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 
  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Формы и режим проведения занятий

Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности игровой деятельности детей. В рамках программы дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета;
  • На восприятие качеств величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие способности действия наглядного моделирования.

Работа с родителями:

  •  Консультация для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша –  универсальный дидактический материал».
  •  Игровой тренинг с родителями «Блоки Дьенеша . Играем дома!»
  •  Мастер-класс «Развивающие игры и занятия с блоками Дьенеша».
  •  Совместные игры с детьми дома «Час игры»

Материальные средства:

Для игровых занятий необходимо иметь:

- Игровые наборы «Блоки Дьенеша»  -  1 коробка на 2-х детей.

- Схемы для составления изображения с помощью блоков Дьенеша - 1 на всех.

- Карточки кодирования (декодирования)  информации.


  1. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия, цель

месяц

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

Цель: знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый.

Сентябрь

2 неделя

«Что нам привёз Мишутка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.

3 неделя

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

4 неделя

Игра на внимание «Найди пару»

Цель: закреплять умение различать и называть основные цвета.

Октябрь

1 неделя

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какой это формы?»

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

2 неделя

«Что нам привёз Зайчишка?»

Цель: способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры.

3 неделя

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения.

4 неделя

Игра «Отгадай фигуру»

Цель: способствовать развитию умения давать характеристику фигуры по условному обозначению (схематическое изображение геометрических фигур).

Ноябрь

1 неделя

Игра «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур, выполнять действия, согласно определенному правилу.

2 неделя

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

Цель: способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины.

3 неделя

«Угости матрешек печеньем»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

4 неделя

Игра «Укрась елки игрушками»

Цель: способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.

Декабрь

1 неделя

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы?»

Цель: Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму. Закреплять умение знать и называть основные цвета: красный, синий, желтый, формы.

2 неделя

«Что лежит в корзинке?»

Цель: способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы, различать и называть основные геометрические фигуры и их цвет.

3 неделя

Игра «Продолжи дорожку»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, выполнять действия, согласно определенному правилу.

4 неделя

Игра «Построй домик»

Цель: закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма, способствовать развитию конструктивных умений, выполнять действия, согласно определенному правилу

Январь

1 неделя

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

«Какого цвета, формы и величины?»

Цель: Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.

2 неделя

«Садовники»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умения расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, умения выделять одновременно три признака геометрических фигур, действовать, согласно заданному правилу.

3 неделя

«Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

Февраль

1 неделя

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям

2 неделя

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

3 неделя

«Бусы для мамы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

4 неделя

«Угости мишек печеньем»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Март

1 неделя

«Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

2 неделя

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами)».

«Угадай фигуру»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания) 

3 неделя

«Посади цветы на клумбы»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

4 неделя

 «Что лишнее?»

Цель: способствовать развитию способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам.

Апрель

1 неделя

«Мы - конструкторы»

Цель: способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

2 неделя

«Продолжи ряд»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

3 неделя

«Хоровод»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

4 неделя

«Магазин»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

Май

1 неделя

«Волшебное дерево»

Цель: способствовать развитию способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

  1. неделя

  1. Диагностические методики. Методические материалы. Оформление методического обеспечения

Методическое обеспечение программы:

  • Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
  • Проводятся под руководством педагога.

Организационно-методическое обеспечение программы.

Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятия в неделю, в группе 12-14 человек, длительностью:

Для детей 5-6 лет -25 минут

Результатом программы следует считать развитие у детей следующих умений и способностей:

  • Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
  • Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
  • Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
  • Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.

Диагностическое направление: Диагностика уровня сенсорных способностей, способности действия наглядного моделирования 2 раза в год: в сентябре и в мае.

Цель диагностики – отслеживание результатов программы.

Для проведения оценки эффективности работы мною были выбраны методики З.А. Михайловой, Т.Д.Рихтерман :

1. «Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины».

2. «Диагностика развития элементов логического мышления «Свободная классификация».

В исследовании принимали участие дети старшей группы МБДОУ «Детский сад «Островок» в количестве 14 человек.

По результатам выявления исходного уровня развития логического мышления построена диаграмма (рис.1).

В конце учебного года (май 2022года) будет  проведена повторная диагностика.

В конце учебного года с учетом полученных сведений испытуемые будут распределены по уровням развития логического мышления, данные будут представлены в сравнительной таблице (табл. 1).

Уровень развития логического мышления (предпосылок)

            Сентябрь

.

                    Май

Абсолютный показатель

Процентный показатель

Абсолютный показатель

Процентный показатель

сформировано

0

0

На стадии формирования

5

36

Не сформировано

9

64

Табл. 1

Оформление методического обеспечения.

1.« Собери бусы для куклы»

Цель — Закрепить умение находить фигуру по знаково — символическим

обозначениям свойств

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: « Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет,

чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».

Воспитатель показывает карточку с обозначениями свойств (кроме отрицания),

а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на

столе.

2. «Помогите Мишке собрать фигуры»

Цель – Закрепить знания символики свойств

Материал: Игрушка – мишка, корзина, логические блоки, карточки с

обозначением свойств (кроме отрицания).

Содержание: У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с

другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине.

Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки-символы. Воспитатель

показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят

соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.

3.«Где, чей дом»

Цель – Развитие способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Материал: Логические блоки, карточки – домики (т.№8) на двух человек.

Содержание: Детям нужно расселить фигуры по своим домикам, а помогут

значки указанные на домиках, (« Логика и математика», стр.24, 2-е задание).

4.«Игра с обручем»

Цель – Закрепить умение разделить фигуры на две группы по двум свойствам.

Материал: Два обруча красный и синий, логические блоки.

Содержание: Предложить детям разложить фигуры так, чтобы внутри одного

обруча были все синие и маленькие, а в другом – все большие и др.варианты.

5. «Отрицание цвета»

Цель – Знакомство с символикой отрицание цвета.

Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание цвета,

игрушка зайца, коробка.

Содержание: В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка в

которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размер, толщину, но

все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты.

На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими

отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с пере-

черкнутыми обозначениями цвета).

6. Упражнения на закрепление:

« Покажите фигуру»: — не красную и не синию;

— не синию и не желтую;

— не желтую и не красную;

— прямоугольную, не синию и

не красную;

— треугольную, не желтую и

не красную;

— квадратную, большую, не

желтую и не синию;

— прямоугольную, маленькую,

не красную и не желтую

— треугольную, тонкую, не синию

и не желтую;

— круглую, толстую, не синию и

и не красную.

7. «Отрицание формы»

Цель – Знакомство с символикой отрицания формы.

Материал: Логические блоки, карточки обозначающие отрицание формы,

игрушка зайца, коробка.

Содержание: Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с

перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка

обозначает.

Упражнения на закрепление

— « Покажите фигуру»: — не прямоугольные, не круглые, не треугольные;

— не квадратные, не прямоугольные, не круглые;

— не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;

— не треугольные, не круглые, не квадратные.

8. «Отрицание размера»

Цель – Знакомство с символикой отрицания размера

Материал: Логические блоки; карточки, обозначающие отрицание размера

зайчик – игрушка, коробка.

Содержание: Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми

обозначениями и объясняет, что они обозначают.

Упражнения на закрепление

— « Покажите фигуру»: — квадратную; красную; не маленькую;

— треугольную; желтую; не большую;

— круглую; синию; не маленькую;

— прямоугольную; желтую; не большую;

— треугольную; синию; не маленькую.

9. « Отрицание толщины»

Цель – Знакомство с символикой отрицания толщины.

Материал: Логические блоки; карточки; обозначающие отрицание толщины;

игрушка – зайчика, коробка

Содержание: Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки,

которые обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они

обозначают.

Упражнения на закрепление

— « Покажи фигуру» — не тонкую;

— не толстую;

— треугольную; желтую; не тонкую;

— круглую, красную, не толстую и т.д.

10. «Загадки без слов»

Цель – Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или

отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково- симво-

лическим обозначениям.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки:

«Это загадки без слов». « Я буду показывать карточки со знаками.

Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и

покажите».

Загадываются три совместимых свойства:

Например: — форма, размер и толщина;

— цвет, форма, размер;

— цвет, форма, толщина и др.

(«Логика и математика»,стр.37)

11. «Найди клад»

Цель – Развитие умений выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину.

Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины),

круги бумажные (клады) карточки – свойства.

Содержание: Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад.

У ведущего карточки – свойства, 16 блоков (одного цвета, но разной формы,

размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры,

под которой спрятан клад на каждое правильно угаданное свойство,

воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад

себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.

(«Логика и математика», стр.15, 2-е задание).

12. « Помоги муравьишкам»

Цель — Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами,

которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал: Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся

коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

Содержание: Перед детьми выложены блоки (муравьишки).

Воспитатель рассказывает детям историю о том, что у мамы – муравьишки

много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают

из дома, а потом с трудом находят дорогу обратно, некоторые даже теряются

в большом лесу. Решила мама – муравьишка научить их быстро возвращаться

в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий указывает сразу три свойства

блоков (муравьишек), которые должны попасть в домики (круглые, красные

большие или желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные

и т.д.).

(«Логика и математика,» стр.20, 2-е задание).

13. «Волшебные камни»

Цель — Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга

Материал: Обруч, логические блоки.

Содержание: « Ребята сегодня наши логические блоки превратились в

волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».

1)Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие

круглые вне обруча.

2)Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие

внутри обруча и т.д

14. «Помоги Каю и Герде»

Цель — Развитие умений выделять свойства в предметах, абстрагировать

эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении

практически задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших

действий.

Материал: Таблицы с правилами построения дорог (т 2а – г),

логические блоки, иллюстрации с изображением Кая и Герды

Содержание: Воспитатель вместе с детьми вспоминает сказку

«Снежная королева», и предлагает детям помочь Каю и Герде сбежать

из дворца Снежной королевы. Для этого нужно выложить дорожку

используя таблицу (т 2а –г)

(«Логика и математика», стр.21, 2-е задание)

15. «Найди пару»

Цель — Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и

сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам,

закреплять умение в парах.

Материал: Логические блоки.

Содержание: Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары –

набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и

по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою

фигуру, второй игрок ищет к ней пару, если он правильно составляет пару,

то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к

первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок.

Побеждает тот, кто соберет больше фигур.

(«Логика и математика», стр.28, 2-е задание).

16. «Где, чей гараж»

Цель — Развитие умений классифицировать.

Материал: Таблицы две штуки (т.11б.), логические блоки.

Содержание: У воспитателя две большие таблицы (т.11б), на них

изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины).

Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог

показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди

ищут гараж для своих машин.

( «Логика и математика» стр.32, 2- е задание).

17. «Игра с двумя обручами»

Цель – Закрепить умение распределять фигуры по двум признакам.

Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки

Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуются

три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели

жить все красные фигуры внутри синего – все круглые.

А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие

двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые),

какие фигуры лежат вне обоих обручей?

(все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые,

треугольные, квадратные)

18. «Угадай – ка»

Цель — Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства

(цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие

какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не

треугольный и т.д).

Материал: Логические блоки, игрушка Буратино, карточки – свойства.

Содержание: В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и

дает задание угадать сразу два его свойства.

Например: Какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи

(Тортилы). При отгадывании дети каждый раз обязательно должны

называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно

свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают

одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и

выставляет соответствующую карточку – свойство (квадратный, но не

синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет

Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо

угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину или др.)

(« Логика и математика»,стр.17, 2-е задание)

19. «Засели домики»

Цель — Развитие классификационных умений.

Материал: Логические блоки, карточки с изображением домиков

(т.14; г,д,е).

Содержание: У детей на пару две таблицы (1-двухэтажного дома,

2 -трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые

двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь расселить

фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки-подсказки. Знаки

подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в

каждом подъезде дома.

(«Логика и математика»стр.33, 2-е задание).

20. «Где спрятался Джерри?»

Цель – Развитие логического мышления, умения кодировать информацию

о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать ее.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств,

мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).

Содержание: Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отвора-

чиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети пово-

рачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два

свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий

обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как

можно точнее. Для того ему может понадобиться в некоторых случая

3,4 и более карточек.

(«Логика и математика», стр.38, 2-е задание).

21. «Конструктивная игра»

История – 1: «О коте»

(«Спасатели приходят на помощь» – дидактическое пособие, стр3).

22. «Дорожки»

Цель — Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер,

толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: Логические блоки, три домика (макеты или изображения

домиков или условные обозначения).

Содержание: На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от

другого расставлены три домика – дома Наф – Нафа, Ниф – Нифа и

Нуф – Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам

удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по

правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового

цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового

размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и

размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый,

но и сами дети.

(«Логика и математика, стр.25, 2-е задание).

23. «У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок?»

Цель – Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал: Карточки с логическими таблицами (16 а –е), логические фигуры.

Содержание: Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических

фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они

в первый дом (табл.16 а – е). У какой фигуры в гостях Винни – Пух и

Пятачок?

Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы

Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить

задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в

верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить,

какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют,

сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.

(«Логика и математика, стр.34, 2-е задание).

24. «Игра с двумя обручами»

Цель — Закрепить понятие «внутри и «вне» обруча.

Материал: Два обруча (синий и красный).

Содержание: На полу два разноцветных обруча (синий и красный),

Обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

Ведущий предлагает, кому – нибудь встать:

-внутри синего обруча,

-внутри красного обруча,

-внутри обоих обручей,

-вне красного обруча,

-внутри синего, но вне красного,

-внутри красного, но вне синего,

-вне синего и красного обручей.

25.«Конструктивная игра»

История 2 «О заике»

(«Спасатели приходят на помощь» — дидактическое пособие, стр 4).

26.«Кошки – мышки»

Цель — Закрепить свойства фигур.

Материал: Маска кошки, жетоны для мышей и кота ( из пособия

«Праздник в стране блоков стр. 7-8).

Содержание: Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову,

встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним

«кошачьи» жетоны.

Хоровод движется со словами:

-Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите

Вот проснется Васька – кот,

И разгонит хоровод.

На последнем слове, « хоровод» кот быстро надевает один из четырех

жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все «мыши» его увидели. Его

жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается

ловить. После слов «1,2,3,4,5, — начинаю догонять», — кот ловит мышей.

Одна из пойманных мышей становится « котом».

27.«Какую фигуру я задумал?»

Цель – Закрепить умение детей загадывать фигуру с помощью карточек,

обозначающих свойства блоков.

Материал: Блоки, карточки с обозначением свойств.

Содержание: Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные

смогли отгадать. Ребенок выставляет карточки с обозначением

трех свойств.

28. «Конструктивная игра «Утка»

(из пособия «Спасатели приходят на помощь», стр. 5)

29. «Игра с двумя обручами»

Цель — Закрепить умение распределять блоки в двух обручах.

Материал: Два обруча (синий и красный), логические блоки.

Содержание: Расположите блоки так, чтобы внутри синего обруча

оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча – все красные.

Беседа по вопросам:

Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

Внутри синего, но вне красного обруча?

Внутри красного, но вне синего?

Вне обоих обручей?

30.«Необычные фигуры»

Цель – Развитие способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий, творческого

мышления, воображения.

Материал: Наборы логических фигур по количеству детей, таблицы с

правилами построения фигур (таблица 4а).

Содержание: В городе логических фигур состоится карнавал необычных

фигур. Надо помочь простым фигуркам превратиться в необычные,

сложные (построить из простых фигур сложные). Правила таких

превращений записаны на таблицах. Для каждой фигуры есть свое правило

построения. Взрослый показывает таблицу 4а, затем 4б, и в.

По окончании работы дети сравнивают фигуры, находят неточности,

устанавливают, на что или кого они похожи.

(«Логика и математика»,стр.22, 1-е задание).

31.«Угадай фигуру»

Цель — Развитие логического мышления, умения кодировать и декодировать

информацию о свойствах.

Материал: Логические блоки и два набора карточек свойств с

перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Содержание: Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну

фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство

фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками

обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать,

какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх

загадывается только одно, какое – то свойство фигуры, затем два.

Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают

в отдельные ряды или столбики.

(«Логика и математика», стр.39).

32. «Помоги фигурам выбраться из леса»

Цель – Развитие логического мышления, умение рассуждать.

Материал: Логические блоки, таблицы.

Содержание: Перед детьми таблица 18. На ней изображен лес, в котором

заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи.

Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог

расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей

дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки —

всем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по

очереди выводят их из леса. При том рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. («Логика и математика», стр.15).

33. «Конструктивная игра»

«Лягушка»

(«Спасатели приходят на помощь» — дидактическое пособие, стр. 5).

34. Тренировочные задания по карте.

Сосчитай сколько красных, сколько синих, сколько жёлтых фигур.

Сосчитай сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.

Достань из коробки только тонкие фигуры и, подумав скажи каких из них нет в таблице.

35. Д/игра «Поиск затонувшего клада»

Цель: закреплять знание знаков – символов, использовать на одной схеме 2-3 символа, развивать мыслительные операции сравнения и обобщения.

Выложи из блоков (тонких или толстых) что хочешь. Придумай название своей работе.

36. Д/игра «Куда спрятался щенок»

Цель: развитие умений анализировать и сравнивать фигуры, воспитывать внимание.

37. Д/игра «Зоопарк»

Цель: продолжать строить постройки в соответствии со схемой.

Придумай рассказ о своём зоопарке.

Цель: развивать творческое воображение,

Игры с блоками Дьенеша

38. Д/игра «Найди выход»

Цель: Продолжать упражнять в сравнении фигур по двум свойствам.

39. Д/игра «Покажи соответствующую фигуру»

Цель: закреплять знание символического обозначения свойств.

Игры с блоками Дьенеша.

40. Д/игра «Мышки – норушки»

Цель: Закреплять знание символов отрицания, развивать воображение, внимательность, мышление.

41. Д/игра «Все символы в одном месте»

«Житейские истории»

«О коте»

Цель: развивать операции сравнения, обобщения, воспитывать настойчивость в достижении цели.

  1. Перспективы реализации данной программы.

В заключение данной работы  рассмотрим перспективы реализации данной программы.

 

 

 


  1. Список литературы

  1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет - форма - количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. Возраста / Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина.- М.: Просвещение, 1984.- 64 е., ил.
  2. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.
  3. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 128 е.: ил.
  4. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Издательство «Учитель»,2003.- 270 с.
  5. Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. Сада/JI.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер; Под ред. Л.А.Венгера.- М.: Просвещение, 1988.- 144 е.: ил.
  6. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами 3 лет / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  7. Кук Дж. Раннее сенсорное развитие малышей. (Перевод с англ.)- М., 1997.
  8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1983. - 144 е., ил.
  9. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1983.- ООО е., ил.
  10.  Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» / М.: Мозаика – Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Образовательные технологии в развитии конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Блоки Дьенеша.

Игровая технология «Блоки Дьенеша» - уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи по формированию конструктивных навыков у детей старше...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)

Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостояте...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Считалочка» (занимательная математика с элементами логики)

Главная цель – вырастить детей умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостояте...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию художественных способностей детей «Цветная палитра» (4 -5 лет) на 2022-2023 учебный год.

Дополнительная общеразвивающая программа  по развитию художественных способностей детей  «Цветная палитра» (4 -5 лет) на 2022-2023 учебный год....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИКО - МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗКИ ФИОЛЕТОВОГО ЛЕСА»

Фиолетовый лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно заниматель...