Дополнительная образовательная программа «Развивайка» (освоение детьми среднего дошкольного возраста блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, чудо-кубиков («Сложи узор»)).
методическая разработка (средняя группа)

Зоткина Любовь Викторовна

Основная цель программы «Развивайка» - развитие познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_kruzhok.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка

  Дополнительная образовательная программа «Развивайка» (освоение детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, чудо-кубиков («Сложи узор»)).

  Предлагаемая программа для детей младшего дошкольного возраста  направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр.

                                     Актуальность

 «Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский).

    Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет. Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, чудо-кубики. Программа разработана для развития познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с использованием пособий (блоки, палочки, кубики, альбомы) и заданий.

Занятия проводятся один раз в неделю согласно расписанию.

Продолжительность занятия – 20 мин

    Цель:

  Основная цель программы «Развивайка» - развитие познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

   Задачи:

 1. Развивать умение детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине, толщине), выстраивать 5—7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере; формировать обобщенный способ обследования предметов.

2. Развивать умение различать пространственные характеристики объектов - протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.)

3. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения, мелкую моторику, речь.

 4. Совершенствовать умение следовать устным инструкциям, умение работать со схемой.

5. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца.

 6. Воспитывать усидчивость, самостоятельность

 

                                           Предполагаемый результат  

 Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.

  Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую палочку.

  Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на более сложные изображения в натуральную величину.

  Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям.

  «Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы.

  Выкладывать изображения по памяти.

  Уметь работать со схемами.

 «Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по обозначению ее

                                              Учебный план

Название модуля

Количество занятий

«Цветные палочки»

                 8

«Давайте поиграем»

                13

«Чудо-кубики»

                14

                                               

Модуль «Цветные палочки»

               Тема

             Содержание

Ср-ва обучения, материалы

1

Выкладываем из палочек «Лесенки»

«Лесенки» (счет от 1 до 10)

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера»

2

Выкладываем из палочек «Строительство домов»

Строительство стен дома из четырёх палочек одного цвета, крыши из двух палочек.  Сравнение домов по величине

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.14.

3

Выкладываем из палочек «Кукла Маша»

Выкладывание куклы из палочек по словесной инструкции

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.25

4

Выкладываем из палочек «Рамка для картины»

Выкладывание цветов из палочек по собственному замыслу, оформление рамки вокруг цветка. Сравнение цветов по цвету, величине, форме (работа в парах)

Наборы «Цветные счетные палочки Кюзенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.14.

5

Выкладываем сюжеты «Дачный поселок»

Постройка дачного участка с опорой на карточку-образец. Рассказ о своем участке. Сравнение участков (работа в парах)

Наборы «Цветные счетные палочки Кюзенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.20.

6

Выкладываем сюжеты «Выставка собак»

Загадка о собаке Задание «Выложить отгадку из палочек и представить ее (рассказать какая собака, что умеет делать)

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.40.

7-8

«Оживи сказку»

Выкладывание фрагментов сказки «Дюймовочка», задание «Расскажите сказку»

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», альбом – игра «Дом с колокольчиком»

Выкладывание фрагментов сказки «Буратино», задание «Расскажите сказку»

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», альбом – игра «Дом с колокольчиком»

Модуль «Чудо-кубики»

Тема

Содержание

Ср-ва обучения, материалы

9-12

Выкладывание изображений с прорисованными границами каждого кубика

Выкладывание изображений с прорисованными гранями каждого кубика по образцу. Составление изображения, сменив цвета (красный на синий, белый на желтый или наоборот)

Кубики, альбом «Чудо – кубики 2» с. 1-4

13-18

Выкладывание сплошных изображений

Выкладывание сплошных изображений. Придумывание историй о новых героях.

Кубики, альбом «Чудо – кубики 2» с. 5, 6, 13, 14

19-22

Выкладывание изображений по уменьшенным схемам

Выкладывание изображений по уменьшенным  схемам

Задание на развитие памяти: «сфотографируй» рисунок  глазами и снова собери по памяти

Кубики, альбом «Чудо-кубики -2»

Модуль «Давайте поиграем»

23-24

Играем вместе

Игра «Построй дорожку»

Набор блоков Дьенеша, таблица 1, 2 Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», с.20

25-26

Играем вместе

Игра «Где чей гараж?»

Набор блоков Дьенеша, таблица 11, 12, Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», с.31

27-28

Играем вместе

Игра «Засели домики»

Набор блоков Дьенеша, таблица 14, Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», с.32.

29-30

Загадки без слов

Работа с карточками свойств. Игры «Опиши фигуру», «Загадки без слов».

Набор блоков Дьенеша, карточки свойств, Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», с.36

31-35

Лепим нелепицы

Выполнение заданий из альбома «Лепим нелепицы»

Наборы блоков Дьенеша, альбомы «Лепим нелепицы» с. 3, 6, 7, 8, 9.

   

                                                                Планирование

месяц

№ недели

Тема

Содержание

Ср-ва обучения, материалы

сентябрь

           

        1

Выкладываем из палочек «Лесенки»

«Лесенки» (счет от 1 до 10)

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», альбомы «На золотом крыльце…» с. 13-14

        2

Выкладываем из палочек «Строительство домов»

Строительство стен дома из четырёх палочек одного цвета, крыши из двух палочек. Сравнение домов по величине

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.11.

        3

Выкладываем из палочек «Кукла Маша»

Выкладывание куклы из палочек по словесной инструкции

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.25

        4

Выкладываем из палочек «Рамка для картины»

Выкладывание цветов из палочек по собственному замыслу, оформление рамки вокруг цветка. Сравнение цветов по цвету, величине, форме (работа в парах)

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.14.

октябрь

       1

Выкладываем сюжеты «Дачный поселок»

Постройка дачного участка с опорой на карточку-образец. Рассказ о своем участке. Сравнение участков (работа в парах)

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.20.

       2

Выкладываем сюжеты «Выставка собак»

Загадка о собаке Задание «Выложить отгадку из палочек и представить ее (рассказать какая собака, что умеет делать)

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», с.40.

       3

«Оживи сказку»

Выкладывание фрагментов сказки «Дюймовочка», задание «Расскажите сказку»

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», альбом – игра «Дом с колокольчиком»

ноябрь

      4

«Оживи сказку»

Выкладывание фрагментов сказки «Буратино», задание «Расскажите сказку»

Наборы «Цветные счетные палочки Кюизенера», альбом – игра «Дом с колокольчиком»

     1-4

Выкладывание изображений с прорисованными границами каждого кубика

Выкладывание изображений с прорисованными гранями каждого кубика по образцу. Составление изображения, сменив цвета (красный на синий, белый на желтый или наоборот)

Кубики по набору на каждого ребенка, альбом «Чудо – кубики 2» с. 1-4

   

декабрь

       1-4

Выкладывание сплошных изображений

Выкладывание сплошных изображений Придумывание историй о новых героях

Кубики по набору на каждого ребенка, альбом «Чудо – кубики 2» с. 5, 6, 13, 14

январь

     

      2-3

Выкладывание сплошных изображений

Выкладывание сплошных изображений Составление изображения, сменив цвета (красный на синий, белый на желтый или наоборот)

Кубики по набору на каждого ребенка, с. 5, 6, 13, 14

   

       4

Выкладывание изображений по уменьшенным схемам

Выкладывание изображений по уменьшенным схемам Задание на развитие памяти: «сфотографируй» рисунок глазами и снова собери по памяти

Кубики по набору на каждого ребенка, альбом «Чудо – кубики 2» с. 7-10.

февраль

     1-2

Выкладывание изображений по уменьшенным схемам

Выкладывание изображений по уменьшенным схемам Придумывание своих узоров из кубиков и составление их.

Кубики по набору на каждого ребенка, альбом «Чудо – кубики 2» с. 11-12.

     3-4

Играем вместе

Игра «Построй дорожку»

Набор блоков Дьенеша, таблица 1, 2 Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», с.20

март

     1-2

Играем вместе

Игра «Где чей гараж?»

Набор блоков Дьенеша, таблица 11, 12, Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», с.31

     3-4

Играем вместе

Игра «Засели домики»

Набор блоков Дьенеша, таблица 14, Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», с.32.

апрель

     1-2

Загадки без слов

Работа с карточками свойств. Игры «Опиши фигуру», «Загадки без слов».

Набор блоков Дьенеша, карточки свойств, Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников», с.36

      3

Воробей

Выполнение заданий из альбома «Лепим нелепицы» Придумывание собственных небылиц

Наборы блоков Дьенеша, альбомы «Лепим нелепицы» с. 3, 6, 7, 8, 9.

      4

Косолапый крокодил

Выполнение заданий из альбома «Лепим нелепицы» Придумывание собственных небылиц

Наборы блоков Дьенеша, альбомы «Лепим нелепицы» с. 3, 6, 7, 8, 9.

май

     1

Снежный бегемот

Выполнение заданий из альбома «Лепим нелепицы» Придумывание собственных небылиц

Наборы блоков Дьенеша, альбомы «Лепим нелепицы» с. 3, 6, 7, 8, 9.

     2

Лягушка

Выполнение заданий из альбома «Лепим нелепицы» Придумывание собственных небылиц

Наборы блоков Дьенеша, альбомы «Лепим нелепицы» с. 3, 6, 7, 8, 9.

     3-4              Игры по выбору детей. Подведение итогов кружковой работы.

 Мониторинг

Группировка по цвету, форме, толщине, величине

Умение сравнивать, находить  сходство и различие

Умение определять месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.)

Умение работать со схемой, следовать устным инструкциям

Соня

Маша В.

Рома М.

Полина

Рома Г.

Артем

Саша

Кира Ж.

Миша П.

Богдан Е.

                                                           Литература

1. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша. – СПб: детство-Пресс, 2017

2. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. М., 2006г

3. Финкельштейн Б.Б. Альбом «Лепим нелепицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «ПОЗНАНИЕ», «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО», «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» « В гостях у семи гномов»

Данная НОД была проведена с целью формирования у дошкольников навыков самостоятельности, инициативы в поиске ответов на вопросы, сбора информации,  и применении полученных знаний на практике, раз...

Опыт работы " Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через использование палочек Кюизенера".

Использование развивающего материала палочек Кюизенера с целью развития познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста «Развивайка»

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Нетрадиционные техники рисования» (Средний дошкольный возраст) «Разноцветная палитра»

Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, ху...

Дополнительная образовательная программа "Светофорик" для детей среднего дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа «Светофорик» направлена на изучение правил дорожного движения детьми 4 - 5 лет, что способствует: привитию психологической устойчивости к опас...

Конспект организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по развитию сенсорных и математических представлений с использованием логических блоков Дьенеша и STEM – набора «Робомышь»

Конспект организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по развитию сенсорных и математических представлений с использованием логических блоков Дьенеш...