Рабочая дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-творческого развития “Мастерская конструирования Фанкластик” для детей дошкольного возраста 5-7 лет
рабочая программа
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-творческого развития “Мастерская конструирования Фанкластик” для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Принято На заседании Совета Педагогов Детского сада «Золотая рыбка» Протокол №1 от 30 «августа» 2022 г. | «Утверждаю» Заведующая Детским садом «Золотая рыбка» /М.Б.Гедиева от «31» августа 2022 г. Приказ №171-ОД |
Рабочая дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-творческого развития
“Мастерская конструирования Фанкластик” для детей дошкольного возраста 5-7 лет срок реализации 1 учебный год
Составила: Лапшина Анна Александровна,
педагог дополнительного образования
с.Салемал, 2022
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 03.08.2018 г.);
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018 г. № 196 (редакция от 30.09.2020 г.);
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника.
Результатом образовательной деятельности ДОУ являются не только сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, воспитанность.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимаемых занятий для детей. Конструирование – форма активного отношения человека к окружающему миру, содержание которой составляет познание с созидание в процессе освоения, трансляции и дальнейшего развития человеческой культуры.
Сущность конструирования заключается в намеренном объединении различных элементов или преобразовании материалов на основе проектов (схем, чертежей, расчетов, моделей) с целью получения различного рода целостностей – предметов, инструментов, сооружений и др.
Образовательная программа «Мастерская конструирования Фанкластик» нацелена на интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в интегрированных видах деятельности с применением оригинального конструктора «Фанкластик». Ведущий вид детской активности в программе «Фанкластик» - конструирование как универсальная деятельность, связанная с решением интеллектуальной задачи в художественной форме и нацеленная на создание творческого продукта (игрушки, постройки, инструмента, оборудования и др. конструкций).
Направленность программы: техническая (техническое моделирование и конструирование) – расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование
работы с различными инструментами, проектирование моделей и конструкций, образцов техники.
Актуальность.
Применение образовательного конструктора «Фанкластик» расширяет кругозор детей, начиная с раннего возраста, и формирует предпосылки основ инженерного мышления. Работа с конструктором нового поколения позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Фанкластик-технологии объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ, позволяют поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников.
Отличительной особенностью программы является интеграция обучения и игры с конструктором, в процессе которой обучающиеся приобретают познания в различных предметных областях и конструировании, развивается мелкая моторика, наглядно-действенное и логическое мышление. Процесс конструирования превращается в увлекательную игру с яркими, цветными плоскостными фигурами, где каждый ребенок открывает для себя мир симметрии, геометрических последовательностей и закономерностей. Развивается пространственное воображение, концентрация внимания и творческие способности. Дети начинают анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать.
Новизна программы заключается в том, что дошкольники приобретают элементарное представление в научно-технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. «Фанкластик» - конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Цель программы: развить навыки конструирования, моделирования и проектирование у дошкольников с помощью конструктора «Фанкластик».
Образовательные задачи:
- Расширение опыта конструирования из разных деталей разными способами: по словестному описанию, условию, модели, рисунку, схеме, фотографии, предложенной теме, собственному замыслу.
- Создание условий для освоения новых конструкторских умений на основе развивающейся способности видеть целое раньше частей. В результате дети умеют объединять несколько деталей для получения красивого изделия или несколько небольших плоскостей в одну большую, подготавливают основу для перекрытий, распределяют сложную постройку в высоту, делают свои постройки более прочными, устойчивыми и гармоничными.
- Содействие освоению базовых способов конструирования. В результате дети самостоятельно выбирают и свободно используют детали, с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, вес, устойчивость, размещение в пространстве), в т.ч. варианты
строительных деталей другими (например, кирпичик получают из двух полукубов или же двух уголков, двух средних или четырех коротких брусков).
- Формирование элементов учебной деятельности. В результате дети начинают понимать поставленные задачи, принимают инструкции и правила, осмысленно применяют освоенные способы в разных условиях, у них формируются навыки самоконтроля, самооценки и планирования своих действий.
- Развитие художественного восприятия, наглядно-образного мышления и творческого воображения.
- Поддержка активности, инициативы, самостоятельности с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка как творческой личности.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Аудитория проекта: дети старшего дошкольного возраста (старшая группа 5-6 лет, подготовительная группа 6-7 лет).
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения (70 ч.). Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка составляет 8-10 человек. Занятия проводятся два раза в неделю, с октября по май.
Ожидаемые результаты:
- Ребенок самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме и величине деталей.
- Сочетает и адекватно взаимозаменяет их в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом.
- Понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу, анализирует и оценивает ее результат.
- Охотно включается в сотрудничество с другими детьми, с удовольствием обыгрывает свои постройки и умеет их презентовать (показать, подарить, найти их место в интерьере).
- Конструирование становится целенаправленной деятельностью, связанной с определением замысла и получением конкретного продукта – игровой постройки, фигурки, самодельной игрушки, подарка любимым людям, конструкции для интерьера.
Способы организации детского конструирования:
- Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагаются образцы построек и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обеспечивается прямая передача готовых знаний и способов действий, что напрямую не способствует развитию творчества, но служит для него важной основой: дети знакомятся со свойствами материалов, осваивают технику, учатся планировать свою деятельность.
- Конструирование по замыслу обладает высоким потенциалом для поддержки индивидуальности, самостоятельности, инициативы
каждого ребенка и развития детского творчества.
- Конструирование по теме характеризуется тем, что детям предлагается общая тематика (например, цветы, птицы, рыбы, деревня, город), но каждый ребенок индивидуально находит свой собственный замысел в данной теме, самостоятельно выбирает материал и способ или технику конструирования.
- Конструирование по фотографиям, чертежам и наглядным схемам (в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями), создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
- Конструирование по модели заключается в том, что в качестве натуры детям предлагается модель, т.е. форма, обклеенная бумагой. При такой форме организации деятельности педагог ставит перед детьми конкретную задачу, но не показывает способ ее решения.
- Конструирование по условиям, является принципиально новым и очень эффективным, поскольку носит проблемный и открытый характер. Суть его заключается в том, что детям не предлагают образец, рисунок, схему, чертеж или модель, но четко обозначают условия которым эта постройка должна соответствовать и которые, как правило, раскрывают ее практическое назначение (например, построить гараж для легковой или грузовой машины, возвести мост через речку определенной ширины).
Методы и приемы:
- Наглядный метод. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
- Информационно-рецептивный метод. Обследование деталей конструктора «Фанкластик», которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа), совместная деятельность педагога и ребенка.
- Репродуктивный метод. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
- Практический метод. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
- Словестный метод. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
- Проблемный метод. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
- Частично-поисковый метод. Решение проблемных задач с помощью педагога.
Дидактическое обеспечение: наборы конструктора «Фанкластик», дидактические картинки, сюжетные картинки, игрушки для обыгрывания, схемы конструирования.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение в мае выставки детских работ.
- Инсценировки с использованием работ.
- Проведение мастер-класса для педагогов.
Учебно-тематический план дополнительной
образовательнойпрограммы
№ занят ия | Тема занятия | Количество часов | |
Теоретическ ое | Практическ ое | ||
Модуль 1. Введение. Знакомство с «Фанкластик». | 5 | ||
1. | Знакомство с техникой при работе с конструктором «Фанкластик». | 1 | |
2. | Знакомство с деталями «Фанкластик». | 1 | |
3. | Способы соединения деталей. «Плоскость – плоскость» с просмотром видеоурока. | 1 | |
4. | Способы соединения деталей «Торец-плоскость» с просмотром видеоурока. | 1 | |
5. | Способы соединения деталей «Торец-торец» с просмотром видеоурока. | 1 | |
Модуль 2. Практическое соединение деталей. | 6 | ||
6. | Практическое соединение деталей «Плоскость – плоскость», модель «Переностик». | 1 | |
7. | Практическое соединение деталей «Плоскость – плоскость», модель «Лесенка». | 1 | |
8. | Практическое соединение деталей «Торец – плоскость», модель «Заборчик для кукольного домика». | 1 | |
9. | Практическое соединение деталей «Торец – плоскость», модель «Зооцветник». | 1 | |
10. | Практическое соединение деталей «Торец – торец», модель | 1 | |
«Пружинка». | |||
11. | Практическое соединение деталей «Торец – торец», модель «Квадракл». | 1 | |
Модуль 3. Моделирование элементарных объектов. Конструирование первых объектов по инструкции. | 3 | ||
12. | Полоска | 1 | |
13. | Башенка | 1 | |
14. | Пружина | 1 | |
Модуль 4. Моделирование природных объектов «Зоопарк». Конструирование первых моделей по инструкции. | 16 | ||
15. | Жираф | 1 | |
16. | Черепаха | 1 | |
17. | Лев | 1 | |
18. | Страус | 1 | |
19. | Лама | 1 | |
20. | Дерево | 1 | |
21. | Страус | 1 | |
22. | Пальма | 1 | |
23. | Овечка | 1 | |
24. | Собака | 1 | |
25. | Панда | 1 | |
26. | Утка | 1 | |
27. | Китенок | 1 | |
28. | Такса Фаня | 1 | |
29. | Олененок | 1 | |
30. | Животное по замыслу детей | 1 | |
Модуль 5. Моделирование простых архитектурных объектов. Конструирование первых моделей по инструкции. | 6 | ||
31. | Башня | 1 | |
32. | Мост | 1 | |
33. | Опора | 1 | |
34. | Большой мост | 1 | |
35. | Висячий мост | 1 | |
36. | Колодец | 1 | |
Модуль 6. | |||
Моделирование простых технических объектов. Проект «Детская площадка», конструирование первых моделей по инструкции. | 8 | ||
37. | Скамейки | 1 | |
38. | Фонари | 1 | |
39. | Качели «Весы» | 1 | |
40. | Подвесные качели | 1 | |
41. | Песочница с зонтом | 1 | |
42. | Карусель | 1 | |
43. | Горка | 1 | |
44. | Лабиринт «Фантазиус» | 1 | |
Модуль 7. Моделирование транспорта. Конструирование первых моделей по инструкции. | 10 | ||
45. | Средний танк | 1 | |
46. | Истребитель | 1 | |
47. | Тяжелый танк | 1 | |
48. | Ретроплан | 1 | |
49. | Самолет | 1 | |
50. | Вертолет | 1 | |
51. | Аэроплан | 1 | |
52. | Мотоцикл | 1 | |
53. | Кораблик | 1 | |
54. | Транспорт будущего (по замыслу) | 1 | |
Модуль 8. Моделирование природных объектов «Насекомые, цветы». Конструирование первых моделей конструкции. | 4 | ||
55. | Стрекоза | 1 | |
56. | Лилия | 1 | |
57. | Одуванчик | 1 | |
58. | Бабочка «Махаон» | 1 | |
Модуль 9. Моделирование космических объектов. Конструирование первых моделей по инструкции. | 9 | ||
59. | Космическая ракета | 1 | |
60. | Огненная ракета | 2 | |
61. | Диспетчерская вышка | 1 | |
62. | Космический нарушитель | 1 | |
63. | Постановщик помех | 1 | |
64. | Звездолет | 1 | |
65. | Космический маяк | 2 | |
Модуль 10. Моделирование архитектурных объектов. | 3 | ||
66. | Форпост (коллективная работа) | 1 | |
67. | Замок (коллективная работа) | 1 | |
68. | Лесная избушка (коллективная работа) | 1 | |
Всего занятий – 70. | 5 | 65 | |
Содержание программы дополнительного образования детей: Модуль 1. Введение. Знакомство с «Фанкластик».
Теоретическое освоение трех основных способов соединения деталей набора. Ребёнок учится соединять детали по видеоурокам. Знакомство с названиямидеталей и соединительных элементов деталей. Создание рабочего словаря.
Модуль 2. Практическое соединение деталей.
Практическое освоение трех основных способов соединения деталей. Дети знакомятся с принципами работы с инструкцией по фанкластику, учатся собирать по ней элементарные конструкции. Важно обратить внимание детейна необходимость вставить деталь в деталь (скобка в скобку) до конца, который слышит ухо (щелчок). Педагог должен показать, как с наклоном вставлять детали друг в друга, что существенно экономит усилие. Закрепление рабочего словаря.
Модуль 3. Моделирование элементарных объектов.
Конструированиепервых моделей по инструкции.
Дети продолжают практическое освоение трех основных способов соединения деталей. Совершенствуют навыки по сборке деталей. Закрепление рабочего словаря.
Модуль 4. Моделирование природных объектов «Зоопарк».
Конструирование моделей животных по инструкции. Создание моделей различных животных из инструкций набора. Дополнительное задание: создание других видов животных или изменение созданных по инструкции. Игра в зоопарк: виртуальная экскурсия по зоопарку с рассказом о своём животном.
Модуль 5. Моделирование простых архитектурных объектов.
Конструирование первых моделей по инструкции.
Исследование и изобретение технологий придания прочности, их фиксация и презентация. Строительство моделей архитектурных
конструкций. Сравнение результатов работы разных групп. Отрабатывается прочность соединения деталей, узлы, их укрепление. Конструируются и исследуются на прочность различные простые соединения деталей. Педагог вводит понятие узла, соединения деталей.
Модуль 6. Моделирование простых технических объектов. Проект
«Детская площадка». Конструирование первых моделей по инструкции.
Проектирование различных элементов детских площадок. Создание мотивирующей основы и контекста. Исследование и изобретение конструкций с учетом всех требований по безопасности.
Модуль 7. Моделирование транспорта.
Во время конструирования дети совершенствуют свои представления об основных комплектующих деталях транспорта. Совершенствуя навыки работы с конструктором при сборке более сложных построек.
Модуль 8. Моделирование природных объектов «Насекомые, цветы». Конструирование первых моделей по инструкции. Конструирование моделей природных объектов по инструкции с усложнением. Дети самостоятельно подбирают цвета конструктора для своих построек.
Модуль 9. Моделирование космических объектов.
Конструирование первых моделей по инструкции.
Сборка космических объектов, актуализация знаний по истории освоения космоса. Эти задания играют роль оценочных, позволяющих определить, насколько каждый отдельный воспитанник освоил работу с набором и может по конструкции самостоятельно собирать различные несложные модели.
Модуль 10. Моделирование архитектурных объектов.
Коллективные задания: построить сообща одно большое архитектурное сооружение. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций. После создания построек дети рассказывают о том, что сделал каждый, обращая внимание на интерактивные инженерные решения. Педагог демонстрирует несколько способов создания конструкции с углами меньшими 90 градусов. Воспитанники должны построить задания необычной архитектуры, в котором есть непрямые углы. Педагог не дает никаких ограничений и рекомендаций.
Список используемой литературы:
- М. С. Ишмакова. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. ИПЦ Маска, 2003.
- И. А. Лыкова. Конструирование в детском саду. М.: ИД Цветной мир, 2015.
- Ю. В. Рогов. Робототехника для детей и их родителей. Челябинск, 2012.
- С. А. Филиппов. Робототехника для детей и их родителей. СПб: Наука, 2013.
- Забаровская Ю. И. Внедрение образовательной робототехники в образовательную деятельность дошкольной организации на основе конструктора «Фанкластик»// Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. - № 7.
- С.А. Ловягин. Методические рекомендации к общеразвивающей программе «Мастерская конструирования Фанкластик» для детей 7-12 лет. – Москва, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей дошкольного возраста 5-7 лет
дополнительная образовательная программа театральной студии«в гостях у сказки» для детей дошкольного возраста 5-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетической направленности «Лепилкина фантазия» для детей дошкольного возраста.
Программа по художественно-эстетическому развитию в ДОО....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРВЛЕННОСТИ «МУЗЫКА С МАМОЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет ...

Итоговая работа по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего
В данной работе представлен план образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы, направленный на развитие воображения и творческой активности.Цель: развитие воображения в изобразитель...

Авторская разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Алгоритмика и основы программирования для детей дошкольного возраста»
Авторская разработка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Алгоритмика и основы программирования для детей дошкольного возраста"...

Дополнительная общеразвивающая программа по изодеятельности нетрадиционными техниками рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Детский дизайн»
рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Актуальность и новизна: Главной целью дошкольной подготовки является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Большая роль ...

