Главные вкладки
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
рабочая программа
Актуальность и новизна: Главной целью дошкольной подготовки является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Большая роль здесь принадлежит комплексному обучению дошкольников. Так как такой подход является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Актуальность программы определена тем, что у дошкольников формируется мотивация к обучению, развиваются интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет детям ознакомиться со многими интересными вопросами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 179.21 КБ |

Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения, Протокол №1 от | УТВЕРЖДАЮ ЗаведующийМБДОУ «Детский сад № 78 «Исток» ________Ермолаева С.Н. Приказ № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
познавательной направленности
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Возраст: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мошкарова Анна Ильинична ,
воспитатель
г. Смоленск
Раздел 1. Пояснительная записка.
Актуальность и новизна: Главной целью дошкольной подготовки является всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Большая роль здесь принадлежит комплексному обучению дошкольников. Так как такой подход является мощным фактором интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Актуальность программы определена тем, что у дошкольников формируется мотивация к обучению, развиваются интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет детям ознакомиться со многими интересными вопросами. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у детей умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям дошкольников и предоставляет им возможность работать, развивая интерес к познанию. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. В ней заложен основной принцип дошкольного образования - поддержка инициативы детей. Вариативность использования дидактического материала, позволяющая развивать интеллектуально – творческую личность в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
Цели реализации программы: всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Программа направлена на создание условий для поднятия интереса к изучению родного языка, финансовой грамотности и математики. Формирование у детей познавательных интересов и обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Читательская грамотность «Говорунья»
Задачи программы:
Финансовая грамотность «Школа гнома Эконома»
Задачи программы:
Обучающие – познакомить дошкольников с денежной сферы жизни; раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, ограниченного ресурса, труда как честного способа заработать; подготовить к принятию своих первых финансовых решений; способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово экономических отношений между людьми в обществе; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные личные деньги.
Развивающие – развивать представление о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость; развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
Воспитательные – активизировать коммуникативную деятельность детей; стимулировать детей к изучению миру финансов; воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции при работе ИКТ, коммуникативные навыки при работе в командах.
Коррекционные – развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Математическая грамотность «Внуки Пифагора»
Задачи программы:
Обучающие - Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; увеличение объема внимания и памяти; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
Развивающие - развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей; развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, доказывать.
Воспитательные — воспитывать умения владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих; формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Коррекционные - развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Уровень сложности и направленности: программа рассчитана на базовый уровень сложности, направленность — познавательная и речевая.
Категория учащихся: дети от 6 до 7 лет. Специальный набор не проводится.
Объем и срок освоения программы:
Год обучения | Общее количество часов | Количество часов в неделю |
1 | Читательская грамотность - 36 Математическая грамотность - 36 Финансовая грамотность - 36 | 1 1 1 |
Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности: очная. Программа реализуется с применением ИКТ: интерактивная доска, компьютер, а также с использованием дидактических игр.
Отличительные особенности: программа представляет собой синтез авторских методик современных образовательных технологий.
Условие реализации программы: формирование дополнительного образования осуществляется на добровольной основе. Набор детей с ОВЗ осуществляется после консультации врача офтальмолога. Пол детей, участвующих в освоении программы, не учитывается.
Планируемые результаты освоения программы:
К концу года обучения:
У детей сформированы: познавательные способности, мотивационная сфера, речевое восприятие родного языка. Владеют функциональными возможностями при планировании своих действий, осуществляют решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверяют результат своих действий.
Раздел 2. Содержание программы
Математическая грамотность «Внуки Пифагора»
Учебный план на год обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение в математическую грамотность | 1 | 0,10 | 0,20 | Входной контроль опрос, игра |
2. | Свойства предметов | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0,30 | игра, практическая работа | ||
3. | Пространственные отношения: слева — справа, до – после, перед – за, между, рядом | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
4. | Цифры один и пять. | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
5. | Числа шесть и семь. Цифры шесть и семь | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
6. | Числа восемь и девять. Цифры восемь и девять | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
7. | Число десять. Цифры ноль и десять | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра |
8. | Числа три и пять | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0,30 | игра, практическая работа | ||
9. | Числа шесть и семь | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0,30 | игра, практическая работа | ||
10. | Числа восемь и девять | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0,30 | игра, практическая работа | ||
11. | Число десять | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0,30 | игра, практическая работа | ||
12. | Сравнение по длине | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
13. | Числовой отрезок | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0.30 | игра, практическая работа | ||
14. | Взаимосвязь между целым и частью (сложение) | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0,30 | игра, практическая работа | ||
15. | Взаимосвязь между целым и частью (вычитание) | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0,30 | игра, практическая работа | ||
16. | План. Схема | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0,30 | игра, практическая работа | ||
17. | Месяца года | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
18. | Пространственные отношения: впереди – сзади; между – посередине, на – над – под | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
19. | Временные отношения: сначала – потом, до – после | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
20. | Сравнение группы предметов. Больше. Меньше. Равно. Знаки: >, <, = | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа | ||
21. | Многоугольники | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
1 | 0 | 0,30 | игра, практическая работа | ||
22. | Сравнение по высоте | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
23. | Временные отношения: раньше – по позже | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
24. | Сравнение по длине, ширине | 1 | 0,10 | 0,20 | беседа, игра, практическая работа |
25. | Заключение. Итоги математической грамотности | 1 | 0 | 0,30 | Творческие задания |
Итого | 36 | 0,07 | 0, 225 | - | |
Содержание дополнительной общеразвивающей программы
1. Введение в математическую грамотность.
Теория: знакомство с математической грамотностью.
Практика: выявить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений.
2. Свойства предметов.
Теория: деление множества на части и объединение частей в целую группу; установление зависимости между множеством и его частью.
Практика: порядковый счет в пределах 10; название дней недели; сравнение треугольников, квадратов по размеру, составление из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.
3. Пространственные отношения: слева - справа, до – после, перед – за, между,
рядом.
Теория: взаимное расположение предметов в пространстве (в ряду): слева - справа, до – после, перед – за, между, рядом.
Практика: счет в пределах 10; сравнение двух групп предметов; соотношение форм геометрических фигур с их контурными изображениями; определение последовательности дней недели.
4. Цифры один и пять.
Теория: цифры 1-5, соотношение цифр с определенным количеством предметов.
Практика: предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10; выделение предмета из группы по определенному признаку,
5. Числа шесть и семь. Цифры шесть и семь.
Практика: состав чисел 6 и 7 из единиц, цифры 6 и 7, соотношение цифр с количеством предметов; порядковый счет;
Практика: сравнение 10 предметов по величине, располагать их в возрастающем и убывающем порядке; называть числа в прямом и обратном порядке.
6. Числа восемь и девять. Цифры восемь и девять.
закреплять представление о количественном составе чисел 8 и 9 из единиц, знания о цифрах 8 и 9, умение соотносить цифры с определенным количеством предметов; развивать счетные умения;
- отрабатывать навыки порядкового счета;
- учить воссоздавать фигуру – силуэт по образцу контурного характера; приобщать к зрительному и мыслительному анализу образца, словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей;
- развивать внимание, мыслительные операции, речь
7. Число десять. Цифры ноль и десять.
- закреплять представление о количественном составе числа 10 из единиц, знания о цифрах 0 и 10, умение соотносить цифры с определенным количеством предметов; развивать счетные умения;
- отрабатывать умение разделять множеств на группы по какому-либо признаку (цвет, форма, величина);
- закреплять понятия предыдущее число к названному, последующее число к названному;
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны, углы;
- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, какой день следует за четвергом и т.п.;
- закреплять умение выделять фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие;
- развивать внимание, мышление, речь.
8. Числа три и пять.
- закреплять знания состава чисел 3-5;
- продолжать учить детей путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающие из четырех предложенных фигур; упражнять в доказательстве решения;
- совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур;
- учить запоминать расположение фигур на картинке и рисовать их по памяти; развивать внимание;
- продолжать учить воссоздавать фигуру – силуэт по образцу контурного характера; упражнять в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ образца, рассказывать о способе размещения частей в составляемой фигуре.
9. Числа шесть и семь.
- закреплять знания состава чисел 6 и 7;
- закреплять счетные умение, развивать мыслительные операции;
- отрабатывать умение сравнивать предметы по величине, располагать их в возрастающем и убывающем порядке, находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины;
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны, углы
10. Числа восемь и девять.
- закреплять знания состава чисел 8 и 9, взаимосвязь целого и частей;
- закреплять знание порядка следования чисел натурального ряда, упражнять в умении правильно располагать цифры;
- отрабатывать умение разделять множество на группы по определенному признаку;
- совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя (справа – слева, перед – за);
- продолжать учить овладевать практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей.
11. Число десять.
- закреплять представление о количественном составе числа 10 из единиц, знания о цифрах 0 и 10, умение соотносить цифры с определенным количеством предметов; развивать счетные умения;
- отрабатывать умение разделять множеств на группы по какому-либо признаку (цвет, форма, величина);
- закреплять понятия предыдущее число к названному, последующее число к названному;
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны, углы;
- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, какой день следует за четвергом и т.п.;
- закреплять умение выделять фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие;
- развивать внимание, мышление, речь.
12. Сравнение по длине.
- отрабатывать умение сравнивать предметы по длине (до 10), упорядочивать их по признаку длины, находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины;
- закреплять состав чисел 5-10, представление взаимосвязи целого и частей;
- закреплять счетные умения в пределах 20;
- закреплять знания о геометрических телах, умение узнавать их осязательным путем, называть углы (острые и тупые); определять какая фигура лежит в основании цилиндра, пирамиды, куба и т.д.;
- развивать внимание, мышление, речь.
13. Числовой отрезок.
- закреплять представление о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка;
- отрабатывать умение сравнивать предметы по длине (до 10), упорядочивать по признаку длины, находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины;
- отрабатывать умение зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять картину из частей;
- продолжать учить запоминать расположение фигур на картинке и рисовать их по памяти, развивать внимание.
14. Взаимосвязь между целым и частью (сложение).
- закреплять понимание взаимосвязи целого и частей (сложение), умение решать арифметические задачи на сложение;
- закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке по указанию;
- отрабатывать умение выкладывать изображение предмета из спичек по памяти;
- закреплять знания геометрических тел, умение находить их осязательно воспринимаемому образу;
- закреплять представление о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка.
15. Взаимосвязь между целым и частью (вычитание).
- закреплять понимание взаимосвязи целого и частей (вычитание), умение решать арифметические задачи на вычитание;
- отрабатывать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку;
- закреплять знание порядка следования чисел натурального ряда;
- продолжать формировать представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене;
- развивать внимание, мыслительные операции, речь.
16. План. Схема.
- закреплять умение ориентироваться по элементарному плану, схеме, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
- закреплять умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- отрабатывать умение производить анализ сложной формы, воссоздавать фигуру-силуэт по образцу;
- закреплять умение правильно восстанавливать временные отношения, характеризовать особенности каждого сезона;
- закреплять знание порядка следования чисел натурального ряда, умение определять пропущенное число.
- закреплять умение ориентироваться по элементарному плану, схеме, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
- продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- развивать чувство времени, продолжать учить устанавливать время на макете часов;
- отрабатывать умение сравнивать предметы по длине (до 10), упорядочивать их по признаку длины, находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины;
- отрабатывать умение подбирать недостающую фигуру в логической таблице по двум – трем признакам, обобщать результат поиска.
17. Месяца года.
закреплять умение последовательно называть месяца года, определять какой текущий месяц, какой ему предшествовал и какой следует за ним;
- закреплять знания о геометрических телах, умение узнавать их осязательным путем, называть углы (острые и тупые); определять какая фигура лежит в основании цилиндра, куба, пирамиды и т.д.;
- закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, взаимосвязь целого и частей;
- закреплять знание порядка следования чисел натурального ряда, умение определять пропущенное число;
- развивать внимание, память, речь.
18. Пространственные отношения: впереди – сзади; между – посередине, на – над – под.
- закреплять пространственные отношения: впереди – сзади; между – посередине, на – над – под;
-закреплять умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- закреплять представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка;
- закреплять умение производить анализ предъявляемого образа, воссоздавать силуэт по образцу;
- продолжать учить запоминать расположение фигур на картинке и рисовать их по памяти; развивать внимание.
19. Временные отношения: сначала – потом, до – после.
- закреплять временные отношения: сначала – потом, до – после; отрабатывать умение устанавливать последовательность событий;
- закреплять умение ориентироваться по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
- отрабатывать умение подбирать недостающую фигуру в логической таблице по двум – трем признакам, обобщать результат;
- закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, взаимосвязь целого и частей;
- отрабатывать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку;
- развивать воображение, внимание, речь
20. Сравнение группы предметов. Больше. Меньше. Равно.
Знаки: >, <, =.
- учить детей сравнивать группы предметов по количеству, обозначать равенство и неравенство знаками >, <, =;
- закреплять умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- закреплять счетные умения в пределах 20;
- отрабатывать умение в делении целого на 8 равных частей, понимании отношений целого и частей;
- отрабатывать умение соотносить формы геометрических фигур с предметами окружающего мира;
- закреплять умение выделять фигуру из композиции, образованной наложением одних форм на другие.
21. Многоугольники.
- закреплять представления о многоугольниках (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник) и их свойствах;
- закреплять умение сравнивать предметы по ширине, производить операцию сериации по этому признаку (размещать их в ряду в порядке возрастания и убывания до 10), находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины;
- закреплять умение последовательно называть месяцы года, определять текущий месяц, предшествующий ему, последующий за ним;
- отрабатывать умение решать примеры на сложение и вычитание;
- отрабатывать умение производить анализ сложной формы, воссоздавать силуэт по образцу.
22. Сравнение по высоте.
- закреплять умение сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку (до 10), находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины;
- закреплять представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью отрезка;
- закреплять умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- закреплять представление о составе чисел 5-10, представление взаимосвязи целого и частей;
- развивать внимание, мышление, речь.
23. Временные отношения: раньше – по позже.
- закреплять временные отношения: раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве, выполнять словесные указания: «иди вперед – назад, направо – налево»;
- закреплять умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;
- закреплять умение сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку (до 10), находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины;
- отрабатывать умение выделять предметы из группы по определенному признаку, обобщать результат процесса сравнения
24. Сравнение по длине, ширине.
- закреплять умение сравнивать два предмета по длине, ширине с помощью условной мерки: равной одному из сравниваемых предметов;
- отрабатывать умение определять время по часам;
- закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, взаимосвязь целого и частей;
- формировать понятие ритма, умение находить закономерности;
- закреплять представления о многоугольниках и их свойствах;
- продолжать формировать умение расчленять сложную форму предметов на ряд однородных элементов заданной формы, выкладывать изображение по контурному образу.
25. Заключение. Итоги математической грамотности.
Месяц | Тема | Задачи | Количество часов | Беседа, игра, практическая работа | |
Сентябрь | Введение в математическую грамотность | Выявить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений | 1 | По дидактическим материалам | |
Свойства предметов | - упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью; - закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Который по счету?», «На котором месте?» - закреплять умение называть дни недели; - упражнять в сравнении треугольников, квадратов по размеру, составление из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников. | 2 | «Путаница» «Магазин овощи – фрукты» «Поезд» «Живая неделя» «Пифагор» | ||
Пространственные отношения: слева – справа, до – после, перед – за, между, рядом | - закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева – справа, до – после, перед – за, между, рядом; - закреплять счетные умения в пределах 10; умение сравнивать две группы предметов; - закреплять знания о геометрических фигурах, умение соотносить их формы с контурным изображением; - закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | 1 | «Путешествие по комнате» «Кто, где стоит?» «Сравни, сколько?» «Зоопарк» «Свое место фигуре» «Живая неделя» | ||
Октябрь
| Цифры 1-5 | - закреплять знание о цифрах 1-5, умение соотносить цифры с определенным количеством предметов, развивать счетные умения; - закреплять умение называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10; - закреплять умение выделять предмет из группы по определенному признаку, обобщать результат процесса сравнения; - развивать внимание, мыслительные операции, речь. | 1 | «Подумай» «Машины и гаражи» «Назови соседей числа» «Пятый лишний» «Найди отличия» | |
Числа 6 и 7. Цифры 6 и 7. | - закреплять представление о количественном составе чисел 6 и 7 из единиц, знания о цифрах 6 и 7, умение соотносить цифры с количеством предметов; - формировать навыки порядкового счета; - совершенствовать умение сравнивать 10 предметов по величине, располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами; - совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке по указанию; - отрабатывать умение составлять квадрат из отдельных элементов по памяти. | 1 | «Составь число» «Машины и гаражи»» «По порядку рассчитайся!» «Сравни по величине» «Назови числа «от» и «до» «Выложи квадрат» | ||
Числа 8 и 9. Цифры 8 и 9. | - закреплять представление о количественном составе чисел 8 и 9 из единиц, знания о цифрах 8 и 9, умение соотносить цифры с определенным количеством предметов; развивать счетные умения; - отрабатывать навыки порядкового счета; - учить воссоздавать фигуру – силуэт по образцу контурного характера; приобщать к зрительному и мыслительному анализу образца, словесному выражению способа соединения и пространственного расположения частей; - развивать внимание, мыслительные операции, речь. | 1 | «Составь число» «Счет по осязанию» «Веселые гномы» «Танграм» «Летает – не летает» | ||
Число 10. Цифры 0 и 10. | - закреплять представление о количественном составе числа 10 из единиц, знания о цифрах 0 и 10, умение соотносить цифры с определенным количеством предметов; развивать счетные умения; - отрабатывать умение разделять множеств на группы по какому-либо признаку (цвет, форма, величина); - закреплять понятия предыдущее число к названному, последующее число к названному; - закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны, углы; - закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, какой день следует за четвергом и т.п.; - закреплять умение выделять фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие; - развивать внимание, мышление, речь. | 1 | «Составь число» «От 1 до 10» «Геометрическое лото» «Назови соседей числа» «Кошки – мышки» «Живая неделя» «Найди и покажи» «День – ночь» | ||
Ноябрь Декабрь | Числа 3-5. | - закреплять знания состава чисел 3-5; - продолжать учить детей путем зрительного и мыслительного анализа рядов фигур по горизонтали выбирать недостающие из четырех предложенных фигур; упражнять в доказательстве решения; - совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур; - учить запоминать расположение фигур на картинке и рисовать их по памяти; развивать внимание; - продолжать учить воссоздавать фигуру – силуэт по образцу контурного характера; упражнять в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ образца, рассказывать о способе размещения частей в составляемой фигуре. | 2 | «Домики с числом»» «Веселые человечки» «Свое место фигуре» «Найди предмет такой же формы» «Нарисуй по памяти» «Пифагор» | |
Числа 6 и 7. | - закреплять знания состава чисел 6 и 7; - закреплять счетные умение, развивать мыслительные операции; - отрабатывать умение сравнивать предметы по величине, располагать их в возрастающем и убывающем порядке, находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины; - закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять его стороны, углы. | 2 | «Домики с числами» «Веселые человечки» «Лото» «Сравни по величине» «Найди нарушение в ряду» «Кошки-мышки» | ||
Числа 8 и 9. Числа8 и 9 | - закреплять знания состава чисел 8 и 9, взаимосвязь целого и частей; - закреплять знание порядка следования чисел натурального ряда, упражнять в умении правильно располагать цифры; - отрабатывать умение разделять множество на группы по определенному признаку; - совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя (справа – слева, перед – за); - продолжать учить овладевать практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей. | 1 1 | «Домики с числами» «Домино» «Исправь ошибку» «Универсальное лото» «Что находится слева, справа… от тебя» «Волшебный круг» | ||
Число 10. | - закреплять знания состава числа 10, взаимосвязь целого и частей; - закреплять порядковый счет в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Который по счету?», «На котором месте?»; - отрабатывать умение подбирать недостающую фигуру в логической таблице по двум-трем признакам, обобщать результат поиска; - закреплять навыки счета в пределах 20; - отрабатывать умение выкладывать изображение предмета из спичек по образцу, по памяти. | 2 | «Домики с числами» «Домино» «День - ночь» «Найди фигуру» «Сосчитай!» «Выложи предмет» | ||
Сравнение по длине | - отрабатывать умение сравнивать предметы по длине (до 10), упорядочивать их по признаку длины, находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины; - закреплять состав чисел 5-10, представление взаимосвязи целого и частей; - закреплять счетные умения в пределах 20; - закреплять знания о геометрических телах, умение узнавать их осязательным путем, называть углы (острые и тупые); определять какая фигура лежит в основании цилиндра, пирамиды, куба и т.д.; - развивать внимание, мышление, речь. | 1 | «Палочки в ряд» «Найди нарушения в ряду» «Домино» «Сосчитай!» «Чудесный мешочек» «Что изменилось?» | ||
Январь | Числовой отрезок | - закреплять представление о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка; - отрабатывать умение сравнивать предметы по длине (до 10), упорядочивать по признаку длины, находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины; - отрабатывать умение зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять картину из частей; - продолжать учить запоминать расположение фигур на картинке и рисовать их по памяти, развивать внимание. | 2 | «Путешествие лягушонка» «Разложи полоски по длине» «Найди нарушения в ряду» «Разрезные картинки» «Нарисуй по памяти» | |
Взаимосвязь между целым и частью (сложение) | - закреплять понимание взаимосвязи целого и частей (сложение), умение решать арифметические задачи на сложение; - закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке по указанию; - отрабатывать умение выкладывать изображение предмета из спичек по памяти; - закреплять знания геометрических тел, умение находить их осязательно воспринимаемому образу; - закреплять представление о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка. | 1 | «Занимательные задачи» «Не ошибись!» «Выложи предмет» «Волшебная коробка» «Гости» | ||
Февраль | Взаимосвязь между целым и частью (сложение) | 1 | |||
Взаимосвязь между целым и частью (вычитание) | - закреплять понимание взаимосвязи целого и частей (вычитание), умение решать арифметические задачи на вычитание; - отрабатывать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; - закреплять знание порядка следования чисел натурального ряда; - продолжать формировать представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене; - развивать внимание, мыслительные операции, речь. | 2 | «Занимательные задачи» «Путешествие точки по клеткам» «Исправь ошибку» «Магазин игрушек» «Найди отличия» | ||
План. Схема. | - закреплять умение ориентироваться по элементарному плану, схеме, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; - закреплять умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание; - отрабатывать умение производить анализ сложной формы, воссоздавать фигуру-силуэт по образцу; - закреплять умение правильно восстанавливать временные отношения, характеризовать особенности каждого сезона; - закреплять знание порядка следования чисел натурального ряда, умение определять пропущенное число. - закреплять умение ориентироваться по элементарному плану, схеме, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; - продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; - развивать чувство времени, продолжать учить устанавливать время на макете часов; - отрабатывать умение сравнивать предметы по длине (до 10), упорядочивать их по признаку длины, находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины; - отрабатывать умение подбирать недостающую фигуру в логической таблице по двум – трем признакам, обобщать результат поиска. | 1 | «Найди игрушку» «Путешествие по комнате» «Занимательные задачи» «Монгольская игра» «Когда это бывает?» «Число, как тебя зовут?» «Найди предмет» «Путешествие по территории детского сада» «Составь задачи» «Установи время» «Палочки в ряд» «Кто быстрее?» «Магический квадрат» | ||
Март Апрель
| Месяца года | - закреплять умение последовательно называть месяца года, определять какой текущий месяц, какой ему предшествовал и какой следует за ним; - закреплять знания о геометрических телах, умение узнавать их осязательным путем, называть углы (острые и тупые); определять какая фигура лежит в основании цилиндра, куба, пирамиды и т.д.; - закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, взаимосвязь целого и частей; - закреплять знание порядка следования чисел натурального ряда, умение определять пропущенное число; - развивать внимание, память, речь. | 1 | «12 месяцев» «Чудесный мешочек» «Торопись, да не ошибись» «Число, как тебя зовут?» «Пляшущие человечки» | |
Пространственные отношения: впереди – сзади; между – посередине, на – над – под | - закреплять пространственные отношения: впереди – сзади; между – посередине, на – над – под; -закреплять умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; - закреплять представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью числового отрезка; - закреплять умение производить анализ предъявляемого образа, воссоздавать силуэт по образцу; - продолжать учить запоминать расположение фигур на картинке и рисовать их по памяти; развивать внимание. | 1 | «Поставь правильно» «Динамические картинки» «Придумай сам» «Путешествие лягушонка» «Пентамино» «Нарисуй по памяти» | ||
Временные отношения: сначала – потом, до – после | - закреплять временные отношения: сначала – потом, до – после; отрабатывать умение устанавливать последовательность событий; - закреплять умение ориентироваться по элементарному плану, умение правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; - отрабатывать умение подбирать недостающую фигуру в логической таблице по двум – трем признакам, обобщать результат; - закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, взаимосвязь целого и частей; - отрабатывать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку; - развивать воображение, внимание, речь. | 1 | «Что сначала, что потом?» «Путешествие по группе» «Магический квадрат» «Торопись, да не ошибись!» «Путешествие точки по клеткам» «На что это похоже?» | ||
Сравнение группы предметов. Больше. Меньше. Равно. Знаки >, <, =. | - учить детей сравнивать группы предметов по количеству, обозначать равенство и неравенство знаками >, <, =; - закреплять умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; - закреплять счетные умения в пределах 20; - отрабатывать умение в делении целого на 8 равных частей, понимании отношений целого и частей; - отрабатывать умение соотносить формы геометрических фигур с предметами окружающего мира; - закреплять умение выделять фигуру из композиции, образованной наложением одних форм на другие. | 1 | «Сравни, сколько?» «День – ночь» «Придумай сам» «Сколько предметов?» «Кафе» «Найди предмет такой же формы» «Найди и покажи» | ||
Сравнение группы предметов. Больше. Меньше. Равно. Знаки >, <, =. | 1 | ||||
Многоугольники | - закреплять представления о многоугольниках (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник) и их свойствах; - закреплять умение сравнивать предметы по ширине, производить операцию сериации по этому признаку (размещать их в ряду в порядке возрастания и убывания до 10), находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины; - закреплять умение последовательно называть месяцы года, определять текущий месяц, предшествующий ему, последующий за ним; - отрабатывать умение решать примеры на сложение и вычитание; - отрабатывать умение производить анализ сложной формы, воссоздавать силуэт по образцу. | 1 | «Геометрическое лото» «Сравни по величине» «Кто скорее?» «Найди нарушения в ряду» «12 месяцев» «Торопись, да не ошибись» «Пентамино» | ||
Сравнение по высоте | - закреплять умение сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку (до 10), находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины; - закреплять представления о числовом отрезке, приемах присчитывания и отсчитывания единиц с помощью отрезка; - закреплять умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание; - закреплять представление о составе чисел 5-10, представление взаимосвязи целого и частей; - развивать внимание, мышление, речь. | «Расставь по порядку» «Сломанная лестница» «Гости» «Сбор урожая» «Домино» «Найди одинаковые фигуры» | |||
Май | Временные отношения: раньше - позже | - закреплять временные отношения: раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра; - закреплять умение ориентироваться в пространстве, выполнять словесные указания: «иди вперед – назад, направо – налево»; - закреплять умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; - закреплять умение сравнивать предметы по высоте, производить операцию сериации по этому признаку (до 10), находить нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины; - отрабатывать умение выделять предметы из группы по определенному признаку, обобщать результат процесса сравнения. | «Раньше – позже» «Живая неделя» «Иди, куда скажу» «Собери бусы» «Сбор урожая» «Расставь по высоте» «Сломанная лестница» «Шестой лишний» | ||
Сравнение по длине, ширине | - закреплять умение сравнивать два предмета по длине, ширине с помощью условной мерки: равной одному из сравниваемых предметов; - отрабатывать умение определять время по часам; - закреплять умение решать примеры на сложение и вычитание, взаимосвязь целого и частей; - формировать понятие ритма, умение находить закономерности; - закреплять представления о многоугольниках и их свойствах; - продолжать формировать умение расчленять сложную форму предметов на ряд однородных элементов заданной формы, выкладывать изображение по контурному образу. | «Кто первый?» «Путешествие» «Что показывают часы» «Торопись, да не ошибись» «Дорисуй» «Геометрическое лото» «Цветная мозаика» | |||
Заключение. Итоги математической грамотности | Выявить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений. | По дидактическим материалам | |||
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятий | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Формы контроля |
1 | сентябрь | 07 14 21 28 | 15.40 – 16.10 (четверг) | групповые | 4 | -Введение в математическую грамотность -Свойства предметов - Пространственные отношения: слева — справа, до – после, перед – за, между, рядом | Группа «Почемучки» | Педагогическая диагностика |
2 | октябрь | 5 12 19 26 | 15.40 – 16.10 (четверг) | групповые | 4 | - Цифры один и пять -Числа шесть и семь. Цифры шесть и семь -Числа восемь и девять. Цифры восемь и девять -Число десять. Цифры ноль и десять | Группа «Почемучки» | |
3 | ноябрь | 2 9 16 23 30 | 15.40 – 16.10 (четверг) | групповые | 5 | -Числа три и пять -Числа шесть и семь -Числа восемь и девять | Группа «Почемучки» | |
43 | декабрь | 7 14 21 28 | 15.40 – 16.10 (четверг) | групповые | 4 | -Числа восемь и девять -Число десять -Сравнение по длине | Группа «Почемучки» | |
5 | январь | 11 18 25 | 15.40 – 16.10 (четверг) | групповые | 3 | -Числовой отрезок - Взаимосвязь между целым и частью (сложение) | Группа «Почемучки» | |
6 | февраль | 1 8 15 22 29 | 15.40 – 16.10 (четверг) | групповые | 5 | -Взаимосвязь между целым и частью (сложение) - Взаимосвязь между целым и частью (вычитание) - План. Схема | Группа «Почемучки» | |
7 | март | 7 14 21 28 | 15.40 – 16.10 (четверг) | групповые | 4 | -Месяца года - Пространственные отношения: впереди – сзади; между – посередине, на – над – под - Временные отношения: сначала – потом, до – после - Сравнение группы предметов. Больше. Меньше. Равно. Знаки: >, <, = | ||
8 | апрель | 4 11 18 25 | 15.40 – 16.10 (четверг) | групповые | 4 | - Сравнение группы предметов. Больше. Меньше. Равно. Знаки: >, <, = -Многоугольники - Сравнение по высоте | ||
9 | май | 2 16 23 | 15.40 – 16.10 (четверг) | групповые | 3 | -Временные отношения: раньше – по позже -Сравнение по длине, ширине -Заключение. Итоги математической грамотности |
Раздел 3. Организационно - педагогические условия
Организационно - педагогические условия реализации программы
=
Учебно-методическое обеспечение:
Учебные и наглядные средства |
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… - М.: «Баллас», 2001 г. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. / Под редакцией Л.В. Венгера/. – М., Просвещение, 1973 г. Е.В. Сербина. Математика для малышей. – М.: Просвещение, 1992 г. Т.В. Башаева. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль: Академия развития, 1998 г. А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991 г. Чего на свете не бывает? / Под редакцией О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: просвещение, 1991 г. В.В. Волина. Праздник числа – М.: Знание, 1993 г. З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985 г. М.Н. Перова. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996 г.
|
Расходные материалы | Наборы цифр, наборы геометрических фигур, тетради в клетку, наборы цветных карандашей, ручки, подносы, индивидуальные карточки. |
Раздел 4. Оценка качества освоения программы
Формы контроля: для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся следующие контроли:
- входной
- текущий
- итоговый
Оценочные материалы:
Критерии освоения образовательной программы:
-ребенок самостоятельно выполняет задания в предложенной игровой форме (владеет знаниями);
- ответ ребенка требует дополнений (владеет знаниями, но допускает неточности при выполнении практических игровых заданий);
-ребенок затрудняется выполнять задания даже с помощью педагога.
Оценочные баллы:
3 балла - высокий уровень;
2 балла -средний уровень;
1 балл – низкий.
Перечень контрольно-измерительных материалов для достижения обучающимися планируемых результатов:
- информационная карта оценки уровня результативности освоения программы по группе и индивидуально на каждого.
Дидактический материал:
Количество и счет
I. Количественный счет.
1) Дидактическая игра: «Лото».
Ход игры
Ребенку предлагают карту с тремя полями и набор карточек. Левое и правое поле заполнено определенным количеством кружков, например: на левом поле 6 кружков, на правом 8 кружков, а среднее поле пустое. Ребенок должен сосчитать количество кружков на каждом поле и правильно подобрать карточку к свободному полю (к данному примеру подобрать карточку с 7 кружками). Карты меняются по ходу игры.
2)Дидактическая игра: «Посчитай».
Ход игры:
На столе лежат геометрические фигуры от 1 до 20. Воспитатель предлагает, например: отсчитать 10 треугольников, 15 кругов, 20 квадратов.
3) Дидактическая игра: «Назови числа «от» и «до».
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку назвать числа
а) в прямом порядке от 1 до 10;
б) в обратном порядке от 10 до 1;
в) «от 7 до 5», «от 1 до 8», «от 9 до 4» и т.д.
II. Порядковый счет.
1) Дидактическая игра: «Поезд».
Ход игры:
I вариант
Перед ребенком поезд с тремя вагончиками. В каждом вагончике по три окошка. По указанию воспитателя ребенок размещает изображение сказочных персонажей в окошко вагончика. Например:
- Помести зайчика в первое окошко. Каким он будет по счету? И т.д.
II вариант
В окошках вагончиков размещены пассажиры. Ребенок должен определить, кто первый, второй и т.д.- пассажир и подобрать соответствующую цифру.
III. Соотношение цифры с количеством.
1) Дидактическая игра: «День и ночь».
Ход игры:
На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 и коробка с игрушками (или предметами).
На слово «ночь» ребенок «засыпает», а воспитатель ставит перед ним игрушки (предметы). На слово «день» ребенок «просыпается» и видит предметы. Воспитатель задает вопрос ребенку: «Сколько предметов? Выбери цифру, которая соответствует количеству предметов».
Предметы (игрушки) добавляются и убираются в ходе игры. Воспитатель задает уже такие вопросы: «Что изменилось?», «Сколько осталось?». Отвечать только показом карточки с цифрой.
2) Дидактическая игра: «Подумай».
Ход игры:
На столе лежат карточки с двумя свободными полями и карточки с цифрами.
1-е задание: положить с правой стороны цифру, а с левой столько же кружков (квадратиков) и т.д.
2-е задание: ребенок выкладывает определенное количество предметов (по указанию воспитателя) с левой стороны, а с правой - подбирает цифру, которая соответствует количеству предметов.
IV. Натуральный ряд чисел.
1) Дидактическая игра: «Гости».
Ход игры:
В игре используется линейка. Точка по линейке «шагает» от цифры к цифре. Это «гости», к которым она «идет». Точка шагает по линейке вправо и влево и узнает, что числа увеличиваются и уменьшаются на 1.
а) Каждое число увеличивается на 1 («шаг» вправо);
б) Каждое число уменьшается на 1 («шаг» влево).
2) Дидактическая игра: «Назови соседей числа».
Ход игры:
Воспитатель задает любое число, например: число 6.
Вопрос: «Назови соседей числа 6». Ребенок называет предыдущее и последующее числа (5 и 7) и т.д.
V. Состав числа.
Назвать состав числа в пределах 10
- Дидактическая игра: «Домики с числами».
Ход игры:
На столе лежат карточки с цифрами и домики, на крыше которых изображены числа первого десятка. Воспитатель предлагает ребенку заселить по этажам числа так, чтобы они в сумме (с соседом по этажу) давали число, указанное на крыше.
VI. Составление арифметических задач.
1) Дидактическая игра: «Занимательные задачи».
Ход игры:
На столе лежат игрушки (куклы, животные, кубики, мячи и т.п.), набор цифр и знаков. Воспитатель предлагает ребенку составить задачу
а) на сложение, например: «У куклы было 6 кубиков, а у мишки было 2 мяча. Сколько всего игрушек было у них?»
б) на вычитание, например: «У мишки было 7 мячей, 2 мяча он отдал зайчику. Сколько мячей у него осталось?»
в) ребенок с помощью цифр записывает решение задач:
6 + 2 = 8 (а) 7 – 2 = 5 (б)
VII. Сравнение групп предметов по количеству.
1) Дидактическая игра: «Сравни, сколько?».
Ход игры:
На столе лежат вперемешку 8 красных и 8 синих кружков, набор цифр и знаков (=, >,<). Воспитатель даст задании: «Сравни количество красных и синих кружков. Что для этого надо сделать?» (Составить пары, пересчитать). Ребенок выполняет задание.
- Что ты заметил? (Красных и синих кружков поровну).
- Сколько синих? (8)
- Сколько красных? (8)
- Выложи цифры, соответствующие количеству красных и синих кружков. (8 и 8).
- Какой знак поставишь между цифрами? (8=8)
- Положи красные кружки слева, а синие справа. Изменилось их количество? (Нет).
- Убери слева 1 красный кружок. Чего больше красных или синих кружков – и на сколько? (синих больше, чем красных на 1 кружок).
- Выложи цифры, соответствующие количеству красных и синих кружков, и поставь знак между ними (8>7).
По ходу игры воспитатель дает задание на увеличение или уменьшение групп. Ребенок сравнивает их количество и подбирает соответствующий знак (=, <, >)
Величина
VIII. Сравнение по длине.
1) Дидактическая игра: «Разложи полоски по длине».
Ход игры:
На столе лежат 10 полосок разной длины, но одинаковой ширины.
Воспитатель дает задание:
а) – Выложи полоски в ряд (по возрастающей) от самой короткой до самой длиной.
б) – Выложи полоски в ряд (по убывающей) от самой длиной до самой короткой.
в) – Найди нарушение в ряду (перед этим предлагает закрыть ребенку глаза, а сам убирает одну из полосок).
Аналогично игру можно провести с палочками.
IX. Сравнение по ширине.
- Дидактическая игра: «Разложи полоски по ширине».
Ход игры:
На столе лежат 10 полосок разной ширины, но одинаковой длины. Воспитатель дает задание:
а) – Выложи полоски в ряд (по возрастающей) от самой узкой к самой широкой.
б) – Выложи полоски в ряд (по убывающей) от самой широкой к самой узкой.
в) – Найди нарушение в ряду (одна из полосок убирается).
X. Сравнение по высоте.
1) Дидактическая игра: «Расставь по порядку».
Ход игры:
На столе 10 берез (плоскостные) разные по высоте. Воспитатель предлагает задание:
а) – Расставь березки в ряд (по возрастающей) от самой низкой до самой высокой на фланелеграфе.
б) – Расставь березки в ряд (по убывающей) от самой высокой до самой низкой.
в) – Найди нарушение в ряду (одна из березок убирается.
Аналогично игра проводится с вышками, елочками и т.п.
XI. Сравни по толщине.
1) Дидактическая игра: «Цилиндры».
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку 10 цилиндров разных по толщине, но одинаковых по высоте.
а) – Расставь цилиндры в ряд (по убывающей) от самого толстого до самого тонкого.
б) – расставь цилиндры в ряд (по возрастающей) от самого тонкого до самого толстого.
в) – Найди нарушение в ряду (один из цилиндров убирается).
Форма
XII. Умение различать круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник.
1) Дидактическая игра: «Геометрическое лото».
Ход игры:
На столе набор геометрических фигур. Ребенок должен их назвать и показать. Определить форму, размер, цвет при сравнении друг с другом (т.е. выделить свойства). Вопросы к ребенку: «Что общего? Чем отличаются?»
а) круг, б) квадрат, в) треугольник, г) овал, д) прямоугольник, е) многоугольник.
XIII. Умение различать куб, шар, пирамиду, конус, цилиндр.
- Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
В мешочке лежат геометрические тела: а) шар, б) куб, в) цилиндр, г) пирамида, д) конус.
Ребенок на ощупь определяет фигуру, вынимает и называет. Сравнивает фигуры: «Что общего? Чем отличаются?» (т.е. выделяет свойство каждой фигуры).
- Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы».
Ход игры:
На столе лежат геометрические тела. Ребенку предлагается найти предмет такой же формы.
а) шар, б) куб, в) цилиндр, г) пирамида.
Ориентировка в пространстве и во времени
XIV. Определение пространственных отношений.
- Дидактическая игра: «Поставь правильно».
Ход игры:
Ребенку предлагается стол, стул и куб.
- Положить куб а) справа – слева, б) на – над – под, в) впереди – между – сзади, г) что находится вверху в группе? что внизу.
2) Дидактическая игра: «Иди, куда скажу.
Ход игры:
Предложить ребенку двигаться по сигналу: иди а) вперед – назад, б) направо – налево, г) определить место нахождения предметов по отношению к себе.
3) Дидактическая игра: «Кошки – мышки».
Ход игры:
На столе лист бумаги, набор геометрических фигур:
Фигуры -это «кошки – мышки». Они будут играть в прятки на листе бумаги. Размести кошку – круг в середине листа, а мышку – треугольник в нижнем левом углу и т.д.
4) Дидактическая игра: «Путешествие точки по клеткам».
Ход игры:
Ребёнку дают листочек в клетку, простой карандаш. На листе ставят точку и предлагают ребёнку совершить путешествие «точки» по клеточкам, считая при этом нужное количество клеток в разных направлениях. Например: 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вниз, 7 клеток вправо, 2 клетки вверх. Может быть и другой вариант.
5) Дидактическая игра: «Нарисуй по памяти».
Ход игры:
В течение 10 секунд ребенок смотрит на рисунок, а потом изображает по памяти.
XV. Установление временных отношений.
- Дидактическая игра: «Раньше – позже».
Ход игры:
На столе лежат 5-6 картинок в беспорядке, связанные одним сюжетом, например: 1) мальчик просыпается, 2) заправляет постель, 3) делает зарядку, 4) завтракает, 5) сидит за партой, 6) играет.
Воспитатель предлагает ребенку разложить картинки в нужном порядке.
2) Дидактическая игра «Календарь».
Ход игры:
Ребенок должен определить и назвать: а) дни недели, б) части суток, в) времена года, г) месяцы года.
Логика
XVI. Развитие логического мышления.
- Дидактическая игра: «Шестой лишний».
Ход игры:
Перед ребенком две карточки, на которых изображены, пять предметов. Один предмет отличается по какому-либо признаку (свойству): материалу, цвету, форме, назначению и т.д. Ребенок должен определить, какой предмет лишний, например:
- машина, велосипед, автобус, троллейбус, самолет;
- береза, липа, клен, тополь, ель.
2) Дидактическая игра: «Найди фигуру».
Ход игры:
Воспитатель предлагает логическую таблицу с одной пустой клеткой. Ребенок должен подобрать недостающую фигуру, например:
4) Дидактическая игра «Танграм».
Ход игры:
Ребенку предлагают составить из геометрических фигур предмет (фигуру) по контурному образцу.
5) Дидактическая игра: «Найди отличия».
Ход игры:
Ребенку предлагают найти отличия в изображении двух предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности"
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей....

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
quot;Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста". Современный образовательный процесс требует от педагогов нового подхода к собственной деятельнос...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе тр...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
А. А. ЛеонтьевВ современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...