Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»
рабочая программа (старшая группа)
«Для соразмеренности красоты и здоровья
требуется не только образование
в области наук и искусства,
но и занятия всю жизнь
физическими упражнениями,
гимнастикой».
Платон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 128.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТ УТВЕРЖДЕН Протокол Педагогического Приказом МБДОУ д/с «Звездочка»
совета МБДОУ д/с «Звездочка» « ___»______ 20 г. №
от «___» _________ 20 г. №
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
для детей старшей группы (5-6 лет)
«Детский фитнес»
Руководитель: инструктор
по физической культуре
Астапенко Ю.В.
с.Тоцкое Второе, 2021
Содержание программыСтр. | ||
I. | Целевой раздел | 4 |
1.1. | Пояснительная записка | 4 |
1.2. | Цели и задачи реализации Программы | 6 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 7 |
1.4. | Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет | 8 |
1.5. | Планируемый результат освоения Программы | 11 |
II. | Содержательный раздел | 12 |
2.1. | Формы, методы реализации программы | 12 |
2.2. | Программное содержание | 16 |
2.3. | Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы | 17 |
2.4 | Интенсивность нагрузки | 20 |
2.5. | Взаимодействие с родителями | 20 |
III. | Организационный раздел | 21 |
3.1. | Описание материально-технического обеспечения реализации программы «Детский фитнес» | 23 |
3.2. | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. | 23 |
3.3. | Формы проведения промежуточной аттестации | 24 |
Паспорт программы
Наименование программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» |
Обоснование для разработки программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от. 29. 12. 2012 № 273-ФЗ 2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и нормам СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». |
Цель программы | создание условий для детей дошкольного возраста по освоению современных развивающих оздоровительных фитнес-технологий с целью формирования базиса культуры здорового образа жизни. |
Задачи программы |
|
Форма промежуточной аттестации | Мониторинг Открытое занятие |
Ожидаемые результаты | Личностные: 1)Укреплена осанка, улучшены физические качества: координация, сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость, сочетание скорости и силы, равновесие. 2) Улучшена техника выполнения различных видов основных движений, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям детей 5-6 лет. 3) Развито умение качественно выполнять движения на тренажерах. 4) Улучшены умственные способности: внимание, быстрота реакции, памяти, воображения. Метапредметные: 1)Развиты креативные способности в двигательной сфере. 2)Развиты эмоциональная сфера, нравственно-волевые черты, коммуникативные способности. Предметные: 1) Сформированы знания о здоровом образе жизни. |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
«Для соразмеренности красоты и здоровья
требуется не только образование
в области наук и искусства,
но и занятия всю жизнь
физическими упражнениями,
гимнастикой».
Платон
Фитнес (от англ .fitness — соответствие) появился в нашей стране в 90-е гг. XX в. Это деятельность, направленная на повышение уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности, здоровый образ жизни.
Детский фитнес - хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции. На занятиях по фитнес-тренировке рационально сочетаются разные виды и формы двигательной деятельности, самое главное — вызвать у детей интерес к выполнению упражнений.
Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Общая цель физического воспитания – это сохранение и укрепление здоровья ребенка. Потребность наиболее полного раскрытия физических способностей ребенка и послужила причиной создания данной Программы физкультурно-спортивной направленности. Данная Программа предназначена для реализации в образовательных учреждениях, в концепцию которых включена деятельность по физическому совершенствованию детей дошкольного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» составлена в соответствии с нормативноправовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от. 29. 12. 2012 № 273-ФЗ
2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и нормам СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес» составлена с учетом основных принципов и подходов, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Новизна и оригинальность Программы.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчинённой основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребёнка, является создание условий для укрепления здоровья детей на основе использования занимательных и нетрадиционных методов. Программа соответствует специфике дошкольного образования детей и способствует расширению функциональных возможностей растущего организма; повышению работоспособности детей посредством эффективности закаливания; формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков; формированию двигательных качеств, развитию мотивации к регулярным занятиям физкультурой; формированию потребности в здоровом образе жизни и воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми.
Педагогическая целесообразность Программы.
Дополнительные занятия по детскому фитнесу ориентированы на то, чтобы заложить у детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает фитнес средством совершенствования личности. Дети получат необходимые сведения, которые повлияют на сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, которые необходимы для решения задач. Программой предусмотрено сочетание ритмичной, эмоциональной музыки и танцевальных упражнений, что делает занятия привлекательными для детей. Занятия дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.
Актуальность Программы
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является на данный момент самой актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок, поэтому необходимо формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями, в том числе к занятиям по физической культуре. Одним из таких путей являются дополнительные занятия по физической культуре – «Детский фитнес».
Программа «Детский фитнес» - это комплексы упражнений оздоровительного танца, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата содействующие оздоровлению различных функций и систем организма.
Практическая значимость Программы состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья.
Дети регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также к самому себе, своему телу и своему здоровью. На каждом занятии решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те упражнения, которые необходимы для решения задач.
Программа «Детский фитнес» основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевальных упражнений, что делает занятия привлекательными. Занятия дают возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация движений, сила и гибкость.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цель программы – создание условий для детей дошкольного возраста по освоению современных развивающих оздоровительных фитнес-технологий с целью формирования базиса культуры здорового образа жизни.
Задачи детского фитнеса:
Образовательные:
- оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
- совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, координацию).
Развиивающие:
- развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
- развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.
Воспитывающие:
- создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
- воспитывать умение выражать эмоции, творчество в движении;
- повышать интерес к физкультурным занятиям.
В детском фитнесе есть несколько направлений:
- «Зверобика» — аэробика подражательного характера, веселая и интересная маленьким детям; развивает воображение и фантазию.
- «Лого-аэробика» — физические упражнения с одновременным произношением звуков и четверостиший; развивает координацию движений и речь ребенка.
- Step by step — освоение навыков равновесия, обучение правильной ходьбе, развитие мелкой моторики.
- Ваву тор — упражнения на укрепление свода стопы, незаменимые для детей с развивающимся плоскостопием.
- Упражнения с фитболом — гимнастика на больших разноцветных мячах; развивает опорно-двигательный аппарат малыша.
- Ваву games — подвижные игры, всевозможные конкурсы, эстафеты (важно для меланхоликов и флегматиков) и упражнения на развитие внимания и мелкой моторики.
- Детская йога — благотворно влияет на психоэмоциональное состояние. Если ребенок неусидчив, гиперактивен, йога поможет научиться сдержанности.
- First step — занятия на освоение навыков равновесия, развитие памяти, речи, мелкой моторики.
Программа рассчитана на 8 месяцев – 64 часа в год.
Программа предполагает 2 занятия в неделю во 2 половине дня.
Продолжительность занятия: 25 -30 минут
Общее количество человек в группе: 15
Количество групп: 1
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
В основу программы заложены следующие основные принципы:
1) построение деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3) поддержки инициативы ребенка, уважение к его личности.
4) сотрудничество с семьей обеспечение единства подхода к воспитанию детей в условиях дополнительного образования.
5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах детского фитнеса;
6) последовательности и систематичности в изучении элементов детского фитнеса, от простого к сложному. Постепенный переход от усвоенного материала к новому.
8) подбирать элементы детского фитнеса и музыку в соответствии с возрастными особенностями детей.
9) наглядности: в процессе обучения главную роль играет так называемая звуковая и зрительная наглядность. Методические пособия (иллюстрация спортсменов). Основной прием наглядности: - это показ исполнения педагогом.
10) прочности, систематичности.
В программе учитываются следующие подходы:
1) личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных особенностей.
2) деятельный подход - предполагает, что в основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка выстраивается на основе сотрудничества с педагогом.
3) системный подход - это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
4) индивидуальный подход - выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающий с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни.
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей 5 - 6 лет
Возрастные особенности 5-6 лет
Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела. По данным Института возрастной физиологии РАО за год прибавляется около 4-5 см. роста, 1,5-2 кг массы, 1-2 см. окружности грудной клетки. Высота головы приближается к 1/6 длины тела. Тело растёт неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Увеличение физиологических показателей на фоне недостаточно выраженной корреляции с антропометрическими признаками свидетельствует о том, что в данный период жизни они в значительной мере зависят от обучения, а также от индивидуального двигательного опыта ребёнка.
Развитие опорно-двигательной системы ребенка (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) к пяти-шести годам ещё не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причём у разных костей фазы развития неодинаковы.
Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка.
В течение шестого года быстро увеличивается длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Как на протяжении всего дошкольного возраста, так и в шестилетнем возрасте у ребёнка преобладает тонус мышц-разгибателей, что не дает возможности при длительном статистическом положении долго удерживать спину прямой. К шести годам подходит к завершению период количественных и качественных преобразований в сердечно-сосудистой системе, но она ещё не достигает полного развития. Пульс неустойчив и не всегда ритмичен.
Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идет неравномерно. В специальной литературе указывается, что у старших дошкольников в 53% случаев выявлен средний уровень функциональной зрелости системы дыхания. ЖЕЛ у ребенка 5-6 лет в среднем 1100-1200 см3, но она зависит и от других факторов – длины тела, типа дыхания и других.
Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей. Благодаря этому возрастает осознанность освоения детьми шестого года жизни более сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально-волевых качеств (быстрота, ловкость, 10 выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу).
Индивидуальные особенности детей 5-6 лет
Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных особенностей каждого ребенка. Организация образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программе «Детский фитнес» осуществляется с учетом индивидуальных, физиологических и психологических особенностей детей.
Списочный состав обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Детский фитнес» - 15 человек.
Показатели антропометрических исследований развития воспитанников свидетельствуют об их соответствии возрастам детей.
Распределение детей по группам здоровья.
Показатели | ||
Кол-во | % | |
1 группа здоровья | 10 | 67% |
2 группа здоровья | 5 | 33% |
3 группа здоровья | - | - |
Особенности поведения ребенка, его самочувствие в определенной мере, зависит как от его физического состояния, так и от темперамента.
Психологические особенности детей, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Детский фитнес»
Изучение особенностей детей позволяет получить объективные данные о темпераменте ребенка, что является основой индивидуального подхода к каждому ребенку.
В качестве метода определения типа темперамента детей дошкольного возраста выступает наблюдение за ребенком в различных видах деятельности, за его поведением, эмоциональными реакциями, особенностями взаимодействия со сверстниками и взрослыми, а также беседы с родителями.
Распределения контингента обучающихся
по доминированию типа темперамента
Тип темперамента холерик | Тип темперамента сангвиник | Тип темперамента флегматик | Тип темперамента меланхолик |
- | 13 (86%) | 1(7%) | 1(7%) |
Распределения контингента обучающихся
по доминированию типа темперамента
Изучение психологических особенностей детей является основой для реализации индивидуального подхода к каждому ребенку.
Психологические особенности | 5-6 лет | Итого |
Тревожные | - | - |
Обидчивые | 1 | 1 |
Стеснительные | 1 | 1 |
Детям данных категорий на занятиях уделяется дополнительное внимание, индивидуальный подход, для развития самооценки ребенка, создания ситуации успеха, а также обучения необходимым социальным навыкам поведения.
1.5. Планируемый результат освоение Программы
По окончании 8-и месяцев занятий:
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. В результате освоения данной Программы происходит формирование у ребенка потребности к систематическим занятиям физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется установка на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование.
К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с программой «Детский фитнес» относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
− дети овладеют разнообразными двигательными умениями и навыками;
− дети приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья;
− дети приобретут необходимые гигиенические навыки;
− дети разовьют физические и психомоторные навыки;
− дети укрепят здоровье;
− дети научатся творческому самовыражению посредством двигательных действий;
− дети разовьют художественно-эстетический вкус, воображение и фантазию;
− дети научатся красиво, грациозно двигаться.
Результатом освоения программы «Детский фитнес» является формирование таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Детский фитнес» основывается на положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивает в целом:
• сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
• развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
• развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
2.1. Формы и методы реализации Программы
В программе «Детский фитнес» для детей 5-6 лет представлен перечень форм организации образовательной деятельности детей, выбор которых осуществляется педагогом самостоятельно.
В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для детей деятельности - под музыкальное сопровождение в игровой или в соревновательной форме.
Формы организации организованной деятельности детей.
Форма организации | Особенности |
Индивидуальная | Позволяет индивидуализировать обучение, через общение педагога с ребенком. |
Групповая, подгрупповая | Проводятся со всеми детьми группы на основе принципов развивающего обучения, личностно-ориентированной модели взаимодействия и использованием игрового материала, с учетом санитарно – гигиенических требований к нагрузке и сочетанию различных видов деятельности. |
В основе Программы лежат 3 группы методов: наглядные, словесные и практические.
Наглядный метод:
Наглядно-зрительные приемы: показ физических упражнений; использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии); имитация (подражание); зрительные ориентиры (предметы, разметка зала).
Показ применяется при знакомстве детей с новым элементом для создания зрительного представления о физическом упражнении. Педагог показывает упражнение на высоком техническом уровне несколько раз и выбирает место так, чтобы его видели все дети.
Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное представление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка. Возможно привлечение детей к показу упражнений.
Для лучшего усвоения техники выполнения физических упражнений используются наглядные пособия: картинки, рисунки, фотографии, видеоматериал.
Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях.
Имитация – это подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Она занимает большое место при обучении детей физическим упражнениям.
Дошкольнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает, а не то, что ему рассказывают. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения.
Зрительные ориентиры помогают детям правильно выполнить разучиваемое движение. Например, при касании предмета подвешенного выше поднятых рук ребенка увеличивается сила толчка ног, при выполнении наклонов с касанием руками носок ног увеличивается амплитуда движения.
Словесный метод: названия упражнений, описания, объяснения, указания, пояснения; подача команд, распоряжений, сигналов; вопросы к детям; образный сюжетный рассказ; беседа; словесная инструкция.
Показывая и объясняя упражнение, педагог одновременно указывает, на какой предмет или действие оно похоже (упражнение «складной ножик»: наклоны вперед из и.п. - сидя, ноги вместе). После того, как упражнение освоено, педагог дает ему название. Названия сокращают время, затраченное на объяснение в дальнейшем.
Описание позволяет словесно обозначить основные элементы техники движений.
Объяснение используется при разучивании упражнений. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе. Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным.
Указания могут быть использованы для уточнения задания, для предупреждения и исправления ошибок. В качестве звуковых сигналов на занятии используются: музыкальное сопровождение, хлопки, свисток, бубен и т. д.
Вопросы, задаваемые детям, побуждают их к наблюдательности, активизируют мышление и речь. Во время проведения занятия целесообразно спрашивать у детей, кто умеет выполнять данное упражнение, кто помнит правила подвижной игры.
Рассказ, придуманный педагогом или взятый из книги, используется для пробуждения у детей интереса к занятиям. Например, педагог рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес, а дети выполняют соответствующие упражнения.
На занятиях также используются стихи, считалки, загадки.
Беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.
Практический метод: разучивание и повторение упражнений; подвижные игры и игровые упражнения.
С целью закрепления двигательных навыков, упражнения следует проводить в игровой форме. В игре детям предоставляется возможность творческого решения задач, проявления самостоятельности, находчивости в выборе способа действия.
Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения. Проводить соревнования нужно быстро и со всей группой одновременно.
Вначале они организуются на правильность выполнения упражнений: кто лучше прыгнет, кто правильно выполнит кувырок. В дальнейшем, по мере закрепления двигательного навыка, критериями оценки становится дальность, высота, быстрота упражнения: кто дальше прыгнет, кто больше отожмется.
Этапы практического занятия:
Вводная часть фитнес-занятия направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных комплексов по аэробике, степ-аэробике или музыкально-ритмических композиций.
Основная часть включает силовую тренировку — важную составляющую любого фитнес-режима. Она способствует наращиванию мышечной массы, что помогает поддерживать нормальную массу тела. Силовая тренировка включает упражнения с предметами (гантели, жгуты, эспандеры), упражнения на степ-платформе, с атлетическими мячами, отжимания от пола, качание пресса, подтягивания и т.д.
Элементы акробатики, спортивной гимнастики (упражнения на гимнастической лестнице, подлезание или кувырки с использованием различного оборудования) также способствуют развитию силы.
Занятия в стиле step by step направлены на освоение навыков равновесия. Они включают упражнения на мягком бревне: в младших группах — ходьбу по бревну, в старших группах — выполнение различных шагов на нем. Можно усложнить задачу — выполнять шаги под музыку. Очень интересна силовая тренировка в виде комплекса прыжков через предмет или несколько предметов разными способами. В основную часть фитнес-тренировки можно включить элементы художественной гимнастики (упражнения с мячами, обручами, лентами и скакалками).
На первой неделе в занятия включают только один или два вида элементов, детей знакомят с новыми движениями, закрепляют уже известные. Это занятие с элементами фитнеса. На второй неделе проводится собственно фитнес-тренировка. На втором занятии внимание детей акцентируют на совершенствовании и точности выполнения упражнений под музыку. Музыкальное сопровождение более целесообразно использовать на второй неделе, так как на первых обучающих занятиях приходится давать много словесных указаний и объяснений. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения ребенок может соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом, и тогда музыкальное сопровождение становится необходимым.
Подвижные игры — одна из составляющих основной части занятия. Их подбирают с учетом двигательных действий и интереса для детей. Подвижная игра — игра умеренной психофизической нагрузки на развитие мышления, памяти, внимания и коммуникативных способностей.
Цель заключительной части занятия — восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Лучше всего в этой части занятия использовать дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, игрового стретчинга. Они помогают снять напряжение в мышцах. Для поддержания интереса к упражнениям можно использовать стихи, загадки, речевки.
2.2. Программное содержание 8-и месяцев обучения (5-6 лет)
Общее количество часов в год - 64 часа
Количество занятий в неделю -2 занятия
Количество групп – 1
Количество детей в одной группе – 15 человек
Период прохождения материала | Тема | Комплексы общеразвивающих упражнений / фитнес-тренировки | Кол-во часов |
Октябрь | Техника безопасности в занимательной форме. | 1 | |
«Экскурсия в лес» | Комплекс общеразвивающих упражнений -1,2 | 2 | |
Контрольно-проверочное занятие | Комплекс общеразвивающих упражнений -2 | 1 | |
Фитнес-тренировка | Ритмическая гимнастика «Вместе весело шагать» | 2 | |
Ритмическая гимнастика «Зверобика» | 2 | ||
Ноябрь | «Путешествие по городу» | Комплекс общеразвивающих упражнений - 3 | 2 |
Фитнес-тренировка | Ритмическая гимнастика «Три поросенка» | 2 | |
Силовая гимнастика с атлетическим мячом, аэробика и стретчинг | 4 | ||
Декабрь | «Путешествие в зимний лес» | Комплекс общеразвивающих упражнений -5 | 2 |
Фитнес-тренировка | Фитбол-гимнастика Динамические упражнения на фитболах. | 6 | |
Январь | «Забавы зимушки-зимы» | Комплекс общеразвивающих упражнений - 6 | 2 |
Фитнес-тренировка | Аэробика, степ - аэробика, силовая гимнастика на степ-платформе, художественная гимнастика и стретчинг | 6 | |
Февраль | «Пожарные на учении» | Комплекс общеразвивающих упражнеий -7 | 2 |
Фитнес-тренировка | Силовая гимнастика с атлетическим мячом, художественная гимнастика с малым мячом | 6 | |
Март | «Мы — юные циркачи» | Комплекс общеразвивающих упражнений - 8 | 2 |
Фитнес-тренировка | Степ-аэробика, школа мяча, силовая гимнастика с атлетическим мячом и стретчинг с атлетическим мячом | 6 | |
Апрель | «Цирк» | Комплекс общеразвивающих упражнений - 9 | 2 |
Фитнес-тренировка | Аэробика, силовая гимнастика с гантелями, школа мяча, акробатика и стретчиинг | 6 | |
Май | «Олимпийские звезды» | Комплекс общеразвивающих упражнений - 10 | 2 |
Повторение, закрепление, совершенствование пройденного материала. Показательное открытое занятие для родителей | Степ-аэробика, с большим мячом, силовая гимнастика с атлетическим мячом, художественная гимнастика с обручем и стретчиинг | 6 | |
Итого | 64 |
2.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, инструктор по ФК и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов Диагностические тесты подбираются с учѐтом:
• развития основных физических качеств – гибкости, быстроты, координационных способностей;
• способности детей к использованию уже известного объѐма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
Гибкость
Методика: наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.
Наклон вперёд из положения сидя на полу: на полу мелом наносится линия АБ, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.
Статическое равновесие: стоя на носках с закрытыми глазами -10с.
Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Цель: определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: в забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.
Цель: определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую 51 яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.
Цель: определить силу в метании мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.
Методика: метание мяча правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мяч как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок. Для точности диагностического исследования используется индивидуальная для каждого ребенка карта.
Индивидуальная карта физической подготовленности ребенка
Ф. И. ребёнка________________________________________
Возраст, вес, рост____________________________________
Группа здоровья______________________________________
Скоростные способности______________________________
Бег на 30 м., сек______________________________________
Силовые способности__________________________________
Метание Мешочка (150-200г),м_________________________
Подтягивание, раз. ____________________________________
Скоростно-силовые способности_________________________
Прыжок в длину с места, см_____________________________
Гибкость: наклон вперёд, см_____________________________
Статическое равновесие_________________________________
Уровень физической подготовленности_____________________
2.4. Интенсивность нагрузки
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки. Нагрузками также являются подскоки, галопы, прыжки, приседания они выполняются в умеренно быстром темпе.
Т. Лисицкая предлагает следующие критерии для подбора упражнений соответственно темпу музыки:
• Быстрый бег -160 акцентов в минуту;
• Подскоки, галоп-120-150 акцентов в минуту;
• Маховые движения -80-90 акцентов в минуту;
• Наклоны -70 акцентов в минуту;
• Поворот, наклоны головой, растягивания -40-60 акцентов в минуту. Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно относительно. Педагог должен соотнести все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребенка. Но важно также ориентироваться и на средние показатели уровня развития детей в группе.
2.5. Взаимодействие с родителями
Разъяснять родителям на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу, необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; выполнение ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (фитнес), совместными подвижными играми, создание дома спортивного уголка; покупку ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка и т.д.); совместный просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития. Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках, организуемых в детском саду.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения
реализации программы
Материально–техническое обеспечение
- спортивный зал;
- ноутбук;
-записи фонограммы;
- колонки;
-коврики.
Оборудование спортзала
№ п/п | Наименование | |||
Наличие | Размер | |||
1 | Шведская стенка сплошная для лазанья | 3 | 2,00см-В;2,70см-Д | |
2 | Наклонные доски | 2 | 23см,Ш- 180см,Д | |
3 | Гимнастические скамейки | 2 | 20 см,В,2,00см,Д | |
4 | Гимнастические скамейки | 2 | 30 см В, 2,00см,Д | |
5 | Гимнастические маты поролоновые | 2 | 100см.Ш– 200см.Д. | |
6 | Стойка для прыжков в высоту | 1 | ||
7 | Щиты для метания навесные | 2 | 48Х50см | |
8 | Навесные баскетбольные щиты с сеткой | 2 | 48Х50см | |
9 | Мячи (фитбольные) | 6 | 58см | |
10 | Обручи гимнастические | 7 | 80см | |
11 | Обручи гимнастические | 18 | 60см | |
12 | Обручи гимнастические | 10 | 70см | |
13 | Обручи гимнастические | 6 | 50см | |
14 | Палки гимнастические | 30 | 71см | |
15 | Скакалки гимнастические | 30 | 1,84м | |
16 | Скакалки гимнастические | 2 | 2,4м | |
17 | Скакалки гимнастические | 4 | 3,0м | |
18 | Сетка волейбольная | 1 | 8м-Д;80см-Ш | |
19 | Мячи резиновые | 28 | 125 мм | |
20 | Мешочки с песком для метания | 25 | 200гр | |
21 | Дуги для подлезания | 2 | 50см | |
22 | Дуги для подлезания | 2 | 70см | |
23 | Ракетки для настольного тенниса | 12 | ||
24 | Канат для перетягивания | 1 | 5,70см | |
25 | Канат для занятий | 2 | 3,0м | |
26 | Мячи волейбольные | 3 | ||
27 | Мячи баскетбольные | 4 | ||
28 | Мячи футбольные | 3 | ||
29 | Лыжи короткие пластмассовые | 15 | ||
30 | Секундомер | 1 | ||
31 | Свистки судейские | 2 | ||
32 | Мячи резиновые | 40 | 200мм | |
33 | Доска с ребристой поверхностью | 2 | 150см-Д;20см-Ш | |
34 | Батуты | 2 | ||
35 | Степ платформы | 6 | ||
36 | Конусы большие | 4 | ||
37 | Туннель для пролезания | 4 | 3м | |
38 | Коврики | 16 | 100см-Д;80см-Ш | |
39 | Кегли | 36 | ||
40 | Кирпичики пластмассовые цветные | 30 | 17см-Д;8см-Д | |
41 | Мячи пластмассовые цветные | 25 | ||
42 | Кубики для ОРУ и игр | 50 | ||
43 | Погремушки для ОРУ и игр | 28 | ||
44 | Флажки цветные для ОРУ и игр | 60 | ||
45 | Ленточки с колечками для ОРУ и игр | 50 | 60см –Д;5см-Ш | |
46 | Верёвочки для ОРУ и игр | 40 | 75см-Д | |
47 | Косички для ОРУ и игр | 18 | 80см -Д | |
48 | Кольца резиновые | 12 | ||
49 | Кольца пластиковые | 13 | ||
50 | Эстафетная палочка | 2 | 35см-Д | |
51 | Гантели пластиковые | 25 | ||
52 | Игра «Ходунки» | 2 | ||
53 | Игра «Кольцеброс» | 1 | ||
54 | Игра «Островок-1» | 1 | ||
55 | Игра «Островок-2» | 1 | ||
56 | Бубен | 1 | ||
57 | Коврики масссажные | 8 | ||
58 | Конусы малые | 4 | ||
59 | Мешок для прыжков | 2 | ||
60 | Клюшки | 2 | ||
61 | Палки гимнастические деревянные | 5 | ||
62 | Палки гимнастические | 10 | 106 см | |
63 | Палки для вертикальной стойки | 6 | 150 см | |
64 | Палка гимнастическая с флажками | 2 | 53 см | |
65 | Палки эстафетные пластмассовые | 2 | ||
66 | Палки эстафетные деревянные | 2 | ||
67 | Ракетки пляжные с мячиком | 1 | ||
68 | Метр | 1 | ||
69 | Тренажер детский «Беговая дорожка» | 1 | ||
70 | Тренажер детский «Велотренажер» | 1 | ||
71 | Тренажер детский «Степпер» | |||
72 | Тренажер детский механический гребной | 1 | ||
73 | Кирпич | 2 | ||
74 | Тележка для спортивных принадлежностей | 1 | ||
75 | Втулка для конуса | 4 | ||
76 | Набор теннисных мячей | 1 | ||
77 | Разметчик для спортивных игр | 10 | ||
78 | Ноутбук | 1 | ||
79 | Колонки | 2 |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Литература для организации педагогического процесса
1. Безруких М.М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Двигательные программы для детей 5-6 лет. СПб, «Владос», 2001.
2. Вареник Е.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2012.
3. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. 2009, №4.
4. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. М.: «Мозаика-синтез», 2010.
5. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: «Мозаика-синтез», 2014.
6. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры - М.: «Физкультура и спорт», 2000-496с.
7. Рыбкина О.Н. Морозово Л.Д Фитнес в детском саду: Программа и конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Издательство «Аркити», 2016.
8. Соломенникова Н.М. Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011. 7. Анисимова Т.Г. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников. – Волгоград: «Учитель», 2009.
9. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.- 6- 7лет М.: ТЦ Сфера, 2014.
10. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. - М.: ТЦ Сфера, 2012. 12. Николаева Н.И. Школа мяча. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
11. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2005-175с.
12. Теоретико – методические основы занятий фитбол - аэробикой. Е.Г. Сайкина, С. В. Кузьмина СПб, 2011.
13. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнес - Данс», учебное пособие СПб, «Детство-пресс», 2007.
14. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г, «Са-Фи-Дансе», танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб, «Детство-пресс», 2001.
15. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Клубкова Е. Ю., СПб, 2001
3.3. Формы проведения промежуточной аттестации
1. Педагогическая диагностика
2. Открытое занятие
Периодичность проведения промежуточной аттестации.
Периодичность аттестация обучающихся проводится по завершению полугодия или учебного года в формах предусмотренных конкретной дополнительной общеразвивающей программой в период с 17 по 31 мая 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по художественной направленности для детей старшей группы. (Кружковая работа на тему: "Бумажные мастера")
Продолжение работы, начатой во 2 младшей и средней группах....
Дополнительная общеразвивающая программа физической направленности для детей 4-6 лет «Школа мяча» Срок реализации: 2 года. (базовый уровень)
Для развития организма ребенка – дошкольника и его разнообразной двигательной деятельности большую ценность представляют основные движения. Важное место в системе физического воспитания детей до...
Отчёт по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы «Говорим правильно»
Отчет по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы "Говорим правильно"...
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшей группы (5-6 лет) «Детский фитнес»
laquo;Для соразмеренности красоты и здоровья требуется не только образованиев области наук и искусства,но и занятия всю жизньфизическими упражнениями,гимнастикой». Платон...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшей группы «Страна оригами»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей старшей группы «Страна оригами»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей подготовительной группы «Занимательная математика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапознавательной направленности«Занимательная математика»...