Правовое воспитание дошкольников
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Лазарева Лидия Сергеевна

Разработки по правовому воспитанию дошкольников. Я также разработала перспективный план по данной теме, дидактические, инновационные сюжетно-ролевые игры, консультации для родителей и прочее, непосредственно образовательная деятельность по рисованию,лепке, аппликации, развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Ты -  гражданин России.

У тебя, как и у любого человека, есть гражданские обязанности и права.

Но знай: твои права особые.

Это – Права ребёнка.

Они дают тебе преимущество перед взрослыми.

Они защитят тебя от несправедливости».

( из обращения к маленькому читателю в книге                                                                                                        « Права ребёнка и обязанности государства»,

Кемерово, 2001 г )

Реализация проекта по теме «Наши права и обязанности»

Работа с родителями:

Цель: формирование правовой культуры, формирование гуманного отношения к ребёнку, обеспечение ими защиты прав ребёнка.

В работе с детьми:

Цель: воспитание нравственных норм поведения, формирование у ребёнка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям, развитие коммуникативной компетентности ребёнка и формирование у него социальных навыков, формирование правового знания.

Задачи:

-формировать у детей представления о правах человека (на основе литературных произведений);

-Развитие представлений о здоровом образе жизни;

-Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;

-Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка;

-Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

-Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

-Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

-Разъяснить общественные нормы и правила поведения;

-Познакомить детей с основными документами по защите прав человека.

Непосредственно – образовательная деятельность на тему: «Наши права и обязанности»

Цели:

-Закрепить знания о правах и обязанностях людей;

-развивать чувство достоинства к личным правам;

-Развивать чувство ответственности (за другого человека, за живое существо, за данное слово).

-Расширять словарь по теме «Наши права и обязанности»

-Развивать мышление (находить выход из заданных ситуаций).

Оборудование: кодекс, плакат, маски героев сказок, шапочка для судьи.

                                                                 

1.Оргмомент.

  Дети, сегодня к нам  пришли гости. Они хотят посмотреть на вас и узнать, какими правами  вы умеете пользоваться. Правильно ли вы это делаете? Для начала давайте поздороваемся с ними.

-Имеют ли право гости присутствовать на нашем занятии? Почему?

(Да, они имеют право на образование, имеют право на участие в научном процессе).

2.Закрепление пройденного.

а) – Дети, мы говорим, что все люди имеют права. А какие права конкретно имеют люди? Перечислите их.

(Права: на жизнь, на гражданство, на образование, на создание семьи, на выбор профессии, на оплату труда, на отдых, на жильё, на охрану здоровья).

-Скажите, пожалуйста, откуда вы знаете эти права? Вы их придумали?

( Нет, не придумали. Все эти права записаны в специальной книге, которая называется «Декларация прав человека»)

-Дети, подумайте и скажите, а что могло бы быть, если бы не были созданы и приняты единые права?

( Не было бы мира, был бы раздор, все были бы злы и всё время ссорились).

-Но в жизни случается всякое. Некоторые люди нарушают права. Чтобы разобраться , прав человек или нет, как нужно поступить?

(Нужно обратиться в суд).        

-Кто выносит решение суда?

(судья и его помощники, одному судье трудно принять решение).

б) – Сейчас мы с вами на примере героев произведений попробуем разыграть несколько ситуаций и найти правильный  выход из них. Для этого нам нужно выбрать судью и помощников. Какими качествами должны обладать эти люди?

(  Они должны быть умными, справедливыми, знать все законы, сами соблюдать все законы).

- Кто по вашему мнению подходит на роль судьи? (Дети выбирают).

-Все остальные - народные заседатели. Вы имеете право голоса, то есть можете высказать своё мнение.

Ситуация№1 (по русской народной сказке «Лиса, Заяц и Петух»).

Ведущий: Сидит Зайка под кустом  и плачет. Идёт мимо Петух, увидел, что Зайка плачет и спрашивает: «Зачем зайка, плачешь?»

Петух: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у  Лисы – ледяная. Пришла весна. Избушка Лисы растаяла. Попросилась она ко мне  погреться, да меня из избушки-то и выгнала.

Петух: Пойдём, я её выгоню.

Заяц: Нет, не выгонишь. Собаки гнали- гнали – не выгнали, медведь гнал-гнал – не выгнал, и ты не выгонишь.

Ведущий: Дети, скажите, какое право нарушено? Почему?

Судья: Нарушено право на жильё.

Ситуация №2 (По «Сказке про Золотой ключик или приключения  Буратино»).

Буратино: Вы отняли четыре золотые монеты, отдайте!

Алиса и кот Базилио: Ничего мы у тебя не отнимали!

Буратино: Украли! Украли!

Алиса и кот: Мы у тебя ничего не крали, в карманы твои не лазили.

Буратино: А кто меня подвешивал за ноги и тряс, как грушу.

Алиса и кот: Но мы не брали твои монеты.

Буратино: А кто меня обманул и сказал, что из монет вырастет дерево с листочками.

Алиса и кот: Ты сам яму рыл? Сам монеты туда клал, сам ямку засыпал, ничего мы тебя не обманывали. Дерево выросло бы, если бы тебя в полицейский участок не забрали.

Буратино: Всё равно вы обманули. Вы не имели право так поступать.

Ведущий: Какое право было нарушено?

 Судья: было нарушено право на собственность. Лишать людей собственности строго запрещается.

Ситуация№3 (по Л. Толстому «Филиппок»).

Ведущий: Филиппок в шапке сидит грустный, с « Букварём»  в руке. Его брат Костюшка с друзьями ушли в школу, а ему тоже очень хотелось учиться.

Мама: Куда ты собрался, Филиппок?

Филиппок:  В школу.

Мама: Ты ещё маленький, не ходи.

Филиппок: Ребята, но я знаю все буквы, хоть я и маленький. Подскажите, могу ли я идти учиться?

Ведущий: Какое право Филиппка здесь нарушено?

Судья: в этом случае нарушено право на образование. Каждый человек имеет право учиться, получать знания.

Ситуация №4 ( по сказке Ш. Перро «Красная Шапочка»).

Волк: Тук-тук!

Бабушка: Кто там?

Волк: Это я, Красная Шапочка, ваша внучка. Я принесла вам пирожок и горшочек маслица.

Бабушка: Дёрни за верёвочку, дверь и откроется!

Ведущий: Волк набрасывается на Красную Шапочку и съедает её.

Судья: было нарушено право на жизнь. Каждый человек имеет право на жизнь. И неприкосновенность.

Ситуация№5 (по сказке К. Чуковского «Айболит»).

Зайчиха: Ай-ай! Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

 Попал под трамвай!

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!

Айболит: Не беда! Подавай-ка    его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке.

Ведущий: Дети, каким правом может воспользоваться зайчонок?

Судья: все люди имеют право на охрану здоровья.

Ситуация№6 (по В. Маяковскому «Кем Быть»)

 Ведущий: Инженеру хорошо, а доктору - лучше,

Я б лечить детей пошел, пусть меня научат.

Я приеду к Пете, я приеду к Поле.

-Здравствуйте, дети? Кто у вас болен?

Ребёнок: Быть шофёром хорошо, а летчиком - лучше,

Я бы в лётчики пошел, пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.

«В небеса , мотор, вези, чтобы птицы пели».

Ведущий: О каком праве здесь говориться?

Судья : здесь идёт речь о праве на выбор профессии.

Итог занятия:

Судья: Господа, давайте перечислим наши права.

Дети перечисляют.

Судья: Теперь вы знаете свои права, и я прошу вас правильно ими пользоваться.

Ведущий: Вы, ребята, неплохо поработали и заслужили право на отдых. Всем спасибо!

 

Беседа на тему: «Наши права и обязанности»

Цели:

  1. Познакомить детей с Декларацией прав человека.
  2. Развивать у детей чувства собственного достоинства к личным правам человека.
  3. Развивать чувства собственного достоинства к личным правам человека.
  4. Развивать чувство ответственности (за другого человека, за живое существо, за начатое дело, за слово).

Ход беседы.

Дети, тема  этой недели «Наши права и обязанности».

-Как вы думаете, имеем ли мы какие-нибудь права? /Ответы детей/.

-Нужны ли вообще человеку права? Почему?/Обосновать ответ/.

Давным-давно, тысячи лет назад, на земле жили разные люди. Они различались даже по цвету глаз, цвету кожи. Так, объединяясь в группы, проживая в одном месте, говоря на одном языке, они выдвигали какие-нибудь требования, которым должны все подчиняться, чтобы не было раздора.

Давайте рассмотрим всё по порядку.

Мы с вами появились на свет, родились, Мы ещё пока совсем крошечные. Имеем ли мы какие-нибудь права? /Ответы детей/.

Да, имеем - право на жизнь. Только маленький ребёнок не может о себе заботиться. И о нём заботятся его родители. Но маленькие дети очень похожи друг на друга. Как же родители узнают своих детей? /Они дают ребёнку имя/.

Ребёнок растёт и с возрастом у ребёнка появляются всё новые и новые права. Есть специальная книга, в которой записаны  все права и обязанности всех людей планеты. Называется эта книга «Декларация прав человека».

В нашем огромном мире очень много стран. Каждый человек является гражданином своей страны. Например, житель Америки - Американец, житель России - россиянин, житель Англии -англичанин и т.д.. В каждой стране существуют свои законы, которые должен соблюдать каждый гражданин. Таким образом, мы имеем право на гражданство.

Вот вы немного подросли, и пошли сначала в детский сад, потом в школу. Во всех этих заведениях вы получаете знания, учитесь писать, считать, читать, узнаёте много нового и интересного о мире, т. есть; получаете образование. Таким образом, мы имеем право на образование. Нужно ли нам образование? /Ответы детей/

Пословица: «Ученье – свет, а не ученье – тьма».

                        «Учиться – всегда пригодится»

Когда люди учатся в техникумах, в   институтах, они получают специальность (профессию), по которой потом ищут работу. Каждый человек выбирает то, что ему больше нравится. Таким образом, мы имеем право на выбор профессии.

Устроились мы на работу, приносим какую-то пользу для страны и за это получаем деньги, которые тратим на продукты, одежду, автомобиль, дом, дачу, отдых (театр, путешествия, концерт): Таким образом, мы имеем право на оплату своего труда.

Человек – это не робот, не машина, которая может работать без отдыха. Поэтому один раз в год  человеку предоставляется отпуск (поездки, путешествия, отдых с семьёй). Таким образом, человек имеет право на отдых.

Но человеку очень трудно жить одному. И он находит человека, с которым он создаёт семью.В семье рождаются дети. Таким образом, человек имеет право на создание семьи.

Человек не живёт на улице, у него есть свой дом, квартира. В квартире мебель, аппаратура, вещи, т. е. имущество. Таким образом, мы имеем право на жилище.

Но есть и такие люди, которые нарушают эти права. Такие люди называются преступниками.

Если так получилось, что права человека нарушились, нужно обратиться в суд - орган, в котором будет проходить расследование, разбирательство. Будет выявлен правонарушитель и понесёт наказание, согласно закону.

Правонарушителем считается тот обвиняемый, вина которого доказана. Обвиняемый имеет право на защиту своих прав, т.е. он требует адвоката, который будет защищать его права в суде.

Вывод. Чтобы не было ни у кого никаких проблем, чтобы все жили мирно и дружно, надо правильно пользоваться всеми теми правами, которые нам предоставлены.

 

Непосредственно - образовательная деятельность

Тема: «Права на свободу и гражданство»

Цели:

  1. Продолжить знакомство с Декларацией прав человека.
  2. Познакомить со статьёй Декларации, в которой говориться, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами и статьёй 15 «Каждый человек имеет право на гражданство».

Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня я вам принесла карту планеты. На прошлых встречах мы говорили о том, что каждая страна образована нацией. Но в каждой стране живут люди не одной, а нескольких наций. В Китае живут не только китайцы,  в Японии – не только Японцы. И страны разные - есть маленькие по площади, есть большие.

-Как вы думаете,  прав больше у какой страны: у той, что больше по площади, или  которая меньше?

(  У всех стран права одинаковы).

Слово «страна» можно заменить словом «государство». Наше государство –Россия. Частью России является и наш Татарстан, где мы живём с вами. Вот карта Татарстана.

(Воспитатель вывешивает карту)

-Население Татарстана - многонациональное. Национальность – это и есть принадлежность к какой-то нации.

-Какие национальности вы знаете?

-Несмотря на то, что вы люди разных национальностей, по отношению друг к другу одинаково доброжелательны.

(показывает фотографии мечети и церкви)

-Эти сооружения называются культовыми. В мечеть ходят мусульмане. Мекка- родина религии ислам, которую исповедуют мусульмане. В церковь же ходят христиане. Есть и другие религии. Человек свободен в выборе религии. Главная заповедь любой религии- доброе отношение ко всем.

-Как вы думаете, верующие какой религии имеют больше прав?

(Все равны)

 В Декларации есть статья, в которой  говорится о том, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами.

Физминутка

-Что такое гражданство?

Гражданство - это состояние человека в числе граждан мира.

-Посмотрите на карту мира и вспомните, какие государства, страны вы знаете?

Ответы детей воспитатель сопровождает показом стран и государств на карте.

-В Америке живут американцы. Люди этой страны имеют американское гражданство.

Мы с вами – граждане Татарстана, который входит в состав России. Поэтому население Татарстана имеет двойное гражданств - России и Татарстана. Право иметь гражданство есть у каждого,  у всех, а вот право лишать человека гражданства, то есть исключить его из числа населения граждан, не имеет никто. Об этом говорится в 15 статье Декларации прав человека.

Итог – О каких правах мы сегодня говорили? (Ответы детей).

 Аппликация по сказке К.И. Чуковского «Айболит»

Программное содержание:

1.Используя материал художественного произведения, побеседовать с детьми о правах на здоровье.

2.Развивать чувство ответственности за живое существо, сострадание к ближнему, желание помочь.

3.Закреплять приёмы передачи форм, их характерные особенности.

Предварительная работа

Просмотр и чтение произведения, драматизация его по частям.

                                      Ход занятия.

  1. Оргмомент

Изобразите, как в Африке сидит печальный Гиппопотам, как бегемотики схватились за животики.  У них, у бегемотиков животики болят.

- Дети, скажите, к кому мы обращаемся, когда у нас что-то заболело?

(В детском саду – к медсестре).

-Если заболели дома, на улице - спешим в больницу к доктору. Доктор обязательно поможет нам. Мы с вами имеем право на что?

(Право на жизнь, на лечение, на здоровье).

-А врачи обязаны всех лечить. Они отвечают за наше здоровье.

-Как называется доктор, который лечит зверей?

(Ветеринарный врач)

3.Давайте вспомним сказку К.И.Чуковского « Айболит». Каких зверей лечил доктор?

Дети перечисляют  :( корова ,волчица, жучок, червячок, медведица, лиса, Барбос, зайчонок, Гиппопотам, страусята, акулята, кузнечик и т.д. )

4.-Посмотрите, здесь стоит пальма, а под пальмой сидит доктор Айболит.

-Вы сейчас сделаете аппликацию зверей, которые приходили к Айболиту лечиться.

5. Физминутка.

Изобразите того зверя, которого будете вырезать и наклеивать (имитируют движения).

6.Самостоятельная работа  детей.

Дети самостоятельно принимают решение по частям вырезать животное или силуэтно, вспоминают приёмы вырезывания. Воспитатель помогает детям в выборе темы, советует, как лучше изобразить животное.

7.Итог занятия.

В конце занятия дети свои работы несут в «Больницу доктора Айболита», просят вежливо, чтобы он вылечил их друзей.

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....

Занятие по правовому воспитанию дошкольников

Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста....

Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

Основы правового воспитания дошкольников

Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?  Этот вопрос всегда сто...