Главные вкладки

    Правовое воспитание дошкольников
    план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

    Яковлева Татьяна Анатольевна

    Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pravo.doc232.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЗОУО г. Москва

    ГОУ детский сад № 1713

    ПРОГРАММА

    ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

    СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Автор: Яковлева

    Татьяна

    Анатольевна

    Социальный педагог


    Цели программы

    Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.

    Задачи

    1. Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка;
    2. Сформировать модель единого культурного пространства « Ребенок – Семья – Социум»;
    3. Воспитание будущего гражданина, активно участвующего в жизни общества, его полноправного члена.

    Основополагающие документы

    1. Международная конвенция ООН о правах ребенка, 20.11.1989г.
    2. Всеобщая декларация прав человека, 10.12.1948г.
    3. Декларация принципов толерантности, 16.11.1995г.
    4. Конституция РФ, 12.12.1993г.

    Тематическое планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по правовому воспитанию.

    Тема занятия

    Содержание и формы работы

    1. «Я - человек»

    Беседы о сходстве и различии людей, игры «Вопрос-ответ», «Посмотрите на меня» Домашнее задание:  Рисование на тему «Автопортрет»

    2. «Что такое права человека»

    Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы, игра «Для чего этот предмет»

    Домашнее задание:

    Придумать вместе с родителями и нарисовать эмблему к макету книги «Конвенция о правах ребенка».

    3. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

    Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. Игра «Назови ласково».

    Домашнее задание:

    Придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка.

    4. «Право ребенка жить и воспитываться в семье»

    Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. Игра «Кто где живет»

    Домашнее задание: Рисование «Моя семья».

    5. «Право ребенка на охрану здоровья» 

    Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь»

    Домашнее задание:  Нарисовать крупно номер телефона скорой помощи.

    6. «Права ребенка на образование» 

    Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Игра «Вставьте слово».

    Домашнее задание: Нарисовать детский сад.

    7. «Права и обязанности ребенка» 

    Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека. Игра «Для чего этот предмет». Домашнее задание: С помощью родителей определить обязанности ребенка в семье.

    8. «Право на защиту»

    Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка.

    9. «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

    Познакомить детей со статьей о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища. Игра «Кому какой дом», Игра "Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем».            Домашнее задание Рисование «Мой дом».

    10. «Право на свободу»

    Формировать значимость свободы для человека. Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино»

    Домашнее задание: вспомнить и записать с помощью родителей сказки и рассказы, где нарушаются права героев на свободу.

    «Игровое занятие-развлечение», посвященное Дню защиты детей.

    Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.

    Используемая литература:

    1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Я – ребенок и я… и я имею право!»М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 96с.
    2. Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144с.
    3. Давыдова О.И., Вялкова С.М. «Беседы об ответственности и правах ребенка». – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 112с.
    4. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е.и др. «Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада». – М.: Просвещение, 2006. – 143с.
    5. Голицына Н.С., Л.Д. Огнева «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 95 с.

    Занятие № 1

    Тема: «Я - человек»

    Программное содержание:

    Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого че ловека, помочь детям осмыслить  различия и сходство между людьми.

    Оборудование и материалы: фотографии детей группы, ватман, маркеры, магнитофон с аудиозаписью танцевальной музыки.

    Ход занятия:

    Дети садятся в круг, социальный педагог просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать о своих любимых вещах. После выполнения этого задания детям предлагается игра.

    Игра «Вопрос - ответ»

    Дети под музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос:

    «Твои любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и се стры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?»

    По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».

    Социальный педагог: Все дети планеты Земля очень похожи друг на дру га, ведь, несмотря на внешние различия, у всех людей одинаковое строение тела. Назовите части тела человека. (Ответы детей.)

    А теперь послушайте шуточное стихотворение про парные части тела.

    Шепчет ротик: «Эй, послушай!

    Что ты, носик, приуныл?

    Ко всему ты равнодушен,

    Будто свет тебе не мил?».

    Грустный носик отвечал:

    «Разве ты не замечал?

    Ушек двое, глазок двое,

    Две руки и две ноги.

    Только мы живем с тобою

    В одиночку, чудаки».

    «Ты напрасно, носик, тужишь.

    Говорил тебе не раз.

    Если мы с тобою дружим,

    Значит, тоже двое нас?».

    Игра «Посмотрите на меня»

    Ребенок (хорошо, если это будет новенький или долго отсутствовавший ребенок) ложится на длинный лист бумаги. Социальный педагог обводит контуры его тела. Затем дети по очереди, глядя на ребенка, добавляют к силуэту детали и объясняют, что они рисуют: цвет волос, черты лица, одежду.

    Социальный педагог: Дети, а что можно пожелать нашему герою. Как это можно изобразить на плакате? (Дети рисуют вокруг портрета улыб ки, солнышко, цветы, игрушки и т.д.)

    Социальный педагог: Ребята, а если бы вы пришли в новый детский сад, то, как бы вы хотели, чтобы к вам относились? Как сделать так, что бы никто в нашей группе не чувствовал себя одиноким.

    Итог занятия

    Вывод: у детей разных стран гораздо больше общего, чем разли чий. Относиться к другому человеку надо так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

    Домашнее задание: Рисование на тему «Автопортрет»

    Занятие N 2

    Тема: «Что такое права человека»

    Программное содержание:

     Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, фор мировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

    Оборудование и материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка», старые вещи для игры «Для чего. Этот предмет».

    Ход занятия

    Социальный педагог: Ребята, в помещении нашей группы в разных ме стах спрятано что-то очень ценное, нарисованное на альбомных ли стах. Давайте займемся поискам.

    Заранее, перед приходом детей, необходимо спрятать картинки. Нашедшего картинку воспитатель просит объяснить, что на ней нарисовано. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все картинки.) По окончании игры картинки выста вляются на стенде.

    Социальный педагог: На этих картинках нарисовано самое важное, что необходимо ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

    Игра «Для чего этот предмет»

    Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.

    Социальный педагог: дети, в этой игре вы все использовали свое воображении, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все, с момента рождения, обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

    Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Слу чается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка».

    Социальный педагог демонстрирует детям красиво оформленный макет «Конвенции о правах ребенка». «Конвенция» - эта международный договор по специальному во просу. Конвенция о правах ребенка - эта международный договор о защите прав всех детей.

    Любой .человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

    Социальный педагог: Ребята, а что значит, не нарушать права другого че ловека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей.)

    Итог занятия

    Воспитатель вместе с детьми делает вывод: права необходимы ре бенку для счастливой жизни, они записаны в Конвенции о правах ребенка, никто не должен их нарушать.

    Домашнее задание: Придумать совместно с родителями эмблему к макету «Конвенция о правах ребенка».

    Занятие № 3

    Тема: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

    Программное содержание:

    Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию.

    Социальный педагог: Дорогие ребята!

    Представьте, что в семье произошло радостное событие.  На свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя. Папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем.

    День рождения

    День рожденья! День рожденья!                                                       Этот день ты очень ждешь.                                                                День рожденья, без сомненья,                                                               Ты с друзьями проведешь.                                                                             Будут конкурсы, загадки,                                                               Шутки, розыгрыши, смех,                                                                     Чаепитье с тортом сладким,                                                            Пожелания от всех.                                                                              День рожденья! День рожденья!                                                         Самый лучший день в году.

    И с подарком, с поздравленьем                                                               В гости я к тебе приду!

    Имена имеют в переводе с других языков определенное значение. Например:

    Александр - мужественный защитник;                                Анатолий - восточный, восходящий;                                                 Андрей - храбрый;

    Анна - благодать;

    Артемий - здоровый;

    Борис - борец за славу;

    Валентин - сильный;

    Вениамин - любимый сын;

    Вера - вера, верование;

    Виктор - победитель;

    Виталий - жизненный;

    Владимир - владеющий миром;                                               Галина - спокойная, безмятежная;                                  Геннадий - благородный;

    Григорий - бодрый;

    Екатерина - чистая;

    Елена - светлая, сияющая;

    Ирина - мир, несущая мир;                                                Константин - постоянный, твердый;                                         Лариса - приятная;

    Марина - морская;

    Николай – победитель;

    Сергей – высокий, высокочтимый;

    Софья – премудрая;

    Татьяна – устроительница;

    Юлия – пушистая, волнистая;

    Юрий – земледелец.

    вопросы:

    1. Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?

    2.Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?

    1. Какие имена носят ваши друзья?
    2. Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.
    3. Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких?

       Вспомните и назовите их.

    Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень нужно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе.

    Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему об ращаются по имени. Например: «Сережа, посмотри, какую интересную книгу я купила!» или «Таня, пойди погуляй с подружками!»

    Имена бывают полные и уменьшительные. Например, пол ное имя Татьяна, а уменьшительное - Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное - Настя.

    Полное имя человека обычно употребляется в докумен тах и официальной обстановке, а уменьшительное - дома, с родными, близкими и друзьями.

    Малышей часто называют ласкательными именами, образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена - Танечка, Танюша, Татьянка.

    Задания

    1. Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Юрий, Анатолий, Сергей, Анна, Татьяна.
    2.  Как называют вас домашние? Друзья? Воспитатель  в детском саду?
    3. Приведите примеры полных и уменьшительных имен.

    Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого, Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

    * * *

    Имя нам дает отраду,                                                                          Дарит счастье и удачу.                                                                      Потому узнать бы надо,                                                                               Что же наше имя значит?

    Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Возможно, в этом есть доля истины. По слушайте стихи, посвященные разным именам.

    Агния

     Любит Агния читать                                                                                              Хочет обо всем узнать,                                                                                               Если новых книжек нет,                                                                                              То заглянет в Интернет.

    Алевтина

    Это имя значит «отражение».

    Аля! Ты всегда в движении.                                                                                            Любишь в платье новое одеться.                                                                                  Любишь перед зеркалом вертеться,                                                                     Примеряешь кофточки и юбки,                                                                                      Маминой помадой красишь губки.                                                                                                                                                                                           Александр                                                                                                                                                                     Добрый и великодушный,                                                                                        Слабых защищает он.

    С Сашей никогда не скучно,                                                                                                Он и весел и умен.

    Он собаки не боится.                                                                                                 От нее кота спасет,                                                                                                         Птичке он нальет водицы                                                                                              И крупы ей принесет.

    Александра

    Есть у Саши ум и сметка,                                                                                                Она очень любит спорт.                                                                                                                      Саша с теннисной ракеткой                                                                                                                      Часто бегает на корт.

    Любит Саша жить в деревне                                                                                                И весной сажать цветы,                                                                                                         Любит речку, луг, деревья,                                                                                                       Чтенье, музыку, мечты.                                                                                                     Любит Саша рисовать                                                                                                             Тушью и гуашью,

    Мы подарим ей тетрадь                                                                                                                             Пусть рисует Саша!

    Алексей

    Алексей – надежный друг,                                                                                                преданный и нежный.                                                                                                Ласковый сынок и внук,                                                                                                   Ученик прилежный.                                                                                                          Слепит он из пластилина                                                                                                                           Самолет или машину.

    Если надо - старший брат                                                                                                                           С Лешей слепит самокат.

    Алла

    Нашу Аллу любят все:

    Любят в школе и в семье.                                                                                                                    Как ее нам не любить?                                                                                                       Алла шаловливая,                                                                                                     Искренняя, милая.

    Стать мечтает педагогом,                                                                                                           Маленьких учить детей.                                                                                                      Но порою слишком много                                                                                                    Ест печенья и сластей.

    Анастасия

    Настя- героиня сказок:

    Обаятельна, мила.

    Много в ней любви и ласки                                                                                                   И сердечного тепла!

    То польет цветок из лейки,                                                                                                       То повозится с котом,                                                                                                                                         Настя яркие наклейки                                                                                                                       Клеит в маленький альбом.

    Анатолий

    Толя любит спорт, движенье,                                                                                                Он стремится к достиженьям,                                                                                      Отступать он не привык,

    В школе - лучший ученик!                                                                                   Поднимается он рано

    На зарядку поутру,

    Выпьет сок и съест бананы,                                                                                                  В урну бросит кожуру.

    Андрей

    Ах, Андрюшенька, Андрей!

    Ты других ребят храбрей,                                                                                               Верный друг, послушный сын,                                                                                              всеми ты, Андрей, любим!                                                                                                Поручить любое дело

    Можем мы Андрею смело,

    С ним Андрюша справится _                                                                                                     У него все ладится!

    Анна

    Анна - значит «благодать»,                                                                                                              Излучающая свет.

    Любит людям помогать

    И не знает слова «нет»!                                                                                                  Любит с куклами возиться:

    Их кормить и наряжать,                                                                                                  Куклам заплетать косицы                                                                                                                 И укладывать их спать!

    Антон                                                                                                                                                              Наш сынок Антоша                                                                                                 Добрый и хороший.

    Он врачом мечтает стать,                                                                                              Хочет людям помогать.

    А пока бездомной кошке                                                                                                      Лечит он больную ножку.

    Аркадий

    Наш Аркадий - фантазер,                                                                                                       Очень любит помечтать.

    Он то летчик, то шофер,                                                                                                            То врачом он хочет стать,                                                                            Космонавтом, журналистом                                                                         Дрессировщиком, артистом!

    Арсений                                                                                                                                       Любит музыку Арсений,                                                                                Танцевальные движенья.                                                                                       Его голос звонок, чист,                                                                                    В школьном хоре он солист.

    Артем

    Артем - доброжелательный,

    Спокойный и внимательный.                                                                                    Старших Тема уважает,                                                                                     Малышей не обижает!

    Борис

    Ум у Бори ясный,                                                                                 Нужен в жизни он,                                                                                    Памятью прекрасной                                                                                              Боря наделен.

    Может он ученым стать и изобретателем,                                                              Может книгу написать                                                                                                    К радости читателей.

    Вадим

    Жизнерадостный, спортивный,                                                                                               Он всегда стремится к цели.                                                                                         Энергичный и активный,

    Ум в любом проявит деле.                                                                                                    Любит Вадик слушать сказки,                                                                                               Увлекается раскраской,

    Мы подарим мастеру

    Яркие фломастеры.

    Валентина

    Вы когда-нибудь видали                                                                                                         Девочку милее Вали,                                                                                         Дружелюбней и нежней,

    Кто сравниться может с ней?                                                                                                    Наша Валечка - болтушка:

    Говорит она с подружкой                                                                                               Целый час по телефону,                                                                                                     Если мамы нету дома.

    Валерий

    Всех Валерий впереди,                                                                                                       Быстрый, ловкий, заводной.                                                                                                       Но его не сбить с пути,                                                                                                             Хоть он мальчик озорной!                                                                                                                      И компьютерной игрою

    Так Валера увлечен,

    Что случается порою -                                                                                                      Про урок забудет он.

    Ванда

    Наша Ванда лучше всех!                                                                                      Обаятельна, мила,

    У нее веселый смех.

     Много ей судьба дала!

    Ванда в школе успевает,

    Маме дома помогает.

    Все легко дается ей,

    Много у нее друзей.

    Варвара 

    Варвара обаятельна,              Красива и старательна:

    О принце любит помечтать

    И сказочной принцессой стать.

    Василий 

    Человек он светлый, яркий,                                                                              Очень ласковый и нежный.                                                                                             Дарит он друзьям подарки,

    В школе - ученик прилежный.

    Хоть порой он непослушный,

    Но открытый, добродушный.

    Вера

    Вера - искренна, правдива,

    Аккуратна и красива.

    У нее всегда в порядке

    В ранце ручки и тетрадки.                                                                                                  Очень хочет наша Вера                                                                                                           Стать известным модельером.                                                                                                      И рисует акварелью                                                                                                              Вера новые модели.

    Виктор

    Виктор - мальчик справедливый,                                                                                           Спор рассудит он любой.                                                                                                                Сильный, стойкий,                                                                                                      Терпеливый,

    Очень любит дом родной.

    Любит Витя самоделки:

    Мастерит кормушку он,

    Зернышек насыплет мелких

    И повесит за окном.

    Виталий

    Очень любит жизнь Виталий,

    Весел он всегда на вид.

    Вы когда-нибудь слыхали,

    Что Виталий наш грустит?

    Дружелюбный и душевный,

    Он друзьями окружен,

    И в учебе часто первый,

    В математику влюблен.

    Владимир

    На уроках он внимательный,                                                                                              Хоть и любит помечтать,                                                                                               Остроумный, любознательный,                                                                                                               На ночь любит почитать                                                                                                          Детективы, приключенья,                                                                                                     Иногда стихотворенья!

    Всеволод

    Сева очень терпелив,                                                                                               Независим, не ленив.                                                                                                 Собирает Сева марки,                                                                                               Любит получать подарки

    Вячеслав                                                                                                                                               Слава - крепок и силен,                                                                                                            Слава спортом увлечен.                                                                                              Ролики, велосипед

    Любит Слава с детских лет.

    Галина

    Галя любит спорт, природу,                                                                                              Любит дальние походы.                                                                                              Упорства ей не занимать  -                                                                                             Она известной может стать!

    Геннадий

    Геннадий значит «благородный».                                                                                                            Он общительный, свободный,

    Он надежен, верен, прям,

    Рад помочь своим друзьям.

    Георгий

    Георгий наш умеет слушать,                                                                                                           Ему любой откроет душу.

    И друга он не выдаст, нет,

    И сохранит его секрет.                                                                                                    Беззаботный и веселый,                                                                                                     Любит в мячик поиграть,                                                                                      Заиграется ... и в школу                                                                                                     Даже может опоздать.

    Григорий

    Твое имя значит «бодрый».

    У тебя характер твердый,                                                                                 Любознательный и чуткий,                                                                                                         Любишь розыгрыши, шутки.

    Ты смешные поздравленья                                                                                                Шлешь друзьям на дни рожденья.

    Данила - Даниил

    Данилка - мальчик добродушный,                                                                               Гостеприимный и радушный,

    И хоть спокоен он на вид,                                                                                                               В нем сердце храброе горит.                                                                                        Бесстрашен мальчик не для вида                                                                                                 Он малыша не даст в обиду!

                     Дарья

    Ум у Дашеньки живой  Быстро к цели приведет,       А характер огневой -

    В жизни счастье принесет! Продавцом игрушек Бархатных зверюшек        Стать мечтает Даша, Фантазерка наша.

    Денис                    Денис последнее отдаст,   Не пожалеет ничего.

    В учебе он покажет класс,    Все любят искренне его.  Денис и в спорте одарен, Мечтает стать он вратарем. Любимая игра - хоккей, Успеха он достигнет в ней!

    Дмитрий

    Дмитрий - сильный, волевой, Энергичный и живой.                     Заводила, фантазер,

    В играх ловок он и скор!               Есть у Дмитрия игрушки Пистолеты, сабли, пушки.  Любит он играть в сраженья,       В них не знает пораженья,

    И ни много, и ни мало,

    Быть мечтает генералом!

    Евгений

    Хоть на вид и флегматичный, Женя очень симпатичный.

    Он себя проявит в деле,

    И всегда стремится к цели.

    Евгения

    Женя - аккуратна и точна,      Просьбу мамы выполнит она. Завяжет в косы бантики,

    В альбом наклеит фантики,    Ходит с бабушкой в кино,     Очень любит эскимо.

    Егор

    Егор и честен и правдив,                          Он ненавидит ложь,                   Настойчив и трудолюбив,                         Его не проведешь!

    Зимой, с крутых катаясь гор,                     На санках быстро мчит Егор, Играет с другом он в снежки,           Он любит лыжи и коньки.

    Екатерина                                 Главная ее черта Внутренняя чистота.

    Катя - человек надежный,                   Ей секрет доверить можно. Книга - для нее награда,                    Новой книге Катя рада!

    Елена                                                Лена излучает свет                          Добрый, чистый, ясный. Девочки нежнее нет          Леночки прекрасной.

    Елизавета                                      Лиза - добрая душа, Обаятельна, открыта

    И собою хороша,                               Может, будет знаменита!

    Зинаида                                                     Зина очень симпатична,

    В школе учится отлично, Помогает маме дома,                            Наша Зиночка - сластена.

    Зоя                                             Зоя живости полна,                                        И красива, и умна.

    Что ни сделает - то ловко, Любит Зоенька обновки.

    Иван

    Волевой, живой, открытый, Любит он в футбол играть. Вырастет - и знаменитым Футболистом может стать!

    Игорь

    У Игоря характер твердый.

    Он честный, волевой и гордый. Стремится к цели, и притом                    Всего добьется он трудом. Шахматами увлечен,

    В школе Игорь - чемпион.

                       Илья

    Илья - общительный на вид,                       Всегда поможет, объяснит.

    Он любит дом, семью, друзей,                           Его нет преданней, верней.                      Любит он мечтать о море,

    О сверкающем просторе

    И о ветерке морском,

    Может, станет моряком.

    Инна                                           Инночка поет чудесно,                                  С ней подружкам интересно,  Но порой она упряма                               И поспорить может с мамой.

    Иннокентий                         Иннокентий - симпатичный,                        По натуре артистичный.                        Любит он стихи читать

    И со сцены выступать.

    Ирина                                Ирина нежною рукой

    Даст ближним радость и покой.                                                       Она стройна, умна, красива, Отзывчива и терпелива.

    Любит танцы и балет,

    Стать мечтает балериной.

    И плясуньи лучше нет Нашей маленькой Ирины.

    Кира                                   Когда весна вернется, Играет Кира в салки, Она не расстается                   С мячом и со скакалкой. И обожает Кира Стаканчики пломбира.

    Кирилл

    Кирилл - это значит «солнце», Что утром заглянет в оконце. Несет он радость, свет, тепло, Жить рядом с ним легко, светло. Порой Кирюша, наш проказник, Машинки разбросает он,

    Когда придет к друзьям на праздник.                                                                          По озорству он - чемпион.

    Константин                              Костя - мальчик волевой, Энергичный и живой.

    Он всегда вперед стремится, Может многого добиться.                   Может  стать киноактером, Режиссером и шофером,

    Космонавтом, педагогом  

    В жизни он найдет дорогу!

    Ксения

    Любит Ксения гостей,                   Добротой от Ксюши веет. Вкусных лакомств и сластей                     Для подружек не жалеет, Утешает, привечает

    И душистым поит чаем.         Любит радость и веселье,                  Так приветлива на вид,                 Перед сладкой карамелью Ксюшенька не устоит.

    Лариса                                                Лариса - значит «чайка», Летунья серебристая,

    Что над волной скользит  Порывистая, быстрая.                          Зимой она катается

    С крутых высоких гор,                       Всех обогнать старается                                Ей нравится простор!

    Леонид

    У Лени золотые руки,

    Все он может сделать сам:

    Утюгом погладить брюки,  Починить на кухне кран.                               Знает в нашем классе каждый:

    Леонид, как лев, отважный!                Есть у Лени хомячок,                    Мягкий бархатный бочок,                  Любит поиграть он с ним,                          С добрым хомячком своим.

    Любовь

    Повторяю вновь и вновь:

    Люба, Любочка, Любовь! Каждая твоя черта  -                                     Доброта и красота!

    Любит примерять наряды                       Платья, кофты, юбочки,

    И всегда обновкам рада Маленькая Любочка.

    Людмила

    Люда любит вышивать,

    В дочки-матери играть. Замечательной хозяйкой                     Наша Люда может стать!                     Сшила Люда кукле платье,                     Зимнее пальто на вате.                        Стать мечтает модельером                        И участвовать в премьерах.

    Максим

    Ты нас радуешь успехом

    И в учебе, и в труде.

    Ты играючи, со смехом,

    Можешь лучшим быть везде.

    Когда вырастешь большим,

    То достигнешь всех вершин! Хочешь прыгать с парашютом

    И в лазури голубой

    Ощутить хоть на минуту

    Силу крыльев за спиной.

    Маргарита

    Ты жемчужина, Маргарита! Красотой сияешь своей.                     Острый ум, характер открытый Привлекают к тебе друзей.

    Марина 

    Марину любят все друзья,                Не полюбить ее нельзя. Веселая, живая,                      Она волна морская!                   Любит плаванье она                        Кролем, брассом, на спине. Силы, ловкости полна -                            Нету равных ей!

    Мария                                      Мария - добрая душа,                                   Всем спешит помочь.                                   И собою хороша,                       Ласковая дочь.

    Матвеи

    Матвей - способный, скромный, Настойчивый, упорный.

    Страсть его - автомобили, «Джип» вчера ему купили  Игрушечный, блестящий,  Совсем как настоящий!

    Михаил                                     Миша любит все живое:

    Кошек, и собак, и птиц.                           Он морозною зимою                          Кормит маленьких синиц. Поднимается он рано,                       Чтоб уроки повторить,                             Он не хочет папу с мамой                         Хоть немного огорчить.

    Надежда

    Надя - всей семьи надежда, Сварит суп, сошьет одежду, Братца покачает -

     Ни в чем не подкачает!                          Пол на кухне подметет                         Наша Надя веничком                                       И из бисера сплетет

    На запястье фенечку.

    Наталия

    Наташа любит перемены.                   Она красива, артистична, Мечтает выступать на сцене, Легка, изящна и пластична. Рисует. Может стать поэтом, Добра и ласкова при этом.

    Никита                                       Цели он достичь умеет,                     Все преграды одолеет.

    Он - спортивный человек, Любит бокс, борьбу и бег,                           А еще играет в салки,

    В прятки, в жмурки,  в догонялки.

    Николай                      Дружелюбный и простой,                     Он работник золотой.

    Он не любит шума, споров, Верный друг, семье - опора.                          Мы подарим Коле

    Краски и альбом -

    В художественной школе Учиться хочет он.

    Нина

    Нина ласкова, общительна,                  И нежна, и впечатлительна. Любит музыку и пенье,

     Не отстанет и в ученье. Всегда идет своей дорогою

    И добьется в жизни многого!

    Ольга

    Она вдумчива, серьезна, Симпатична, грациозна.                       И в ученье лучше всех,

    В жизни Ольгу ждет успех!                           Ни дня без шоколадки

    Или конфеты сладкой Олечка не проживет,

    Хоть порой болит живот.

    Павел

    Помогает Паша маме                             Возится он с малышами.

    Он сочувствует другим,

    Он хороший, добрый сын.                  Машины любит Паша наш,                    Дома у него гараж                        Игрушечных машин не счесть!                      Есть шестисотый «мерседес».

    Петр

    Петя - мальчик аккуратный,                         На него смотреть приятно. Выдержан, трудолюбив,

    Но бывает молчалив:

    Вечно занят Петин рот                       Что-то он всегда жует:

    Булки, слойки, пирожки, Вафли, пряники, рожки.

    Платон                                      Платон самостоятельный, Чуткий и внимательный,                  Любит марки собирать                                  И наклеивать в тетрадь.

    Римма                                                Римма обаятельна,                                      ила и привлекательна.

    Кукле шьет она наряд,

    А с подружкой проболтать                          Может два часа подряд.

    Родион                                    Положись на Родиона                                 Он не подведет!

    Он поможет маме дома                                    И цветы польет.

    Любит он гонять в футбол.                            И забить сумеет гол.

    Роман

    Роман - красивый, крепкий.                                  Он мускулист, силен.

    Ум у Романа цепкий -

    Он многим увлечен.

    Светлана

    Излучает Света свет,                 Имени светлее нет!

    Со Светой жизнь светлее,                             Ярче, веселее!

    Любит наша Света                     Сладкие конфеты,                     Мармелад и пастилу,                     Клюкву в..сахаре, халву.

    Сергей

    Сергей общителен, открыт                                   И обаятелен на вид,

    В душе романтик и поэт,                    Верней Сережи друга нет!    Сережа - маленький герой,                       Он за друзей стоит горой.                   Хочет он пожарным стать,                         Из огня людей спасать!

    Софья

    Знает Сонечка немало  

    Много книжек прочитала,   Другу даст она совет, Самомнения в ней нет!

    Но порой проспит часок  Опоздает на урок.

    Тарас

    Тарас природой одарен, Находчив, весел и умен,                     Не будет попусту болтать,                                    

    В компьютер любит поиграть!

    Татьяна

    Наша Таня - озорница,

    Ей на месте не сидится,                       Любит прыгать и скакать,

    В школе учится на «пять»!                      Хоть Татьяна непоседа,                              Словно сорванец-мальчишка, Любит слушать сказки деда,                      И сама читает книжки.

    Ульяна

    Ульяна - деликатна,                  Общаться с ней приятно. Привлекательна она,                       Нежна, изящна и стройна.                    Любит шутки, смех, веселье.                 Быть мечтает топ-моделью.

    Федор                                     Федя может дать совет, Посочувствовать другому.                  Он не скажет слова «нет», Помогает всем знакомым.

    Федя кормит Хомяка,                Чистит клетку попугая, Приласкает он щенка

    И с сестренкой погуляет.

    Феликс

    Твое имя значит «счастливый»,            Ты удачливый и красивый.

    Ты книги любишь читать, Мечтаешь отважным стать.

    Филипп

    Филипп - способен и умен,             Хотя порой зазнайка он. Нравятся Филиппу сказки,                        А зимой - коньки, салазки! Разбежится - и летит.

    «Эй, с дороги!» - всем кричит.

    Юлиан                                  Юлиан - трудолюбивый, Умный и честолюбивый,             Все он делает с азартом, Спортом Юлий увлечен:

    В бадминтон играет он.

    Юлия

    Липа золотистым тюлем

    С головы до ног укрылась.

     В светлом месяце июле     Наша Юля появилась.          Аромат цветов душистых, Свежий ветер из степей, Лунный отблеск серебристый Подарило лето ей.

    Оттого она прекрасна,

    И кудрява, и нежна.                     Радует улыбкой ясной                            И характером она!

    Юрий

    Юра – сильный   и отважный, Рассудительный и смелый.                              Его просить не надо дважды,                                  Он выполнит любое дело.                                        Юра самбо увлечен,

    Стать мечтает силачом!

    Яков

    Яков наш не любит ссор Ладить он с людьми привык,                            Он не вступит с другом в спор,                                        Общий с ним найдет язык.

    Через несколько дней, после того как малыш появился на свет,  родители получают свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка дата и место его рождения, имена его родителей.

    Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи,  зовут Владимир. Значит, отчество Сережи - Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться  так: Сергей Владимирович.

    Вопросы:

    1. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество?

    2. Назовите свое имя и отчество.

    3.  Назовите имена и отчества ваших дедушек, бабушек, мамы и папы, сестер и братьев.

    4. Назовите имя и отчество вашей воспитательницы в детском саду.

    5. Как, по-вашему, следует обращаться к взрослым: имени или по имени и отчеству?

    Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, Федоров, Федотов, произошли от имен Иван, Петр, Сидор, Федор и Федот. Многие фамилии происходят от званий зверей и птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Лисицын, Скворцов, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов, Карасев.

    Вопросы:

    1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите ее.

    2. Как возникла ваша фамилия?

    3. Назовите фамилию ваших дедушек, бабушек, мамы,  папы.

    4. Знаете ли вы фамилию своей воспитательницы? Своих друзей?

    5. Назовите фамилии, происходящие от названий цветов, деревьев, домашних животных.

    Домашнее задание:

    Придумать вместе с родителями и сделать визитную карточку ребенка.

    Занятие № 4

    Тема: « Право ребенка жить и воспитываться в семье»

     Программное содержание: Формировать представление о семье как об «островке безопасности», гаранте прав ребенка. Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг к другу.

    Оборудование и материалы: иллюстрации, семейные фотографии, детские рисунки.

    Ход занятия:

    Социальный педагог: Дорогие ребята! Поговорим сегодня о праве ребенка жить и воспитываться в родной семье.

    Семья. Близкие люди, родной дом – самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте  произнести слово «Семья» вот так: Семь - Я. Как вы думаете, что это значит?

    В Конвенции о правах ребенка записано, что дети имеют право знать своих родителей, право на их заботу, а семья ответственна за жизнь, здоровье, развитие ребенка.

    У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи. До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.

    Игра « Кто, где живет»: Дети встают в круг и, передавая, друг другу мяч, сначала называют свою улицу, потом номер дома, потом номер квартиры.

    В основном документе о правах детей Конвенции записано, что «семья является опорой каждого ребенка, это маленький островок безопасности. Я очень рада, что у вас есть свой «островок безопасности», где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети так же любили, ценили своих близких, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.

    Домашнее задание: Рисунок «Моя семья».

    Занятие №5

    Тема: «Право ребенка на охрану здоровья»

    Программное содержание: Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход.

    Оборудование и материалы : телефон, машина «скорая помощь».

    Соц. педагог: Дорогие друзья! Побеседуем с вами о правах детей на охрану здоровья. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки, « в здоровом теле здоровый дух!» Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».

    Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?

    Что помогает человеку быть здоровым?

    Правильно! Прохладная чистая вода, которой мы умываемся. Она закаляет наш организм, очищает кожу.

    Второй наш друг – утренняя зарядка. Под звуки бодрой ритмичной музыки мы делаем разные упражнения, после неё улучшается настроение, появляется аппетит.

    Теплые солнечные лучи и свежий воздух тоже наши верные друзья.

    Скажите, а если ребенок не соблюдает режим, не делает зарядку, не любит гулять и грязнуля, что с ним может произойти? Правильно он может заболеть.

    Если ребенок заболел, домашние вызывают ему врача из детской поликлиники.

    Игровое упражнение « Как вызвать «скорую помощь»: Распределить роли. Соц. педагог выполняет роль диспетчера на телефоне. Двое детей- врачей, один водитель «скорой помощи», один ребенок «больной». Ребенок, оставшийся дома с больным, набирает номер 03, сообщает, что произошло, четко называет свой домашний адрес. Приезжает машина «скорой помощи», врачи оказывают помощь.

    Наташа заболела.

    У Наташи кашель,                                                                                                        И головка горяча,                                                                                                                      Мама вызвала Наташе                                                                                                                                    Утром детского врача.                                                                                                – Расскажите, что стряслось? -                                                                                                   Задал врач простой вопрос.                                                                                                        Шепчет девочка несмело:                                                                                                                  - Я мороженое ела,                                                                                                                Оттого и заболела.                                                                                                                                – «Горло красное на вид», -                                                                                                       Вынес доктор свой вердикт.                                                                                                                   – « Чай с малиновым вареньем –                                                                                                Вот прекрасное леченье!                                                                                                                                           И побольше витаминов –                                                                                                          Свежих ягод, мандаринов».                                                                                                    Полежит, поспит девчурка –                                                                                                        И готова на прогулку».

    Итак, дети право на медицинский уход означает, что каждый ребенок должен иметь гарантированную врачебную помощь, привит против разных инфекционных болезней. Но и вы сами не должны забывать заботится о своем здоровье.

    Домашнее задание:  Нарисовать крупно номер телефона скорой помощи и раскрасить.

    Занятие № 6

    Тема: «Права ребенка на образование»

    Программное содержание: Довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование.

    Соц. педагог: Дорогие друзья! Поговорим сегодня о правах детей на образование и  воспитание в общеобразовательных учреждениях. Кто знает, что это за учреждения? Верно! Это детские сады, школы.

    Когда малыш подрастет, научится ходить, говорить, играть с игрушками, дома ему становиться скучно. Ребенку нужно общество сверстников, чтобы участвовать в совместных играх, праздниках, спортивных соревнованиях. Обычно малыш идет в детский сад. Кто встречает вас в детском саду? Правильно воспитатель. Воспитатель учит вас, как правильно следить за собой, как правильно есть, одеваться. Решает все ваши споры. Воспитывает хорошие качества. Воспитатели готовят вас к школе. Наконец приходит время расставаться. Дети прощаются с воспитателями и детским садом и уходят в школу. Наконец наступает волнующий и торжественный день – 1 сентября. Дети становятся учениками, школьниками. Там вас встретит учитель. Из года в год ребенок растет и, закончив школу, поступает в институт, где получает высшее образование.

    Игра «Вставьте слово»: Соц.педагог начинает, дети заканчивают.

    Самолетом правит…(летчик)

    Трактор водит…(тракторист)

    Электричку - …(машинист)

    Стену выкрасил…(маляр)

    Доску выстрогал…(столяр)

    В доме свет провел…(монтер)

    В шахте трудится…(шахтер)

    В жаркой кузнице…(кузнец)

    Кто все знает - … (молодец).

    А как вы думаете, для чего человеку нужно учится? Правильно! Чтобы в будущем получить хорошую профессию.

    Право на образование – это величайшее завоевание цивилизации. В древности обучаться грамоте могли только дети из очень богатых семей. Но даже сегодня на свете есть страны, где дети не ходят в школу, но зато тяжело работают с самого детства. В нашей стране право на образование имеют все дети. И хотя вы иногда устаете от занятий и хотите побольше поиграть, погулять, надеюсь, вы понимаете, как важно для вас учиться, чтобы стать образованными, умными, грамотными людьми.

    Домашнее задание: Нарисовать «Детский сад».

    Занятие № 7

    Тема: «Права и обязанности ребенка»

    Программное содержание: Формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.

    Соц. педагог: Дорогие ребята! Вы уже знаете, что дети имеют многие права. Давайте их повторим.

    Верно! Но у ребятишек есть и обязанности. Как вы думаете, какие?

    Правильно! Нужно слушать советы родителей и выполнять их требования, помогать по дому маме и бабушке, вести здоровый образ жизни.

    Что это означает? Заниматься зарядкой, закаляться, гулять на свежем воздухе. В обязанность детей входит наводить порядок в детском уголке, следить за своим внешним видом.

    Вопросы:

    1. Есть ли у вас младшие братья и сестры?
    2. Уделяете ли вы время и внимание заботе о младших членах семьи?
    3. Есть ли у вас домашние питомцы – кошка, собака, хомячок или попугай?
    4. Заботитесь ли вы о них сами или это делают взрослые? Почему?

    Вы должны помогать старшим членам семьи, относиться к ним с заботой, не огорчать их ни обдуманными словами, ни упрямством, ни дурными поступками.

    Игра «Для чего этот предмет». Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.) Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.

    В детском саду у детей тоже есть определенные обязанности. Как вы думаете, какие?

    Верно, нужно слушаться воспитателя, выполнять ее требования, вести себя вежливо, здороваться с детьми и воспитателями, вешать одежду в шкафчик, надевать сменную обувь, мыть руки перед едой. Правильно и красиво вести себя за столом. Вот время занятий нужно быть дисциплинированным, не мешать объяснениям воспитателя и другим детям.

    Вопросы:

    1. Можно ли разговаривать во время тихого часа?
    2. Толкать друг друга?
    3. Ссориться и драться?
    4. Отбирать друг у друга игрушки?

    Нельзя! Видите, как много обязанностей у детей.

    Домашнее задание: С помощью родителей определить обязанности ребенка в семье.

    Занятия № 8

    Тема: «Право на защиту»

    Программное содержание: Довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту.

    Соц. педагог: Ты – ребенок. Каждый ребенок, в каком бы уголке земного шара он ни жил, имеет право на защиту и поддержку взрослых. Взрослые любят тебя. Ты такой маленький по сравнению с огромным миром. Но ты не один. Взрослые всегда рядом. Это мама, папа, бабушка, дедушка, тети и дяди, воспитатель и другие люди, которых ты так любишь.

    Взрослые делают все, чтобы ты жил счастливо и безопасно. Это они построили дом, в котором ты живешь с людьми, любящими тебя. Взрослые построили города и села, посадили цветы и деревья. Это они создали игрушки, в которые ты так любишь играть. На фабриках по всей стране они делают твои любимые конфеты. Автобусы, троллейбусы, поезда и самолеты тоже продукт их труда. В больницах работают врачи, они очень хотят, чтобы ты не болел.

    Твоя мама самая красивая, нежная, ласковая. Она укрывает тебя одеялом на ночь. Она готовит для тебя вкусную еду.

    Как вы думаете, как понимать слово защита? Прислушайтесь к этому слову за-щита, то есть за щитом. Защита это то, что оберегает, охраняет нас от опасности и врагов. Иметь защиту важно для каждого.

    Сегодня у нас в гостях девочка Маша (кукла). Послушайте, что с ней случилось. Маша разбила любимую мамину вазу и теперь боится, что она будет наказана.

    - Ребята, как вы думаете, что чувствует сейчас Маша?

    - Чего боится Маша? Почему?

    - Наказывают ли вас родители?

    - Как вас родители?

    - Что вы делаете в ответ?

    Воспитатель предлагает детям и Маше ряд советов, которое помогут им при ссоре с родителями:

    1. Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас кричат.
    2. Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне сделать, чтобы ты не сердилась на меня?». Это поможет смягчить гнев взрослого. А главное, помните: родители любят вас.
    3. Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый человек сам успокоится, и вы сможете с ним спокойно поговорить.

    Социальный педагог предлагает детям разыграть эту ситуацию. Распределяет роли. В конце сценки взрослый говорит, что ему уже не хочется ругать своих детей.

    Вспомните, когда вы сами становились для кого- нибудь защитой?

    А кто оберегает и защищает тебя, когда тебе грустно, страшно, одиноко? С кем ты чувствуешь себя, как богатырь за щитом?

    Самые близкие и любимые нам люди – мама, папа, бабушка, дедушка, наши друзья становятся нашим щитом в трудную минуту.

    В конвенции о правах ребенка записано, что государство должно обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия. Нельзя допускать насилия по отношению к себе и проявлять его по отношению к другим людям. Защиту ребенку обеспечивают взрослые, государство и законы России.

    . Домашнее задание: Придумать вместе с родителями и нарисовать плакат о защите ребенка.

    Занятие № 9

    Тема: «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

    Программное содержание:

    • познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

    Оборудование и материалы: маски трех поросят.

    Ход занятия

    Соц. педагог: Ребята, сегодня мы будем играть, танцевать, узнаем много нового и интересного! Вы готовы'?

    - Отгадайте загадки.

    Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,

    Что живу я на сосне в уютном маленьком ... (дупле).

    Между веток новый дом, нету двери в доме том. Только круглое окошко, не пролезет даже кошка. (Скворечник)

    В лесу у пня суета, беготня. Работяги-муравьи строить дом себе пришли. Вы, ребята, не зевайте.

    Их жилище называйте.

    (Муравейник)

    Воспитатель: О чем эти загадки? Правильно, они про жилища зверей и насекомых.

    А теперь давайте поиграем!

    Игра с мячом «Кому, какой дом»

    Все становятся в круг, соц. педагог кидает мяч одному из детей, называя животное, ребенок кидает мяч соц. педагог, называя жилище этого животного.

    медведю – берлога                                                                                                                                    

    белке - дупло

    волку - логово

    птице - гнездо

    пчеле - улей

    человеку - дом  и т.д.

    Соц. педагог: Каждый человек имеет право на жилище, никто не может лишить человека дома. Это право записано в Конвенции о правах ребенка. Вспомните сказку «Три поросенка». Какие дома были у поросят'? (Драматизация отрывка из сказки. Момент, когда волк разрушает домики.)

    Воспитатель: Какое право поросят нарушает волк? (Право на жилье.)

    В каких еще сказках было нарушено право сказочных героев на жилье'? «Теремок», «Заюшкина избушка».

    Соц. педагог: дети, а где живете вы? (Ответы детей.) давайте поиграем.

    Игра "Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем» Представьте, что вы сидите в любимом месте своей квартиры и занимаетесь любимым делом. Водящий должен отгадать, что вы делаете. Дети имитируют движения, «лепят», «рисуют», «спят», «едят» и т.д.

    Соц. педагог: Скажите, кто-нибудь из вас остается дома один?

    Если вам позвонил чужой человек, откроете ли вы ему дверь? Вспомните сказку, в которой волк ласковым голосом обманул коз лят. Никто не имеет права входить в чужой дом без разрешения хозя ев, нарушать неприкосновенность вашего жилища. Никогда не от крывайте дверь чужому человеку, даже если у него приятный голос.

    Соц. педагог: У человека дом был всегда. В самые древние вре мена люди жили в пещерах. Там они укрывались от дождя, холо да, диких животных. Потом человек научился строить себе жилища из камней и деревьев. Давайте рассмотрим с вами макеты жилищ человека.

    1) Деревянная изба  - Что это?

    - Из чего сделан этот дом? Значит, он какой? (деревянный.)

    - Где сегодня можно встретить такой дом?

    2) Сказочный замок. - Что это?

    - Кто жил в таких замках раньше?

    - Где сегодня можно встретить такие замки? Такие замки сохранились во многих странах мира: в Англии, во Франции, в Германии, Чехии. Люди решили сохранить красоту этих строений, и сегодня в таких замках открыты музеи.

    3) Многоэтажный дом.

    - Где можно встретить такой дом?

    - Кто живет в таких домах?

    Игра «Я живу на ... »

    Все встают в круг. Соц. педагог передает мяч ребенку и говорит: «Я живу на ... этаже" ребенок продолжает, называя свой этаж, и передает мяч соседу и т.д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».

    Соц. педагог: Во все времена дом очень много значил для челове ка. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц и поговорок придумал русский на род о доме. Какие вы знаете?

    Без хозяина дом - сирота!

    Не красна изба углами, а красна пирогами.                                                                        

      В родном доме и стены греют.

    Дом вести - не лапти плести.

    Человек без угла, что птица без крыла.

    Итог занятия

    - Как вы думаете, для того чтобы ваш дом был по-настоящему теплым, светлым, счастливым, что важнее: красивая обстановка или добрые отношения между людьми?

    - Как надо относиться друг к другу?

    - А наш детский сад - это ваш второй дом. Давайте будем все делать для того, чтобы жить здесь дружно и счастливо.

    Домашнее задание: Нарисовать свой дом

    Занятие № 10

    Тема: «Право на свободу»

    Программное содержание:

    • познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребен ка, гарантирующей право на свободу;

    объяснить, что такое рабство;

    формировать понимание значимости свободы для человека.

    Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке Дж. Родари «Чиполлино».

    Предварительная работа: Прочитать детям сказку «Чиполлино».

    Ход занятия

    Соц. педагог: Вам кажется само собой разумеющимся, что у вас есть имя и фамилия, но так было не всегда. Когда-то на земле суще ствовало рабство. Рабство - это когда один человек является собственностью другого человека. У раба был хозяин. Он мог распо ряжаться его жизнью, как хотел. Рабы были лишены имени, граж данства, имущества и всех прав человека. К счастью, сейчас все из менилось. Люди победили рабство во всем мире. Все люди рожда ются свободными и равными в своих правах независимо от национальности. А если кто-то посягает на свободу человека, то его за это сурово наказывает государство. Вы находитесь под защитой нашего государства. Никто не может лишить вас свободы.

    Есть очень много сказок, в которых нарушается право героев на свободу. Давайте вспомним эти сказки. (Продемонстрировать иллю страции к сказке «Чиполлино».

    - Вспомните, кто попал в тюрьму? Почему'? Как Чиполлино осво бодил своих друзей?

    - В каких еще сказках нарушается право героев на свободу? «Приключения Буратино» - Карабас-Барабас силой удерживал Буратино в своем театре, «Гуси-лебеди» - Баба-яга похитила братца Иванушку и т.д.)

    Итог  занятия:

    Право на свободу записано в Конвенции о правах ребенка. Свобо да необходима каждому человеку. Несвободный человек не может быть счастливым.

    Домашнее задание: вспомнить и записать с помощью родителей сказки и рассказы, где нарушаются права героев на свободу.

    ИГРОВОЕ  ЗАНЯТИЕ – РАЗВЛЕЧЕНИЕ,

    посвященное Дню защиты детей.

    (проходит в празднично украшенном музыкальном зале, приглашаются родители)

    Программное содержание:

    • закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней;

    • при помощи имеющегося материала (кубики, игрушки, муляжи цветов и т.д.) изображается «Город Счастья»: площадь, улицы, четы ре домика.

    Ход занятия:

    Дети вбегают в зал и рассказывают стихотворение М.Шиманчика (перевод с польского).

    Пусть, наконец, узнает каждый

    И расскажет всем,  всем, всем,

    Что ребёнок – тоже человек,

    Только маленький совсем.

    Никто не может меня оскорблять

    И к плохому направлять.

    Могу учить все, что меня интересует,

    И имею право сам выбирать, с кем мне играть.

    Никто не может меня бить, обзывать,

    И каждого могу к ответу призвать.

    Если папа уже не живет с нами,

    Нельзя запретить мне встречаться с ним временами.

    Никто не может читать моих писем без разрешения,

    Имею право на собственное суждение.

    Хочу, чтоб каждый признавал мои права всегда,

    А если отличаюсь от других, то это не беда.

    Права детей надо знать

    И никогда не забывать!

     Соц. педагог: Дети, сейчас я вас приглашаю в замечательный го род с необычным названием - «Город Счастья». Чтобы попасть в этот город, надо пройти через сказочные ворота.

    Здравствуй, город Счастья, ты один на свете,

     Где всем управляют маленькие дети.

    Здесь всегда спокойно, солнечно, тепло,

    Тому, кто живет здесь, очень повезло!

    И очень рада детвора, что здесь защищают

    Детские права.

    Дети проходят через ворота и попадают на площадь Добра, от которой в разные стороны отходят улицы.

    Все жители города трудились не зря,  

    Построили вместе площадь Добра.

    Огромная площадь, спешите скорей,

    Всем хватит здесь места для игр и затей.

    Все садятся в круг, рассматривают улицы, которые берут начало от площади.

    1) Улица Красивых имен.

    Игра «ДИН-ДОН»

    Дин-дон, дин-дон, по улице ходил слон.

    Ну  а наша детвора начала игру в слова.

    Раз, два, три, не зевай, имена называй.

    - Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!

    - Как зовут котенка? Кис-кис-кис!

    - Как зовут щенка? Гав-гав-гав!

    - Ну а как ребенка?  

    Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют имена детей. Воспитатель предлагает двум детям отправиться по ули це «Красивых имен» и узнать, кто живет в конце улицы. Дети стучатся в домик, выходит девочка «Имя».

    -Здравствуйте, я - ваше «Имя». Родители дают вам меня при рождении. Назовите свои имена. Назовите имена девочек и маль чиков.

    l-й ребенок: Как славно девочек зовут.

    Вот Настя - шелковый лоскут,

     И Лерочка - листва лесная,

    И Маша - звездочка ночная.

    2-й ребенок: Как славно мальчиков зовут.

    Вот Саша - пушечный салют,

    И Коля - парус средь простора,

     И Рома - ровный рев мотора.

    Соц. педагог: Если в городе есть такая улица, значит, какое право детей соблюдается? (Право на имя.)

    2) Улица Здоровья.

    Соц. педагог: Если кто-то из жителей города заболеет, то он не пременно приходит на эту улицу. Давайте и мы отправимся к докто ру Айболиту.

    Дети проходят по улице, стучатся в домик:

    Айболит:

    - Здравствуйте, дети. Что случилось, вы заболели?

    Вы не будете болеть, ну а вдруг случится,

    Буду горлышко вам греть, класть в носки горчицу,

    К вам домой всегда приду, выпишу лекарства,

    Дети не должны болеть, кашлять и сморкаться.

    Соц. педагог: Дети, какое право соблюдается на этой улице? (Право на медицинское обслуживание.)

    3) Улица Защиты.

    Соц. педагог: Каждый житель города приходит на эту улицу, ког да ему нужны помощь и защита. Послушаем, что нам хочет расска зать Илья.

    - Я свою сестренку Лиду никому не дам в обиду!

    Я живу с ней очень дружно, очень я ее люблю,

    А когда мне будет нужно, я и сам ее побью.

    Соц. педагог: Дети, правильно ли поступает Илья? Какое право он нарушает? ( Право на защиту, право на жизнь без насилия.)

    4) Улица Знаний.

    Соц. педагог: На этой улице учатся читать, писать, решать задачи, рассказывать сказки, танцевать, лепить. А что вы умеете делать?

    Знайка встречает детей, рассказывает о том, чему можно научить ся на улице Знаний. (Танцевать и лепить, и рисовать.)

    Музыкальная пауза. Дети исполняют танец.

    Соц. педагог: Быстро пролетел день, и незаметно наступила ночь.

    Гаснет свет, зажигаются лампочки, опускается луна.

    Дети сидит в кругу с закрытыми глазами.

    Воспитатель:

    - Всем жителям города Счастья снятся только счастливые сны.

    Им снятся голубое небо, синее море, прохладный зеленый лес, звон колокольчиков в утренней росе. Вот и наступило утро, взошло солнце. (Дети просыпаются, потягиваются.)

    - Ребята, а почему жителям города Счастья снятся такие прекрас ные сны?

    Соц. педагог: Дети, вам понравилось в городе Счастья? Чтобы этот город надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам на рисовать его символ: улыбающееся, ласковое солнце. Во все време на люди все самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каж дом человеке живет солнце, это то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы еще маленькие, солнце в вас может быть самое большое!

    Итог занятия

    Дети под музыку рисуют на мольбертах улыбающиеся солнышки.

            В конце занятия - выставка детских работ.         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

    Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....

    Занятие по правовому воспитанию дошкольников

    Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

    Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

    Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

    Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

    Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста....

    Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

    Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

    Основы правового воспитания дошкольников

    Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?  Этот вопрос всегда сто...

    Мультимедийная презентация "Правовое воспитание дошкольников"

    «Уважение к человеку – вот пробный камень   Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут  к созданию такой социальной, экономическойполитическо...


     

    Комментарии

    Лариса Анатольевна Журавлева

    Спасибо большое! Такой нужный материал, обязательно возьму себе в копилку.