Поект"Все секреты глинянного горшочка"
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Толстых Ольга Борисовна

Развитие творческих способностей детей в ходе приобщения их к истокам гончарного и декоративно-прикладного искусства русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

Тема

 «Все секреты глиняного горшочка» 

( Развитие творческих способностей детей в ходе приобщение их к истокам гончарного и декоративно – прикладного искусства русского народа).

 

воспитателя Толстых Ольги Борисовны

 МДОУ детский сад №4 г. Рассказово

«Давайте детям больше и больше созерцания

общего человеческого, мирового, но

преимущественно старайтесь знакомить их  с  

этим через родные и национальные явления»

 В.Г. Белинский.

Актуальность.

Одним  из направлений в развитии творчества детей является ознакомление их с предметами декоративно-прикладного искусства, ремеслами, предметами быта русского народа,  которые являются  значительной частью культурного опыта человека. Именно дошкольный возраст является наиболее восприимчивым для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги. (Л.А. Венгер, Л.С.Выгоцкий, Т.С. Камарова, Б.Д.Эльконин  и др. ) Проведенное среди родителей анкетирование показало их заинтересованность в приобщении детей к декоративно-прикладному искусству через создание творческой мастерской по работе с  глиной. Так - как непосредственная работа с глиной, дает детям большие возможности   творчества и эксперимента,  и что немаловажно в процессе ознакомления с изделиями мастеров из глины расширяются знания детей о быте русских людей и их традициях.

Проблема.

« Как пробудить у детей дошкольного возраста интерес к предметам обихода,  декоративно – прикладному  искусству  русского народа сделанных из глины и помочь развить их творческий потенциал.

Противоречие

Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью. Большинство новых программ концентрируются, прежде всего, на познавательных аспектах развития. Поэтому существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей  с одной стороны, и практикой их развития – с другой.

Гипотеза

Если мы создадим условия  для внедрения в педагогическую практику разнообразных форм и методов по приобщению детей к народному творчеству,  в том числе по работе с глиной,   то это будет способствовать не только развитию в  детях любви и уважения к родной культуре, но и поможет раскрыть их творческий потенциал, желание экспериментировать и созидать.

Цель

Формирование творческих способностей детей через приобщение их к истокам гончарного и декоративно – прикладного искусства.

Задачи :

1.  Изучить литературу и опыт работы по данной проблеме;

2.  Составить план мероприятий по реализации проекта и включить их в перспективный план работы.

3. Подобрать дидактический материал, конспекты занятий, лекторий для родителей.  

4. Создать мастерскую для реализации творческих возможностей детей и поисково-исследовательской деятельности с учетом их индивидуальных возможностей и интересов.

5.Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

 6Активизировать познавательную деятельность детей, углубить интерес к культуре и традициям русского народа.  

7. Познакомить детей с основами гончарного ремесла и образцами народно – прикладного искусства, выполненными из глины.

 8.Конкретизировать представления детей о глиняных предметах обихода, их назначениях свойствах и качествах.

 9.Формировать у детей простейшие навыки в области прикладного искусства,  развивать эстетическое восприятие.

10.Развивать логическое мышление научить детей объединять предметы в группы по определенному свойству, различать результаты труда мастеров: гончара,  кузнеца.

11. Проанализировать полученные результаты.

Новизна.

Создание дидактического пакета для организации работы с детьми, по декоративно - прикладному искусству русского народа выполненными из глины.

Ожидаемые результаты .

 1Создание творческой мастерской по работе с глиной.

2.Дети должны получить первичные представления о многообразии и назначении предметов декоративно- прикладного искусства и гончарного ремесла.

3. Испытывать уважение и гордость за мастерство русского народа.  

4.Научиться лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

5. Посредством опытов и исследовательской деятельности знать свойства и качества глины.

6.Родители должны проявить заинтересованность и поддержать детей в творческих начинаниях.

Участники проекта.

Дети 5,6 лет;

Воспитатели группы;

Зам. зав. по ВМ.Р.

Зам зав. по А.Х.Р.

Музыкальный руководитель;

Психолог;

Родители;

Сотрудники Рассказовского краеведческого музея.

Тип проекта:

Исследовательско-творческий.

Форма проведения:

Занятие, исследовательская деятельность, экскурсия, беседы, игры (дидактические, творческие, режиссерские, игра – упражнение), развлечение, театрализованное представление, самостоятельная деятельность и совместная деятельность детей с воспитателями и родителями.

Продолжительность проекта

 9 месяцев (с сентября по май)

Этапы реализации проекта.

1- Этап- организационно – подготовительный.

№ п/п

Мероприятия

Цели.

Ответственные.      

                             

 Сроки проведения

1.

Анкетирование родителей.

Выявить, что знают родители о декоративно-прикладном и гончарном ремесле России, считают ли они целесообразным проводить работу с детьми по этой теме.

Воспитатели, родители,  

Психолог.

Сентябрь

1 Неделя

2.

Создание инициативной группы по реализации проектом.

Обсудить цели и задачи. Создать условия необходимые для реализации проекта.

Воспитатели, родители, Музыкальный

 руководитель,

Психолог,

Зам. зав. по АХР

Зам. зав. по ВМР

Сентябрь

2 Неделя.

3.

Изучить и проанализировать

методическую литературу по данной проблеме.

Адаптировать материал для детского восприятия.

Воспитатели.

Сентябрь

2 Неделя.

4.

Составить перспективный план по реализации проектом.

Планирование работы по данной теме.

Воспитатели

Сентябрь

3 Неделя.

5.

«Круглый стол» с участием родителей, в комнате «Русская изба»

     

Заинтересовать и привлечь родителей к поисковой деятельности глиняных предметов обихода и декоративно – прикладного искусства России.

Воспитатели.

Сентябрь

3 Неделя

6.

Оформление мастерской.

Создание условий необходимых для реализации проекта.

Инициативная группа.

Сентябрь

Октябрь

7.

Подбор и изготовление дидактических пособий для занятий.

Систематизировать материал по данной проблеме с учетом возрастных особенностей детей.

Воспитатели.

Сентябрь

Ноябрь

8.

Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта.

Расширять представления родителей о многообразии декоративно прикладного искусства из глины.

Воспитатели.

Сентябрь

4 Неделя

2. Этап     -     основной.

№ п/п

Мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки проведения

1.

Посещение детьми комнаты « Русская изба»

Развивать у детей интерес к предметам декоративно прикладного искусства и домашнего обихода сделанных из глины.

Воспитатели,

сентябрь

1 Неделя

2.

Оформление уголка творчества в группе (декоративно- прикладного искусства.)

Развивать эстетическое восприятие, закрепить представление о том, что красивые предметы украшают комнату, создают радостное настроение.

Воспитатели.

сентябрь

2,3 Недели.

3.

Экскурсия к карьеру - «Где живет глина? »

Показать детям, что глина это природный материал. Формировать познавательный и исследовательский интерес.

Воспитатели, родители.

сентябрь

 3 Неделя.

4.

Исследовательская деятельность. Опыты с материалом глина.

 Дать понятие о материале глина, показать его свойства и качества. Способствовать развитию познавательного интереса и исследовательских навыков. Учить наблюдать и анализировать  результаты наблюдений.

Воспитатели

Дети.

 В течении  реализации проекта.

5.

Занятие.

 Рассказ о  гончарном промысле  (с использованием слайдов.)

Дать детям обобщенное представление о ремесле гончара и результатах его труда. Вызвать интерес к  данной теме и стремление узнать больше   о предметах, изготовленных из глины.

Воспитатели.

Сентябрь

4 Неделя

6.

Занятие.

Лепка «Мисочка»

Закрепить умение лепить мисочку круглой формы путем выдавливания глины пальцем. Развивать усидчивость, терпение, учить радоваться результатом труда.

Воспитатели.

Октябрь

2 неделя.

7.

Экскурсия с детьми и родителями в Рассказовский краеведческий музей.

Дать детям почувствовать атмосферу исторического прошлого родного города, закрепить представление о музее. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение вести себя в общественном месте.

Воспитатели, родители.

Октябрь

3 неделя.

8.

Беседа «Мы ходили в музей»

Выяснить какое впечатление осталось у детей от посещения музея, вызвать эмоциональный отклик,  активизировать речь детей. Закрепить правила поведения в общественном месте.

Воспитатели, психолог.

Октябрь

3 Неделя.

9.

Внесение в уголок творчества предметов декоративно прикладного искусства для свободного рассматривания.

Знакомить детей с образцами декоративно-прикладного искусства сделанных из глины. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

Воспитатели.

Октябрь

4 Неделя.

10.

Русская народная игра «Горшки»

Развивать двигательную активность. В ходе игры внести в активный словарь детей слова: гончар, сговор, горшок, наст, показать самобытность русской речи.

Воспитатели.

Ноябрь

1 Неделя.

11.

Занятие.

Лепка «Чашечка»

Учить детей лепить конструктивным способом.

Воспитатели

Ноябрь

1 Неделя

12.

Дидактическая игра «Что как называется? »

Учить различать глиняную посуду: кувшин,  кринку, плошку, миску. Сравнивать эти виды посуды  при помощи  всех анализаторов:  (тактильного, зрительного слухового)

Воспитатели.

Ноябрь

2 Неделя

13.

Занятие. Рисование.

Роспись глиняной чашечки.

Знакомство с изделиями городецких мастеров. Вызвать у детей желание украсить чашечку знакомыми элементами узора: точками, мазками, полосками,  линиями. Развивать чувство композиции.

Воспитатели.

Ноябрь

2 Неделя

14.

Развлечение: «Музыкальные горшочки»

Знакомство со  звуком,  который живет в глиняных горшочках. Учить различать звук по высоте при игре на горшочках разного размера, разной формы. Вызвать желание у детей импровизировать при извлечении звука.

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Ноябрь

4 Неделя.

15.

Театрализованное представление по сказке «Лиса и кувшин»

Развивать интерес к театрализованной деятельности, закрепить знание формы: кувшин, миска.

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Декабрь

2 Неделя.

16.

Творческая игра «Пекарня»

Заинтересовать игрой  в ходе, которой дети лепят булочки батоны, пирожки.  Способствовать развитию творчества, в доступной и интересной форме познать свойства и качества природного материала.

Воспитатели.

Декабрь

3 Неделя.

17.

Консультация для родителей: «Народные промыслы»

Просвещение родителей по теме проекта

Воспитатели.

В течении реализации проекта.

18.

Музыкальное занятие.

«Русская  глиняная свистулька»

Познакомить с музыкальным инструментом свистулька из глины и способами игры на ней. Слушание народных мелодий.

Воспитатель, музыкальный руководитель.

Декабрь

4 Неделя.

19.

Совместная деятельность.

Лепка свистульки.

Учить детей лепить свистульку.

Воспитатели

Январь

3 Неделя.

20.

Дидактическая игра: « Угадай по звуку»

Развлечение «Веселый оркестр» с использованием глиняных свистулек и горшков.

Развивать слуховое внимание, выделять игру на свистульке.

Воспитатели.

Январь

3 Неделя.

21.

Совместная деятельность.

Раскрашивание свистульки.

Развивать эстетический, вкус, учить придерживаться стиля

Воспитатели.

Январь

4  Неделя.

22.

Игра драматизация по сюжету потешки:   «Наша- то хозяюшка» с использованием глиняных экспонатов «Комнаты старины»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание потешки, формировать интерес к театрализованной деятельности, учить использовать все окружающее пространство, развивать речь.

Воспитатели.

Февраль

1Неделя.

23.

Самостоятельная деятельность. Работа с глиной в творческой мастерской.

Вызвать у детей желание самостоятельно работать с глиной, Лепить пластическим, способом, использовать в роботе приемы оттягивания, сглаживания, соединения, использовать стек.

Воспитатели,

В течении реализации проекта.

24.

Игра- упражнение:  «Веселая ярмарка»

Закрепить умение отбирать в пространстве «Русской избы» предметы по их описанию.

Воспитатели.

Февраль

3 Неделя.

25.

Чтение сказки «Горшочек каши»

Познакомить детей с авторской сказкой, рассмотреть иллюстрации. Закрепить понимание детей, что горшочки использовались для приготовления пищи и у других народов.

Воспитатели.

Март

1 Неделя.

26.

 «В гостях у хозяйки Русской избы»

Дать детям представления как в обиходе русские люди использовали глиняную посуду, что в ней хранили.

Воспитатели.

Март

3 Неделя.

27.

Дидактическая игра: «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?»

Обследование предметов и сравнение свойств металла и глины.

Воспитатели

Март

4 Неделя.

28.

Рассматривание иллюстраций и игрушек  «Волшебная дымка»

Познакомить детей с дымковской игрушкой, расширять представления о народной игрушке. Вызвать желание лепить игрушку своими руками.

Воспитатели.

Апрель

1 Неделя.

29.

Занятие. Лепка

«Дымковская уточка»

Показать особенности конструктивного способа лепки дымковской игрушки. Формировать эстетический вкус.

Воспитатели

Апрель

1 Неделя.

30.

Занятие. Рисование роспись дымковской уточки.

Учить детей росписи дымковской игрушки, используя для этого кисточку и печатку – тычок. Обращать внимание детей, чтобы узор на обоих крыльях уточки был одинаковым.

Воспитатели.

Апрель

2 Неделя.

31.

Режиссерская игра «Волшебные фигурки» с использованием дымковских и филимоновских игрушек.

Развивать самостоятельную театрально- художественную деятельность детей. Формировать эстетическое отношение к народному декоративно-прикладному искусству.

Воспитатели.

Апрель

4 Неделя.

32.

«Мы открываем таланты»

Лепка глиняных изделий в творческой мастерской с привлечением родителей.

Развивать совместное творчество педагогов, родителей, детей. Развивать воображение творческую активность.

Воспитатели.

Родители

Май

1 Неделя.

33.

Совместное раскрашивание глиняных поделок.

Формировать эстетический вкус, испытывать радость от совместного творчества.

Воспитатели

Родители.

Май

2 Неделя.

34.

Выставка работ детей в творческой мастерской.

Представить творческий отчет о проделанной работе.

Воспитатели

Дети

Май

3 Неделя.

3  Этап – заключительный.

35

Обработка и оформление материалов проекта.

Воспитатели

Зам зав. по ВМР

Май

4 Неделя.

Перспективы  распространения результатов проекта.

Данным проектом могут пользоваться воспитатели детского сада,  учителя начальных классов, педагоги дополнительного  образования.                                    

Управление     проекта

Информационные ресурсы

1. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 2.  Л.С. Куприна,  Т.А. Бударина,  О.А. Маркеева, и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством »

3.О.А.Соломенникова «Радость творчества»

4.Т.Я Шпикалова «Основы народного и декоративного искусства»

5. Т.С. Камарова «Условие и методика развития детского творчества»

6.Н.Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»

7. М.В. Тихонова, Н.С. Смирнова «Знакомство детей с русским народным искусством ,ремеслами, бытом в музее детского сада.

8. М.А. Некрасова «Народное искусство как часть культуры»

9. Т.С. Комарова, В.И. Савенков «Коллективное творчество детей»

10.Т.Г.Казакова «Развивайте у детей творчество»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поект"Чтобы жить и любить в свободном мире»

Проект посвящен ознакомлению детей с Великой Отечественной войной...

Занятие по лепке "Глиняные горшочки"

Занятие по лепке из глины в средней группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Тема: “ ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ. Изготовление глиняного горшочка. ”

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель: создание условий для формирования представлений об этапах изготовления глиняной посуды ; о труде гонча...

Конспект занятия по лепке «Глиняный горшочек»

Конспект занятия по лепке «Глиняный горшочек»...

Конспект Занятия по Художественно-эстетическому развитию Подготовительная группа "Глиняный горшочек"

Конспект Занятия  по  Художественно-эстетическому развитию Подготовительная группа  "Глиняный горшочек"...

Проект "Секреты глиняной игрушки"

laquo;Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в прошлом красоту находим,Хоть новому принадлежим»...