Конспект непрерывной образовательной деятельности. Тема: “ ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ. Изготовление глиняного горшочка. ”
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Гульмира Гасанова

 Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создание условий для формирования представлений об этапах изготовления глиняной посуды ; о труде гончара.

Задачи:

  • расширять кругозор о народных промыслах формировать обобщенные способы умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя:
  • развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию-прогназированию будущих изменений , воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать различные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении по теме занятия;
  • приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес и воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,  изобразительная.

Формы организации: групповая, индивидуальная, в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_starshaya_gruppa_zvezdochka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности.

Возрастная группа: старшая.

Тема: “ ЗНАКОМСТВО С ГОНЧАРНЫМ МАСТЕРСТВОМ. Изготовление глиняного горшочка. ”.

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создание условий для формирования представлений об этапах изготовления глиняной посуды ; о труде гончара.

Задачи:

  • расширять кругозор о народных промыслах формировать обобщенные способы умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности и с помощью воспитателя:

  • развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию-прогназированию будущих изменений , воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать различные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении по теме занятия;

  • приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, прививать интерес и воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,  изобразительная.

Формы организации: групповая, индивидуальная, в парах.

Формы реализации детских видов деятельности:  изготовление продукта детского творчества (изготовление горшков)

  • Оборудование: интерактивная доска, гончарный круг, глина на каждого ребенка, выставка изделий народных промыслов (Дымковская игрушка, Гжель, Скопинская керамика).

                                                               Ход НОД

      Деятельность воспитателя

              Деятельность детей

                                                     I.Вводная часть

Дети сидят. Включен музыкальный и зрительный ряд.

 Ребята! К нам в детский сад пришла посылка, посылка очень странная. В ней Машина времени.  Посмотрите, вот она.

ДЕТИ ПОДХОДЯТ, РАЗГЛЯДЫВАЮТ.

Но вот, что интересно, в посылке, вместе с машиной времени лежал вот этот кусок глины. Чтобы это значило? Я думаю, что это неспроста. Ведь недавно в группе мы с вами знакомились с этим материалом. Давайте вспомним,  что мы знаем о глине.

  1. Откуда берут глину?
  2. Что из нее делают?
  3. В каких народных промыслах используется глина?
  4. А как называется посуда, которую делают из глины?

Правильно, глиняная или керамическая. А из чего еще можно сделать посуду? Из какого материала?

Ответы детей.

Ребята! На Руси было много керамических промыслов.  Мы с вами знакомились с   Дымковской игрушкой, сине-голубой Гжелью. А еще прекрасную посуду из глины делали, в городе Скопин Рязанской области. Этот город находится  не так далеко, примерно в трехстах километрах от Москвы.

Русский народ – удивительный народ. Только в России мастера могли придумать такую посуду, что даже самая простая еда в ней казалась сказочной, чудесной, чтобы простая вода из колодца становилась волшебной живой водой.

А вы хотели бы познакомиться со Скопинской керамикой?

-Правильно, есть такая древняя  профессия – гончар, ремесленник, который делает глиняную Ребята! А вы хотели бы побывать в гончарной мастерской и посмотреть, как работает гончар?

Ответы детей.

Воспитатель. Вот, обратите внимание,  на экран – это старинный город Скопин. (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ВИДОВ ГОРОДА СКОПИН).

Ответы детей.

посуду (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГОНЧАРА, РАБОТАЮЩЕГО ЗА ГОНЧАРНЫМ ГРУГОМ)

Я думаю, в этом нам как раз и поможет машина времени. Мы с вами перенесемся на много лет назад в старинный город Скопин. Да, только как пользоваться этой машиной. Ой, ребята, посмотрите, здесь и инструкция прилагается. Прочитаем?

«ЧИТАЕМ!  ВПРАВО, ВЛЕВО ПОВЕРНИСЬ, В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ ОЧУТИСЬ!»

Ну, что садитесь в машину времени.

Ответы детей.

II. Основная часть

ДЕТИ ЗАХОДЯТ ЗА МАШИНУ. СВЕТ ГАСИТСЯ. ВКЛЮЧАЕТСЯ ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА, ВКЛЮЧАЕТСЯ  ЗЕРКАЛЬНЫЙ ШАР.

 РАЗДВИГАЕТСЯ ЗАНАВЕС. СВЕТ НА СЦЕНЕ.

СЦЕНКА В ГОНЧАРНОЙ МАСТЕРСКОЙ.

ГОНЧАР РАБОТАЕТ, НАПЕВАЯ ПЕСЕНКУ «АХ. Вы сени, мои, сени».

Ребята! У нас получилось! Мы с вами в городе Скопин. Кажется, это мастерская гончара Татьяны . Давайте посмотрим, как она работает.

Гончар. Я очень рад, что вы проявили интерес к моей работе! Подходите, я покажу вам, как работают на гончарном .круге. Это гончарный круг. Как вы думаете, почему он так называется?

ДЕТИ ТИХОНЬКО СТОЯТ И НАБЛЮДАЮТ.

Дети и воспитатель. Мы путешествуем на машине времени. Наши ребята очень любознательные. Они захотели познакомиться со Скопинской керамикой, увидеть как вы делаете свои изделия.

Ответы детей.

Татьяна рАБОТАЕТ НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ.

Гончар: Сначала, ребята глину нужно хорошо вымесить, чтобы в глине не осталось пузырьков воздуха, чтобы получилась однородная, пригодная для работы масса.

Затем глиняный шар я помещаю  в центр вращающегося круга и придерживаю согнутыми ладонями.

Ногой я нажимаю на педаль, чтобы вращался круг.

Вдавливаю большими пальцами в середину глиняного шара, постепенно формируется кольцо с толстыми стенками.

 Постепенно это кольцо  вытягивается между большим и остальными пальцами руки, получается цилиндр.

И уже этому мы цилиндру я придаю ту форму, которую захочу

ГОНЧАР ИЗГОТАВЛИВАЕТ ГОРШОЧЕК, ДАЕТ ПОТРОГАТЬ ДЕТЯМ.

Гончар:.Как вы думаете, ребята, можно ли использовать такой горшочек сразу?

Гончар.:Правильно, для того, чтобы горшочек стал прочным нужно сделать обжиг этого горшка. Обжиг – это нагрев и выдержка изделия при высоких температурах в печах.

Гончар: Понравилось, вам у меня в мастерской? Сейчас я предлагаю вам почувствовать себя настоящими гончарами ! А на память я подарю вам глину, чтобы вы могли поработать с ней, вместе со мной и изготовить горшочки для цветов.

 

Дети. Нет, он очень мягкий, меняет форму.

ГОНЧАР ПОДХОДИТ К МАКЕТУ ПЕЧИ.

Работа мастера индивидуально с каждым ребенком.

 

III. Заключительная часть

РЕБЯТА ПРОЩАЮТСЯ С Татьяной, САДЯТСЯ В МАШИНУ ВРЕМЕНИ И ВОЗВРАЩАЮТСЯ В САД.

Воспитатель. Ребята, наше волшебное путешествие в старинный город Скопин подошло к концу, но мы уходим не с пустыми руками, а с горшрчками для цветов . Которыё мы распишим под гжель и посадим красивые цветы …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности Тема: "Глазки, уши и носы быть здоровыми должны" Возрастная группа: Средняя группа

Задачи:Образовательная задача:Создавать условия для знакомства  детей с частями тела и органами чувств человека, о функциональном назначении частей тела и органов чувств  для жизни и здоровь...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Времена года». Для детей среднего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Времена года».Для детей среднего дошкольного возраста.                          ...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Скворечник». Для детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Скворечник».Для детей младшего дошкольного возраста.                          ...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Перелётные птицы». Для детей среднего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Перелётные птицы».Для детей среднего дошкольного возраста.                        ...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Зоопарк». Для детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Зоопарк».Для детей младшего дошкольного возраста.                          ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «Бережем природу» Возрастная группа: средний возраст Автор: Князева Е.Б. Образовательная область: познавательное развитие

Конспект непрерывнойобразовательной деятельностиТема: «Бережем природу»Возрастная группа: средний возрастАвтор: Князева Е.Б.Образовательная область: познавательное развитие Цель: форм...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Тема: «звук, слог, слово» (КВН) Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте) Подготовительная к школе группа № 7 «Сказка» (возраст детей 6-7 лет)

Цель: Обучать детей грамоте с помощью игры КВН, а именно: распознавать слоги в слове, их последовательность; формировать умение находить слова с заданным слогом.Образовательные задачи: Уточнение предс...