Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности
статья по аппликации, лепке на тему

Ябурова Зоя Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Ябурова З.С.

Воспитатель,

 МАДОУ Детский сад №7

Развитие  творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности

    Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?

   Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

   Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей  неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание трудиться. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.

    Традиционные виды детской художественной деятельности – рисование, лепка, аппликация – в предметном их выражении не дают возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития ребенка. Поэтому в своей практике я использую принцип интеграции. Интеграция видов художественной деятельности  наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности  и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту в поиске замыслов, выборе материалов, техник, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

   В условиях интеграции изобразительная деятельность выступает как социально-педагогическое явление, которое, с одной стороны, формирует творческую личность  каждого ребенка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий ребенка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми.

   Интегрированный подход позволяет:

  • Оптимизировать художественное воспитание в ДОУ;
  • Улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми;
  • Повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность каждого ребенка.

    Для этого я использовала различные варианты интеграции занятий художественно-эстетического цикла:

  • Занятия по рисованию, аппликации и лепке проводятся на основе одной темы последовательно друг за другом, что позволяет углубить и систематизировать художественный опыт ребенка за довольно короткий промежуток времени;
  • Одно занятие объединяет два вида изобразительного искусства;
  • Занятие, на котором применяется несколько видов нетрадиционных техник.

На мой взгляд, хорошие результаты по развитию художественно-творческих способностей дают следующие технологии:

  • Нетрадиционная техника изображения;
  • Мультипликация;
  • Экопластика.

    Использование нетрадиционных техник изобразительного творчества дает возможность проявить детям свой творческий потенциал.

    Интересны работы, выполненные пластилиновой живописью (пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок, если необходимо, размазывают по поверхности).

    Рисовать  можно кусочками поролона, ватными комочками, кусочками скатанной в комочки бумаги, ткани и др.

    Можно рисовать свечкой, при этом получается «Волшебный рисунок», которого сразу не видно, но стоит лишь нанести тушь или гуашь, как он проступает на цветном фоне.

     Чудесные рисунки получаются по сырой бумаге. Получаются разные изображения, загадочные, таинственные, сказочные.

     Интересны коллажи, где сочетаются аппликация, рисование, конструирование из бумаги и ткани. Здесь можно использовать любой материал.

    Важно, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал. Поэтому необходимо продумывать его хранение и размещение.

    Использование метода мультипликации, наряду с развлекательной функцией имеет огромное воспитательное и познавательное значение. Язык мультфильма, освоенный в детстве, способен внести свою лепту в развитие мировосприятия человека. Дети и сами могут участвовать в создании мультфильмов. Занимаясь созданием анимационного кино, ребенок получает неограниченные возможности для открытий и впечатлений, для развития изобразительного творчества. Наиболее доступным и эффективным средством творческого развития детей является рисование мультфильма.

     Занятия мультипликацией должны носить комплексный характер. Каждый кадр является, по сути, сюжетным рисунком, работа над которым требует проведения серии занятий. Ребенку нужно продумать содержание и композицию рисунка, сделать зарисовки животных, людей, зданий, предметов, быта с натуры или по представлению.

    Мультипликационное творчество дошкольников предполагает коллективные формы его организации. Дети овладевают навыками планирования, умением распределять эпизоды, которые будут рисовать, роли, которые будут озвучивать.

      Третье направление – экопластика – это вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Художественный образ рождается на основе готовой прикладной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются ее исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура).

      Для детского творчества из природного материала характерно стремление к созданию реальной предметной среды – не столько декоративно-оформительской или дидактической, сколько игровой или сюжетной. Экопластика представляет детям дошкольного ваозраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. Они создают забавные  игрушки, фигурки для спектакля, скульптуры для своего игрового пространства, сувениры и подарки для близких людей.

    Экопластика – одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно  прилаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей  пластилином – выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дошколята постарше с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых раных материалов – шишек, плодов, початков кукурузы, ягод шиповника и просто из красивых листочков и  веточек. Почти все дети любят разыгрывать представления с забавными персонажами. Да и  взрослые вместе с детьми снова и снова окунаются в сои детские воспоминания.

     Так же в свою работу по развитию творческих способностей я включила занимательные игры и упражнения, которые способствуют развитию у дошкольников навыков и умений в рисовании, работе с бумагой, пластическим материалом, например «Три волшебные краски», «Что я задумал нарисовать», «Кто быстрее». В игровой форме дети учатся владеть инструментами, чувствовать материал, у них развивается память и легкость руки, формируются изобразительные навыки, художественный вкус.

   Игры способствуют активному развитию у детей воображения, творчества, фантазии, художественных и интеллектуальных способностей.

    Мой опыт показывает, что предлагаемые игры можно использовать при проведении развлечений, досугов, праздников, на любых занятиях как игровые моменты, необходимые для разрядки и отдыха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольный возр...

МО Выступление тема:"Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности" 2016 г.

Художественное творчество  играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии. Она находится в тесном взаимодействии с общим развитием дошкольников....

Консультация для педагогов на тему: «Игры, способствующие развитию воображения и творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности»

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знани...

Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»

Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности...

Обобщение и распространение опыта по методическим темам. Методическая тема "Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности "

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольни...

Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...