«Методика развития детского изобразительного творчества» Лепка как вид изобразительной деятельности.
консультация по аппликации, лепке на тему

БОДУХИНА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.

Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишнего.

Все виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание путем точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepka.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методика развития детского изобразительного творчества»

                                     Бодухиной Елены Юрьевны

                              Обучение лепке.

                           Семинар

   Содержание и методика обучения лепке в разных возрастных группах.

  1. Лепка как вид изобразительной деятельности.

Лепка – одна из разновидностей скульптурной техники, связанная с обработкой мягкого материала – глины, пластилина, соленого теста.

Лепка это изобразительная деятельность, в процессе которой дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления пальцами, стекой, путем налепов или удаления лишнего.

Все виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребенка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание путем точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм.

Виды лепки:

1.Декоративная – вид лепки, который направлен на обучение детей изображению птиц, животных, человека по типу народных игрушек.

2.Предметная – вид лепки, который направлен на воспитание у ребенка умения лепить предметы, передавая особенности формы, пропорцию и динамику.

3.Сюжетная – вид лепки, когда от изображения однородных предметов переходят к созданию различных образов, связанных с общим содержанием.

  1. Основные приемы и способы лепки.

     1.Скульптурный способ. Ребенок представляет задуманный образ, берет    подходящий по цвету и размеру кусок глины или пластилина, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму.

2.Конструктивный способ. Образ создается из отдельных частей, как конструктор.

Ребенок задумывает образ, представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.

3.Комбинированный способ. Объединяет два способа – конструктивный и скульптурный. Крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие конструктивным.

4.Модульная лепка. С помощью этого способа можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых деталей – модулей.

5.Лепка на форме. Иногда для лепки используются готовые прочные формы (банки, бутылки, коробочки и т.д.). Они служат прочной и удобной основой и помогают избежать лишней работы.

  1. Содержание и методика обучения различным видам лепки в разной возрастной группе детского сада.

Первая младшая группа. На занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-6 человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что делает. Занятия лепкой должны стать для ребенка интересным делом. Заставлять заниматься детей лепкой, если они не хотят, нельзя. И все-таки воспитатель может попробовать эмоционально воздействовать на ребенка: слепив при нем какую-нибудь игрушку, дать потрогать глину, помять ее, показать, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их. Первоначальные занятия проводятся в течение 5-8 минут с каждой подгруппой.

По мере того как дети ознакомятся с материалом, научатся им пользоваться, можно переходить к фронтальным занятиям со всей группой. Приемы обучения носят наглядно-действенный характер. Ребята сначала подражают действиям воспитателя, повторяя формообразующие движения.

Важно, чтобы дети отметили взаимосвязь характера действий с получаемой формой, а поэтому воспитатель не только показывает, но и объясняет: «Положу шарик на ладонь и накрою его другой ладонью, а потом сожму его между ними - получилась лепешка.- И еще раз повторяет: - Когда расплющиваем шарик между ладонями, то получается лепешка».

Подобные пояснения необходимы малышам на каждом занятии, и лишь в возрасте трех лет они уже смогут самостоятельно использовать некоторые умения в своей деятельности. Кроме занятия по заданию, воспитатель предлагает детям лепку по замыслу, где они могут закрепить приобретенные знания, комбинировать полученные формы по собственному желанию.

Каждое занятие должно быть увлекательным. Малышам двух - двух с половиной лет интересно наблюдать, как из куска глины в руках воспитателя образуются погремушка, грибок, птичка, матрешка, девочка, зайка. Они с удовольствием узнают эти предметы, дают им названия и определяют форму частей. Длительность такого занятия должна быть не более 10-12 минут, чтобы у малышей осталось желание посмотреть лепку еще какого-либо предмета. Воспитатель лепит не более 2-3 предметов. Закончить занятие можно потешкой или песенкой. Такие занятия проводятся со всей группой. Воспитатель сидит за столом, а дети располагаются на стульях, расставленных полукругом, и наблюдают работу воспитателя.

Непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми и во время занятия с теми, у кого не получается.

У детей 2-3 лет еще недостаточно скоординированные движения рук. Воспитателю нужно добиться, чтобы при изображении той или иной формы руки детей двигались в определенном направлении. У некоторых это получается не сразу, поэтому воспитатель может взять руки ребенка в свои и показать нужные движения. Интерес у детей можно вызвать, обращая их внимание на образность изображаемого предмета, например: «Мячик круглый, его можно катать по доске», «Столбик длинный, ровный», «Если все столбики, которые вы вылепили, поставить на дощечку, то получится забор». Воспитатель предлагает детям узнать, что получилось. Если они не узнают, то говорит сам. Затем берет заранее склеенный из бумаги домик и ставит его около забора, сажает рядом игрушечного зайца, петуха и т. п. Занятия лепкой должны активизировать детское мышление.

Для того чтобы приучить ребят думать в определенном направлении, можно задавать вопросы: что получится, если к шарику прикрепить столбик? Что выйдет, если к лепешке прикрепить глиняную палочку? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель подсказывает результат и демонстрирует предметы или вылепленные заранее фигуры (погремушку, грибок и т. д.). Вопросы подобного характера способствуют тому, что ребята будут не механически использовать способы лепки, а вполне сознательно, думая об образе изображаемого предмета.

При повторных занятиях вопросы могут ставиться в несколько илом плане. «Дети, у меня есть шарик и столбик,- говорит воспитатель,- что нужно сделать, чтобы получилась погремушка?»

Для развития сообразительности, самостоятельности в решении темы можно каждому ребенку предложить готовые, знакомые формы: 2 шарика (один большой, другой маленький), диск и 2 столбика. Дети рассматривают их с воспитателем, определяют название (шарик, лепешка, столбик) и начинают лепить из этих форм предмет по выбору. Воспитатель в процессе работы вопросами и советами направляет ребят на правильное, интересное использование форм.

Таким образом, все приемы обучения в данной группе имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразительности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями. Каждое занятие строится так, чтобы воспитатель задавал детям вопросы, которые бы помогали им выработать самостоятельность, стать активными, включал игровые моменты и ситуации.

Большое значение при обучении детей имеют правильно подготовленный материал (в данном случае - глина) и оборудование, плотно лежащие на поверхности стола толстые (1 см) и тяжелые доски, так как во время лепки они не должны двигаться. Нельзя предлагать легковесные подкладки, например клеенку, так как у детей возникает желание поиграть: они завертывают глину в клеенку, отвлекаясь от занятия.

Для более успешного закрепления навыков лепки и обучения новым приемам следует проводить занятия не один раз в неделю, а два.

После того как дети хорошо усвоят материал, можно переходить к обычному чередованию занятий.

Вторая младшая группа. В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск, различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные фигурки.

Приемы обучения для первой младшей группы используются и в работе с детьми 3-4 лет. При изучении формы предметов недостаточно только рассматривать их в начале занятия. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин, ощутит их объем, размер. Такое знакомство с формой предмета воспитатель должен проводить группами по 5-6 человек за один или два дня до занятия. Он предлагает детям взять предмет, охватить его одной или двумя руками. Можно предложить показать предмет между ладонями: если шар, то круговыми движениями, если цилиндр, то продольными. Внимание ребят направляется на основную форму частей, их количество и основные пропорциональные соотношения. Такое активное знакомство с предметами помогает ребенку понять не только формы, но и движения, которые необходимы для их изображения. Отчасти эти задачи ставились в первой младшей группе. Здесь же преследуется еще одна цель - ребенок, знакомясь с основными геометрическими формами, должен узнавать их в других предметах, например шар - в яблоке, ягодах и т. д.

Начало занятий лепкой, как правило, предполагает показ воспитателем приемов изображения и объяснение. Он берет ком глины одной рукой, кладет его на раскрытую ладонь, другой рукой производит необходимые движения. Показывать нужно так, чтобы действия были четкими, понятными детям.

Для того чтобы убедиться в усвоении детьми того или иного приема, можно предложить всей группе или отдельно каждому ребенку повторить это движение. После этого ребята могут приступить к изображению. Показ приемов сопровождается объяснением, которое должно соответствовать действиям.

«Беру кусок глины,- говорит воспитатель,- кладу на ладонь и раскатываю его вот так - вперед-назад, вперед-назад. Вот какой получился столбик». Показ и объяснение должны занять не более 3-4 минут.

Обучение лепке во второй младшей группе, так же как и у детей 2-3 лет, должно предусматривать развитие самостоятельности, а поэтому в тех случаях, когда дети уже знакомы с приемами, не следует им еще и еще раз показывать то, что они усвоили. Например, при изображении диска нет надобности показывать лепку исходной формы. Надо сразу взять заранее подготовленный шар, положить на ладонь и расплющить, покрыв другой ладонью, предоставив детям возможность самостоятельно вспомнить, как лепить шар.

С детьми трех лет используются игровые приемы. Можно обыграть тему занятия, предложить игру с фигурками, которые получились, дополнить их некоторыми деталями. Например, если дети лепили кролика, то предложить около каждой фигурки положить заранее сделанную морковку; в руки вылепленной матрешки или куклы вложить маленький флажок. В том случае, когда дети лепят цыплят, можно фигурки поставить на зеленый лист бумаги, изображающий луг. Эти приемы помогут детям не просто создавать предметы, а вкладывать в свою работу образное содержание.

Чтение детям сказок оказывает самое благотворное влияние на развитие фантазии, творческой самостоятельности, пробуждает интерес к изобразительной деятельности. Например, ребята хорошо знают сказку «Колобок». Воспитатель предлагает им вылепить колобок, который катится по дорожке. Лепка шарообразной формы знакома детям, и воспитатель направляет их внимание на образную передачу формы. Воспитатель еще раз читает сказку, чтобы напомнить ребятам детали. Дети словесно обрисовывают внешний вид колобка и дорожки, сравнивают его форму с другими округлыми предметами. Отмечают, что на картинке у колобка есть глаза, нос и рот. В начале занятия воспитатель показывает ребятам, как можно палочкой изобразить глаза и рот колобку, как сделать дорожку, расплющив глиняный столбик пальцем.

После объяснения все приступают к лепке, а воспитатель на отдельном столе расставляет зеленые елочки, приготовленные заранее для изображения леса. Дети работают, а воспитатель вопросами и советами направляет их на верное решение. Когда лепка закончится, изделия устанавливаются на столе так, чтобы все дорожки были направлены к елкам. Дети с воспитателем располагаются около стола и рассматривают работы, отмечая, что колобки весело катятся по своим дорожкам в лес. Воспитатель попутно задает вопросы, заставляющие ребят задуматься над темой, приемами лепки, результатом труда. Некоторые занятия могут начинаться или заканчиваться потешкой или песенкой, которые углубляют образное представление детей об изображаемом предмете.

Средняя группа. В начале года дети по программе повторяют пройденный материал: занимаются лепкой, работают над формой. Воспитатель во время прогулок с детьми использует природный материал как наглядное пособие. Например, зимой ребята под руководством воспитателя лепят снеговика и одновременно разбирают форму и количество частей. Из снега дети могут вылепить кролика, девочку в шубке и другие предметы.

Кроме того, перед тем как приступить к лепке, воспитатель показывает игрушки, изображающие птиц, цыплят. Он обращает внимание детей на весь предмет в целом и затем на форму туловища, головы, хвоста, показывает, как надо обследовать предмет: сначала определяют форму частей, затем, фиксируя внимание на более мелких частях, проводит по ним пальцем и предлагает эти же действия проделать ребятам. Они повторяют эти движения.

На занятиях можно ограничиться лишь зрительным обследованием, обводя различные части палочкой и предлагая ребятам самостоятельно определить их форму, пропорции и месторасположение.

Для рассматривания перед лепкой подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но однотонной окраской. В тех случаях, когда нет возможности подобрать подходящий предмет, можно пользоваться заранее подготовленным образцом несколько большего размера, чем фигурки, которые будут лепить дети.

Образец обычно дается до занятия с той целью, чтобы ребята успели его рассмотреть, и остается перед ними на протяжении всего занятия.

Дети средней группы знакомы с изображением шара, цилиндра, диска. На первых занятиях воспитатель напоминает им способы изображения этих форм, уточняет постановку рук и показывает, как можно кончиками пальцев сделать форму более точной.

Во время лепки предметов из нескольких частей воспитатель прибегает уже к неполному показу. Например, когда дети лепят морковку, он им только показывает, как у столбика, слепленного заранее, надо один конец заострить, а другой сделать толстым и несколько округлым; для изображения туловища и головы кролика надо сделать из цилиндра овал.

Изображение основных форм можно не показывать; ребята это уже умеют делать. Но способы соединения частей необходимо показать, так как от их усвоения будет зависеть прочность создаваемых фигурок. Кроме того, воспитатель предлагает ребятам показать, с чего они начнут работу, как будут лепить форму или соединять части. Об этом можно попросить детей, хорошо справляющихся с изображением предметов, а в некоторых случаях и тех ребят, которые плохо справляются с заданием, чтобы они поверили в свои силы. Это дает возможность активизировать мысль детей, они начинают более четко представлять ход работы и действия с глиной.

В средней группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. Для этого воспитателю нужно время от времени показывать, как делить ком глины, чтобы получилось нужное количество частей определенного размера, и как проверить их длину. Например, при изображении рук куклы педагог показывает, как разделить столбик на две равные части, а затем, складывая обе половины, проверить, одинаковые они или нет. Когда дети усвоят этот прием, можно лишь напомнить им, чтобы они не забыли проверить, правильно ли определили длину частей.

Так же как и на занятиях рисованием, при лепке используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение.

Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, которыми начинаются или заканчиваются занятия. При подборе литературных произведений нужно учитывать специфику лепки, а поэтому описания предметов должны больше касаться формы, строения, размера и меньше - цвета, запаха и других свойств.

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы. Иногда он предлагает ребятам самим решить, как вылеплена форма, переданы ее строение и пропорции, прочно ли соединены части.

При изображении цыпленка, снеговика, девочки, посуды и других предметов можно предложить детям стеку для нанесения мелких деталей - глаз, рта, носа. В дальнейшем дети познакомятся с объемным изображением мелких деталей, но в данной группе, пока действия пальцев еще недостаточно развиты, можно нанести эти детали стекой путем графического изображения. Кроме того, дошкольники средней группы могут стекой резать глину на части, иногда снимать лишнюю, таким образом постепенно приучаясь к лепке с инструментом.

Работа детей со стекой требует особого внимания со стороны воспитателя. Важно приучать ребят правильно, своевременно пользоваться ею, производить лишь нужные операции, а для этого необходимо им показать способы работы. Например, чтобы обозначить цыпленку глаза, его устанавливают на доске, придерживая левой рукой, и стекой, которая находится в правой руке, намечают глаза.

Старшая группа. В этой группе воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о котором им читают. Это дает возможность заранее настроить детей на предстоящее занятие, четко воспринять особенности предмета и в какой-то степени обдумать его изображение. Если ребенок будет твердо знать, над чем он должен работать, то это даст ему возможность более целенаправленно и уверенно заниматься лепкой.

Важно, чтобы дети научились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этого воспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженными чертами.

Ребята, как и в предыдущей группе, предварительно рассматривают предметы. Иногда можно придумывать игры с теми игрушками, которые предстоит детям вылепить. Но игра не дает возможности планомерно обследовать предмет.

В основном для изобразительной деятельности нужно развивать в детях зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта. Зрительный анализ здесь воспитатель проводит так же, как и в других группах. В начале занятия ребята рассматривают предмет со всех сторон, зная, что это необходимо для того, чтобы во время лепки все стороны выполнялись одинаково хорошо.

Для демонстрируемого предмета желательно иметь специальное приспособление - подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в прежнее положение. Дети 5-6 лет уже в состоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.

Многие способы лепки детям знакомы. Они умеют создавать основные формы, видоизменять их, а следовательно, воспитателю нет надобности прибегать к показу изображения на каждом занятии. Все чаще он полагается на самостоятельность детей в решении тех или иных вопросов.

Задача воспитателя - понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении. Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что есть другой, наиболее удобный и подходящий.

Важно, чтобы дети из множества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, который позволит создать выразительный образ.

Например, собаку или кошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины или из отдельных частей.

Лепка из отдельных частей более длительна и в результате детского исполнения дает в основном статичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основные детали, установить их в нужном положении. Этот способ сложный, но в старшей группе дети с ним знакомы и могут самостоятельно его применять. Трудность вытягивания формы из целого куска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количество глины для той или иной части.

Кроме того, детям необходимо читать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот или иной образ. Иногда используются загадки, но, как и в средней группе, надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалось перечисления частей, формы, размеров, действий. Например:

С рожками, бородкой,

Хвост совсем короткий,

Забодает, если зол,

Кто же это? (Козел.)

В конце занятия воспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюдены пропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняет их ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оценивать свою лепку и работу товарищей.

Подготовительная группа. В этой группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой активности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще до занятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и даже материал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка. Воспитатель дает детям задание - выбрать и обдумать содержание для изображения, форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Только после этого ребята приступают к работе.

Для формирования зрительных восприятий воспитатель показывает детям игрушки, изображающие людей, животных, картинки с изображением отдельных предметов и эпизодов из сказок и рассказов.

Во время наблюдения и рассматривания разных предметов воспитатель предлагает ребятам внимательнее присмотреться к форме, пропорции, положению частей и действию, фактуре, некоторым деталям и дополнительным предметам, усиливающим характеристику образа. Очень важно, чтобы ребята учились видеть характерные черты предметов, умели их отбирать, а для этого необходимо знакомить их с выразительными, легко запоминающимися образами: слоном, бегемотом, некоторыми породами собак (боксер, овчарка, такса). С интересом ребята будут рассматривать сказочных персонажей: Бабу Ягу, Емелю, Снегурочку, Василису Прекрасную, Царевну-лягушку и др.

Отличительные черты быстрее запомнятся детям, их легче изображать в лепке. Например, вылепив длинную шею жирафа, ребенок сразу делает образ похожим и выразительным. Но это не все: нужно изобразить и специфические пропорции ног, а поэтому воспитатель выделяет несколько отличительных признаков. Так, при рассматривании жирафа он обращает внимание детей на пропорции, форму частей, детали на голове - уши, рожки.

Кроме того, важно, чтобы дошкольники параллельно овладевали изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения, как в рисунке.

Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т. д.

Для выразительного изображения движения нужно иметь запас зрительных образов, которые накапливаются в процессе познания окружающего мира. Воспитатель обращает внимание детей на то, как бегут лыжники, скользят по льду конькобежцы. Для того чтобы ребята могли понять действия сказочных персонажей, можно показать им иллюстрации с изображением одного и того же героя в разных положениях. Воспитатель предлагает ребятам самим принять те позы, которые они собираются изобразить.

Например, кому-нибудь из детей предлагается принять то положение, в котором находится лыжник во время бега. Уже в начале занятия воспитатель стремится наводящими вопросами подвести ребят к самостоятельному решению хода работы. Затем, стремясь сохранить индивидуальность в работе каждого ребенка, он показывает детям некоторые средства лепки, которые помогут сделать образ более точным и выразительным.

Отдельные приемы, как, например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но в основном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому.

Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности.

Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, или собирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят на правильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например, он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шея и голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?»

Если ребята лепят не по воображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает еще раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры) предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализа формы и пропорций предмета.

Стараясь развить в детях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание и дал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятам возможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинают работать, он подходит к ним и дает необходимые указания.

Если предполагается коллективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой дает задание. В конце занятия все обсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-то видели.

В основном дети сами дают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают на специальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам дают метки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительно обдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенно это целесообразно, когда они лепят бусы и декоративные пластинки.

Детям предлагают во время рисования изобразить будущую пластинку на бумаге карандашом, решив ее размер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребенок должен вылепить ее, руководствуясь своим эскизом. Для того чтобы научить детей работать над эскизом, а затем по нему создавать пластинку, педагог проделывает всю работу сам, а ребята наблюдают. Далее им дается задание - нарисовать пластинку с узором и на занятии ее вылепить.

Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими, блестящими и прочными.

Ребятам объясняют, что они сами смогут сделать такие же, чтобы украсить ими комнату, а для этого предлагают каждому придумать пластинку и во время занятия по рисованию составить предварительный эскиз.

От воспитателя дети должны узнать, что глина для изготовления пластинок должна быть очень мягкая, а краска, которой их окрашивают, называется ангобом, ее готовят из глины и воды (глину разводят водой до густоты жидкой сметаны) и наносят кистью на изделие толстым слоем путем примакивания кисти к изделию. Если изделие из белой или серой глины, то ангоб должен быть из красной, и наоборот.

За день до занятия воспитатель предлагает ребятам вместе с ним приготовить глину и ангоб для изготовления пластинок.

Размоченную, мягкую глину дети с воспитателем тщательно перебирают руками, очищая ее от примесей и делая более эластичной, и в готовом виде складывают в полиэтиленовые мешочки или бак. Затем они готовят ангоб, разводя водой глину в стеклянных банках и размешивая ее палочками до нужного состояния, банки с ангобом плотно закрываются крышками.

После проведенной подготовки (на следующий день) они приступают к работе над пластинками. Работа рассчитана на два занятия: на первом изготавливают пластинки, на втором работают над рельефом и окраской.

  1. Значение лепки в творческом развитии детей.

Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Через лепку ребенок знакомится с народными промыслами и их традициями, такими, как глиняная игрушка, с ее подкупающей бесхитростностью, чистосердечной искренностью, детской наивностью, открытой дружелюбностью и жизнелюбием. И материалы-то для лепки, такие, как тесто, снег, глина, пластилин, бумага, гипс – простые и доступные, и результат не заставит себя долго ждать, необходимо только помочь ребенку, который получит умения и навыки, а также эстетическое удовлетворение от сделанного.

Одной из главных задач уроков изобразительного искусства и технологии является формирование основ творчества, что закладывается на начальном этапе обучения. На этих уроках младшие школьники приобретают необходимые для творчества качества: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности, желание экспериментировать и накапливать новый опыт и т.д. Чем больше объем приобретенного на этих уроках практического и теоретического опыта, тем больше и богаче условия для возникновения у детей воображения, фантазии, а значит и творчества. Поэтому задача учителя – поощрять стремление детей принимать самостоятельные решения по ходу работы и высказывание нестандартных, оригинальных идей.

При умелом подходе к выполнению программного материала в начальных классах можно создать множество ситуаций для творческого самовыражения детей. И именно работа с пластичными материалами дает такую возможность, позволяя детям другими глазами взглянуть на мир, пробуждая в них радость труда и жажду творчества. При умелом создании разнообразной цветовой гаммы пластилин позволяет ребенку отображать окружающий его мир таким, каким он его видит, а также развивает его наблюдательность. А через наблюдения и восприятие окружающего мира у ребенка развивается умение мыслить, сопоставлять, делать выводы. Все это ведет к развитию творческих способностей, что составляет важнейшую задачу обучения и воспитания.

В школе уроки проходят по определенной программе, не претерпевая больших ее изменений, но даже в таких рамках можно дать ребенку свободу творческой мысли и фантазии, не принуждая делать именно то изделие, которое предусмотрено программой, но , в то же время, дать необходимые понятия (такие, как “композиция”, “средства выразительности”, “смешивание цветов”, “композиционный центр”, “древние образы”, “народный промысел” и т.д.), знания, умения и навыки, заложенные ею. Учителю нужно только раскрыть огромные возможности этих материалов. Например, что пластилин можно раскатывать, как тесто, получать из имеющихся в наличии цветов необходимые оттенки, рисовать им и многое другое, а живой податливый комочек глины может ожить и рассказать удивительные сказки. А с каким нетерпением ждут ребята, когда по белым телам игрушек-заготовок они начнут расписывать узоры! Именно игрушка – самое дорогое, что есть у детей, это их самые верные друзья. Им они доверяют самые сокровенные мысли, с ними познают окружающий мир, с ними живут в прекрасном, удивительном, образном мире детства. И если вы хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, дайте ему в руки глину, пластилин, покажите способы работы с ними и их возможности, и ребенок втянется в это увлекательное занятие, результаты которого стоят намного больше, чем затраченные материалы.

Задание: Проанализировать содержание лепки и усложнение задач программ по изобразительной деятельности в разделе лепка.

Группы

Задачи программ

1 младшая

группа

Вызвать интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу.

Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п.

Приучить детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеёнку.

2 младшая

группа

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путём прижимая друг к другу.

Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.

Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыплёнок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызвать радость от восприятия результата общей работы.

Средняя группа

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приёмы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипываю с лёгким оттягиванием всех краёв сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котёнка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приёмам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приёмами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приёмы аккуратной лепки.

Старшая группа

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначить глаза, шерсть животного, пёрышки птицы, узор, складки на одежде людей и т.п.

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зёрнышки, бусинки и т.д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Закреплять навык тщательно мыть руки по окончанию лепки.

Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно-прикладного искусства.

Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Подготовительная группа

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приёмы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжить формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь, козлик скачет, девочка танцует, дети делают гимнастику – коллективная композиция).

Учить детей создавать скульптурные группы из 2-3 фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движение, деталей.

Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Отбор программного содержания к занятиям по лепке.

2 младшая группа

1 полугодие. Лепка пряников
Программное содержание. Продолжать учить детей видоизменять форму шара — сплющивать шар ладонями для получения диска-пряника; учить украшать форму с помощью печатки и трубочки; воспитывать у детей творческое начало, самостоятельность.

2 полугодие. Лепка зайчика
Программное содержание. Учить детей изображать зайчика-игрушку: делить глину на три части, скатывать два шара (большой для туловища, маленький для головы), раскатывать длинный цилиндр и сгибать его (это ушки); учить соединять части, прижимая их. Воспитывать активность, самостоятельность.

Средняя группа

Кукла.

Учить детей лепить куклу из пластилина, используя приемы: прямое и круговое раскатывание, защипывание, заглаживание. Продолжать учить дополнять изделие деталями (руки из спичек, волосы из бумаги), а также работать стеком (глаза, рот, узоры на платье).

Козлик по мотивам дымковской игрушки (лепка по непосредственному восприятию)
Программное содержание. Лепить козлика, составляя его из частей. Путем налепа делать рога. Стекой наносить детали.

Старшая группа

Декоративная. Лепка утки (по мотивам дымковской игрушки)
Программное содержание. Учить детей изображать предметы путем вытягивания частей из целого куска; передавать характерную форму туловища — сплюснутый овал; закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке; учить стекой делать узор на крыльях утки.

Предметная. Лепка кружки
Программное содержание. Учить детей создавать сосуд путем соединения лентообразной формы и диска; сопоставлять формы по пропорциям, прочно соединять их между собой с внешней и внутренней стороны; прочно прикреплять ручку к основной форме, заглаживать поверхность, пользуясь водой; украшать стенки кружки рельефным узором.

Сюжетная. Лепка по произведению К. Чуковского «Федорино горе»

Программное содержание. Закреплять умение лепить посуду; учить составлять композицию по литературному произведению; воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

Подготовительная группа

Лепка «Кто в лесу живет»        

Закреплять умение передавать в лепке характерные особенности разных животных, их относительную величину. Учить добиваться более точной передачи формы и пропорций частей, используя усвоенные приемы лепки. Развивать эстетическую оценку вылепленных изображений. Упражнять в создании коллективных работ.

Декоративная пластина

Программное содержание. Учить новому способу лепки пластины — путем выбирания глины стекой. Во время лепки пользоваться эскизом. Уметь красиво располагать предметы на пластинке.

Отработка методики показа способов и приемов лепки в разных возрастных группах ДОУ.

1. Отработка методики показа различных технических  приемов лепки в 1 и 2 младших группах.

1.Раскатать ком глины продольными движениями ладоней

Раскатывание – для получения  цилиндрической формы нужно глину положить между ладонями и раскатывание ведётся прямыми движениями.

2.Скатать ком глины между ладонями круговыми движениями

Скатывание – Для получения шарообразной формы нужно кругообразными движениями скатывать глину между ладонями

3.Расплющивать форму

Сплющивание – Для получения диска шарообразной формы сжимают между ладонями.

4.Защипывать края формы

Оттягивания – для изображения форм более сложным строением, а также для проработки деталей в работу включаются пальцы

Обработка умений демонстрировать этапы лепки несложных предметных  изображений.

В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить изображения разных предметов.

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.

Неваляшка состоит из двух одинаковых форм - шариков отличающихся по величине. Воспитателю надо показать детям эту разницу в величине (головка у неваляшки маленькая, а туловище большое) которые скатываются кругообразными движениями. Так как дети в процессе лепки увлекаются и могут слепить оба шарика одинаковыми, следует обращать внимание детей на это. Слепленную неваляшку можно предложить покатать на игрушечной машине.

В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить изображения разных предметов.

Самолет можно сделать из 3-4 частей цилиндрической формы (скатывается длинный цилиндр, поперек его накладывается цилиндр поменьше – это крылья;  с другого конца с помощью ещё меньшего цилиндра делают хвостовые крылья).

Отработка методики показа этапов и новых приемов лепки в средней группе.

Форма туловища животных которых  близка к овоиду.  Это еж, заяц, рыбка, птичка, мышка, кит и т.д.

Зайчик – ком глины скатывают  в овоид, после этого острая часть закругляется, затупляется пальцами – это мордочка. Ушки  следует вылепить отдельно  и прикрепить.

Рыбка – Раскатывается овоид, более удлинённый, заострённая его часть тоже слегка удлиняется (оттягивается пальцами),  затем расплющивается и разъединяется посредине на уголки – хвост рыбки. На спинке и животе прищипываются плавники (на спине один, длинный, на животе два: около головы и у начала хвоста). Слегка прищипывается рот рыбки и стекой обрисовывается голова.
Девочка в длинной шубке - Кусок глины делят на три части. Из большого куска лепится конус (основание, его выравнивается о доску), из другого куска скатывается круглая голова, которая присоединяется к конусу. Оставшуюся часть нужно разделить пополам, из одной раскатать удлиненный цилиндр - это будут руки, другую дети используют для деталей - шапочки, воротника, пуговиц.

Отработка методики формирования обобщенных способов изображения в старшей группе.

  • Комбинированный способ:

Предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке животного (фигурки коня) сначала вылепить туловище, затем ноги (сравнить их по величине и соответствию размерам туловища), голову, хвост и т.д. Для лепки парных частей нужно приготовить одинаковые кусочки глины. Все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали. Таким же образом по частям в дымковской игрушке лепятся барыня, всадники.

Пластический способ лепки.

Лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины. Примером такого способа лепки в дымковской игрушке может служить утушка – любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Комок глины скатать в шар, захватить пальцами с одной стороны и слегка вытянуть – получится голова, сгладить переход от головы к туловищу. На голове слегка вытянуть клювик. С другой стороны фигурки оттянуть немного глины и сформировать хвостик. Таким способом лепятся фигурки наиболее простые по силуэту. Например, для филимоновской (птичка-невеличка, петушки и др. зверушки) и каргопольской игрушки (утка, кошка, собачка и др.) характерна очень условная, обобщающая передача образа. Формы игрушек предельно упрощены, имеют меньше налепных деталей, чем в дымковской игрушке. Такие фигурки лепятся из одного куска глины.

                       Ленточный способ –лепка из полос

Сначала раскатывается пласт, который разрезается на полоски шириной не более 3 см (для круглых форм они должны быть узкими).  Внутренняя поверхность между ними укладывается жгутами диаметром 2 см (жгуты лепятся в руках, т.е. не требуется их ровное раскатывание, как в спиральной технике), затем большими пальцами прижимаются друг к другу и получившийся прямоугольник из уложенных жгутов раскатывается скалкой. От жгутов до линеек должно оставаться расстояние, чтоб глина не попадала на бруски и периодически пласт нужно приподнимать, чтоб он не прилипал к ткани. Высота готового пласта 8 мм. Нарезаются полосы по линейке длиной, равной длине окружности основания. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, а не по его диаметру и верхняя ее сторона смотрит не внутрь формы, а открывается на внешнюю сторону, если мы делаем не цилиндр, а вазу, горшок цветочный, т.е трапецевидную форму. К концам уложенной полоски присоединяется вторая в стык, в местах соединения делается насечка изнутри. Затем в месте соединения с основанием тоненький жгутик укладывается с внутренней стороны и замазывается шов до выравнивания поверхности. Все последующие полосы в высоту укладываются тоже в стык с насечкой по диаметру и в местах соединения, но ни снаружи, ни изнутри соединения не должно быть видно (поверхность разглаживается инструментом). При этом способе тоже важно не допустить, чтоб соединения жгутов находились друг над другом. Если ваза закрывается в верхней части, то полосы от места сужения формы укладываются соответствующим образом.

группа

Прием обследования

Лепка в 1 младшей группе.

Основной приём это показ и подробное пояснение своих действий («Я беру кусок пластилина на левую ладошку, накрываю правой и катаю вперёд назад…). Можно проводить занятия, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Использование игровых приёмов и их обыгрывание. По мере приобретения навыков при работе с глиной, дети могут лепить по собственному замыслу, но при этом напомнить, что до этого лепим (например, хлебные палочки, колбаски, карандаши, мячики и т.д., а теперь лепите, кто что будет). Положительная оценка деятельности детей

Лепка во

2 младшей группе.

1. обследование предмета (ребёнок обводит предмет, катает его между ладонями, чтобы ощутить форму);

2. показ и объяснение;

3. игровые приёмы

4. анализ всех работ (положительный).

Лепка в средней группе.

Дети начинают выделять функциональные признаки предмета, это облегчает процесс изображения. Дети становятся более внимательными к процессу занятия. Однако, результат работы ещё мало отличается от младшей группы, т.к. дети ещё не владеют способами изображения. У детей нет ясного представления о предметах и формах, строении, нарушаются пропорции, нет чёткости в передаче формы, не прочно скрепляются части (скрепление путём сглаживания)

Лепка в старшей группе.

Использование натуры. Полный показ приёмов изображения в старшей группе почти не применяется. Показываются только новые приёмы. Беседа направлена на решение композиции (какая должна быть подставка, как примазать). Применяются игровые приёмы (например, «ребята, мы сегодня будем гончарами»). Используется художественное слово (загадки, стихи).

                            Анализ детских работ.

Анализ детских работ является очень важной и ответственной частью занятия по изобразительной деятельности. Анализ должен строится на основе выполнения программного содержания занятия, реализации основных его целей. В ходе занятии воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но и главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы. Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать композицию из двух, трёх узоров, или на основе этих же элементов придумать, свой, новый узор. К концу занятия педагог уже примерно знает, на какие работы надо обратить внимание. При анализе он покажет и выполненные точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы для анализа следует размещать на заранее подготовленном месте. Например, рисунки и аппликации можно расположить на доске – стенде, непросохшие рисунки и объёмные работы – на столах.

Прежде чем приступить к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работы, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать воспитатель, должны быть разнообразными и нацеливать  детей на конкретный ответ. В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о её композиции, об использовании определённых приёмов. Предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, строки из стихотворений.   Не рекомендуется брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей в том, что они делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что-то достойное внимания, чтобы каждый ребёнок был уверен: у него может получиться не хуже, чем у других. При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно выполнено задание, а подчеркнуть выразительность решения, гамму цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования и т. д.

И так, дав детям рассмотреть все работы, воспитатель начинает анализ, используя при этом разнообразные его формы. Вывод их зависит от типа занятий. Если, например, перед детьми стояла цель передать сходство натурой, то анализ будет сравнительный. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натурой, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса «что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление и т.д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиций.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласовано, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу. Затем уже следует рассмотреть отдельные, наиболее интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить в указанное время. В зависимости от типа занятия могут быть использованы следующие формы анализа:

-Дать общую оценку занятия.

-Среди отобранных работ выделить две-три лучшие и объяснить, почему они отобраны.

-Расставить все работы в определённой последовательности в соответствии с содержанием темы.

-Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

-Рассказать о работе, указанной воспитателем.

-Предложить найти работу, похожую на образец.

-Сравнить работу с образцом.

-Найти две разные работы.

-Найти похожие работы.

-Найти работу с ошибкой.

-Найти работу с определённой ошибкой.

-Найти работу, в которой проявлено творчество.

-Найти незаконченную работу.

-Рассказать о своей работе (самоанализ).

-Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

-Предложить одному из детей взять в руку натуру, рассмотреть и найти работу по натуре.

-Предложить найти натуру по работе (рисунок, лепку, аппликацию).

-Выделить две-три самые аккуратные работы.

-Найти самый интересный рисунок.

-Отобрать работы с красивым цветосочетанием.

-Найти работы с самыми выразительными образами (хитрая лиса, плачущий зайчик и др.)

        Это  далеко не весь перечень возможных форм анализа. К каждому конкретному занятию, исходя из его программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные, использовать 2 – 3 разных вида анализа детских работ.

       Анализ детских работ в конце занятия является очень ответственным моментом в процессе обучения, но, как и в первой младшей группе, он в основном направляется не на качество отдельных изображений, а на общий результат. Однако можно уже некоторым детям указывать на отдельные недостатки. Например, дети лепили предмет, состоящий из нескольких частей, и должны были плотно соединить части путем их прижимания. Кому-то из детей это не удалось, и работа распалась на части. Воспитатель может обратиться к ребенку или ко всем детям и сказать, что части нужно соединить прочно, плотно прижимая одну к другой. Можно тут же предложить ребенку исправить свою ошибку, а если ребенок будет затрудняться, то помочь ему.     Следовательно, все приемы обучения, которые использует воспитатель, направляются на развитие у детей умственной активности и самостоятельности в использовании разнообразных способов лепки. К анализу работ в средней группе воспитатель привлекает и детей. Он может предложить 2—4 ребятам выбрать работы, которые им нравятся, и рассказать почему.

    Можно попросить детей обменяться друг с другом работами и рассказать о работе товарища. При этом нельзя упускать из виду основную задачу занятия. При анализе работ воспитатель отмечает не только их положительные стороны, но и указывает на ошибки. Иногда он выбирает лучшие работы или одну выполненную хорошо, а другую слабую и говорит: «Подумайте и скажите, какой мишка получился лучше и почему».

    Не обязательно требовать от детей полного ответа, главное, чтобы они раскрыли содержание выполненной работы, ее особенности. В этой группе уже нельзя ограничиваться однословным ответом: нравится — не нравится. Нужно добиться того, чтобы ребенок объяснил, почему именно ему это нравится или не нравится. Очень важно обратить внимание детей на эстетическую выразительность работы.

         В конце занятия можно предложить всем поиграть вылепленными игрушками. Например, вылепив посуду, дети кормят из нее кукол, после лепки цыплят устраивают им дом и т д. Из лучших работ хорошо организовать выставку в уголке для родителей, а детям об этом нужно сказать перед занятием.

       Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу воспитателя с детьми. Воспитатель ставит вопросы так, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение.

     

Воз.группа.

Народная игрушка

тема

Тип занятия

Младшей группе

 

 

 

 

Лепка куклы из двух шариков

Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества. Рассматривание дымковских или деревянных расписных кукол. Игра с ними. Методические приемы. Предложить детям рассмотреть куклу, состоящую из округлых форм, и попросить вылепить ее. Напомнить, что платье куклы можно украсить точками и полосками, и сделать это с помощью палочки.

2 младшая группа

Кукла в красивом платье

Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества. Рассматривание с детьми деревянных кукол и игры с ними. Методические приемы. Рассмотреть с детьми деревянные куклы, уточнить форму частей и их размеры. Путем наводящих вопросов подвести детей к мысли о том, что платье куклы можно украсить с помощью стеки. Затем предложить детям подумать, где лучше всего расположить узор.

Средняя группа

дымковские игрушки

 

.

Петушок по мотивам дымковской игрушки (лепка по непосредственному восприятию)

Козлик по мотивам дымковской игрушки (лепка по непосредственному восприятию)

Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. На музыкальном занятии дети поют песенку про петушка. Во второй половине дня проводится беседа по знакомству с дымковской игрушкой. Методические приемы. В начале занятия напомнить о том, что дымковские игрушки яркие, красочные. Показать петушка. Затем уточнить овальную форму туловища и головы. Рассмотреть мелкие детали. Показать, как от овала можно оттянуть шею и голову; предложить подумать, как изобразить хвост, крылья и как украсить фигурку, пользуясь разными способами. Если дети их забыли, то показать.

Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. На занятии по родному языку прочитать сказку про козла. Загадать детям загадки, показать иллюстрации Ю. Васнецова с изображением козла. Рассмотреть дымковскую игрушку. Методические приемы. Рассмотреть игрушку, полюбоваться ею. Показать, как нужно соединять и плотно скреплять части

Старшая группа

. Каргопольская игрушка.

Козел (по каргопольской игрушке)

Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Показать каргопольскую игрушку. Методические приемы. В начале занятия рассмотреть с детьми игрушку, уточнить форму частей, пропорции, обратить внимание на то, как устойчива игрушка: козел стоит, расставив ноги немного в стороны. Показать плавность перехода частей фигурки. Спросить, как это можно сделать. Предложить детям обдумать ход работы. Во время лепки они могут подходить к столу воспитателя и рассматривать игрушки со всех сторон.

Подготовительная группа

дымковская игрушка петушок.

Петушок (по дымковской игрушке)

Предварительная работа и знакомство детей с народным творчеством. Беседа о дымковских игрушках. Методические приемы. Рассмотреть игрушку-петушка, спросить о его выразительных особенностях. Попросить подумать, как можно вылепить петушка. Игрушка остается на подставке или поворотном круге, дети могут подходить и рассматривать игрушку по мере необходимости.

Воз.группа.

темы

Способ лепки

Тип занятия

2 младшая группа

Чашка с блюдцем (лепка по непосредственному восприятию)

.

 

Программное содержание. Учить лепить посуду, пользуясь знакомыми способами лепки, а также придумывать свои собственные как в процессе создания основной формы, так и в процессе ее украшения. Правильно передавать соотношения между предметами. Заглаживать поверхность предмета пальцем.

 

Предварительная работа и связь с другими видами деятельности детей. Игра с кукольной посудой, анализ формы, оформления посуды. Методические приемы. Показать детям керамическую чашку с блюдцем. Обратить внимание на толстые стенки чашки и массивную ручку. Поговорить о том, как можно вылепить и украсить эти предметы.

Средняя группа

Подставка для кукольного чайника

 

 

 

Программное содержание. Учить лепить дискообразную форму путем расплющивания шара между ладонями, наносить ритмичный узор по краю и середине подставки. Закреплять умение пользоваться стекой.

 

Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества. Рассмотреть с детьми декоративную посуду, уточнить, что чайник можно ставить на подставку. Методические приемы. Рассмотреть красивые круглые подставки и предложить детям вылепить для маленького чайника такие же. Сказать, что узор надо расположить по краям подставки и в середине

Старшая группа

Тарелка

 

 

Миска

 

 

Программное содержание. Изображать тарелку, передавая особенности формы и росписи. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно придумать форму края тарелки. Сделать роспись по заранее составленному эскизу. Закреплять умение пользоваться мокрой тряпочкой, отглаживая поверхность изделия. Учить окрашивать предмет ангобом.

 

Программное содержание. Лепить миску из кома глины, передавать ее характерную форму: маленькое дно по сравнению с верхней частью. Расписывать миску ангобом с внутренней или внешней стороны.

 

Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Рассматривание украинской посуды и беседа о ее выразительных особенностях. На занятии декоративным рисованием подготовить эскиз узора для расписной тарелки. Методические приемы. Вспомнить расписные тарелки, уточнить их форму и узоры на них. Сказать, что дети, которые приготовили эскизы, могут ими воспользоваться. Показать способ росписи ангобом, предупредить о том, что дно и края тарелки должны быть толстыми.

Предварительная работа и знакомство детей с предметами народного творчества. Рассматривание украинской посуды и беседа о ее выразительных особенностях. Методические приемы. Вспомнить, какие расписные миски дети видели, и предложить рассказать об их форме и росписи. Спросить, как можно вылепить миску и каким орнаментом расписать.

Подготовительная  группа

Горшочек

 

 

Солонка

Программное содержание. Учить лепить горшочек, передавая его характерную форму и строение. Уметь пользоваться стекой-петлей, тщательно заглаживать поверхность мокрой тряпкой и расписывать изделие ангобом (или гуашью после обжига). В процессе лепки, сравнивать свою работу с натурой, стараться передавать пластику формы.

 

Программное содержание. Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно придумывать форму солонки, лепить и декоративно решать ее (солонка может быть в виде маленькой мисочки с крышкой, в форме цветка с поднятыми лепестками-ручками, солонку можно расписать ангобом и украсить налепами).

 

Предварительная работа по знакомству детей с предметами народного творчества. Показать украинскую посуду, рассказать об особенностях ее оформления. Методические приемы. Рассмотреть горшочек. Уточнить форму: верхняя часть — округлая, нижняя — удлиненная. Обратить внимание на то, как вылеплено горлышко и как расположены элементы росписи. Сказать, что полосы, листья и цветы располагаются ритмично. Спросить детей, как лепить горшочек. Вопросами подвести их к тому, что сначала нужно вылепить круглую форму, оттянуть нижнюю часть, взять стеку-петлю (или стеку-ланцет) и выбрать глину так, чтобы получилась полая форма. Подсказать детям, как можно аккуратно и красиво заделать горловину сосуда. Для этого берут глиняный валик и укрепляют его по краю отверстия. Напомнить, что прежде чем переходить к росписи, надо сделать поверхность изделия гладкой.

Предварительная работа и знакомство с предметами народного творчества. Показать различные варианты декоративной посуды. Методические приемы. Предложить детям вспомнить и рассказать, какая солонка у них дома и какие солонки они видели. Сказать, что каждый должен придумать и вылепить красивую солонку, самостоятельно найти способы лепки и приемы украшения солонки.

Средняя группа. Тема: “Булочная” (лепка из теста).

Программное содержание:

      1.расширить знания детей о процессе выращивания хлеба;

2.учить лепить разнообразные хлебобулочные изделия: булки, кренделя, ватрушки и др.;

3.учить использовать в своей работе приемы преобразования цилиндрической формы: скручивание, сворачивание в кольцо и др.;

4.учить преобразовывать дискообразную форму: скручивать, сворачивать и др.;

5.закреплять умение украшать свою работу мелкими деталями, пользоваться стекой;

6.поощрять любые проявления творчества, воспитывать уважение к труду пекаря.

Предшествующая работа: беседа с детьми на тему “Откуда берется хлеб?”

Ход: Звучит музыка...

- Ребята, сегодня утром к нам прилетели инопланетяне. Они узнали, что у нас на Земле есть невиданный продукт. Как вы думаете, что это за продукт? Не знаете? Тогда сейчас я загадаю загадку, и вы сразу поймете, о чем идет речь.

Растили, растили,
Били, били,
Мяли, мяли,
В печи выпекали,
К столу подавали.

(Хлеб).

- Правильно. Это хлеб. А откуда мы берем хлеб? Он, наверное, на деревьях растет, а люди его собирают и продают? Нет? Действительно, это тяжелый труд людей. Давайте, вместе вспомним, что нужно делать, чтобы вырастить хлеб. Итак, что нужно сделать сначала? Посадить зерно. Что происходит дальше? Что люди делают, когда колосья выросли и созрели? Правильно, жнут. А дальше? Колосья обмолачивают. Потом зерно смалывают в жерновах в муку. А уже пекарь из муки заводит тесто, и выпекает разнообразные хлебобулочные изделия: булочки, ватрушки, плетенки и многое другое. Вот и мы с вами сегодня будем настоящими пекарями и постряпаем разные изделия из теста. У вас на столах есть кусочек теста. Разделите его на две равные части и сделайте два любых хлебобулочных изделия. Для того, чтобы получить бублик, нужно раскатать цилиндр и соединить два конца, если цилиндр скрутить, то получится плетенка, если скатать, то получится булочка. А если скатать цилиндрическую форму, то получится рулет. Сейчас каждый из вас хорошо подумает, что он будет лепить, и после этого можно будет приступать к работе.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель напоминает, как нужно правильно сидеть за столом.

Индивидуальная работа:

- напоминаются приемы лепки;

- при необходимости, используется повторный показ, словесные поощрения, похвала;

- помощь в украшении работы мелкими деталями.

Проводится анализ детских работ. К анализу привлекаются сами дети: им предлагается найти самую оригинальную работу.

- Чем понравилась работа? Украшена ли работа мелкими деталями? Что интересного необычного в работе?

Подводится итог занятия:

 - Сегодня на занятии мы с вами вспомнили, как люди выращивают хлеб, попробовали сами лепить из теста. Мне понравилась работа Саши, Маши, Кати: они проявили творчество и самостоятельность. А Вадим и Света в следующий раз постараются и у них получатся разные оригинальные изделия.

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Зайчонок»

Программное содержание.

  • учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.
  • воспитывать усидчивость, интерес к занятияю лепкой.
  • овальный, цилиндрический, метод смазывания, разглаживания.

Демонстрационный материал: мягкая игрушка заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.

Ход занятия:

Дети усаживаются на стулья вокруг ковра.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?

Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой

Кто скажите он такой?

Дети:

- Зайчик.

Воспитатель:

- Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?

Дети:

-    Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.

Воспитатель:

- Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?

Дети отвечают: овальной, круглой.

Воспитатель:

- Какая часть тела самая большая?

Дети:

- Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.

Воспитатель берет заранее подготовленные части:

- Ребята, скажите, каким способом нужно лепить туловище? Голову? Лапки? Уши? Хвост?

Дети:

- Нужно взять стеку, отломить кусочек пластилина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.

- Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара.

- Лапки и уши делаются способом раскатывания «колбаски».

- Для хвостика берется самый маленький кусочек пластилина и раскатывается маленький шарик.

Воспитатель:

- Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Кардую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

(Примечание. Прием изображения исходных форм (головы, туловища, ног) показывать не следует, так как эти способы должны быть усвоены раньше).

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, наш гость пришел к нам один. Давайте слепим ему друзей, чтобы ему не было одиноко.

Дети усаживаются на свои места за столами.

Воспитатель:

- Зайчик будет наблюдать а вами. Примемся за дело. Возьмите стеку, отломите кусочек пластилина с помощью стеки. С какой части тела нужно начать?

Дети:

- С туловища. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

- Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?

Дети:

- Голову. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

- Вы наверно немного подустали. Встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть,

Вот так, вот так,

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

Воспитатель:

- Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?

Дети:

- Лапки и ножки. (Дети лепят).

Воспитатель:

- За какую часть приметесь теперь?

Дети:

- Ушки. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель:

- Молодцы, у всех получается. И что осталось слепить?

Дети:

- Хвост. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).

Воспитатель берет мягкую игрушку:

- Нашему гостю очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на подставки.

Дети ставят свои работы на подставку для демонстрации, дежурные убирают рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества»

Конспект урока по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества». Тема: «Конструирование и ручной труд в детском саду»....

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

В презентации рассматриваются педагогические условия организации изобразительной деятельности детей от 2-7 лет.  Раскрыта методика работы по руководству изобразительной деятельностью и предс...

Конспект занятия по Методике развития детского изобразительного творчества "Разноцветные котята" (первая младшая группа)

Занятие по обучению нетрадиционным техникам ИЗО (рисование тычком жесткой кистью...

Контрольная работа по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» «Влияние цвета на выразительность детского рисунка»

ПланВведение.Цветовое восприятие и его значение в изобразительном творчестве детей.Особенности восприятия цвета детьми и использование его в изобразительной деятельности.Уровень цветового восприятия у...