ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В АППЛИКАЦИИ
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Криворучко Алёна Станиславовна

Систематическое овладение всеми необходимыми изобразительными умениями, средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Для того чтобы дети правдиво и творчески могли отражать свои впечатления в графической, пластической и силуэтной форме важно формировать их изобразительные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

Криворучко Алена Станиславовна

ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В АППЛИКАЦИИ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации…………………….. 7

1.1. Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста……………………………... 7

1.2. Анализ программ по проблеме формирования изобразительных умений старших дошкольников...........…………………………………………………. 11

1.3. Аппликация: понятие, виды и особенности организации занятий со старшими дошкольниками ……………………………………………………. 17

1.4. Методы и приемы формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией…………………. 24

Выводы по I главе………………………………………………………………. 30

Глава 2. Состояние проблемы формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации.................................32

2.1. Методика констатирующего эксперимента ………………………………32

2.2. Уровень сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации………………………………………….. 35

Выводы по II главе……………………………………………………………... 39

Заключение ……………………………………………………………………. 59

Список литературы………………………………………………………….... 61

Приложения

Введение

Актуальность исследования.

Из всех видов деятельности, которые делают огромный скачок в своем развитии в период дошкольного детства, изобразительная деятельность занимает отнюдь не последнее место. Так как именно эта деятельность способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира. Изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому.

Изображение осуществляется в изобразительной деятельности определенным образом: графическим (с помощью карандаша, кисти), пластическим (с помощью глины), силуэтным (с помощью ножниц) и т.д. Но чтобы создать рисунок, лепку, аппликацию необходимо научиться изображать предметы, явления средствами, которые присущи конкретному виду деятельности: линией, контуром, цветом в рисунке), объемом (в лепке), силуэтом, формой (в аппликации).

н

Несформированность изобразительных навыков и умений мешает ребенку выражать в продуктах деятельности (рисунках, скульптуре, аппликации) задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Надо отметить, что проблема работы в технике аппликация с детьми дошкольного возраста – предмет глубокого педагогического исследования. Значительный вклад в ее разработку внесли исследователи художественного творчества дошкольников: Е.А. Флерина, А.А. Волкова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и другие. Раскрыты вопросы сущности понятия аппликации, методика организации, приемы выполнения аппликации из различных материалов и т.д. Но в доступной нам литературе не описаны возможности аппликации в формировании изобразительных умений старших дошкольников.

Таким образом, выбор темы нашего исследования обосновывается актуальной значимостью проблемы, ее недостаточной разработанностью в литературе и несомненной важностью для теории и практики дошкольного образования.

Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими возможностями формирования изобразительных умений старших дошкольников в процессе аппликации и недостаточной разработанностью данного вопроса в методической литературе.

Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: как обеспечить формирование изобразительных умений старших дошкольников в аппликации.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность программы формирования изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в аппликации.

Объект: процесс формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: программа формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации.

Гипотеза исследования: формирование изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации будет осуществляться успешно, если:

  • учитывать уровень сформированности изобразительных умений детей;
  • этот процесс будет осуществляться на основе специально разработанной программы;
  •  целенаправленно будут использоваться потенциальные возможности аппликации из различных материалов.

В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:

1) изучить теоретические основы формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации;

2) определить уровень сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста;

3) разработать программу формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией;

4) апробировать и выявить эффективность разработанной программы формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией.

Методологической основой исследования являются:

  • исследования в области развития детской изобразительной деятельности (Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, В.Б. Косминская);
  • положения о развитии изобразительных умений в рисовании (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.М. Сакулина);
  • исследования о развитии умений в аппликации дошкольников (Т.С. Комарова, З.А. Богатеева, Т.Г. Казакова, И.Л. Гусарова). 

В решении задач проводимого поиска были использованы следующие методы исследования: 

  • теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы, сравнение;
  • эмпирические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа; систематизация и классификация материалов исследования.

Исследование проходило в III этапа.

На I этапе (октябрь - декабрь 2009 г.) изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, составлялся план исследования.

На II этапе (январь - март 2010 г.) проводилась экспериментальная работа по определению уровней сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста; разработка и апробация программы формирования изобразительных умений детей на занятиях аппликацией.

На III этапе (апрель 2010г.) была произведена систематизация и анализ результатов экспериментальных материалов, оформлялась выпускная квалификационная работа.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ ДСОВ «Снежинка» г.п. Новоаганск.

Практическая значимость заключается в том, что разработана и апробирована программа формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации; материалы могут применяться в практике ДОУ при формировании изобразительных умений старших дошкольников.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации

1.1. Психолого-педагогические основы формирования изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе однозначного толкования понятия «умение» отсутствует, хотя обычно определения понятия «умение» указывают на то, что умения формируются и проявляются только в действии.

Умение – способность делать что-нибудь, основанное на знании, опытности, навыке [41, с. 469].

В Большой современной энциклопедии по педагогике умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычках, но и в изменившихся условиях. Умения обычно соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания [33, с. 613].

М.А. Данилов и Б.П. Есипов в Педагогическом словаре определяют умения как «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта».

В.П. Ушачев определяет умение как «способность ребенка выполнять умственные и практические действия на основе системы сформированных знаний». В словаре по педагогике Г.М. Коджаспировой отмечается, что умения формируются путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда реализуются под контролем сознания [12, с. 359].

В педагогическом словаре Б.М. Бим-Бада понятие «умение»  обозначает освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. Умения могут быть как практическими, так и умственными [1, с. 295].

Умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень умений означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума [1, с.295].

У детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности происходит формирование изобразительных умений.

Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача [45].

Н.П. Сакулина и Т.С. Комарова основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяли формирование умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности  в процессе изображения предметов  и явлений. Дошкольнику трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков [36, с. 54].

Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет.

Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям старшего дошкольного возраста доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется на занятиях декоративным рисованием.

Т.С.Комарова определяет одной из важных задач обучения изобразительному искусству – овладение техническими приемами работы с различными материалами.

Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется произведение [17, с. 7].

Т.С. Комарова под изобразительными умениями старшего дошкольного возраста выделяла совокупность следующих умений [13, с. 63-69]:

  • умение использовать простой графитный карандаш (применяется для создания контура, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта);
  • умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования;
  • умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге);
  • умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат);
  • умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине;
  • умение получать разнообразные оттенки цвета.

Деятельность детей старшего дошкольного возраста приобретает все более осознанный характер. У детей воспитывается умение сначала придумать, представить себе то, что он собирается изобразить, а потом начинать действовать. Дети понимают, хорошо или плохо выполнена работа, оценка рисунков в конце занятия приобретает развернутый  и обоснованный характер.

Повышение уровня оценки вызывает интерес к достижению более высокого качества работы. Потребность в усвоении умений. У детей развивается способность работать без отвлечений, вырабатывается хороший темп работы.

У старших дошкольников движения рук делаются более ловкими, гибкими, свободными. Этому способствует развитие мелкой и крупной моторики. В рисовании дети учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.

Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны им пользоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.

Н.П. Сакулина подчеркивала, что отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а, следовательно, и формирование графических навыков и умений. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании, а не при простом вглядывании.

Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем, чтобы дети, прежде всего, воспринимали те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения. А именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное и направленное воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием [17, с. 81].

С позиции Г.Г. Григорьевой можно выделить ряд условий, содействующих формированию изобразительных умений [5, с.118]:

  • создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;
  • создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;
  • восхищение каждой идеей детей;
  • важное значение имеет подготовительная работа перед занятием, когда воспитатель развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память;
  • главная направленность работы воспитателя заключается в развитии самостоятельных действий детей. Это происходит на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции), отборе материала (бумага, краски, пастель) реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка), оценке продукта деятельности.

1.2. Анализ программ по проблеме формирования изобразительных умений старших дошкольников 

Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается реализацией той или иной программы. В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе РФ «Об образовании» для дошкольных учреждений, наряду с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой разработан целый ряд отечественных программ.

В настоящее время подходы к организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях требуют в центре всей воспитательно-образовательной деятельности поставить ребенка, удовлетворение его потребностей в активности, усвоения им адаптированного социально-художественного опыта, развитии его потенциальных способностей, обеспечение его эмоционального благополучия и радостного детства. Одним из главных направлений такой педагогической деятельности  в дошкольном возрасте является усиление внимания к художественно-эстетическому воспитанию.

В процессе рисования, аппликации углубляются представления детей об

окружающем мире, дети осмысляют качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся их осознанно использовать.

Приведем пример некоторых программ, которые предполагают формирование изобразительных умений у детей дошкольного возраста.

Программа воспитания и обучения в детском саду (А.В. Антонова, Н.Е. Веракса, В.В. Гербова и др, под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Данная программа является комплексной и усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» (1985) [27, с.4].

Разделы программы определяются в соответствии со своеобразием предмета – изобразительной деятельности. В первый раздел входят знания, умения и навыки, связанные с изображением предметов в различных видах изобразительной деятельности – в рисунке, лепке, аппликации. Второй раздел касается передачи связного содержания, сюжета. В третий раздел включены умения и навыки, нужные для составления узоров и украшения рисунком или аппликацией. В четвертом разделе объединены технические умения и навыки в области рисунка, лепки, аппликации.

В старшей группе выделяют следующие изобразительные умения [27, с.167-169]:

  • передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений;
  • передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги;
  • передавать движение фигур;
  • располагать предмет на листе  с учетом его пропорций;
  • рисовать различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, угольный карандаш, фломастеры и т.д.);
  • различать цвета;
  • передавать оттенки цвета;
  • составлять узоры по мотивам Городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи;
  • ритмично располагать узор;
  • расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

В подготовительной к школе группе выделяют следующие изобразительные умения [27, с. 210-211]:

  • изображать предметы по памяти и с натуры;
  • рисовать различными изобразительными материалами;
  • создавать фон для изображаемой картины разными способами;
  • свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка;
  • осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм;
  • равномерно закрашивать рисунок;
  • различать оттенки цветов и передавать их в рисунке;
  • размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением;
  • передавать различия в величине изображаемых предметов;
  • строить композицию рисунка;
  • передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра;
  • проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения;
  • создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых;
  • выделять и передавать  цветовую гамму народного декоративного искусства определенного  вида;
  • создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов  и игрушек;
  • расписывать вылепленные детьми игрушки.

В процессе прохождения названных разделов программы детям сообщаются знания о цвете, форме, величине, пространственных отношениях. Содержание по каждому из разделов выбирается с учетом возможностей детей, исходя из развития в условиях планомерного воспитания и обучения.

Основной упор в программе делается на формирование  изобразительных умений и навыков, т.е. на формирование технических умений детей.

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» [28] - разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.И. Логиновой, доктора педагогических наук, профессора.

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать - Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность [28, с.4].

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в референтных группах общения с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром.

Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром. Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

В единстве с развитием познания и чувства осуществляется в программе линии творчества. Задача программы – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность [28, с.5]. С этой целью авторским коллективом в разделе программы «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» рекомендуется формировать следующие изобразительные умения для детей старшего дошкольного возраста [28, с.200-201]:

  • умение создавать новые цветовые тона и оттенки;
  • умение использовать разнообразные материалы и инструменты;
  • умение изображать, украшать постройки;
  • умение создавать выразительный образ;
  • умение передавать сходство с реальным объектом;
  • умение применять различные средства выразительности (рисунок, цвет, композиция);
  • умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображению или выделения в картине главного;
  • умение изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов.

В декоративной деятельности:

  • умение создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы;
  • умение украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении;
  • умение использовать стилевые особенности цвета, присущи русским росписям, а так же росписям других народов.

Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада (С.Г. Якобсон. С.Г. Соловьева, Т.И. Гризик, В.В. Гербова, научный руководитель - Т.Н. Доронова) – это комплексная программа для дошкольных образовательных учреждений направленная на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет. Ее цель [31, с. 3]:

  • сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни;
  • своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей;
  • представление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами [32, с. 89].

Первый подраздел называется «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и целиком посвящен задачам развития эстетического воспитания детей и формирования у них интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

Второй раздел называется «Обучению детей рисованию и лепке». В нем акцент делается на развитие творчества у детей и формирование изобразительных умений и навыков, таких как [32, с. 104]:

  •  умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  • умение смешивать краски;
  •  умение передать образы предметов, используя доступные им средства выразительности (пятно, форма, цвет, композиция, декор).

Таким образом, каждая образовательная программа предусматривает раздел «Изобразительная деятельность детей». Программы имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к организации работы по изобразительной деятельности. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой широко освещает тему рисования, формирования изобразительных умений и навыков, четко определяет, чему ребенок должен научиться к концу учебного года. Но эта программа составлена с учетом учебно-дисциплинарной модели воспитания и обучения, а не личностно-ориентированной.

В программе «Детство» также широко освещаются вопросы формирования у детей дошкольного возраста графических умений и навыков, и она построена с учетом личностно-ориентированной модели воспитания и обучения согласно концепции дошкольного образования; у данной программы имеется методическое обеспечение в помощь воспитателю: серия методической литературы «Библиотека программы «Детство».

В программе «Радуга» формирование изобразительных умений и навыков, четко не выделено, нет конкретизации, чему ребенок должен научиться к концу учебного года, в данном случае в старшей и подготовительной группе.

С нашей точки зрения наиболее приемлемые для решения проблемы формирования изобразительных умений старших дошкольников являются программа под ред. М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» и программа «Детство».

1.3. Аппликация: понятие, виды и особенности организации занятий со старшими дошкольниками

Аппликация (от латинского аррliсаtiо - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага [40, с. 48].

Аппликация - наиболее простой и доступный  способ создания художественных работ, при  котором сохраняется реалистическая основа самого изображения [6, с. 5].

Аппликация - один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм [43].

М.А. Гусакова отмечает, что аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания [6, с. 5].

Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация, направлены на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения - рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

Таким образом, основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен [6, с. 5]. 

Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления). Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.

Иногда вырезанные части прикрепляют к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной. Это придает большую выразительность изображению. Простота и легкость исполнения аппликации делают ее доступной для детского творчества. Ребята могут, как использовать готовые формы, окрашенные в определенные цвета, так и создавать композиции, вырезывая элементы узоров, сюжетных изображений и т. д. Таким образом, занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой - развитию творческих способностей детей.

В.Б. Косминская выделяет следующие виды аппликации в детском саду

  • по содержанию [45]:
  • предметная (в предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики  деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках,  картинках, образцах народного искусства) [2, с. 6];
  •  сюжетная (предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом) [2, с. 7];
  • декоративная аппликация (вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления) [2, с. 8-9].
  • по количеству используемых цветов: силуэтная (монохромная); цветная (полихромная).
  • по форме: геометрическая; не геометрическая.
  • по способу изготовления деталей: резанная; рваная.
  • по количеству деталей: целая силуэтная; раздробленная на части; мозаика.
  • по способу крепления деталей: однослойная; многослойная.

Структура занятия по аппликации представляет собой [45]:

1. Вводная часть. Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.

2. Основная часть (практическая). Именно в практической части занятия происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.

3. Заключительная часть. Происходит сравнение работ, похвала.

Для того чтобы создать аппликацию ребенку необходимо произвести разметку. Различают следующие виды разметки бумаги [45]: на глаз; по трафарету; по шаблону; на просвет; через копировальную бумагу; сгибанием.

Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации вырезыванием и наклеиванием форм.

В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное - из геометрических и растительных форм и предметное - из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).

Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

В.Б. Косминская выделяет следующие задачи обучения аппликации [45]:

  • различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
  • знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
  • знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
  • формировать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
  • составлять изображение предмета из отдельных частей;
  • располагать предметы в сюжетной аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Рассмотрим содержание программного материала для детей старшего дошкольного возраста [20, с. 192].

Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.

Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие [20, с. 197]:

  • развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
  • развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
  • использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.

Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).

В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции. Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы.

В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры - пушистость снега, меха.

Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется. В декоративные композиции включаются не только узоры из готовых геометрических форм, но и разнообразные растительные формы.

В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам [20, с. 193]:

  • осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;
  • развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;
  • использовать все цвета спектра и их оттенков.

Основная задача в обучении детей 6-7 лет по всем видам изобразительной деятельности - развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.

Силуэтное вырезывание - один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. Однако при воспроизведении предмета ребенок идет по пути вычленения отдельных его частей и последовательного их изображения, а не схематичного наброска контуров. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки) [20, с. 193].

В подготовительной группе программой предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания.

Наклеивание готовых форм продолжается в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических форм им выдают готовые формы различных цветов, размеров.

Дети продолжают использовать прием обрывания бумаги для создания некоторых изображений (например, облака на небе, волны с белым гребешком пены по краю и др.) [20, с. 194] .

1.4. Методы и приемы формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией

Занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех возрастных группах от 2 до 4 раз в неделю [45].

Содержание занятий планируется воспитателем в соответствии с требованиями программы для данного возраста и с учетом знаний и изобразительных умений, которые имеются у детей.

Формирование изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией осуществляется различными методами и приемами.

Рассмотрим специфические особенности применения разных приемов обучения на занятиях аппликацией в старшем дошкольном возрасте.

В старшей группе, опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку), воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая соотношения их друг с другом [20, с. 197].

Поскольку мелкие детали ребята этого возраста изготовить не могут, рекомендуют подбирать натуру с более простыми формами, локальными цветами, небольшим количеством деталей. Для этой работы пригодны плюшевый мишка, точеные деревянные игрушки и т. д. Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др.

Если детям дают задание изобразить уже знакомый предмет с некоторыми деталями, то образец может быть заменен натурой или картинкой (например, изобразить не просто дом, а сказочный домик или дом, украшенный к празднику).

В старшей, а затем и в подготовительной группе рекомендуют чаще использовать несколько образцов, чтобы показать возможность разных вариантов композиции. Это воспитывает у дошкольников творческую инициативу в выполнении задания. Например, дети знакомятся с приемом вырезывания двух половинок костюма Петрушки из двух сложенных вместе листков бумаги. Педагог показывает только приемы вырезывания одежды, а рассматривая образцы, дети отмечают, что одежда Петрушки может быть разных цветов, формы, в руках у него разные предметы. В декоративных работах при составлении узоров из одних и тех же элементов используют бумагу в форме круга, квадрата, полосы и т. д. [20, с. 198]. 

Как правило, новые приемы старшие дошкольники осваивают по показу воспитателя.

Наиболее сложно для детей этого возраста вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Освоение этого приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать.

И.Л. Гусарова рекомендует при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Нередко ребенок не может себе представить, что в результате получится ваза или кувшин красивой формы. Когда дети осознают, что нарисованный контур изображает половину предмета, они смогут вырезывать на глаз, пользуясь показом воспитателя и его объяснением [45].

В старшей группе некоторые аппликационные работы выполняются детьми коллективно. Каждый ребенок выполняет какую-то определенную часть композиции. Все части впоследствии объединяются на общем фоне [20, с. 199].

Распределение работы между детьми воспитатель делает в соответствии с их желаниями.

Для выполнения некоторых заданий («Рыбки в аквариуме», «Птички на дереве») дошкольники объединяются в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

Новым в программном материале в подготовительной группе является силуэтное вырезывание. В связи с этим меняется характер использования различных приемов обучения [20, с. 199].

При анализе натуры воспитатель должен обращать внимание детей на особенности контура предмета, обводя его пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура следует начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание.

Несложные предметы (овощи, фрукты) дети вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной к школе группе предусмотрено выполнение аппликаций из предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).

Поскольку дошкольникам трудно одновременно сосредоточить внимание на создании общего контура и вырезывании мелких деталей, следует показать им способ, который состоит из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (иглы и ножки ежа, плавник и хвост у рыбы).

В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру. Это требуется в тех случаях, когда форма настолько точно определена, что должна быть изображена без изменений. Иногда вырезывание по готовому контуру применяют при создании сложных растительных элементов для декоративного узора [20, с. 200].

Дети подготовительной группы знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Вначале закрепляются умения, полученные ими в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое. В качестве заданий предлагают более сложные симметричные формы - елку, животных, людей. При подготовке формы елки для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразное строение: согнутый пополам прямоугольник разрезают по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезывают ветки. Такой прием можно применять лишь в подготовительной группе, так как шестилетние дети могут идти в построении изображения от общего к частному и от частного снова к общему.

Более сложный прием вырезывания - из бумаги, сложенной в несколько раз, применяют при выполнении салфеточек, снежинок, цветов. Воспитатель показывает, как следует сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3-4), как вырезывать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При развертывании вырезанная деталь повторится 6-8 раз. В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах [20, с. 200].

Образец в этой группе используют не для копирования, а для выяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. Дети, пользуясь такой схемой, составляют узор, подбирая элементы по своему желанию.

В подготовительной группе продолжаются занятия сюжетной аппликацией. Новое для детей - это соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной, в аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов [20, с. 200].

Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. Образец в данном случае применяют только для объяснения приема, а выполнение задания проходит без образца, на основе имеющихся у детей представлений [20, с. 201].

Выполнение сюжетных аппликаций в подготовительной группе может быть организовано как коллективная работа, причем дошкольники без помощи педагога распределяют работу между собой. Например, при иллюстрировании эпизодов из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети объединяются в группы по 4 человека. Каждая группа выполняет аппликацию по одной из сцен сказки; «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «В синем небе звезды блещут... бочка по морю плывет», «Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет», «Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал, судно на море догнал» и др. Распределение сюжетов между группами проводит воспитатель, ребята же самостоятельно решают, кто будет вырезывать и украшать бочку, кто - облака и звезды, кто - волны и т. д. Когда все формы вырезаны и распределены на листе, ребята решают, в какой последовательности следует их наклеивать. Совместно дети прикрепляют формы к бумаге: одни намазывают их клеем, другие помещают на место, третьи прижимают тряпочкой и т. д. Такая коллективная работа ценна тем, что она, с одной стороны, воспитывает чувства коллективизма, товарищества, а с другой - способствует формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.

Прием обыгрывания предметов или игрушек, картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Используя этот приём, необходимо учитывать постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Как правило, такой прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его частив процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации).

Другой прием - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или ещё не завершенное изображение, следует различать обыгрывание готового изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным изображением.

Обыгрывание готового изображения применяется по окончании рисования (аппликации). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Обыгрывание незаконченного изображения можно ещё назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Выделение игрового приёма с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приёмы.

Все выделенные игровые приемы можно использовать во всех типах занятий, но учитывать ведущие задачи занятия.

Дошкольники могут заниматься изобразительной деятельностью и вне общегрупповых занятий, во время, отведенное для игр. Педагог должен всячески поддерживать это желание, поощрять проявление инициативы и самостоятельности в применении полученных изобразительных навыков.

Выводы по I главе

В процессе изучения теоретических основ формирования изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста пришли к следующим выводам.

Условием формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста является практическая, продуктивная изобразительная деятельность.

Изобразительные умения детей старшего дошкольного возраста усложняются и обогащаются, их содержание становится полнее и глубже:

а) многообразнее и сложнее становятся декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые в аппликации;

б) разнообразнее становится используемый материал;

в) сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенные на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала;

г) детские работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащение цветовой гаммы и композиционных решений.

Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, формирование изобразительных умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в дошкольных образовательных учреждениях для формирования изобразительных умений используются следующие методы и приемы: рассматривание картин, репродукций, анализ натуры, показ приемов вырезывания, обыгрывание предметов или игрушек, показ способов действий, образца, иллюстративный, наблюдение, беседа, рассказ.

 


Глава 2. Состояние проблемы формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации

2.1. Методика констатирующего эксперимента

Исходя из теоретических данных, цели, задач и гипотезы исследования нами была намечена следующая цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в аппликации, получить базовые данные для разработки и организации формирующего эксперимента.

Задачи констатирующего эксперимента:

  1. Описать критерии, показатели и уровни сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.
  2. Изучить состояние работы по формированию изобразительных умений старших дошкольников в практике ДОУ.
  3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы для определения направлений работы во время формирующего эксперимента.

Поставленные задачи решались методом анализа детских работ, целенаправленного наблюдения за педагогическим процессом, бесед с педагогами, детьми.

Исследование проводилось на базе МДОУ ДСОВ «Снежинка» г.п. Новоаганск. В эксперименте участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей подготовительной группы №1 (в дальнейшем КГ) и 20 детей подготовительной группы №2 (в дальнейшем ЭГ). Для выявления уровней сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы комплекс критериев и показателей, разработанные Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [37, c. 60-61] и Т.С. Комаровой [16, c. 135-137], которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Технические умения

  • умение пользоваться карандашом, ножницами;
  • умение использовать разнообразные способы изображения предметов и явлений окружающей действительности, на основе чего изображенные объекты приобретают сходство с реальными;
  • умение осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм.

Средства выразительности

  • умение использовать разнообразные цвета и цветовые сочетания, для отображения особенностей объектов;
  • умение правильно передать форму;
  • умение правильно передавать пропорции, расположение частей и окраску предметов;
  • умение ориентироваться в пространстве листа.

На основе этих критериев и показателей были выделены уровни сформированности изобразительных умений.

Высокий уровень – ребенок создает разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе различных средств выразительности: цвет, форма, линия, расположение на листе бумаги. В целях передачи формы при выполнении разметки карандашом регулирует нажим, умеет осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм; умеет пользоваться ножницами: вырезает детали и изображения точно, не искажает форму, линии среза четкие, без зазубрин, умеет ориентироваться в пространстве листа, использует цвета с целью передачи оттенков, умеет соблюдать пропорции между изображаемыми предметами (30 – 36 баллов).

Средний уровень – ребенок пытается создать художественные образы, используя разные средства выразительности: цвет, форма, линия, расположение на листе бумаги. Умеет регулировать нажим; умеет пользоваться ножницами: вырезает детали и изображения, частично искажая форму, линии среза не всегда четкие, имеются зазубрины; ориентирует изображение на одной линии, соотносит цвета с содержанием изображения без передачи оттенков, соблюдает пропорции отдельных предметов, выделяет фигуру и фон (20 - 29баллов).

Низкий уровень – ребенок не может создать художественный образ. Не умеет регулировать нажим, не может осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, вырезает детали и изображения  не точно, искажает форму, линии среза не четкие, с зазубринами; отсутствует ориентировка изображения на листе, цвет не соответствует содержанию изображения, пропорции не соблюдает (изображение на плоскости) (12 – 19 баллов). 

В исследовании была использована система бальных оценок, где выполнение каждого диагностического задания оценивалось следующим образом:

3 балла – соответствует высокому уровню выполнения работы.

2 балла – соответствует среднему уровню, ребенок справляется с заданием по каждому из критериев с одной - двумя ошибками или с помощью взрослого.

1 балл – соответствует низкому уровню, ребенок допускает ошибки, не владеет основными средствами выразительности и практическими умениями, помощь воспитателя не помогает.

Для более достоверной оценки овладения изобразительной деятельностью детьми мы провели анализ продуктов деятельности (диагностика Т.С. Комаровой, приложение 1)

Все оценки показателей по каждому критерию у каждого ребенка суммируются. Число баллов зависит от полученных каждым ребенком по каждому показателю оценок. На основе набранной суммы мы дифференцировали детей по уровням сформированности изобразительных умений.

Для получения данных об исходном уровне сформированности изобразительных умений старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента была использована система заданий (см. приложение 3).

Тема: аппликация  с натуры «Рыбки в аквариуме»

Цель: выявить  умение передавать форму, пропорции аквариума, красиво располагать изображение на листе бумаги, умение пользоваться ножницами: вырезать детали и изображения точно, не искажая форму, умение рисовать простым карандашом, используя разный нажим, намечать форму аквариума, использовать разнообразные цвета и цветовые сочетания, для отображения особенностей объектов [15, с. 150].

Материал: бумага бледно голубого цвета, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, простой карандаш.

Тема: аппликация «Вырежи и наклей любимую игрушку»

Цель: выявить умение пользоваться ножницами, передавать пропорции, правильно передавать окраску предметов, ориентироваться в пространстве листа [15, с. 154].

Материал: 5-6 игрушек. Цветная, белая бумага, ножницы, клей, салфетки.

Тема: аппликация по замыслу

Цель: выявить умение использовать разнообразные цвета и цветовые сочетания, для отображения особенностей объектов, пользоваться ножницами: вырезать детали и изображения точно, не искажая форму, линии среза четкие, без зазубрин, подбирать бумагу нужного цвета, ориентироваться в пространстве листа [15, с.161].

Материал: цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

Тема: «Дорожки» (методика «дорожки» по Л.А. Венгеру [4, с. 95])

Цель: выявить умение осуществлять движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм.

Материал: рисунок, на котором нарисованы «дорожки». Тип дорожки усложняется от первой к последней.

2.2. Уровень сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации

Полученные в констатирующем эксперименте результаты по экспериментальной и контрольной группах по каждому критерию и показателю представлены в таблицах 2-3 (см. приложение 2) и на рисунке 1.

Рис. 1 Уровни сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в ЭГ и КГ (констатирующий эксперимент).

На рисунке 1 видно, что высокий уровень сформированности изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в КГ показали 4 ребенка (20%), а в ЭК - 5 детей (25%). Дети в своих работах создают разнообразные – тематически и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности (Даша Н. - КГ, Аня Б., Турундж Б., Эльмира С. - ЭГ в аппликации по замыслу создавали дополнительные образы деревьев, зданий);  в целях передачи изображения карандашом регулируют нажим, осуществляют движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм (Аня Б., Слава Р., Эльмира С., Кирилл А., Саша П.), умеют пользоваться ножницами: вырезают детали и изображения точно, не искажают форму, линии среза четкие, без зазубрин (Катя В., Аня В., Аня С. – КГ, Аня Б., Турундж Б., Коля Б., Ваня Г. Слава Р. Саша У. – ЭГ),  хорошо ориентируются в пространстве листа, соблюдают пропорции между изображаемыми предметами.

12 детей (60%) из КГ и 8 детей (40%) из ЭГ продемонстрировали средний уровень сформированности изобразительных умений. Данные дети пытаются создать художественные образы, используя разные средства выразительности; регулируют нажим, вырезают детали и изображения частично искажая форму, линии среза не всегда четкие, имеются зазубрины, ориентируют изображение на одной линии (Катя Вл., Дима З., Дима Е. Гриша О. Сережа Л.), соотносят цвета с содержанием изображения без передачи оттенков (Ярослав Я., Света Б., Коля Б., Саша У., Наташа Я.) соблюдают пропорции отдельных предметов, выделяют фигуру и фон.

4 (20%) ребенка из КГ и 7 детей (35%) из ЭГ показали низкий уровень сформированности изобразительных умений в аппликации. Эти дети отличались тем, что не могли создать художественный образ. Не умели регулировать нажим, не осуществляли движения всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, вырезали детали и изображения  не точно, искажали форму, линии среза не четкие, с зазубринами (Сахил В., Дима З., Сергей Л., Давид Т. – КГ, Света Б., Семен Д.. Кира З. Влад Я. – ЭГ), отсутствовала ориентировка изображения на листе, цвет не соответствовал содержанию изображения, пропорции не соблюдались (изображение на плоскости).

В ходе проведения занятий велось наблюдение за деятельностью детей, фиксировались затруднения при выполнении изображений.

Отметим, что у детей при выполнении аппликации на тему «Рыбки в аквариуме» затруднения вызвало наметить форму аквариума простым карандашом. Давид Т., Лиза Щ., Сережа Л., Сахил В., Эллина И., вообще не смогли при рисовании с натуры передать форму и строение предмета (аквариума). В двух группах есть дети, которые использовали цвет не соответствующий содержанию изображения (Семен Д., Кира З., Витя Ф., Влад Я., Например - Дима З. для рыбок выбрал зеленый цвет бумаги, Эллина И. – для водорослей предпочла оранжевый цвет, при вопросе. почему ты использовала именно этот цвет, ребенок отвечал, что ей так хочется). Также большое количество детей из ЭГ - 5 человек (25%) (Ваня Г., Семен Д., Кира З., Витя Ф., Света Б.) неверно передали пропорции предмета, расположение изображений на листе носило случайный характер.

Хочется отметить, что именно те дети, у которых технические умения были недостаточно сформированы (КГ - Сахил В., Дима З.;  ЭГ - Кира З., Витя Ф., Наташа Я.) не смогли в полной мере передать художественный образ.

Таким образом, проведенная диагностика уровня сформированности  изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста показала что, высокий уровень в группах, составляет 20% и 25% от общего количества детей, средний уровень составляет 60% и 40%, а низкий уровень имеют 20% и 35% от общего количества детей. Эти результаты указывают на необходимость дальнейшей работы с детьми направленной на формирование их изобразительных умений.

С целью выявления педагогического воздействия на процесс формирования изобразительных умений старших дошкольников нами были использованы такие методы исследования как анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы в группах, в ходе, которого отмечалось:

  • содержание работы по формированию изобразительных умений на занятиях по аппликации и в свободной художественной деятельности;
  • разнообразие использования методов и приемов.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы групп за период с сентября 2009г. по май 2010 г. показал, что формированию изобразительных умений в аппликации особого внимания не уделяется. В специально организованной изобразительной деятельности задачи не меняются, они систематические, дублируются из месяца в месяц, недостаточно планируется индивидуальная работа по аппликации, нет конкретизации задач для каждого занятия, например, очень часто выделяют задачу расширять и развивать изобразительные умении и навыки, а какие именно умения и навыки не указывают.

При индивидуальных беседах с воспитателями выяснили, что в их понимании создание условий для формирования изобразительных умений у детей заключается в предоставлении дошкольникам необходимого оборудования и материалов для изобразительной деятельности. Недооценивается роль использования творческих заданий, специальных упражнений, дидактических игр, способствующих формированию изобразительных умений.

Таким образом, анализ педагогической документации, наблюдение за деятельностью воспитателей с детьми, беседы с воспитателями показали, что формированию изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста уделяется недостаточное времени и внимания. В календарных планах педагоги мало уделяют внимания формированию изобразительных умений у дошкольников, деятельность по данному направлению систематически не планируется, а, следовательно, нет ни последовательности, ни усложнения в работе.

Обобщение количественных и качественных показателей, позволило определить уровни сформированности изобразительных умений у старших дошкольников в ЭГ и КГ. Результаты констатирующего эксперимента показали, что высокий уровень в данных группах почти одинаков (25 и 20 % соответственно). В ЭГ показатель низкого уровня (35%), выше, чем в КГ (20%).

Полученные данные в констатирующем эксперименте указали на необходимость разработки программы формирования изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в аппликации.

Выводы по II  главе

В ходе констатирующего эксперимента, при выявлении уровня сформированности изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации, был подобран диагностический материал и оборудование, проведена диагностика в экспериментальной и контрольной группах. Результаты диагностики показали, что в обеих группах есть дети, у которых уровень сформированности изобразительных умений находится на низком уровне.

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов и для подтверждения достоверности предположения, высказанного в гипотезе, для детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы необходимо разработать и апробировать программу по формированию  изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации.

Заключение

Исходя из теоретического анализа проблемы формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в аппликации,  а также экспериментальных данных, которые были получены в данной работе, можно сделать выводы:

  • теоретический анализ показывает, что условием формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста является практическая, продуктивная изобразительная деятельность;
  • чтобы дети правдиво и творчески могли отражать свои впечатления в графической, пластической и силуэтной формах необходимо сформировать изобразительные умения;
  • формирование изобразительных умений детей должно осуществляться в рамках целостного, непрерывного процесса;
  • наиболее приемлемыми программами обучения изобразительной деятельности с позиции формирования изобразительных умений являются программы «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой;
  • изобразительные умения детей старшего дошкольного возраста усложняются и обогащаются, их содержание становится полнее и глубже:

а) многообразнее и сложнее становятся предметы и сюжеты, изображаемые в аппликации;

б) разнообразнее становится используемый материал;

в) сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенную на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала;

г) детские работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащение цветовой гаммы и композиционных решений.

Сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента показало повышение уровня сформированности изобразительных умений детей экспериментальной группы.

Таким образом, сформулированные нами задачи решены, цель исследования достигнута, гипотеза экспериментально подтверждена.

Список литературы

  1. Бим-Бад, Б.М. Умение [Текст] / Б.М. Бим-Бад // Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия 2002. – 528 с.
  2. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду [Текст] / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1998. – 224 с.
  3. Вайнерман, С.М., Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / С.М. Вайнерман, А.С. Большов, Ю.Р. Силкин. - М.: ВЛАДОС, 2001.-224 с.
  4. Гаврина, С.Е Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать [Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В., Щербинина.-Ярославль: Академия развития, 2000.-192 с.
  5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева // Учеб. пособ. - М.: Академия,  2000. - 344 с.
  6. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
  7. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст] / Т.Н. Доронова // Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет  по программе «Радуга».- М.: Просвещение, 2000. – 160 с.
  8. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст] /  Т.Н. Доронова. -М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
  9. Дьяченко, В.Ю. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд [Текст] / В.Ю. Дьяченко. - Волгоград: Учитель, 2007. – 271 с.  
  10.  Из детства – в отрочество: Программа для  родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4-7лет. [Текст] / Доронова, Т.Н., Голубева, Л.Г., Гордова Н.А. и др. - М.: Просвещение, 2003. – 142 с.
  11.  Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1980. – 160 с.
  12.  Коджаспирова, Г.М., Умения [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров //  Словарь по педагогике. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
  13. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2007. – 416 с.
  14. Комарова, Т.С. Как научить ребенка рисовать [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: СТОЛЕТИЕ, 1998. – 140 с.
  15. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  16. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. – 142 с.
  17. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст]/ Т.С. Комарова.-М.: Просвещение, 1976. – 178 с.
  18. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 176 с.
  19. Комарова,Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т.С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; под ред. Т. С. Комаровой.- 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение,  1991.-256 с.
  20. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская,  Е.И, Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
  21. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] / В.Б. Косминская, Н.Б.  Халезова. - М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
  22. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. А. Лобанова. — Балашов.: Николаев, 2005. - 76 с.
  23. Максимова, Н.М. Аппликация: Демонстрационные (печатные) материалы по обучению детей старшего дошкольного возраста / Н.М. Максимова, Т.Г. Колобова. - М.: Издательство АСТ, 1998. – 72 с.
  24. Маланов, С.В. Развитие умений и способностей дошкольного возраста [Текст]/ С.В. Маланов. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 160 с.
  25. На пороге школы: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга» [Текст] /Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Л.Ф. Климанова и др.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. – 160 с.
  26. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс [Текст] / Ю.А. Полуянов. - М.: Вита-Пресс, 2003. – 224 с.
  27. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 232 с.
  28. Программа Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - СПб., 1999. – 244 с.
  29. Программа обучения и воспитания в детском саду/ М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.-5-е изд., исп. и доп. [Текст] М.: Мозаика-Синтез, 2007. - С. 166.
  30. Программа этического воспитания детей 2-7лет. «Красота. Радость. Творчество» / Комарова, Т.С., Антонова, А.В., Зацепина М.Б. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
  31. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева, и др. - М.: Просвещение, 2004. – 78 с.
  32. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7лет в детском саду/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.-М.: Просвещение, 1997. – 224 с.
  33. Рапацевич, Е.С.,  Умения [Текст] / Е.С. Рапацевич// Педагогика: Большая современная энциклопедия.- М.: Современное слово, 2005. - С.613.
  34. Сакулина, Н.П. Методика обучения рисованию, лепки и аппликации в детском саду учебник для дошк. педучилищ [Текст] / Н.П. Сакулина.- М.: Просвещение, 1966. - С.54.
  35. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
  36. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  37. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высш. и сред. пед. учебн. заведений [Текст]  / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 1998. – 304 с.
  38. Ушаков, Д.Н. Аппликация [Текст] / Д.Н. Ушаков // Толковый словарь русского языка, том 1 А-М. - М.: Вече, 2001.- 704 с.
  39. Ушаков, Д.Н. Умение [Текст] / Д.Н. Ушаков // Толковый словарь русского языка, Том 3 Р-Я. - М.: Вече, 2001. - 672 с.
  40. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: Учпедгиз, 1986. – 211 с.
  41. Художественное творчество и ребенок [Текст]/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. – 156 с.
  42. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная группа: Программа, конспекты [Текст] / Г.С. Швайко.-М: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.

Электронные ресурсы

  1. Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://revolution.allbest.ru
  2. Методика проведения диагностики старших дошкольников в изобразительной деятельности и дизайне [Электронный ресурс] / Педсовет электрон. журн. 2008. - Режим доступа: http://pedsovet.ru.
  3.  Рисование отдельных предметов [Электронный ресурс] / В.Б. Косминская и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977. - Режим доступа: http://www.detskiysad.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по разделу «Изобразительная деятельность» (старший дошкольный возраст с ЗПР)

Коррекционные возможности изодеятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креат...

Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

Художественное творчество с детьми старшего дошкольного возраста. Аппликация с использованием бросового материала.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по аппликации для воспитанников старшей и подготовительной группы детского сада. В процессе работы дети знакомятся с нетрадиционными методами использования...

Образовательная деятельность по художественному творчеству с детьми старшего дошкольного возраста. Аппликация "Тюльпаны".

Бумагопластика – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. Бумагопластика включает в себя не только складывание, но и вырезание и склеивание элементов фигуры. К...

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний об изобразительном искусстве с одновременным развитием мелкой моторики рук.»

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробудить у детей интерес и познакомить их с изобразительным искусством, его видами, жанрами живописи, картинами известных художников, правилами ...

конспект Открытого интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (группа детей старшего дошкольного возраста). Аппликация «Подарок мамочке»

формировать осознанное понимание значения матери в жизни ребёнка, семьи, общества. Воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать ей подарок....

Ознакомление с портретной живописью как средство формирования изобразительных способностей детей дошкольного возраста

Ознакомление с портретной живописью, как средство формирования изобразительных способнстей детей дошкольного возраста...