Проект "Осенний бор."
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кузнецова Светлана Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osenniy_bor.docx37.67 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                Проект «Экскурсия в осенний бор».

Автор: воспитатель старшей группы МКДОУ №458  Кузнецова Светлана Алексеевна

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, информационно-творческий.

Актуальность: Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша?  В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. 

Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т.п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Наблюдение – один из важнейших путей исследования природы.

Цель: Систематизировать знания   детей о приметах осени, изменении в погоде.  Учить использовать для описания осени образные слова и выражения;  сравнивать существенные признаки явлений; расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных, развивать речь детей, память, мышление, воображение; вызывать положительные эмоции детей; продолжать знакомство с природой родного края.

Задачи:

  1. повторить названия деревьев, учиться соотносить правильно листья к деревьям; повторить приметы осени; способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края, желанию заботиться о птицах и животных;
  2. учиться воспринимать красоту осеннего леса и пробуждать желание сохранять ее; формировать познавательный и исследовательский интерес;
  3.  развивать интерес родителей к жизни детского сада.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный.

Объявление темы.

Постановка проблемы, определение целей, задач, содержания проекта,  прогнозирование результата.

Работа по подбору иллюстрированного материала, литературных произведений, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.

  1. Основной.

Образовательная область

Вид деятельности

1

Познавательное развитие

Совместная деятельность «Листопад, листопад листья желтые летят»

2

Физическое развитие

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Белка на дереве», «Раз, два, три к сосне беги», «Солнышко и дождик»

3

Художественное – эстетическое развитие

Рисование: «Разноцветный лист кленовый», «Осенний лес».

Аппликация «Березка осенью» (коллективная работа)

Лепка «Ежата на прогулке»

Музыка: подготовка к празднику «Осеннее развлечение», разучивание песен об осени; прослушивание аудиозаписей – «Осенний дождь», «Утро в лесу».

4

Речевое развитие

Составление описательного рассказа по картинам «Осень», «Ежик осенью».

Чтение художественной литературы:

Бунин «Листопад», Пушкин «Уж небо осенью дышало», заучивание наизусть Степанов «В лесу осиновом»

5

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Что изменилось», «Что нам осень принесла», «Что бывает осенью»,

«Найди такой же», «Что лишнее».

Игра-театрализация «Под грибом».

Взаимодействие с семьей

Участие в конкурсе «Дары осени», консультации для родителей, изготовление гербария.

  1. Итоговый.

Выпуск газеты по  итогам экскурсии в бор. Украшение группы к осеннему празднику листочками нарисованными детьми. Выставка рисунков по теме «Осень в лесу».

Результат.

 Реализация проекта обеспечила развитие у детей любознательности; поспособствовала накапливанию у детей конкpетно-обpазных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, раскрытию причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром Родного края, особенностями наступления осени в данной местности.  Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.  Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная  подборка игр на развитие двигательных способностей,  игр  –  инсценировок, дидактических игр  помогла  развивать чёткую выразительную речь, память, мышление, воображение, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

В результате удалось вызвать положительные эмоции детей и родителей, и привлечь внимание к природе и красоте родного края.

           

  Приложения.

              Конспект совместной деятельности

«Листопад, листопад – листья желтые летят… »

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цели: закреплять знания о деревьях, учить определять дерево или кустарник по описанию, узнавать лист на ощупь, использовать для создания выразительного рисунка «осеннего листочка».

Материалы и оборудование: картинки с изображением листопада, осеннего леса, осенние листочки, кисточки, акварельные краски, салфетки.

Содержание организационной деятельности детей.

1. Введение игрового момента.

(Стук в  дверь.  В группу входит «Осень»,  в руках держит корзину с разноцветными листьями.)

Осень:

- Здравствуйте ребята! Я – Осень! Ребята, я хочу пригласить вас ко мне в гости, в осенний лес. Вы готовы туда отправиться? Закрываем глазки, а я скажу волшебные слова.

(за это время разложить на ковре разноцветные листья)

- Откройте глазки, вот мы и в лесу.  Посмотрите ребята, сколько разноцветных листьев! Назовите, какого цвета вы здесь видите листья (ответы детей) .

2. Беседа на тему: «Листопад, листопад – листья желтые летят… »

- Ребята, а вы знаете : «Что такое «листопад»? ».(ответы детей) .

Игра «От какого дерева ветка? »

- Отгадайте название деревьев по рисунку листьев. Рассмотрите ветви хвойных и лиственных деревьев. Ветки каких деревьев вы видите на рисунке? (Береза, дуб, клен, липа, ель, сосна.) Что общего у веток вверху? Внизу? (В верху ветки лиственных деревьев, внизу – хвойных) .Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (  У лиственных деревьев – листья широкие,  плоские, а у хвойных – острые иголки.  Лиственные  деревья сбрасывают свои листья на зиму,  а хвойные – нет). Сравните ветки ели и сосны. (У сосны хвоинки длинные, с одной стороны они плоские, а с другой – выпуклые,  цвет светло-зеленый, расположены попарно. Шишка у сосны короткая, треугольной формы, на чешуйках есть бугорки. У ели хвоинки короткие, темно-зеленые.  Шишка  длинная, блестящая, чешуйки тонкие.) Почему ель и сосна не сбрасывают хвою на зиму? (Хвоинки узкие, маленькие им надо мало воды, поэтому деревья не сбрасывают хвою на зиму.)

- Ребята, давайте с вами поиграем.

Музыкальная физкультминутка «Собери осенние листья».

Дует, дует ветер  ( Дети дуют, покачивают туловищем.)

Желтые листочки ( Движения руками)

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки,

И бегут по листьям  (Легкий бег на месте)

Маленькие ножки.

Мы с тобой гулять пойдем ( Шаги на месте)

И листочки соберем.  ( Наклоняемся, «собираем» листочки.)

  1. Рисование по замыслу.

- Ребята, давайте поблагодарим хозяйку Осень, за экскурсию по ее удивительному и красивому лесу. И давайте нарисуем ее портрет. Как выглядят деревья в осеннем уборе? Какие разноцветные листья нам дарит Осень.

Дети изображают золотую осень, раскрашивают акварелью осенние листочки по замыслу.

  Аппликация «Березка осенью».

(Коллективная работа) .

Задачи:

вызвать интерес к созданию коллективной работы «Березка осенью»;

учить детей составлять коллективную композицию из вырезанных деталей  на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева) ;

развивать умения: аккуратно вырезать по контуру, приклеивать деталь;

воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве.

Интеграция с другими областями:

коммуникация;

познание;

чтение художественной литературы.

Обогащение словарного запаса: убранство, разноцветье, крона, листопад.

Предварительная работа.

Экскурсия в осенний парк для наблюдений за изменениями в природе, сбор листьев для гербария. Чтение художественных произведений о «золотой» осени. Рассматривание картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина с изображением осени.

Материалы и инструменты.

гербарий из разноцветных листьев, различных по форме, размеру и цвету;

картины Левитана И. И. с изображением осенних деревьев;

картинка с изображением дерева;

цветная бумага;

простой карандаш;

ножницы;

клей и кисточка для клея;

тряпочка или бумажная салфетка.

Содержание организационной деятельности детей.

На столе лежат сухие листья различной формы и расцветки. Дети внимательно их рассматривают. Воспитатель читает стихотворение Ю. Каспаровой «Осенние листочки»:

Листочки танцуют, листочки кружатся

И ярким ковром мне под ноги ложатся.

Как будто ужасно они занятые,

Зелёные, красные и золотые…

Листья кленовые, листья дубовые,

Пурпурные, алые, даже бордовые…

Бросаюсь я листьями вверх наугад –

Я тоже устроить могу листопад!

- Листья каких деревьев упоминаются в стихотворении (кленовые, дубовые) .

- А листья каких деревьев вы видите перед собой? (дети перечисляют) .

- Как прекрасна в наших краях природа в осеннее время года. Скажите, пожалуйста, что происходит с листьями осенью? (меняют окраску, опадают) .

- Листья каких цветов и оттенков можно увидеть осенью? (дети называют) .

- Верно. Разнообразием цвета, игрой солнечных лучей и теней, как праздничным салютом, одаривает нас природа в осенние дни. Посмотрите, как художники в своих картинах воспевали красоту осени. (демонстрация картины Левитана). Осень в роскошные убранства нарядила деревья. Радует глаз такое разноцветье!

Показ картинки с изображением березки.

- Кто знает, как называется это дерево? Какого цвета ствол у березки? Мы были на экскурсии в бору и обратили внимание какого цвета листва  у березки осенью (листья желтые и зеленые, красных листьев нет). Рассмотрим березовый листочек (форма, цвет, размер).

- Кто знает, каким словом называют всю листву дерева? (крона) .

- Верно. И сегодня на занятии мы с вами сделаем чудесную осеннюю красавицу - березку, а для того, чтобы создать крону нашего дерева, понадобятся  цветная бумага (квадратики 6*6 см), простой карандаш, ножницы, клей.

• сначала сложим квадратики пополам;

•карандашом нарисуем линию, а затем вырежем по контуру;

• потом приклеим на подготовленный заранее фон (фон делали дети вместе с воспитателем).

Дети под чётким руководством воспитателя выполняют работу.

Экскурсия в осенний бор «В гости к Осени»

Ознакомление детей с окружающим миром должно строиться в ходе наблюдения, в процессе беседы об увиденном, во время художественных произведений. Экскурсии в лес – это возможность понаблюдать за объектами природы в естественных условиях. У детей лучше развивается наблюдательность и любознательность, эстетическое восприятие природных явлений. Появляется интерес и заботливое отношение к растительному, животному миру.

Цель: Систематизировать знания   детей о приметах осени, изменении в погоде, использовать для осени образные слова и выражения; учить сравнивать существенные признаки явлений.

 Задачи: Расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных, развивать речь детей, память, мышление, воображение. Вызывать положительные эмоции детей. Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.

Ход:

В группе воспитатель сообщает детям, что им пришло необычное красочное письмо.

Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим от кого оно.  Это письмо от Осени.

Воспитатель зачитывает письмо с приглашением в осенний лес.

Воспитатель:  Нас Осень приглашает в гости. Я бы с удовольствием согласилась, а вы?

Ответы детей

Организационный момент: дети одеваются на прогулку. Выходят во двор детского сада.

Падают, падают листья

В нашем лесу листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Воспитатель: – Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Осенью!

 Воспитатель: Ребята, откуда мы знаем, что осень наступила?

Предполагаемые ответы детей: Дни стали холоднее, короче, солнышко не греет, листья упали , листья становятся желтыми , красными, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в осенний бор. Повстречаемся с осенью, поближе познакомимся с растительностью нашего бора. А не заблудиться в лесу и найти подарок Осени нам поможет карта.(была в письме)

Дети с воспитателем рассматривают карту, читают описание – и отправляются в путь.

Воспитатель: -  Внимательно посмотрите вокруг себя. Сколько здесь деревьев и растений. Какие деревья растут в нашем бору? Посмотрим!

В этом лесу ребята растет: клен, береза, рябина, дуб. Это лиственные деревья. А еще в нашем бору растут сосны-великаны. Это хвойные деревья.  У разных деревьев, разные листья, то есть листья у деревьев отличаются. Какие листья на лиственных деревьях?

Ответы детей.

Воспитатель: А на хвойных? Чем отличаются хвойные деревья от лиственных?

Предполагаемые ответы детей: У лиственных деревьев – листья широкие, плоские, а у хвойных – острые иголки.  Лиственные деревья сбрасывают свои листья на зиму, а хвойные – нет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему некоторые листья лежат на земле?

Ответы детей.

Воспитатель: Что же происходит с листьями осенью? Как называется это явление?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним названия осенних месяцев.

А знаете ли вы, какой сейчас месяц?

Дети: Октябрь.

Воспитатель:  А давайте подумаем, как ещё можно назвать этот месяц?

Ответы детей.

Воспитатель: Октябрь еще называют “золотая осень”. А как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы дошли до  перекрестка. Давайте посмотрим  тот ли это перекресток, который указан на карте? Какое дерево справа от дорожки?

Дети: - Береза.

Воспитатель: - А слева?

Дети: - Рябина.

Воспитатель: Значит мы на правильном пути. Дети, скажите: чем похожи и чем отличаются друг от друга эти два дерева?

Ответы детей.

Воспитатель: -. И все-то вы знаете! А теперь мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три к березке беги!»

Проводится подвижная игра «Раз, два, три к березке беги!»

Воспитатель: - Молодцы ребята. Но сильно шуметь нельзя в лесу. В лесу очень много птиц. Ребята, где живут птицы? Каких птиц вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем они питаются в лесу?

Дети: Насекомыми, личинками.

Воспитатель: На деревьях очень много насекомых и личинок вредителей, а птицы наши помощники или по другому, санитары леса. Но с наступлением холодов перелетные птицы улетают в теплые края. А какие птицы остаются зимовать в наших лесах, парках?

Ответы детей.

Воспитатель: - Смотрите дети, вот на деревьях сидят они: сорока, синичка, воробей. Чем они зимой будут питаться?

Ответы детей.

Воспитатель: А что это такое? (на дереве висит кормушка). Да, это кормушка. Зимой, когда на улице холодно и много снега, птицам трудно найти корм, поэтому люди помогают птицам, подкармливают их.

А теперь сверимся с картой и пойдем дальше. Считаем 30 больших шагов. (Считаем хором.)

Воспитатель: -  Вот мы и на поляне. Как называется это величественное дерево?

Дети: - Сосна.

Воспитатель предлагает детям оглядеться вокруг и  решить, правильно ли мы определили место по карте .

Воспитатель:  Осень краса, золотая коса нам тут подготовила загадки.

Зимой спит, летом ульи ворошит.

(Медведь)

По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица.

(Белка)

По полю скачет – ушки прячет.

Встанет столбом – ушки торчком.

(Заяц)

Чуткий нос, пушистый хвост.

Ее не тронь, шубка как огонь.

(Лисица)

Под соснами, под елками

Катит клубок с иголками.

(Еж)

Воспитатель: Да это же загадки о жителях нашего леса!

В нашем бору живут разные звери. Животные готовят для себя запасы на зиму, чтобы в зимние холода им было, чем питаться. Каких зверей вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята,  животные осенью готовятся к зиме. Одни меняют свои тонкие шубки, на более теплые, а другие залегают в спячку до весны. Кто знает, какие это животные?

Ответы детей.

Воспитатель: Ой, посмотрите, что это там под листвой?

Предположения детей.

Воспитатель: Пойдемте, посмотрим! Да это же подарок от Осени!

Дети находят коробку, открывают, в коробке угощение.

Воспитатель:  Какая щедрая наша красавица – осень! Может, мы тоже сделаем ей подарок? Что же мы можем ей подарить?

Предложения детей.

Воспитатель: Все ваши предложения хороши. Мы обязательно сделаем Осени много замечательных подарков. А сейчас, давайте споем Осени нашу красивую песню, которую мы разучили специально для нее.

Все вместе поем песню «Листопад».

 Листья, листья, листья, листья

Желтые летят

На дорожку, на дорожку падать не хотят.

Плавно опускаются, в лужах отражаются

С нами спеть об осени они хотят.

Мелкий дождик, мелкий дождик

Вдруг заморосит

И по крышам, и по крышам

Тихо зашуршит.

По песочным домикам

И по мокрым зонтикам.

Песенкой осеннею

Стучит, стучит.

Птицы, птицы улетают

Стаями вдали.

И курлычут, и курлычут

Где-то журавли.

В путь дорогу дальнюю

Песенку прощальную,

Улетая  к югу птицы завели.

 

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка в осенний бор и нам, как не жаль, но пора возвращаться в группу. Вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня побывали? Кто же нас сюда пригласил? Кого мы встретили в лесу? Что нового и интересного узнали? Вы все такие молодцы! Что вам больше всего запомнилось в нашем увлекательном путешествии? Мы набрали полные корзинки чудесных шишек и разноцветных листьев. Для чего они нам пригодятся? Сейчас мы с вами пойдем в садик, ведь впереди у нас столько всего интересного и увлекательного! Я думаю, что Осень обязательно пригласит нас к себе в гости в следующем году!

     

  Здравствуйте, дорогие мои детки!

Я очень рада встречи с вами снова. Мы не виделись целый год! За это время вы подросли и повзрослели. Сегодня замечательный солнечный день и я приглашаю вас к себе в гости – в осенний бор. Все деревья в бору оделись в разноцветные, яркие наряды и ждут встречи с вами. И еще я приготовила для вас подарок. Но это сюрприз! Его вы найдете с помощью карты и описания. Поможет вам в этом ваш воспитатель. В добрый путь! Жду вас в моем прекрасном осеннем лесу.

                                           Ваша Осень.

Текст письма от Осени.

Описание – инструкция к карте.

Выйдете из калитки детского сада и повернете налево. По пешеходной дорожке вдоль ограды детского сада пройдете 25 шагов и справа увидите тропинку, ведущую в бор.

По тропинке идите не спеша, слушайте звуки осеннего леса и любуйтесь его красотой. Вы дойдете до перекрестка лесных дорожек – справа будет большая береза, а слева нарядный куст рябины.

Остановитесь и посмотрите вокруг.

От перекрестка пройдете прямо 30 больших шагов и попадете на лесную поляну, где растет сосна – великан. Возле сосны очень много шишек, обязательно соберите их для своих поделок.   Под сосной вас поджидает сюрприз – подарок от меня, Осени, и от лесных жителей.

Вам в помощь я нарисовала карту.

Удачи вам!