Конспект "Заюшкина избушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Сухова Юлия Ивановна

Конспект по аппликации для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_konspekt.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

Задачи:  учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать яркие выражения героев сказки, работать в коллективе,  создавать на аппликативной основе (стена - большой квадрат, крыша - треугольник, окно - маленький квадрат) разные образы сказочных избушек - лубяную для зайчика и ледяную для лисы. Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников. Направить на самостоятельный выбор исходных материалов и средств художественной выразительности. Развивать творческое мышление и воображение. Воспитывать интерес к народной культуре.

Предварительная работа. Чтение и пересказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о сказочных домиках. Знакомство с явлением контраста в искусстве (избушка лубяная - избушка ледяная; заяц добрый и доверчивый - лиса хитрая и коварная).

Занятия по аппликации «Домик из кубиков и кирпичиков» (освоение способа деления квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников).

Оборудование. Листы тонированной   бумаги голубого  цвета для фона, готовые детали для аппликации: 25-30 бумажных квадратов  размером 7x7 см - 10x10 см для стен лубяных избушек - в тёплой гамме (жёлтого, бежевого, оранжевого, терракотового цвета),   25-30 бумажных квадратов размером 7x7 см - 10x10 см для стен ледяных избушек - в холодной гамме (голубого, бирюзового, синего, светло-фиолетового цвета); 25-30 бумажных квадратов белого цвета для разрезания на треугольники - крыши обеих избушек; 50 бумажных квадратов размером 2x2 см - 3x3 см - для окошек (цвет разный); шаблоны зайца, лисы; дополнительный материал - вата, обрезки бумаги; цветные    карандаши, фломастеры ножницы, печатки, гуашь, ватные палочки клей, клеевые клей, щетинные кисти,, салфетки бумажные и матерчатые.

Персонажи кукольного или настольного театра - лиса и заяц, петушок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1-я часть (стук в дверь).    

 Игровой момент.   Раздается  стук  в дверь,   воспитатель  показывает игрушку котика с волшебным сундучком и говорит, что он пришел к ним в гости. Котик здоровается с детьми и задает им вопросы:

  • Вы меня узнали, кто я?
  • А что у меня в руках?
  • А что в мешочке лежит, вы знаете?
  • Я не простой котик, меня зовут кот Мурлыка. Я люблю рассказывать детям сказки. И сундучок  у меня не простой, а волшебный.   Там сказки живут.
  • Хотите узнать какие?

Садитесь на стульчики. (Пытается открыть сундучок, но не может.) Что-то ничего у меня не получается... Наверное, мы забыли сказать волшебное слово. Какие волшебные слова вы знаете? (После ответов детей сундучок открывается.) Прежде чем рассмотреть то, что есть в сундучке, отгадайте загадки.

Хвост пушистый - краса,

 А зовут ее...     ( игрушка лисы.)

По полю прыг-прыг,

По снегу тык-тык.

(игрушка зайца.}

Кто рано встает, Голосисто поет,

Детям спать не дает?( игрушка петуха.)

Как вы думаете, из какой сказки эти звери: лиса, заяц, петух? И, правда, это герои русской народной сказки «Заюшкина избушка». А сейчас наши сказочные герои оживут, и вы увидите и услышите сказку «Заюшкина избушка» (складывает игрушки в сундучок и закрывает его). Давайте все вместе скажем дружно: «Раз, два, три! Сказка, оживи!».

Драматизация сказки.

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала!

Какая избушка была у зайчика? - лубяная, она  из лубочков, т.е. из деревянных досок. Лубяной — значит деревянный. Слова дети повторяют хором и индивидуально.

А у лисы? ( Ледяная.)  Это дом  изо  льда.

Что сделала лиса? Какая она была?

Кто хотел помочь зайцу? Помогли? А почему не помогли? (Струсили,
испугались лису).

Кто же помог зайчику? Как он говорил.

 Какой был петух?  Смелый, храбрый, добрый.

Чем закончилась сказка?

Воспитатель: Сейчас мы с вами мимикой покажем героев сказки; лису, когда она выгоняла зайчика (сердитая); зайчика, когда его выгнали из избушки (печальный, грустный); лису, когда ее гнали собаки (испуганная).

2-я часть: (слышится плач лисы).

Воспитатель: Кто это плачет? Посмотрите, лиса никуда не убежала. Она сидит под кустиком. Почему она плачет? Вам ее жалко? Да, она осталась без избушки. Чем мы можем ей помочь? У

лисы была ледяная избушка - она растаяла. У зайчика лубяная – она сохранилась. Давайте помирим лисичку и зайчика, пусть они живут дружно, не ссорятся. А поможет нам песенка «Как положено друзьям».

Танец «Как положено друзьям».

Чем ещё мы можем помочь лисичке?

Давайте  сделаем аппликативные избушки: лубяную для заюшки и ледяную для лисы, чтобы лиса и заяц дружно жили по соседству и мирно беседовали, глядя друг на друга из окошек.

Из каких частей состоит дом? (стена, крыша, окна).

Выставляю на мольберте лист бумаги (основу для композиции),  стена - большой квадрат, крыша - треугольник, окошко - маленький квадрат. На основе этой схемы начинаем моделировать варианты избушек, и включаю детей в подбор материалов. Например, показываю большой квадрат жёлтого (оранжевого, бежевого, терракотового) цвета и спрашиваю, что это за деталь (часть постройки), и для чьей избушки она подойдёт? Быстро приклеивает стену заюшкиной избушки на композиционную основу (справа или слева). Затем показывает большой квадрат голубого (синего, бирюзового, светло-фиолетового) цвета. Повторяю вопрос и приклеиваю стену лисьей избушки.  Как можно сделать крышу. Показываю квадрат белого цвета и разрезаю его по диагонали на два треугольника, как показано на схеме.

 -Из одного квадрата получилось сразу две крыши белого цвета, которые подходят к обеим избушкам - ледяной и лубяной. К тому же, их можно раскрасить любым цветом. Показываю прямоугольник. Это  окошки . Чтобы получить два окошка из прямоугольника я складываю его пополам, как показано на схеме, точно соединяю края, пальчиком проглаживаю по линии сгиба, разрезаю- получилось сразу 2 окошка. Они могут быть разного цвета - это зависит от светильников и штор.

Посмотрите, на столе лежат  квадраты разного цвета для домиков, есть вата (ведь лисичка с зайчиком будут дружить, наверное в снежки станут играть, их можно сделать из ваты), ватные палочки для того чтобы нарисовать снегопад или что-то ещё, карандаши, фломастеры, кисти, разные печатки для украшения.

Повторяем и уточняем творческую задачу - на  листе бумаги сделать картинку-аппликацию «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы ледяная»: стены избушек сложить из квадратов разного цвета, две крыши сделать из одного квадрата (разрезать по диагонали и раскрасить), а окошки из прямоугольников.

-Кому бы вы хотели сделать избушку? Какой  тебе понадобится квадрат?

Садитесь за столы. У вас есть стены. Чего не хватает? В тарелочках лежат прямоугольники  и квадраты белого цвета. Из 1  квадрата  белого цвета мы сделаем  сразу 2 крыши, одну можно взять себе, а другой поделиться с товарищем. Из прямоугольника получим тоже 2 окошка, одно можно взять себе, а другое отдать.

Договоритесь, кто из вас будет делать крышу, а кто окошечки.

Но прежде чем начать работать вспомним правила.

Ножницы берём за два кольца, держим двумя пальцами (указательным и большим). Прежде чем приступить к наклеиванию, нужно наметить детали на листе. Кисть держим в правой руке, намазываем только на клеёнке. Поворачиваем на лист бумаги клеем вниз. Сверху прикрываем салфеткой, примакиваем  лишний клей.

Приступаем к работе.

Дети наклеивают на бумагу.

Вопросы:

Как получить окно, крышу?

Как убрать лишний клей?

 Кто будет жить в твоей избушке?

 Чем ты будешь украшать полянку?

Ребята, зайчик и лисичка увидели, какие вы домики красивые сделали и захотели там пожить. Раздаю на тарелочках шаблоны зайчиков и лисичек.

Лисичка приглашает вас поиграть с ней в игру.

Игра « По лесной лужайке разбежались зайки».

По лесной лужайке разбежались зайки. 

Вот, какие зайки, Зайки-побегайки!

Сели зайчики в кружок, роют ложкой корешок. 

Вот, какие зайки, Зайки-побегайки!

Вот бежит лисичка — рыжая сестричка. 

Ищет, где же зайки, Зайки-побегайки?

А сейчас лисичка и зайчик хотят внимательно рассмотреть домики. Лисичка с зайчиком рассказывают, почему им понравились домики.

Оформление выставки.