Оригами для детей — кладезь пользы в обычном листе бумаги.
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Занятия оригами  полезны для развития интеллекта, памяти, пространственного воображения, мышления, логики, мелкой моторики, речи. Во время занятий оригами развиваются такие полезные качества, как терпение, внимательность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_dlya_detey_sveta.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Оригами для детей — кладезь пользы в обычном листе бумаги

Замечательная вещь — оригами. Помните те смешные пилотки из газеты, самолетики и уплывшие по ручью кораблики? А еще игрушка-гадалка, знающая ответы на все вопросы … Какой восторг вызывали все эти поделки! 

Преимуществом занятий оригами является материал, который всегда под рукой. Это самая обычная бумага, которая  есть в любом доме, в любом учреждении. 

Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги.

Бумага безопасна в использовании, легко гнется, ее не жалко испортить.

Одно из волшебных свойств бумаги состоит в том, что обыкновенный плоский лист может превратиться в скульптуру.

Занятия оригами  полезны для развития интеллекта, памяти, пространственного воображения, мышления, логики, мелкой моторики, речи. Во время занятий оригами развиваются такие полезные качества, как терпение, внимательность, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели.

Начинать лучше всего с простых, но интересных вариантов, которые ребенок может выполнить за один подход, раскрасить по своему желанию и насладиться полученным результатом. В дальнейшем можно усложнять задания.

Еще одним очень интересным опытом для детей станет кукольный театр, актерами в котором служат пальчиковые фигурки животных, сделанные из бумаги.

Для объяснения техники оригами необходим особый язык,  язык понятий, построенный на ассоциативных связях с тем, что ребенок уже имеет в своем опыте.

Перечислю основные элементы техники:

  • «Косынка» – лист сгибаем по диагонали от угла до угла.
  • «Книжка» – лист сгибаем пополам по вертикали.
  • «Конверт» – все четыре угла квадрата сгибает точно в центр листа.
  • «Домик» – два верхних угла сгибаем к центру.
  • «Трельяж» – противоположные вертикальные стороны квадрата отгибаем к средней линии, полученной с помощью сгиба «книжка».
  • «Самолетик» – лист сгибаем так, чтобы две стороны квадрата, образующие один из углов, совмещались с диагональю, проходящей через этот угол.
  • «Ромб» - (известен под названием «базовая форма тюленя») – согнув «самолетик», повторяем его от противоположного угла.  Углы квадрата, оказавшиеся внутри сгиба, вынимаем наружу и сгибаем пополам, совмещая  края бумаги, отмеченные на рисунке красной линией.
  • «Стрела» и «квадратная стрела» (известны как модификации базовой формы журавлика) – отгибаем две диагонали крест-накрест, используя сгиб «косынка» (после каждого сгиба квадратик нужно нужно раскрыть), перевернув лист изнанкой вверх, делаем два сгиба «книжка», также раскрывая заготовку. Получилась система сгибов, причем ребра диагоналей оказались на одной стороне, а ребра сгибов «книжкой» на другой.  Если вдавить центр квадрата в одну сторону, получим «стрелу», если вывернем наизнанку, получится «квадратная стрела».
  • «Рогатка» – сгибаем «ромб» наполовину. Нижнюю половинку квадрата отгибаем на обратную сторону. Полученную фигурку перегибаем по вертикальной оси.
  • «Складень» – сгибаем  «косынку». Угол «косынки» заправляем внутрь, а потом вытягиваем его изнутри на нужный угол, раскрывая наподобие складного ножа.  Сгибы защипываем и проглаживаем.
  • «Капюшон» – сгибаем «косынку».  Угол отгибаем так, чтобы он накрыл ребро сгиба «косынки».  Затем отводим его от ребра на нужное расстояние.
  • «Лесенка», или «зигзаг», - несколько раз отгибаем острый угол «самолетика» вперед-назад, получая заходящие одна на другую складки, «ступеньки».
  • «Канат» – заготовку скручиваем наподобие веревки, каната.
  • «Рулончик» - бумагу сворачиваем как бы в рулон.

Почти все занятия строятся по одному плану.  

1. Подготовка к занятию: установка на работу, обратить внимание на
инструменты и материалы.

2. Повторение пройденного: выявление опорных знаний и представлений.
3. Введение в новую тему:

-загадки, стихи, раскрывающие тему занятия;

-показ образца;

-рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);

-повторение правил техники безопасности.

4. Практическая часть:

• показ воспитателем процесса изготовления поделки;

• вербализация детьми  некоторых этапов работы («Что здесь делаю?»);

• самостоятельное изготовление детьми изделия по плану;

• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
• анализ работы ребенка.

       Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.