Программа "Вдохновение"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Бережная Ольга Викторовна

Программа по нетрадиционным техникам аппликации в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vdokhnovenie.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №32

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МБДОУ ДСОВ №32

_______________Н.А.Гринь

ОСНОВАНИЕ

Решение педсовета МБДОУ ДСОВ №32

От _______________________

Протокол № _____________

Программа по аппликации

«Вдохновение»

Возраст детей:       5-6 лет

Срок реализации:      1 год

Объем реализации:      39 занятий

                                                                 

                                         Автор-составитель:      Бережная Ольга Викторовна

                                                                                        воспитатель

ст.Каневска

2014г.

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Творческая  работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе образовательной деятельности в детском саду.

Программа по аппликации «Вдохновение» относится к художественно-эстетической направленности.

Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, высушенные листья.

Аппликация может быть :

-Предметной, состоящей из отдельных изображений (Лист, ветка, дерево, птица, цветок);

-Сюжетно-тематическая аппликация;

-Декоративной, включающей орнаменты узоры, которыми можно украсить различные предметы.

-Обрывная аппликация;

-Аппликация из круп и макарон.

   Данная программа направлена на эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

   Разрабатывая программу,  попыталась сделать ее более эффективной благодаря подбору интересных для детей тем кружковых занятий, включающих изготовление индивидуальных изделий и коллективные работы, позволяющие использовать их в играх, как подарки. Для оформления интерьера детских уголков. При планировании работы кружка я учитывала план коллективно – творческих дел ДОУ, планирование познавательного блока, что поможет поддерживать и развивать положительную мотивацию детской деятельности и удовлетворить познавательный интерес к различным объектам и явлениям.

   Изготовление работ  включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием цветной бумаги, картона, ножниц, клея ПВА, художественных красок, пластилина, крупы, яичной скорлупы,  пуговиц, сушеных листьев, ниток, салфеток, гофрированной бумаги и других самых неожиданных материалов.
        Клеить можно буквально все! Такое разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.

Основное содержание аппликационных работ в старшей возрастной группе ДОУ-предметное изображение, основанное на принципе плоскостного конструирования. Так ,как дети 6 года жизни довольно быстро усваивают понятия «вверху»,»внизу»,»посередине»,»друг за другом»,но испытывают трудность ,например, в определении левой и правой стороны, часто путают их.

Необходимость создания программы:

-Приоритетное   направление детского сада «Художественно-эстетическое развитие»;

-Предложение  родителей в результате опроса «Интересы и потребности развития   вашего ребенка», изучения мониторинга «Потребность в дополнительных услугах»;

-Аппликация очень привлекательна для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

     Актуальность.

Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, он способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.

 Новизна.

    Новизна программы заключается  в том, что она включает в себя не только обучение  аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Используя при этом два и более вида материала.

Педагогическая целесообразность. 

Обучение по данной программе способствует формированию умений и навыков работать коллективно, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Развивает творческие способности, фантазию, воображение. Дает возможность ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.

      Цель программы «Вдохновение» заключаются в следующем: Воспитание  ребёнка – носителя  и  хранителя  национальной  культуры  средствами  декоративно – прикладного  искусства. Обеспечение  условий  для  творческой  активности  и  самореализации  личности  ребёнка.

Задачи:

     Обучающие.

  • Ознакомить с историей появления бумаги, картона и других видов материалов используемых в аппликации.
  • Освоить различные техники бумагопластики.
  • Ознакомить детей с многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

     Воспитывающие.

  • Воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре;
  • Воспитание взаимопомощи при выполнении различных творческих заданий.
  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.

     Развивающие.

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственность, воображение.
  • Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
  • Развивать у детей творческую активность и инициативу.
  • Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.

Принципы, лежащие в основе программы:

1.Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

2.Демократичности и гуманизма (взаимодействие воспитателя и ребёнка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

3.Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части. Данная программа рассчитана на 1 года обучения, занятия групповые- 1 раз в неделю по 25 мин. Возраст детей в группах-5-6 лет.

Формы и методы контроля:

Диагностика в виде работы (2 раза в год) в начале года и в конце.

Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность.

Участие в выставках детского сада, в муниципальных и всероссийских конкурсах.

ПРИНЦИПЫ:

Систематичность

Последовательность

Личностно- ориентированный подход

Технологии:

Традиционное обучение

Игровое обучение

Эвристическое обучение

Методы:

Словесный

Игровой

Наглядный

Авансирование личности

Формы работы:

Подгрупповые

Индивидуальные

 

Ожидаемые результаты.

                            По окончании обучения дети должны:

– иметь представления о различных видах бумаги в целом;

-  иметь представление о технике безопасности и организации рабочего места;

-  ознакомится с материалами различных видов, включая природный материал, цветовой гаммой;

-  развить мелкую моторику рук;

-  ознакомится с основными приёмами художественной обработки бумаги;

-ознакомится с основными приемами работы в технике «обратная» аппликация;

–  уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

– уметь работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

уметь проводить анализ и самоанализ коллективных, индивидуальных, личных работ.

Формы и методы подведения итогов:

Выставки декоративно-прикладного творчества.

Творческие способности дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Тема

Теория

Практика

Всего

1.     Вводное занятие. Правила ТБ. Инструменты и материалы.

1

-

2     Виды бумаги.

1

-

3.     Аппликация из природных материалов

1

1

1

4.      Аппликация из бумаги и картона

14

14

14

5.    Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная).Бумага, картон, фольга, салфетки и др.

10

10

10

6.   Аппликация из ваты

3

3

3

7.     «Обрывная» аппликация

5

5

5

8.    Объёмная  аппликация.

3

3

3

9.     Аппликация из бросового материала

2

2

2

10.   Аппликация на ткани

1

1

       1

Всего

41

39

Содержание курса обучения.

  1. Вводное занятие. Правила ТБ.

Теория: правила техники безопасности. Знакомство. Цель и задачи объединения. Ознакомление с инструментами для работы и материалами.

 

  1. Виды бумаги.

Теория. Демонстрация различных видов бумаги, картона и наборов для творчества и др.

3.  Аппликация из природных материалов.

 Теория. Ознакомление с техникой. Изучение рисунков и образцов. Выбор схемы работы.

Практика. Подбор природных материалов. Изготовление аппликаций с использование различных видов материалов. Оформление композиций.

4.   Аппликация из бумаги и картона.

Теория. Организация рабочего места. Подбор материалов. Работа с шаблонами.

Практическая работа. Изготовление аппликаций с помощью шаблона. Изготовление аппликаций с бумагой разной плотности, цвета и фактуры. Оформление композиций.

5.  Многоцветная аппликация.

 Теория. Знакомство с техникой. Подбор материалов. Выбор рисунка.

Практическая работа. Используя бумагу, картон или фольгу, создаем многоцветную аппликацию. Вырезаем и оформляем различные композиции.

6. Аппликация из ваты.

Теория.  Познакомить с материалом – вата. Подготовка шаблона.

Практическая работа. Изготовление шаблонов. Вырезание. Оформление готовой работы.

  1. «Обрывная» аппликация.

Теория. Ознакомление с трафаретами. Подготовка самостоятельного трафарета на основе предложенного.

Практическая работа. Вырезание деталей. Способы соединения трафаретов (клей, степлер, шитье.)

  1.  Объемная аппликация.

Теория. Ознакомление с понятием объемная и полуобъемная аппликация. Выбор рисунка.

Практическая работа. Заготовка деталей.

  1. Аппликация из бросового материала.

Теория: Познакомить с аппликацией из бросового материала: скотч, палочки от мороженного,  нитки и т.д.

      Практика: Показать технологию изображения, стимулируя самостоятельность и    творчество.

  1.  Аппликация из ткани.

Теория: Формировать умение составлять композицию из ткани.

       Практика: Правильно располагать изображение, наклеивать его.

   

Методическое обеспечение дополнительной программы

31-я международная конференция

Школьная информатика и проблемы устойчивого развития

Темы/разделы

Форма занятий

Техническое оснащение

(дидактические материалы)

Форма подведения

итогов

1

Вводное занятие

Беседа

Инструкция по ТБ.

Наглядные пособия.

Инструменты и материалы.

Опрос

2

Различные способы

вырезания.

Объяснение.

Практическая

работа

Бумага, картон, фольга, ножницы, клей, линейки и угольники. Схемы, рисунки.

Выполнение образца. Выполнение готового изделия

3

Аппликация из

природного

материала

Объяснение. Просмотр презентации

Практическая

работа

Рисунок. Природный материал, бумага, картон, ножницы, клей. Компьютер, мультимедийный проектор

Выполнение изделия по выбору (цветы, бабочки и др.)

4

Аппликация различных видов из

 бумаги

Объяснение. Изучение готовых работ.

Мастер-класс.

Практическая

работа

Схемы и рисунки. Бумага, картон, клей, ножницы, линейки. Готовые работы для ознакомления.

Выполнение образца. Выполнение готового изделия.

5

Выставка

Практическая

работа

Готовые изделия и композиции

Оформление выставки.

6

Итоговое занятие

Беседа.

Награждение лучших работ.

Во время  обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.

Обучение знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.

Результатом обучения  является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов при такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.

Перспективный план

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

1.«Цветочки»

Научить делать цветок из салфетки, учить

составлять сюжетную композицию; развивать мелкую моторику рук; воспитывать терпение и усидчивость.

2.«Русская матрёшка»

На примере истории создания матрёшки продолжить знакомство с традиционными народными промыслами России

- продолжить формирование навыков самостоятельной работы с бумагой и картоном в технике “аппликация”

- развивать творческий потенциал детей.

3.«Астры»

Обучение композиционному размещению на листе бумаги. Закрепление навыков работы с разнофактурной бумагой.

4.«Осенний натюрморт»

Лепить из бумаги овальных, вытянутых и круглых форм. Передавать особенности формы фруктов. Учить поиску цветовых решений, композиционному решению на листе бумаги.

5. «Грибы на лесной поляне»

Продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую композицию, располагать предметы на широкой полосе земли и «ближе», и «дальше»; закреплять умения вырезать грибы из готовых исходных форм, используя всю их поверхность, при изображении одинаковых предметов использовать прием парного вырезывания.

Октябрь

Ноябрь

1. «Дружные котятки»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, овал), о цвете.

Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур.

Продолжать учить детей использовать нетрадиционный вид аппликации – торцевание.

2. «Во поле берёза стояла»

Продолжать учить детей вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной вдвое. Развивать зрительно-двигательные координации. Воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности. Уточнить знания детей о березе, о строении дерева и названии его частей. Прививать любовь к природе.

3. «Жил был ёжик»

Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом.

4. «Совушка – сова»

Расширить представления детей о лесной птице-сове, об особенностях внешнего облика, образе жизни по средством, использования имеющихся умений и навыков работы с ножницами для создания креативной композиции.

1.«Пушистые комочки»

Учить детей делать аппликацию из шерстяных ниток; обогатить аппликативную технику; развивать мелкую моторику, глазомер, чувство формы и композиции.

самостоятельности при подборе цветов салфеток, добавлять свои детали к уже имеющейся розе (сердечко, имя мамы и т. д.).

2. «Красивый платок»

Продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлово - посадские платки). Учить составлять декоративную аппликацию на основе народного искусства. Закреплять знания детей об элементах и правилах расположения узора на платках. Упражнять детей в аппликации из ткани на ткань. Учить выполнять работу коллективно.

3. «Роза для мамы»

Заинтересовать детей выполнением оригинальной аппликации в подарок маме. Побуждать проявлять больше самостоятельности.

4. Ветка рябины»

Вызвать у детей радостное настроение от наступившей осени – как самого красивого времени года.

Побуждать аккуратности при работе с ножницами.

Декабрь

Январь

Февраль

1. «Снегири»

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

 Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

 Учить вырезать части птиц и объединять их, соотнося по величине, окраске, для создания яркого образа.

2. « Новогоднее карнавальное платье»

Продолжать учить детей создавать аппликацию из оторванных уголков салфеток, аккуратно наклеивать их на вырезанные заготовки платьев, чередуя полоски из салфеток разного цвета.

3. «Забавный снеговик»

Формировать навыки работы с шаблонами (учиться обводить трафарет) ; расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание; развивать мелкую моторику; развивать чувство формы и композиции.

4. «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла»

Учить передавать строение дерева выразительными средствами бумажной пластики, формировать треугольную форму из бумаги. Закреплять приемы лепки из бумаги простых форм.

5. «Новогодняя открытка»

Изготовление праздничной открытки с использованием выразительных средств бумажной пластики,- аппликации.

Продемонстрировать детям выразительные возможности композиционного решения.

1.«Зимний вечер»

Закреплять навыки симметричного вырезания (фигурки людей, домики), использовать прием обрывания (деревья, снеговик); учить создавать коллективную работу; развивать творчество детей.

2. «Снег идёт»

Продолжать знакомить детей с новым видом бумажной пластики – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на фон).

3. «Вот зима кругом бело»

Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины. Формировать интерес и положительное отношение к бумажной пластике.

4. «Зима»

Закрепить: прием “обрывания” (снежные хлопья), наклеивать их на поверхность листа; уточнить представление детей о многоцветии снега; побуждать использовать бумагу разных оттенков для изображения снежных хлопьев.

1. «Валентинка»

Учить создавать полуобъемные изображения средствами бумажной пластики — лепки из бумаги, формированию ровных округлых комочков из бумаги, наклеиванию с помощью клея-карандаша. Учить чувствовать специфику материала.

2. «Весёлый поезд»

Закрепить умение вырезывать и

 наклеивать изображения знакомых предметов, соразмерять изображения с

 величиной вагончика, красиво располагать их. Воспитывать вкус в подборе

 хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения.

3. «Танк»

Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание; стимулировать речевую активность детей. Воспитывать чувство гордости за свою армию;  вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

4. «Транспорт»

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.  Закреплять умение вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закругленные углы) вырезывать и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметов одинаковой формы из бумаги сложенной гармошкой.

Март

Апрель

1.«Мимоза»

Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать полуобъемную композицию. Продолжать осваивать навыки изготовления цветов из бумаги.

2. «Букет сирени для мамы»

Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией.  Показать способ вырезывания листа из гофрированной бумаги сложенной пополам.  Научить изготавливать цветы из гофрированной бумаги.

3. «Подарок к празднику весны»

Формировать умение детей составлять композицию, выбирая по своему желанию ткань, правильно располагать изображения на картоне и наклеивать их.

4. «Цветок для мамы»

Научить делать цветок из салфетки, учить составлять сюжетную композицию; развивать мелкую моторику рук; воспитывать терпение и усидчивость.

5. «Нарциссы – весенние цветы»

Воспитывать у детей любовь к природе, развивать интерес к познанию природы;

упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги сложенной вчетверо;

 развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов;

1.»Цыплята на лугу»

Познакомить детей со смешанной техникой: аппликация из манной крупы, аппликация из бросового материала, живопись. Формировать умение пользоваться различными изобразительными материалами, соблюдая определенные технологии.

2. «Пасхальная открытка»

Познакомить детей с новой техникой выполнения аппликации — создание изображения с помощью ткани, наклеенной на бумаге; закрепить умение вырезать части круглой и овальной формы; закрепить умение аккуратно наклеивать детали аппликации, создавать из отдельных элементов гармоничную композицию.

3. «Весеннее дерево»

Продолжение обучения детей работе с бумагой, выполнения аппликации различными способами (посыпка, мятой бумагой, вырезная аппликация);  обучение работе с клеем.

4.  «Цветущая ветка каштана»

Учить детей создавать композицию в технике бумажной пластики, составлять соцветие, стараясь передать особенности внешнего вида растения.

Май

1. «Вечный огонь»

Закрепить приемы аппликации в технике торцевания на пластилине, закрепить знания по технике безопасности с ножницами, закрепить умения детей выполнять коллективную аппликацию по заданной теме.

2. «Гусеница»

Учить делить салфетку на 4 части.

Продолжать учить скатывать шаровидные комочки одинаковые и разные по величине. Составить изображения из частей.

3. «Ромашки на лужайке»

Учить делить салфетку на примерно равные части разрыванием.

Развивать умение формировать несложные формы из бумаги — скатывать небольшие шарики и жгуты; располагать работу по всей плоскости листа.

4. «Улитки в траве»

Учить мастерить объемные аппликации из бумажных спиралей. Совершенствовать технику работы с ножницами; развивать воображение, память, творческие способности, глазомер.

Диагностика уровня развития  художественно-творческих способностей.

Критерии

(индикаторы)

Высокий уровень

 (3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балл)

Творческая активность.

Повышенный интерес,  творческая активность.

Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога

Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

Новизна, оригинальность.

Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и результата детского творчества. «индивидуальный» подчерк детской продукции.

Ребёнок правильно выполняет задание, внесение новых замыслов случайно, с подсказками педагога.

Нет новизны и оригинальности в работе, выполняет задание по образцу, с ошибками.

Сенсорные способности

(чувство цвета, формы).

Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения.

Есть незначительные искажения. Отступления от окраски.

Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность.

Композиция.

По всей плоскости листа, соблюдается пропорциональность между предметами.

На полосе листа с незначительными элементами.

Не продуманно, носит случайный характер.

Общая ручная умелость.

Хорошо развита моторика рук, аккуратность.  

Ручная умелость развита.

Слабо развита моторика рук.

Самостояте-льность.

Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца.

Требуется незначительная

помощь.

Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция.

Диагностическая карта развития детей в процессе освоения нетрадиционной художественной техники аппликации

Ф.И.ребенка

Творческая

активность

Новизна,

оригинальность

Сенсорные

способности

(чувство цвета, формы)

Композиция

Общая

Ручная

умелость

Самостоятель-ность

Баллы

Критерии оценки знаний, умений и навыков воспитанников.

Вопросы среднего уровня сложности:

Что такое  аппликация?

Сформировался ли интерес к искусству аппликация?

Умеет вырезать круглые и овальные формы?

Умеет вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой?

Умеет вырезать симметричные формы из бумаги ,сложенной пополам?

Умеет создавать предметные и сюжетные композиции?

Умеет составлять аппликацию из природного материала?

Создает объемные  предметы?

Знакомы ли с простейшими способами складывания из бумаги (оригами) и конструирование?

Составляет и наклеивает изображения ,состоящие из нескольких частей?

Вопросы повышенного уровня сложности?

Преобразует одни геометрические фигуры в другие (квадрат в два – в 2-4 треугольника или маленьких прямоугольников)?

Умеет ли составлять  и изготавливать фрески , коллажи?

Составляет простейшие икебаны?

Дидактические материалы:

–игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена»; игра «Найди ошибку», «Ты придумай сам» и др.;

–развивающие игры: «Танграмм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Разминаем пальчики»;

–ребусы, загадки, шарады.

Приложение:

Литература для воспитателя:

        Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.

                Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.

        Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

        Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. СПб.: ООО «Издательство « Детство-Пресс», 2010.

        Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

Интернет-ресурсы.

Ллимос А. Чудесные поделки. – Харьков.: Клуб Семейного Чтения, 2006.

Петрова  О. Фигурки из природных материалов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011