Опыт работы педагога-психолога ГБОУ «Школа №37» (дошкольное отделение №2) Бондаренко Светланы Борисовны
статья по аппликации, лепке (младшая группа) на тему

Светлана Борисовна Бондаренко

В своей работе с детьми раннего возраста я использую два направления: первое – теоретическое (ознакомление с окружающим миром, развитие речи и слухового внимания) с помощью инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов, сказок, рассказов, прочитанных стихов (например, А. Барто «Мячик», «Паравоз»; русская сказка «Колобок», «Курочка ряба», «Репка»; рассказ Е.Чарушина «Курочка» и т.д.). Второе направление – практическое, где дети знакомиться с продуктивными видами деятельности (изготовление коллажа), здесь обязательно берется главный герой выбранного сюжета (сказки, рассказа, стиха) или предмет, на который делается акцент (например, «Репка», «Колобок», «Яблочки», «Петушок золотой гребешок», «Веселые вагончики», «Цыпленок», «Курочка и т.д.). Взрослый вместе с детьми выполняет работу по изготовление коллажной картины, и это является результатом проведенного занятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Опыт работы педагога-психолога ГБОУ «Школа №37»                 (дошкольное отделение №2)                                                                                            Бондаренко Светланы Борисовны                                                                              в группе кратковременного пребывания (ГКП) »Адаптация»                                                        «Создание условий в  подготовки детей раннего возраста к продуктивным видам деятельности, изготовление коллажной картины».

В раннем возрасте нервные процессы детей еще очень неустойчивые, целенаправленность деятельности,  произвольность внимания недостаточные, дети нуждаются в постоянном переключении с одной деятельности на другую, все психические процессы находятся в стадии формирования и развития, безусловно, все это вызывает большие трудности в работе педагога с маленькими детьми.

Первые месяцы пребывания в группе малыши проходят адаптацию к новой абсолютно неизведанной среде, этот момент очень важный в жизни маленького ребенка, ведь ему надо оторваться от мамы, а для этого требуется время.

В этот момент очень важна роль педагога в работе с детьми раннего возраста. Проводя с детьми игровую деятельность, педагог вызывает у них интерес и любознательность, чем ярче и эмоциональней занятие, тем быстрее у детей появляется желание участвовать в совместной игре.

Постепенно педагоги готовят малышей к самостоятельности, где они в свою очередь подходят к периоду дошкольного детства, учатся быть независимыми, настойчивыми и целеустремленными.

Ежедневная систематическая и правильная организация педагогического процесса заставляет малышей становиться организованными и дисциплинированными. Спустя некоторое время дети уже понимают, что заходя в спортивный зал, надо слушать воспитателя по ФИЗО, находясь на музыкальном занятии, слушать учителя музыки, находясь в группе, слушать своего воспитателя и выполнять данное им задание.

На занятиях с детьми раннего возраста педагогу необходимо в первую очередь учитывать возрастные и психологические особенности детей раннего возраста. Оценить возможности ребенка, может ли он действовать самостоятельно или ему необходима помощь взрослого, как долго ребенок способен удерживать внимание на предложенной задаче, может ли выполнить ряд последовательных действий, подражать действиям педагога и его словесным инструкциям. А также обратить внимание на ловкость пальчиков ребенка. Завышенные требования или недооценка возможностей может повлиять на интерес к предложенной игре-занятию.

Создавая на занятии психологическую комфортную среду, педагог вызывает у ребенка эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать и ребенок проявляет готовность действовать. Главная задача взрослого — поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. А для этого педагогу надо подбирать тему занятия, которое будет, отличается яркостью, образностью, зрелищностью, эмоциональной насыщенностью.

Предметная деятельность является ведущей деятельностью детей раннего возраста и заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов, и только с помощью взрослого он усваивает назначение и способ употребления вещей. Взрослый играет роль наставника, помощника. Общение ребенка со взрослым протекает на фоне практических действий с предметами, поэтому ребенок раннего возраста открывает для себя величину, форму и цвет, а также пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и т.д. Именно в продуктивной деятельности как нельзя лучше это можно отобразить.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала в совместной с ним деятельности. Первые совместные со взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в работе. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в замысливании изображения, это происходит позже (к 4-ем годам), когда дети уже способны составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов.

Задачи, решаемые в раннем возрасте, элементарны. Вопервых - научить ребенка действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать), помочь ребенку увидеть в бумаге материал, который поддается преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по разному шуршит. Во вторых - развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять. В третьих - развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

В своей работе с детьми раннего возраста я использую два направления: первое – теоретическое (ознакомление с окружающим миром, развитие речи и слухового внимания) с помощью инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов, сказок, рассказов, прочитанных стихов (например, А. Барто «Мячик», «Паравоз»; русская сказка «Колобок», «Курочка ряба», «Репка»; рассказ Е.Чарушина «Курочка» и т.д.). Второе направление – практическое, где дети знакомиться с продуктивными видами деятельности (изготовление коллажа), здесь обязательно берется главный герой выбранного сюжета (сказки, рассказа, стиха) или предмет, на который делается акцент (например, «Репка», «Колобок», «Яблочки», «Петушок золотой гребешок», «Веселые вагончики», «Цыпленок», «Курочка и т.д.). Взрослый вместе с детьми выполняет работу по изготовление коллажной картины, и это является результатом проведенного занятия.

В работе используется изобразительная техника «Коллаж» (от фр. collage – наклеивание) – прием в изобразительном искусстве, связанный с наклеиванием на основы материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

Различные материалы, используемые при создании коллажа, позволяют ребенку накапливать чувственный опыт, познакомиться с их свойствами (вата, салфетка, цветная бумага, ткань, нитки, сушеные лепестки, листики, макаронные изделия, крупы).

Действия с различным материалом и предметами способствует развитию мышления, внимания и памяти, ручной моторики. В процессе создания картины малышу приходится сосредотачивать свое внимание, на определенных задачах, диктуемых замыслом. При выполнении доступной задачи ребенок добивается определенного результата.

В самых простых и незатейливых картинах ребенок учиться располагать элементы в произвольном порядке по всей поверхности листа. Взрослый направляет ребенка и показывает, как правильно что-либо делать (листочки расположить на кроне дерева вверху, а травку у корней дерева внизу; солнышко светит высоко в небе (верхней части картины), жучок ползет по дорожке (в нижней части). Малыш учится располагать объекты в соответствии с сюжетным замыслом (Колобок катиться по дорожке).

В раннем возрасте продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности ребенка, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.

Продуктивная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. ребенка раннего возраста привлекает все яркое, звучащее, движущее. В этом влечении сочетаются познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

Надо помнить, что в продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Конечной целью для ребенка является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

И в заключении хочется сказать, что правильная организация педагогического процесса в группах кратковременного пребывания, создание оптимальных условий для продуктивных видов деятельности детей раннего возраста благоприятно сказываются на их дальнейшем развитии в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

Проект "Наша Армия сильна" ГБОУ Школа №2048 Дошкольное отделение СП№1

Придет время, и именно сегодняшний дошкольник будет ответственен за будущее страны. Важно обратить внимание на воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения....

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим "В гости к Петушку" первая младшая группа провела воспитатель группы № 7 ГБОУ Школа №443 дошкольное отделение Сапожникова Наталья Анатольевна

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим "В гости к Петушку" в первой младшей группе провела воспитатель Сапожникова Н.А. Это итоговое занятие по проэкту "Развитие мелкой моторики детей 2-3лет".В...

План работы по проведению тематических мероприятий, приуроченных к "70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" в 2014-2015 учебном году в ГБОУ Школа № 809 дошкольное отделение.

Планирование работы в дошкольном отделении по подготовке и проведению тематических мероприятий в честь Победы в В.О.В. в 1941-1945 году....

План работы по самообразованию учителя-логопеда Володькиной Евгении Викторовны ГБОУ школа №842 дошкольное отделение Корпус 137 на 2016-2019 учебные годы.

Цель: сформировать потребность тесного сотрудничества у  родителей с учителем-логопедом для  преодоления речевых расстройств у детей....