ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»
статья (младшая группа) на тему

Светлана Борисовна Бондаренко

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких отношений. Дать возможность реализовать ребенку потребность в эмоциональном контакте со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_pedagoga.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696

БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ

Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких отношений. Дать возможность реализовать ребенку потребность в эмоциональном контакте со взрослыми.

Свою статью мне хотелось бы начать с теории Джона Боулби. Так как именно его взгляд на привязанность ребенка к его матери заставляет взглянуть на проблему адаптации ребенка к ДОУ совершенно другими глазами. Многие сидящие здесь коллеги, работающие с детьми раннего возраста, наверняка со мной согласятся, что проблемы адаптации существуют и работать с ними достаточно сложно. Как бы ни прописывали в рекомендациях нам работу по адаптации с детьми раннего возраста с точки зрения теории, к сожалению, на практике получается совсем иное. И очень часто, эти проблемы касаются именно вопроса детско-родительской привязанности.

Джон Боулби рассматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности. Ребенок активен в поиске близости со значимой фигурой взрослого, поскольку лишь установление необходимой близости с ним и удовлетворение потребности в безопасности открывает возможности для познавательной активности в исследовании новой ситуации. Боулби считал, что тип привязанности влияет на познавательное развитие ребенка. Потребность ребенка в безопасности и готовности к познаванию мира существует прямая зависимость. Действительно, все отношение ребенка с миром в раннем детстве опосредованы общением и сотрудничеством со значимым взрослым и такое сотрудничество обуславливает тип привязанности, что в свою очередь определяет открытость ребенка всему миру. Если же привязанность окажется несформированной, то это может повлечь за собой серьезные нарушения психического развития ребенка.

Дж. Боулби описывал три фазы, приводящие к разрушению привязанности. При разлуке с близким человеком у ребенка появляется фаза протеста – плачь, протест, непонимание ситуации. Сопротивление разлуке наиболее ярко выражено. Вторая фаза отчаяния – снижение активности, переход в апатию, отсутствие интереса к окружающему. Третья фаза отрыва – при этой фазе исчезает эмоциональный интерес к матери и возникает равнодушие к ней. Именно в этой фазе и происходит, по мнению исследователя, необратимое повреждение привязанности.

В процессе работы с ребенком раннего возраста в группе кратковременного пребывания можно очень часто наблюдать все выше перечисленные фазы.

Ранний возраст является самым сенситивным периодом жизни ребенка, когда возникают начальные формы «высших чувств», а именно социальных эмоций. К ним относятся: моральные чувства, познавательные интересы, эстетические чувства, начальные формы эмпатии сочувствия и соперживания, понимание чувств другого. И все это связано с механизмами эмоционального заражения и проявляются в первую очередь в отношении близких взрослых.

С первых дней пребывания в ГКП ребенок входит в незнакомую среду, где присутствуют чужие взрослые, а так же дети, которые находятся в состоянии тревоги. Вопрос, как вновь пришедший малыш сразу сможет адаптироваться к этой ситуации?! Да, может быть ему вначале покажется обстановка интересной, незнакомые игрушки, улыбающаяся тетя и т.д. Хорошо если еще и мама этого малыша задержалась на какой-то момент в группе.  Но ситуация часто бывает иной, мама старается как можно быстрей оставить ребенка, думая, что так ему будет лучше, так он сможет быстрей адаптироваться.

Сейчас, к большому сожалению, достаточно сложно становиться работать с родителями в условиях ДОУ, наблюдается такая тенденция, когда родители диктуют свои условия и стараются навязать педагогам свои требования и дабы избежать конфликта педагоги вынуждены с этим соглашаться. И так же редко прислушиваются к рекомендациям специалистов, ссылаясь на то, что есть интернет, если надо будет, сами почитаем.

Самое интересное, что просьбы со стороны родителей начинаются тогда, когда ребенок цепляется в маму и ни при каких условиях и уговорах не может от нее отойти. И таких случаев очень много. Как раз именно в этом случае мама обращается за помощью к психологу и  просит помочь «оторвать» от нее ребенка, выкрикивая: «Ну, вы же специалисты, вы же знаете, как это сделать, работайте!», разворачиваясь на каблучках, мама исчезает за дверями группы, даже не задумываясь какую психологическую травму, испытывает сейчас ее малыш.

Другая ситуация, когда малыш приходит радостный, довольный, ему все нравится, он улыбается незнакомой тете (педагогу), наблюдает за деятельностью детей и все вроде бы хорошо, мама малыша довольна. Но проходит 2-3 дня, и картина резко меняется, ребенок уже не улыбается, его перестают интересовать игрушки и тем более дети, к малознакомой тете (педагогу) наотрез отказывается подходить, с плачем, он бежит за мамой. Мама, жалея свое чадо, бросается к нему в объятья и чуть ли не со слезами берет его на руки, говорит, что больше его никогда не оставит. После этого идет к заведующей и умоляет ее разрешить ей находиться рядом со своим малышом. Компромисс найден, все довольны.

И таких интересных случаев из практики можно рассказывать много и долго. Спросим себя, как все-таки психологу ГКП построить свою работу так, чтобы это действительно было эффективно, без детских слез, без недовольных взглядов родителей, без нареканий со стороны администрации?

 Как мне кажется, первостепенная задача психолога в работе с данной проблемой заключается именно в том, чтобы с самых первых дней пребывания ребенка постараться обеспечить ему позитивно-эмоциональное общение, которое способствует формированию начала базального доверия к окружающему миру.

Безусловно, игрушки побуждают ребенка к ориентировано-исследовательским действиям, сенсорной активности, но пока педагог, работающий с ребенком раннего возраста, не станет для него ЗНАЧИМОЙ ФИГУРОЙ, не начнется тесного взаимодействия.

Педагогу необходимо создать такую форму работы с детьми, чтобы эмоционально их увлечь за собой. Занятие должно отличаться яркостью, образностью, зрелищностью, эмоциональной насыщенностью.

Нужно учитывать, что маленьким детям требуется постоянная смена деятельности, они нуждаются в постоянной потребности получать интересные впечатления.

В раннем возрасте дети очень подвержены настроению, как положительному, так и отрицательному эмоциональному фону.

Помимо привязанности, еще существует множество факторов влияющих на состояние детей (обстановка в семье, режимные моменты, погодные явления и т.д.).

Задача педагога быть всегда готовым принять малыша в любом состоянии и создать психологический комфорт.

Это не простая задача, но именно психолог в состоянии справиться с ней, так как это является одной из приоритетных задач группы раннего возраста.

В процессе адаптации к группе дошкольного учреждения ребенок проходит разные стадии привязанности к людям, которые его окружают. И вполне естественно, что на первой стадии ребенок, оказавшись без родителей, боится их потерять и будет всячески этому сопротивляться.

Ребенок, имевший опыт построения нормальных отношений со своими родителями, где привязанность успела позитивным образом сформироваться, быстрее и легче сможет привязаться к другим взрослым.

И наоборот, если ребенку в семье не проявляют постоянного внимания со стороны близких родных (подменяют другими людьми, например: няней, бабушкой и т.д.) и привязанность должным образом не сформировалась, то ребенок будет испытывать значительно больше сложностей при построении отношений с другими людьми.

Мы прекрасно понимаем, что дети все разные одному ребенку и недели хватит адаптироваться, а другому и полгода будет мало. Тем более мы должны учитывать индивидуальные особенности и проблемы психического и психологического  состояния малыша.

Существуют основные моменты поведения, которые помогают формированию положительных взаимоотношений между взрослым и ребенком:         

- всегда говорить с ребенком спокойно, с нежными интонациями;

- использовать в своей речи ласкательные формы, обороты как можно чаще;

- петь песенки с детьми и для детей;

- при взаимодействии с ребенком всегда смотреть ребенку в глаза, а если он отворачивается, попробовать придержать так, чтобы взгляд был направлен на вас;

- стремиться, чтобы дети получали разные интересные впечатления;

- ценить минуты, когда вы все вместе можете прожить радость от чего-то увиденного или услышанного;

- не принуждать детей к участию, в каких бы то ни было занятиях;

- всегда удовлетворять нужды ребенка, а если это невозможно, спокойно объяснить, почему;

- поощрять стремление и попытки детей что-то сделать, не оценивая результата их усилий;

- находить с детьми индивидуальный личный контакт и стиль общения. Каждый ребенок должен чувствовать, что вы выделяете его из общей массы;

- всегда подходить к ребенку, когда он плачет, выяснять причину.

С 2012 года на базе нашего сада (ГБОУ д/с №2696) функционирует группа кратковременного пребывания (ГКП). Много возникло трудностей в момент открытия группы: маленькое помещение, нехватка квалифицированных педагогов, сама организация воспитательно-образовательного процесса и т.д. Сначала открытия адаптационная группа функционировала одна, представьте себе 15 маленьких детей в возрасте от года до 3-х лет и практически все плачут. Одни родители хотят присутствовать со своим ребенком, другие как можно скорей убегают.

Не смотря на детско-родительский договор, в котором прописано время адаптации с родителями 2 недели, педагоги решили пойти на маленький эксперимент. Попробовали разделить группу на  2 подгруппы – одна из них стала «неадаптивная», где дети плакали и не отпускали от себя мам (допускалось присутствие родителей на неограниченный срок), а другая группа «адаптивная», где находились дети, которые могли спокойно отпустить родителей.

Первые 2 недели занятия в «неадаптивной» группе педагоги проводили вместе с мамами (нянями), пока дети не адаптировались к группе и не привыкли к педагогам. Затем, мамы (няни) оставляли детей в группе и выходили за ее пределы.

Мы открыли еще одно маленькое помещение, где мамы могли находиться без детей, но и чтобы дети чувствовали, что в любой момент могут увидеть близких.

В качестве рекомендации психолог посоветовал мамам детей приводить в группу отцам. Такой вариант тоже помог снизить у детей тревожность.

Уже через неделю у детей появлялось доверие к незнакомым взрослым, они привязывались к педагогам, увлекались интересной деятельностью вместе со всеми участниками образовательного процесса и постепенно начали отходить от родителей.

Дети «неадаптивной» группы, которые постепенно адаптировались, переходили в «адаптивную» группу. Таким образом, мы смогли наладить адаптацию детей их психологическое самочувствие и систему работы ГКП.

И в заключении хочется сказать, что только постепенное вхождение ребенка в группу кратковременного пребывания может повлиять на благоприятный исход адаптации. На первых этапах работы для детей с несформировавшейся привязанностью необходимо обязательное присутствие родителей (законных представителей). В противном случае ненадежная привязанность в последствие может привести ребенка к нарушениям развития Я, низкой самооценке и самопринятию, высокой эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой тревожности, депрессии, нарушениям поведения.

 В своей работе мы используем командный подход всех участников педагогического процесса. В этом большую часть отводится работе психолога, именно ему необходимо объяснять родителям всю важность процесса адаптации.

Наши педагоги  много времени уделяют консультативным беседам с  родителями, вовлекают родителей в совместную деятельность, обучают родителей педагогическим приемам в работе с детьми, игровой и познавательной деятельности, а так же проводят совместные досуговые мероприятия.

Благодаря такой слаженной работе мы преодолели многие трудности в работе с детьми и их родителями (законными представителями). Смогли создать благополучную, комфортную психологически-эмоциональную среду.

Практически все дети ГКП в последствие перешли в группы постоянного контингента и успешно продолжили свой образовательный маршрут.

Нельзя сказать, что посещение группы кратковременного пребывания решает все проблемы адаптации ребёнка к детскому саду, но эта форма работы положительно оценена нашим коллективом и родителями. Хочется отметить, что данная работа приучает родителей к участию в жизни ДОУ и сегодня те, кто прошёл через группу кратковременного пребывания - наиболее активные наши партнёры.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей группы кратковременного пребывания»

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Матем...

Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"

Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста....

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

Опыт работы педагога-психолога ГБОУ «Школа №37» (дошкольное отделение №2) Бондаренко Светланы Борисовны

В своей работе с детьми раннего возраста я использую два направления: первое – теоретическое (ознакомление с окружающим миром, развитие речи и слухового внимания) с помощью инсценировки и показов инте...

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания»

Консультация для родителей по теме:«Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания».Создание групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях призвано...

Статья на тему: "Влияние детско-родительских отношений в период адаптации детей младшего дошкольного возраста".

Дошкольное образовательное учреждение – это самая  важная ступень в развитии каждого ребёнка. Дошкольники, посещающие образовательное учреждение, они не просто проводят своё время, для обще...