Опыт работы педагога-психолога на тему "Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком"
статья по теме
Представленный опыт работы поможет начинающим психологам определиться с методами работы в развитии эмоционально-личностной сферы ретей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt_raboty.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы на тему:
«Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка через игры-релаксации и игры с песком»
Педагога-психолога
МАДОУ детского сада №27
Басыня О.В.
1.Введение
Известно, что гармония личности возможна только при условии нормального, равновесного становления двух основных сфер психики - интеллектуальной и эмоциональной, или, как говорил Л.С. Выготский, при условии «единства интеллекта и аффекта». Известно также, что в дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Под ее определяющим влиянием происходит формирование у детей высших психологических функций, поведения, личности в целом.
Проблема развития эмоционально-личностной сферы актуальна на современном этапе развития общества. Родители, приходя ко мне как к психологу на консультацию, часто жалуются: «малыш капризничает, может ударить или сломать игрушку», «устраивает нам истерики». Воспитатели обращают внимание на то, что дошкольники во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками проявляют вспыльчивость, вербальную и физическую агрессию, не сопереживают друг другу и проблемно адаптируются к новым условиям.
Детям с подобными трудностями необходима квалифицированная психологическая помощь. Ведь недостаточное развитие эмоционально-личностной сферы в дошкольном возрасте может стать причиной таких трудностей, как агрессивность, тревожность, вспыльчивость, эмоциональная холодность, в дальнейшей жизни.
Одним из эффективных методов развития эмоционально-личностной сферы являются игры-релаксации. Занятия с элементами релаксации помогают детям освоить умение владеть своими эмоциями и достигать состояние покоя и расслабленности.
Мои наблюдения показывают, что игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития ребенка. Песок снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.
Возникает необходимость в проведении таких форм занятий, которые объединяли бы оба эти метода. Игры-релаксации и игры с песком я включаю также и в занятия на развития познавательных процессов в качестве физкультминуток и для создания благоприятного психологического фона на занятиях, а также при сопровождении процесса адаптации к детскому саду.
2. Цель опыта и задачи
Цель опыта: развивать эмоционально-личностную сферу детей через игры-релаксации и игры с песком
Задачи опыта:
- развивать эмоциональную отзывчивость детей по отношению к окружающим взрослым и сверстников
- обогатить представление детей об эмоциональном мире человека и научиться овладевать собственными эмоциями
- способствовать снятию стресса и нервно-психического напряжения в период адаптации
- изучить эффективность использования игр с песком и игр-релаксаций на социально-личностную сферу ребенка
3. Содержание опыта
На моих занятиях главное, чтобы детям было интересно, они чувствовали себя комфортно, были увлечены деятельностью, поэтому игры с песком привлекли мое внимание. Практическое отсутствие возрастных ограничений для игр с песком позволяет использовать их как в работе с детьми раннего возраста на этапе адаптации, так и использовать с детьми более старшего возраста для диагностики и работы с тревожностью, агрессивностью, страхами.
Овладение умению расслабиться не всегда просто для детей дошкольного возраста. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и имеет огромное значение для развития всех психических процессов и личности ребенка, то и релаксацию я проводила в форме игровых упражнений. Такая форма работы наиболее доступна и привлекательна для детей старшего дошкольного возраста.
На начало 2010-2011 учебного года была проведена диагностика по изучению эмоционально-личностной сферы детей, которая выявила:
Уровень адаптации показывает возможности ребенка к приспособлению изменяющихся условий в данном случае к детскому саду. Высокий уровень (38% детей) и нормативный уровень (41% детей) свидетельствуют об успешной адаптации, низкий уровень (21% детей) говорит о тяжелой адаптации. Тяжелая степень адаптации может проявляться как физически (нарушение сна, плохой аппетит, увеличение заболеваемости), так и в эмоционально-личностной сфере ребенка (плохое настроение, капризность, агрессивность, тревожность).
Эмоциональное благополучие одна из важнейших составляющих жизни ребенка. Высокий уровень (46% детей) и нормативный уровень (32% детей) эмоционального благополучия проявляется в состоянии комфорта и спокойствия для ребенка, общем положительном эмоциональном фоне. Уровень эмоционального благополучия снижен (22% детей) и у ребенка появляется затяжное плохое настроение, он испытывает состояние дискомфорта и тревожности.
Социометрический статус рассказывает о месте, занимаемом ребенком в группе. Высоким социометрическим статусом (35% детей) обладают лидеры, так называемые «звезды», и активно принимаемые в группе «популярные» дети. Нормативный статус (35% детей) у принятых в группе детей, имеющих достаточный круг общения. Низкий социометрический статус (14% детей) бывает у детей, которых не принимают в группе, часто они испытывают трудности в общении с другими детьми.
Коммуникация отражает способность к общению, как вербальному (с помощью речи), так и невербальному (без речи, посредством мимики, пантомимики и т.д.). Высокий (29% детей) и нормативный уровень (53% детей) развития коммуникативной сферы предполагает умение находить общий язык со взрослыми и сверстниками. У детей с низким уровнем (18% детей) возможны сложности в достижении взаимопонимания с другими.
Наше исследование показало, что у детей недостаточно развита эмоционально-личностная сфера. Развитие данной сферы достаточно сложный процесс, для достижения наилучшего результата используются индивидуальные и групповые занятия в кабинете психолога.
Я задалась целью через использование на занятиях игр-релаксаций и игр с песком развивать данную сферу личности детей.
Игры-релаксации предполагают обучение дошкольников следующим приема:
- чувствовать разницу между напряжением и расслаблением
- сочетать упражнения мышечной (тепло, тяжесть в мышцах) и психической релаксации (я отдыхаю, я спокоен)
Игры-релаксации позволяют вызвать состояние покоя и расслабления произвольно. Для этого дети:
- принимают спокойные позы
- представляют состояния, соответствующие покою
- расслабляют мышцы
Элементы релаксации регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить и нейтрализовать психическое и мышечное напряжение.
Ребенок в процессе песочной игры на моих занятиях имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Задачи игр с песком согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
- развить более позитивную Я-концепцию
- стать более ответственным в своих действиях и поступках
- выработать большую способность к самопринятию
- в большей степени полагаться на самого себя
- овладеть чувством контроля
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Цель работы с песком - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
С детьми с недостаточно развитой эмоционально-развитой сферой (по результатам диагностики) была проведена коррекционно-развивающая работа, направленная на снижение агрессивных, вспыльчивых, тревожных проявлений с помощью игр-релаксаций игр с песком.
Игры-релаксации представляли комплекс упражнений на снятие психоэмоционального напряжения с мышц лица, шеи, плеч, рук, живота, ног; способствовали успокоении, расслаблению, спокойному, ровному дыханию у детей старшего дошкольного возраста.
Игры-релаксации проводились с детьми 5-6 лет два раза в неделю в кабинете психолога в течение 30 минут.
Обучение расслаблению проходило поэтапно. Сначала с детьми была проведена предварительная беседа о целях и задачах коррекционно-развивающей работы.
- На первом этапе дети, сидя на стульчиках, обучались методам саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения: расслабляли каждую часть тела. Каждому упражнению соответствовал свой стих или мелодичная песенка.
- Второй этап заключался в обучении детей правильному дыханию, способствующему расслаблению.
- На третьем этапе дети ложились на коврики и в кресла под спокойную мелодию закрывали глаза. Предварительно я давал детям установку на расслабление всего организма. На последних занятиях дети пробовали в роли «ведущего» вместе со мной проводить игры-релаксации.
Хочется отметить, что в ходе коррекционно-развивающей работы дети с удовольствием выполняли все необходимые упражнения. Детям очень нравилось лежать на ковриках с закрытыми глазами, а потом делиться своими «картинками». Так дети называли то, что они видели в процессе релаксации.
При работе с песком чаще проводились индивидуальные занятия. Кроме песочницы использовалось множество мелких фигур. Среди них:
- Человеческие персонажи
- Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)
- Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)
- Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)
- Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)
- Сказочные герои (злые и добрые)
- Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)
- Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Словом, все, что встречается в окружающем мире, занимало достойное место в нашей песочной «коллекции». Сбор оборудования для игр не был обременительным, так как каждый из детей помогал в этом (фигурками из «Киндер - сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий не хватало каких-либо фигурок-образов, я вместе с детьми лепила их из пластилина, глины, теста, вырезала из бумаги.
Детям давалась инструкция сделать сказочный мир для старших дошкольников. Малышам просто предлагалось поиграть с песком используя любые понравившиеся материалы.
Каждый из детей проходил несколько стадий:
- первая стадия — «хаос». Очень часто эти картины содержали большое количество беспорядочно представленных фигур, часто просто сваленных в кучу. Также часто предметы перемешивают с песком и картины сменяют одна другую. Цель: выражение эмоциональных переживаний, снижение тревоги психоэмоционального напряжения.
- стадия конфликта. Конфликтное содержание песочных картин отражало внутреннее напряжение ребенка. Оно бывает явным и скрытым. Цель: отреагирование агрессии, проработка взаимоотношений со значимой фигурой, проработка внутреннего напряжения, укрепление Я.
- стадия «гармония». Заключительный этап проработки поднятой актуальной темы. Герои картины, наконец, приходя к согласию и объединяются. Цель: интеграция частей Я, гармонизация частей личности, повышение уверенности в себе, отражении линии развития, опора на ресурс, повышение уверенности в себе.
Использование игр-релаксаций и игр с песком
в период адаптации
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). Критериями успешной адаптации считаются:
- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);
- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
В начале учебного года наблюдение за поведением вновь поступивших детей, их эмоциональными проявлениями в течение дня. Период адаптации — достаточно сложный период в жизни дошкольника. Он может проходить по-разному. Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка.
Привыкание к новым условиям зависит также от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, нормативно и свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.
Другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родители, он с плачем бросается к ним. Во время наблюдения за таким ребенком можно отметить, что он насторожен, даже испуган. Внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности. Воспитатель отзывается о нем: "нормально", "не мешает". Именно на "незаметных" детей я в первую очередь обращено внимание, потому что подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и даже привести к заболеванию. Для осуществления помощи такому ребенку проводит наблюдение за особенностями эмоциональных проявлений, а если требуется, то и занятия в кабинете психолога с использованием песочных игр и игр-релаксаций.
Занятия проводятся индивидуально или в группах ежедневно в период адаптации. Дети с удовольствием принимают в них участие. Им нравится возиться с песком и другими сыпучими материалами. Игровая форма позволяет даже детям раннего возраста получить положительную эмоциональную подпитку, снять напряжение и даже задремать под расслабляющую музыку.
Использование игр-релаксаций и игр с песком на занятиях по развитию познавательных процессов и подготовке к школе
На занятиях по развитию познавательных процессов и подготовке к школе игры-релаксации и игры с песком используются для следующих целей:
- создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя на работу
- в качестве сюрпризного момента
- снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера
- в качестве физкультминуток
Поэтапная работа была проведена нами с родителями и воспитателем.
- Консультация по вопросам адаптации детей раннего дошкольного возраста, причины трудностей адаптации и способы помощи детям в период адаптации. «Первый раз в детский сад», «Не пойду сегодня в сад», «Что должен уметь ребенок при поступлении в детский сад», «Способы снятия напряжения детей раннего возраста в период адаптации» (для педагогов), «Взаимодействие с семьей в период адаптации» (для педагогов)
- Памятки родителям, чьи дети проявляют вспыльчивость и агрессию. «Первая помощь агрессивному ребенку», «Как совладать с драчуном», «Эмоции под контролем»
- Памятки родителям тревожных детей. «Особенности взаимодействия с тревожными детьми», «Тревожные сигналы»
- Подбор психолого-педагогической литературы по вопросам эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста для самостоятельного прочтения. Луговская А. «Давай дружить! Как помочь ребенку преодолеть проблемы с общением»; Алексеева Е.А. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста»
- Подбор игр-релаксаций для проведения с детьми занятий в ДОУ и семье. Психомышечная релаксация по Джекобсону, игра-релаксация «Земляничная поляна», игры в детской песочнице (отпечаток на песке, змейка, горки и т.д.)
- Семинар с элементами тренинга для педагогов «Снятие напряжения детей период адаптации»
- Семинар с элементами тренинга для педагогов «Работа с песком для развития мелкой моторики и преодоления психоэмоциональных трудностей у детей старшего дошкольного возраста»
- Участие в педагогическом совете «Особенности эмоционально-личностной сферы детей раннего, среднего и старшего дошкольного возраста.
- Проведение родительских собраний. Тема: «Мой ребенок особенный. Развитие эмоционально-личностной сферы детей»
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Родительские собрания в нетрадиционной форме
В результате проделанной мной работы, наблюдалась положительная динамика в развитии эмоционально-личностной сферы детей. Но мне было необходимо получить исчерпывающую информацию, для дальнейшей работы с детьми. В конце 2011-2012 учебного года я провела диагностику (взяли за основу те же критерии, что и в начале года) и получила следующие результаты:
В ходе проведения коррекционно-развивающей работы (игр- релаксаций и игр с песком) в развитии эмоционально-личностной сферы детей наметились следующие позитивные тенденции:
- положительное новообразование в поведении детей после работы с ним возникает как спокойное реагирование на внешние раздражители;
- такое положительное новообразование возникло только после длительного приобретения ими навыков саморегуляции;
- критерием эффективности игр-релаксаций и игр с песком является уменьшение частоты и степени выраженности вспыльчивости во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
Уровень адаптации высокий (96% детей) свидетельствуют об успешной адаптации, проявляющейся в физической (хороший сон и аппетит, низкая заболеваемость) и эмоционально-личностной сферах (хорошее настроение, легко идет на контакт, спокоен) ребенка.
Высокий уровень эмоционального благополучия (92% детей) проявляется в состоянии комфорта и спокойствия для ребенка, общем положительном эмоциональном фоне.
Благоприятный социометрический статус (92% детей) свидетельствует о приятии большинства детей в группе, как обладающих лидерскими качествами и способными конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками.
Высокий уровень (91% детей) развития коммуникативной сферы говорит о том, что большинство детей умеют находить общий язык со взрослыми и сверстниками.
4. Выводы
Таким образом, исходя из полученных данных диагностики развития эмоционально-личностной сферы детей через игры-релаксации и игры с песком, можно сделать вывод, что вся проделанная работа дала положительные результаты.
К концу учебного года выросли показатели по эмоциональному благополучию детей, их адаптивным и коммуникативным способностям, а так же увеличилось количество детей с благоприятным социометрическим статусом.
Увлеченность детей играми с песком и играми-релаксациями позволила держать на высоком уровне внимание и активность ребят, достичь наиболее быстрых и качественных результатов в учебном процессе.
В совместной деятельности дети освоили основы умения владеть своими эмоциями и достигать состояние покоя и расслабленности. Приобрели навыки конструктивного выражения гнева, умения сотрудничать, стали более эмоционально отзывчивы.
В дошкольном детстве эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития, именно поэтому её развитие способствует формированию поведения ребенка и личности в целом.
Рекомендации
Для развития эмоционально-личностной сферы детей через игры-релаксации и игры с песком рекомендуем:
I. Регулярность совместной деятельности с детьми , её системность, а не спонтанность позволяет добиться высоких результатов.
II. В процессе использования игр-релаксаций и игр с песком необходимо соблюдать следующие принципы:
- следовать природе ребенка, его темпераменту, характеру;
- заинтересованность, новизна, сюрпризность;
- обучение через игру;
- импровизация;
- радость успеха;
- подбор доступного и интересного материала;
- воспитание гармоничной личности, умеющей видеть прекрасное в жизни и людях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»
Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...
Опыт работы педагога – психолога МДБОУ «Детский сад общеразвивающего вида №32» «Взаимодействие ДОУ с семьей для сохранения и укрепления эмоционального благополучия дошкольников»
Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребе...
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»
Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»
Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...
Опыт работы педагога-психолога ГБОУ «Школа №37» (дошкольное отделение №2) Бондаренко Светланы Борисовны
В своей работе с детьми раннего возраста я использую два направления: первое – теоретическое (ознакомление с окружающим миром, развитие речи и слухового внимания) с помощью инсценировки и показов инте...
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...
Арт- терапевтические и психологические упражнения, игры, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоционально-личностной сферы.
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...