Мастер класс по лепки
материал по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Кузьмина Юлия Владимировна

Вашему вниманию представляю мастер класс по методике представления лепки в первой, второй младшей группе, средней, старшей. Также здесь представлена презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_lepki.pptx1.33 МБ
Файл metodika_lepki.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика преподавания лепки

Слайд 2

Первая младшая группа Первые занятия по лепке проводятся в течение 5—8 мин с каждой подгруппой, далее время увеличивается до 10 минут. Подгруппа 5-6 детей , затем увеличивается до 10 человек. Ознакомления с материалом (глиной, пластилином, соленым тестом) вводить постепенно и не навязчиво. Не заставлять, а заинтересовать. Пояснять детям, каждое свое действие с материалом (2-3 раза). Вводить игровые приемы в занятие. Сюжет лепки дает воспитатель. Подводить детей к лепке по собственному замыслу, с помощью наводящих вопросов: «Дети, что получится, если к шарику прикрепить столбик? и т.д. Занятие заканчивать чтением потешки или пением . Анализ детских работ воспитатель проводит с положительной оценкой. Хвалить всех (это очень важно)!!!

Слайд 3

Вторая младшая группа Дать детям в руки поддержать тот предмет, который, они будут лепить, чтобы они ощутили форму, размер предмета . Предложить детям покатать предмет между ладонями: если он шарообразной формы — круговыми движениями, если цилиндрической — продольными . Когда приемы лепки знакомы детям, их не показывают . Обыгрывать тему занятия. С помощью игровой ситуации. Анализ детских работ в конце занятия, как и в первой младшей группе, педагог анализирует не качество отдельных изображений, а общий результат в целом (хотя некоторым детям, можно указывать на недостатки, но следует делать это корректно).

Слайд 4

Средняя группа Воспитатель объясняет и показывает способ лепки, полный или частичный. Воспитатель , зрительно анализирует части предмета, прибегает к сравнению с теми предметами, которые дети хорошо знают. Учить детей применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали. Воспитателем отбираются две фигурки, но в разных ракурсах . Обыгрывание темы и результата работы. Воспитатель в начале занятия читает короткие сказки, стихи и загадки. Анализ работы , следует проводит в форме короткой беседы, обращать внимание детей на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.

Слайд 5

Старшая группа Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались. Проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу, рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Учить детей выделять свойства, качества предметов, необходимые для изображения. В сюжетной лепке включать в занятия знакомые для детей предметы. Во время беседы в начале занятия уточнять композиционное решение. В начале занятия прочитать четверостишие, загадать загадку. Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Задавать вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов . Ведет диалог с детьми. Формы анализа могут быть разные: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе некоторых детей и т.д.

Слайд 6

Структура занятия 1) Организационный момент. 2) Пальчиковая гимнастика 3) Сюрпризный момент. 4) Беседа с детьми. Рассматривание. 5) Показ способов лепки педагогом. 6) Самостоятельная работа детей. 7) Анализ работ педагогом с детьми. 8) Пальчиковая гимнастика .



Предварительный просмотр:

Обучение в первой младшей группе имеет свои особенностиТак, в начале года, когда дети еще не привыкли к занятиям, их объединяют маленькими группами (по 5—6 детей). Воспитатель садится рядом и медленно, размеренно показывает и объясняет необходимые действия с глиной.

Первые занятия по лепке проводят в течение 5—8 мин с каждой подгруппой.

После ознакомления с материалом (глиной, пластилином, соленым тестом) приступают к фронтальным занятиям со всей группой. На данном этапе применяется  подражательныйповторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение. Поэтому воспитатель поясняет каждое свое действие например: («Положу кусок соленого теста  на ладонь и покрою другой ладонью, а потом покатаю его между ладонями вперед и назад — получится столбик»), еще раз повторяет («Когда раскатываешь тесто между ладонями вперед и назад, получается столбик»).

Подобные пояснения звучат на каждом занятии, чтобы дети активнее воспринимали определенную последовательность при изображении и в дальнейшем могли самостоятельно использовать приобретенные умения.

Часть занятий можно проводить, демонстрируя процесс изображения знакомых детям предметов. Малыши обычно с интересом наблюдают, как из куска соленого теста  получаются цыпленок или птичка, погремушка, зайчик, куколка; радуются тому, что узнают эти предметы; называют, определяют знакомую форму частей, выражая жестами и смехом свое удовольствие.

Длительность таких занятий со всей группой—не более 10— 12 мин. Воспитатель сидит за столом, перед ними — доска с подготовленным соленым тестом. Дети располагаются на стульях, поставленных полукругом. Воспитатель лепит не более 2—3 предметов, чтобы детям не надоело наблюдать за работой. Занятие заканчивается чтением потешки или пением.

Необходимое условие при обучении малышей — введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они будут лепить.

Занятия по лепке в первой младшей группе носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки, не связанные сюжетом. Задание дает воспитатель, пока дети не освоят способов лепки.

По мере приобретения навыков работы с (соленым тестом, пластилином, глиной)  дети могут лепить и по собственному замыслу, но эти занятия сложны для малышей; поэтому подводить детей к лепке по собственному замыслу надо постепенно, активизируя их мыслительные процессы разнообразными методами и приемами обучения, скажем, с помощью наводящих вопросов: «Дети, что получится, если к шарику прикрепить столбик?  и т.д.

Важный момент в проведении занятия — оценка деятельности детей. Педагог обязательно рассказывает детям, как они работали во время занятия и как выполняли правила лепки, в целом занятию дает положительную оценку (хвалит всех). Это очень важно! Для того, чтобы у детей не пропадал интерес в дальнейшем.

Во второй младшей группе задачи изобразительного и технического характера связаны с дальнейшим обучением детей различать и лепить шар, цилиндр, диск, ориентировать в величине, составлять из них несложные фигуры.

Вместе с детьми он рассматривает шары, мячи, фрукты, карандаши и другие знакомые предметы. Важно, чтобы при этом они подержали предметы в руках, ощутили объем, размер. Для этого составляются небольшие группы по 5—6 детей. Можно предложить покатать предмет между ладонями: если он шарообразной формы — круговыми движениями, если цилиндрической — продольными.

Подобным образом, обследуются и предметы, состоящие из нескольких частей, например кукла-неваляшка. В таком случае внимание ребят педагог направляет сначала на форму основных частей — туловище, голова, а потом — более мелких, дополняющих образ,— руки.

Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы, но и позволяет понять строение. Одновременно уточняются пропорциональные соотношения между частями: туловище по размеру самое большое, голова меньше, чем туловище, а руки совсем маленькие.

Кроме того, анализируется и количество частей: одно туловище, одна голова, две руки.

Обучение детей во второй младшей группе  должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда приемы знакомы, их не показывают.

Результат от занятия достигается только в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать детей предстоящей лепкой. Для этого он обыгрывает тему занятия, замечая, что дети будут лепить пряники для кукол, или предлагает вылепленной кукле-неваляшке дать в руку маленький флажок или поставить цыплят на зеленый лист бумаги, изображающий луг, или поместить около курицы-наседки, которую заранее вылепил воспитатель. С помощью игровой ситуации дети лучше понимают образ, который они создают, что очень важно, так как основная цель занятия — научить детей создавать в лепке выразительный образ, пользуясь разными средствами.

Анализ детских работ в конце занятия весьма ответственный момент в процессе обучения. Но, как и в первой младшей группе, педагог анализирует в основном не качество отдельных изображений, а общий результат в целом  (хотя некоторым детям можно указывать на недостатки, но следует делать это корректно).  

Средняя группа  Умения детей 4 лет еще невелики, многое им не удается. Вначале не всегда получается овальная форма, не соединяются части путем примазывания. Вот почему воспитатель объясняет и показывает способ лепки, полный или частичный. В основном же детям в этом возрасте следует показывать  незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно освоены.

На первых этапах обучения, чтобы был понятен способ лепки, воспитатель, зрительно анализируя части предмета, прибегает к сравнению с теми предметами, которые дети хорошо знают. Например, когда дети лепят куклу, педагог отмечает, что руки у нее, как столбики, а туловище напоминает толстую морковку.

В средней группе воспитатель  учит детей применять некоторые выразительные средства: изображать не только основную форму предмета, но и характерные детали. Рассматривая предметы, он направляет внимание детей на такие особенности, как углубление (яблоко), вытянутый черенок (кабачок) и т. п. В самом начале обучения выразительным средствам, чтобы повысить интерес к результату лепки, воспитатель подготавливает из картона черенки (для морковки), листочки (для яблока). Постепенно в процессе обучения дети сами начнут лепить черенки, а затем — и листочки.

Поможет создать более яркий образ, кроме наблюдений за живыми объектами, и метод «рассматривание игрушек, выполненных воспитателем (скульптуры малой формы, фигурки). Отбираются две однородные фигурки, но в различном ракурсе, например: птички клюют корм, кролики грызут морковку: одна из птиц сидит спокойно, другая — клюет корм; один кролик поджал под себя лапки, рядом с ним — морковка, другой сидит на задних лапах, передними держит морковку и.т.д.

Другой, не менее действенный прием обучения — обыгрывание темы и результата работы. Так, всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке, называя ее кормушкой. Кормушку воспитатель лепит заранее, чтобы дети имели возможность видеть его работу (можно использовать для этой цели доску или толстый картон). Тема «Лепка торта» связывается с приготовлением угощений для кукол: в начале занятия дети лепят угощение для кукол, в конце вылепленными изделиями сервируют стол, вокруг которого усаживают кукол.

Чтобы вызвать у детей интерес, положительное отношение к занятию, яркие образные представления, воспитатель за день до занятия или вначале читает короткие сказки, стихи и загадки, содержание которых поможет раскрыть предстоящую тему (например, «Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?»).

 Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель подводит детей к выбору темы. Для этого он просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После определении темы, начала работы воспитатель вопросами, советами направляет внимание детей на выразительность изображения. «Что делает твой зайка? — спрашивает воспитатель.— Сделай так, чтобы всем было ясно, что зайка сидит». Так педагог активизирует мыслительную деятельность, учит детей работать над образом.

 

Расширяя представления детей о форме, пропорциях предмета, способах лепки, педагог, анализируя результаты работы, проводит короткую беседу, с тем, чтобы ребята задумались над конечным результатом. Воспитатель дополняет ответы детей, обращая внимание на форму, пропорции и строение, прочность соединения частей.

 

Старшая группа  

В старшей группе воспитатель применяет методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами.

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие.

Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединять детей, в небольшие группы. Каждый берет предмет в руки и, ощупав его форму, рассказывает.

На занятии натуру рассматривают еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает форму предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности формы, на ее решение. Если дети знают, как лепить, они приступают к изображению, в противном случае воспитатель частично показывает необходимые способы.

Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались, например уточка-свистулька по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям; поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягиваются шея, голова и хвост.

Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки.

Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объектами, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д.

Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а учились выделять свойства, качества предметов, необходимые для изображения.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы.

В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.

Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение. Например, дети лепят кошку с котятами. Решается, какой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Поощряются интересные композиционные решения. В процессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция.

 

На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель.

Так, перед занятием он может заметить детям, что вылепленную посуду можно использовать для игры, добавляет, что обожженная в муфельной печи посуда украсит кукольную столовую. Поэтому каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками.

Ситуации могут быть и другого характера. Воспитатель говорит детям, что они будут лепить фигурки для предстоящей выставки или сделают броши, бусы для своих мам, бабушек, сотрудников детского сада к празднику 8 Марта.

Чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Тем самым он создает у детей хорошее настроение и направляет их внимание в начале занятия на обдумывание образа. Педагог выбирает стихи и загадки, которые содержат яркую характеристику особенностей, присущих предметам.

Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов.

Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка детей была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу.

Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить с натурой.

Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки.

Формы анализа могут быть разные: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе некоторых детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещают на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Иными словами, все зависит от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Обратная лепка"

Мастер класс для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста в нетрадиционной технике лепке....

мастер-класс по лепке из тесто

1.Вызвать интерес к лепке из солёного теста.2.Познакомить со свойствами материала.3.Обучать приёмам лепки:от одного куска теста отывать небольшие куски,раскатывать круговыми и прямыми дви- ж...

Мастер-класс по лепке «жаворонков» из солёного теста для родителей и детей старшей группы

Мастер-класс по лепке «жаворонков» из солёного тестадля родителей и детей старшей группы.Пошаговая инструкция...

Мастер - класс по лепке "Совушка"

Лепка фигурки птицы из одного кусочка пластилина....

Мастер-класс по лепке "Золотая рыбка"

Описание как сделать красивую картинку с рыбкой из пластилина...

Мастер- класс по лепке в подготовительной группе на тему "Елочка"

В данном материале вы найдете поэтапное описание лепки ёлочки....