Конспект НОД «Использование фольклорного материала на НОД по «Художественному творчеству» в средней группе»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Методическая разработка. Конспект НОД   «Использование фольклорного материала на НОД по «Художественному творчеству» в средней группе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolz_folkl_mater_po_lepke.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Кошелевка муниципального района Сызранский Самарской области

Методическая разработка

Конспект НОД

 «Использование фольклорного материала на НОД по «Художественному творчеству» в средней группе»

        Автор-составитель:

Воспитатель СП

Джамаева Кяшифя Кябировна

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

«Использование фольклорного материала на НОД по «Художественному творчеству» в средней группе»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Программное содержание:

  • Познакомить детей с народным творчеством на примере дымковской игрушки;
  • Научить детей лепить фигурку птицы -  на примере петушка – из целого куска оттягивая части;
  • В лепке передавать характерные особенности основных частей (туловище, голова, на голове бородушка и гребешок, крылья, хвост), дополнять их декоративными деталями;
  • Делать украшения, выполняя их стекой, прищипыванием и налепами;
  • Добиваться правильного произношения звуков при рассказывании потешки;
  • Развивать у детей творческие способности, самостоятельность;
  • Воспитывать у детей любовь к потешкам, лепке.

Материал к занятию:

  • Открытка с иллюстраций Ю.А. Васнецова «Петушок»;
  • Петушок – дымковская игрушка;
  • Петушок – персонаж кукольного театра;
  • Волшебный сундучок;
  • Конверт с письмом;
  • Пластинка с записями русских народных песен;
  • Пластилин, доски, стеки.

Логика образовательной деятельности:

Сюрпризный момент – приходит почтальон и приносит красивый конверт, расписанный хохломскими узорами, отдает его воспитателю.

Воспитатель (читает письмо): «Здравствуйте, дети, я – ваш старый знакомый, как меня зовут – вы узнаете, отгадав загадку:

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Очень рано встаю,

Детям спать не даю».

Дети: Петушок (появляется Петушок – персонаж кукольного театра).

Петушок: Молодцы, дети, правильно отгадали про меня загадку. А пришел я к вам с подарками, они находятся в этом красивом сундучке. Чтобы он открывался нужно произнести волшебные слова, повторяйте их за мной:   Футы, нуты, лапти гнуты,

Сундучок, сундучок,

Открывай-ка свой бочок!

                    (под мелодичную музыку открывается сундучок).

Петушок: Дети, в сундучке находится открытка с иллюстрацией знаменитого художника – сказочника Юрия Алексеевича Васнецова. Юрий Васнецов всю свою жизнь посвятил созданию рисунков к русским народным песенкам, прибауткам, потешкам. Я вам покажу открытку, а вы вспомните к ней потешку. Как называется? «Петушок».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Посмотри открытку и расскажи потешку». Кто расскажет потешку «Петушок»?

(дети рассказывают индивидуально).

А теперь все вместе расскажем (дети рассказывают хором).

Молодцы, мне понравилось, как вы играли.

Петушок: Дети, посмотрите, что еще у меня в сундучке есть.

Дети: Петушок (дымковская игрушка).

Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая да нарядная, яркая да веселая. Петушок этот необычный. Это дымковская игрушка. Сначала игрушки лепили, затем обжигали их в русских печах. Дым стоял столбом. Поэтому и прозвали эти вятские игрушки - дымковскими. После обжига игрушки белели, расписывали яркими красками – красными, желтыми, зелеными, синими. Когда игрушки были готовы, их аккуратно укладывали в короба и по весне везли их на большой рынок – ярмарку с каруселями.

Физминутка. Дети, давайте поиграем в игру «Карусели»:

Еле, еле, закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Воспитатель: Молодцы. Дети, давайте рассмотрим дымковскую игрушку-петушка. Что у него есть?

Ответы детей: туловище, голова, шея, крылья.

Воспитатель: А на голове что у него?

Дети: Шелкова бородушка, гребешок, глазки, клюв.

Воспитатель: Молодцы.

Дети, а вам нравится петушок? А хотите сами слепить такого красавца?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте, ребята, красиво сядем за столы. Чтобы наши пальчики нас слушались, хорошо работали – лепили, сделаем зарядку для пальчиков «Моя семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я сама (я сам)

Вот и вся моя семья!

Молодцы! А теперь, посмотрите для каждого из вас приготовлены два комочка: один поменьше – для подставки, другой побольше – для птички, маленкие комочки для крыльев и для украшения - налепов.

Берем большой комочек, раскатаем в виде столбика-колбаски.

А теперь столбик выгибаем дугой так, чтобы с одной стороны он был потоньше, а с другой потолще. Тонкий конец столбика осторожно пальцами вытягиваем так, чтобы получились шея и голова. Двумя пальцами (большим и указательным) отщипываем бородушку, гребешок, клюв. Тот конец столбика, который потолще, расплющивайте пальцами. Это будет хвост. Его можно сделать веерообразным, как у павлина, или круглым как колесо.

Воспитатель: Дети, посмотрите на игрушку, что еще у нее по бокам есть?

Дети: Крылья.

Воспитатель: Давайте лепить крылышки. Берите два одинаковых комочка, сначала одно крыло слепим, потом второе. Теперь их прикрепляем. Возьмите еще кусок пластилина, сделаем подставку с широким основанием, прочно укрепляем на ней фигурку петушка. Чтобы сделать его похожим на дымковскую игрушку, надо из кусочков пластилина яркого цвета (красного, желтого, зеленого и синего) налепить украшения на хвосте и крыльях.

Посмотрите, дети, какие красивые у вас получились дымковские игрушки. Дети, а давайте покажем наши работы Петушку (персонажу кукольного театра).

Петушок: Какие у вас красивые работы – петушки получились (петушок всех индивидуально хвалит).

        Давным-давно, тысячи лет назад в народе лепились фигурки животных, птиц, человека. Их лепили не для магазинов. Фигурки коня и птицы оберегали людей от таинственных злых сил, в которых верили тогда люди, потому что не знали законов природы. Фигурки коней и птиц, петухов прикрепляют и сейчас на своих домах.

Воспитатель: Дети, скоро праздник и я хочу, чтобы вы свои игрушки подарили своим папам, дедушкам, чтобы эти фигурки приносили в ваш дом счастье, оберегали вас от злых сил.

Дети, спасибо. Вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы!

Литература:

  1. Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество». С.86.
  2. Н.А. Курочкина «Детям о книжной графике» С. 37-38.
  3. «Народное искусство в воспитании детей» Под редакцией Т.С. Комаровой. С. 128-131, 161-164.
  4. Н.Б. Халезова «Лепка в детском саду».
  5. Н.Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в д/с». С. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в средней группе .

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» в средней группе .Тема: «Украшения для мамы».Цель: приобщение детей к культуре  ...

Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе

Конспект итогового занятия по рисованию в средней группе детского сада подготовила воспитатель МБДОУ "Детский сад № 43" Каширина Тамара Васильевна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству в средней группе «Подсолнухи»

Задачи: Учить рисовать подсолнухи методом тычка. Закреплять умение правильно держать тычок, кисть. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, любовь к природе. Развивать образное мышление. Обог...

Конспект занятия по художественному творчеству в средней группе. Декоративное рисование: «Роспись дымковского коня».

Познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах....

Самообразование " Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности по художественному творчеству» в средней группе

Самообразование " Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности по художественному творчеству» в средней группе....


 

Комментарии

Шумова Ирина Анатольевна

Чудесная разработка,методически обоснованная,насыщенная.Прививает любовь к Родине,пропитана теплотой и уютом.