"Умелые ручки"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Лукьяненко Людмила Викторовна

Методическая разработка в рамках самообразования

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_predlagaemomu_obrazovaniyu.docx41.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 73 – Центр развития ребёнка»

Рабочая программа

Развитие мелкой моторики руки ребёнка  с ОВЗ по средствам нетрадиционных техник аппликации.

«Умелые ручки»

Разработчик

Людмила Викторовна Лукьяненко

воспитатель

Бийск

2015-2016г.


Содержание:

1.  Целевой раздел ………………………………………………………2стр.

1.1Пояснительная записка……………………………….……………2стр.

1.2.Цель рабочей программы……………………………………………3стр.

1.3.Задачи рабочей программы…………………………………………3стр.

1.4.Принципы и подходы в организации образовательного процесса…4стр.

1.5.Особенности развития детей младшего дошкольного возраста  4стр.

1.6. Планируемые результаты освоения программы …………………4стр.

2. Содержательный раздел…………………………4-8стр

 3.Организационныйраздел……………………………………9стр.


1.  Целевой раздел                                                                                                 

1.1. Пояснительная записка

Нормативные документы

Федеральный уровень.

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ».
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОС ДО.
  • Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО.

Локальные акты

  • Устав МБДОУ «Детский сад №73-ЦРР».
  •  Программа развития МБДОУ «Детский сад №73-ЦРР».
  • Примерная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №73-ЦРР»

Актуальность. 

В настоящее время у многих детей недостаточно развита мелкая моторика. Дети неумело держат карандаш, ручку или кисть в качестве рабочего инструмента.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных задач дошкольного возраста, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Методы обучения.

  •  Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  •  Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  •  Практический

Предметно-развивающая среда.

  • Содержательно-насыщенная
  • Трансформируемая
  •  Полифункциональная
  •  Вариативная
  • Доступная и безопасная

Дидактический материал.

  1. Аудиозаписи
  2. Использование образцов (муляжи, игрушки, макеты)
  3. Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации книг и др.)

 Используемые методики.

  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №73-ЦРР».
  • «Разноцветные ладошки» - Немешаевой Е.А.,ООО «Издательство «АЙРИС-пресс»2013г.
  • «Поделки из бросового материала» - ДавыдоваГ.Н., ООО Издательство «Скрипторий 2003» 2006г.
  • «Азбука рукоделия» - Зайцева А.А., Дубасова А.А., ООО «Издательство «Эксмо» 2012г.
  • «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - Швайко Г.С., «Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС» 1999г.
  • «Природные дары для поделок и игры» - Нагибина М.И., Издательство «Академия развития».
  • «Поделки из ниток и пряжи в детском саду» - Новикова Н.В. Издательство  «Академия развития» 2011г.

1.2.Цель.

 Активизировать пассивные и активные движения пальцев рук, научиться вырабатывать положительный настрой при работе с аппликацией (и не только), показывать свое эмоциональное отношение к тому, что мы в результате нашей деятельности получили..  

1.3.Задачи.

  • Развивать умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием.

  • Тренировать мышцы рук и обучать ловкому обращению с различным материалом.

  • Совершенствовать навыки работы с бумагой, природным и бросовым материалом.
  • Формировать желание взаимодействовать при создании коллективных композиций.

1.4.Принципы реализации программы.

  • Принцип гуманизации и демократизации.
  • Принцип воспитывающего характера обучения.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип наглядности обучения.
  • Принцип доступности.
  • Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
  • Принцип связи обучения с жизнью.
  • Принцип активности у сознательности.

1.5 Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

У детей подготовительной  группы (5 - 6 лет) значительное развитие получает изобразительная деятельность.

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Возрастные особенности детей

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой

и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.

К концу старшего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.

Начинает развиваться образное мышление.  

Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность.

                1.6. Планируемые результаты.

  • Дети выполняют точные движения пальцами рук и кистью, способны  координировать  работу  руки со зрительным восприятием.

  • Дети владеют навыками работы с бумагой, природным и бросовым материалом.
  • Дети в работе используют бумагу, природный и бросовый материал.
  • Дети взаимодействуют со сверстниками при создании коллективных работ.

 2. Содержательный раздел.

Возраст детей.

5 -6 лет

Расписание организованной образовательной деятельности.

Четверг, II половина дня, 30 мин.

Срок освоения.

2 года

Объем времени.

неделя

месяц

Год

Художественно-эстетическое развитие

1

2

17

Форма деятельности.

Занятие, совместная деятельность.

Форма контроля.

Наблюдение, анализ продуктов деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  • Работа с бумагой
  • Ниточная страна
  • Работа с природным материалом
  • Подготовка к праздникам:
  • Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
  • 23 февраля (открытка для папы, дедушки);
  • 8 марта (картина для мамы, бабушки).
  • Выставки, конкурсы.

Календарно - тематический план.

Месяц

Занятия

Примерный ход занятий

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

«Удод»

(Разноцветные

Ладошки)

Стр.14

  • Загадки про птиц.
  • Физкультминутка: « Шалунья и плутовка».

Беседа: « Каких птиц вы знаете?»

Чтение сказки «Сорока- белобока».

Д/игра «Угадай на слух».

«Осенний     листок»

  Продолжаем работу с сухими листьями. Учить детей выполнять поделку, подбирая необходимый материал .

  • Слушание музыки и рассматривание листьев. Сравнение разных листьев.
  • Выбор и подготовка материалов.
  • Рассматривание работ: «Какая понравилась?»

Прослушивание аудиозаписи

Рассматривание картин о лесе.

Октябрь

 «Цветок»

(модульная аппликация) стр.48

  • Д/и «Полевые цветы»
  • Пальчиковая игра «Колечки»

Беседа на тему: «Что растёт на лугу».

Поговорить о сходстве цветов.

«Пальма».

Ладошки-аппликации.

Стр.45

  • Физкультминутка.
  • Пальчиковая гимнастика
  • Аудиозапись: «Звуки джунглей»

Беседа

Чтение книг о деревьях.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Ноябрь

«Петушок»

(работа из ниток)

  • Физкультурная минутка
  • Выбор и подготовка материалов.

«Подводный мир»

(коллективная работа ладошками)

  • Выбор и подготовка материалов.
  • Рассматривание работ: «Какая понравилась?»

Развивающая игра «Морские обитатели».

Рассматривание фотографий «Морские обитатели».

Декабрь

Символ года

«Обезьяна»

(поделка из ниток)

  • Физкультурная минутка
  • Пальчиковая гимнастика
  • Выбор и подготовка материалов.

Загадки про животных

Д/и «Что не так».

  «Пират»

(модульная аппликация) стр.59

  • Загадывание загадок
  • Д/и « Подбери признак»
  • Выбор и подготовка материалов.

Беседа по теме.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Январь

«Новогодняя ёлочка» аппликация из ниток

  • Физкультминутка
  • Пальчиковая гимнастика

Просмотр мультфильма «Когда зажигаются Ёлочки»

Знакомство с новогодними стихами о ёлочке.

« Львёнок»

(аппликация из листьев) стр.29

  • Загадки про обитателей саванны
  • Физкультминутка

Д/и «Обитатели саванны»

Февраль

«Мудрая сова»

(Ладошки-аппликации)

Стр.79

  • Загадка
  • Физкультурная минутка
  • Зрительная гимнастика

Д/и « Собери картинку».

Беседа о птицах

Открытка для папы.

  • Аудиозапись « Наша армия»
  • Зрительная гимнастика

Рассказ о празднике.

Рассматривание журналов по теме

Март

«Поздравительная поделка для мамы»

  • Стихотворение о маме.
  • Пальчиковая гимнастика

Беседа на тему: «Международный Женский день 8-Марта»

Проблемная ситуация «Что подарить маме?».

«Пугливый олень»

(Ладошки - аппликации) стр.64

  • Чтение истории о смешариках.
  • Образный этюд: «Обитатели леса»

Д/и «На что похоже?»

Апрель

«Вертолёт»

(ладошки- аппликации)

Стр.38

  • Пальчиковая гимнастика
  • Выполнение поделки.

Беседа по теме.

Рассматривание иллюстраций по теме.

« Одуванчики цветут»

аппликация из бумаги и ниток

  • Слушание музыки и рассматривание цветов одуванчика.
  • Сравнение разных цветов.
  • Образный этюд: «Я цветок».

Стихи об одуванчике.

Беседа: « Какие я знаю цветы?»

Май

«Открытки на  

9-е Мая»

  • Стихотворение.
  • Пальчиковая гимнастика

Беседа по теме.

Рассматривание иллюстраций по теме.

«Стрекоза»

Аппликация из природного материала

  • Пальчиковая гимнастика
  • Выполнение поделки.
  • Анализ поделок.

Д/и «На что похоже»

Беседа о насекомых.

3. Организационный отдел.

Уголок  художественного творчества.

1.Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка.

3.Кисти, поролон, печатки, клише, клей, трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми концами, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, салфетки из ткани.

4.Природный и бросовый материал.

Для реализации рабочей программы будет использоваться прихожая детского сада, коридорные помещения, холл перед спортивным залом.

Наблюдения  за растительным миром, которые  нужны в работе будут проходить на прогулочном участке.

Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: промежуточный – в сентябре, итоговый – в мае.

В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями:

  • Общие родительские собрания;
  •  Консультации для родителей;
  • Газеты для родителей;
  • Конкурсы.

Литература:

  1. М.И. Нагибина « Природные дары для поделок и игры». Ярославль «Академия развития» 1997г.
  2. Е.А. Немешаева «разноцветные ладошки» - Айрис-пресс, 2013
  3. Ольга Гре. Модульная аппликация, Аст – Пресс Книга, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 3-5 лет

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"

Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....

Дополнительные занятия кружка "Умелые ручки". Творческие проекты детей как мотивация к познанию.

Совместно с воспитателем воспитанники старшей-подготовительной группы детского сада изучают элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду. В рамках учебного раздела программы ...

Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет

Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.   Детское творчество...

умелые ручки

Тема: « Сказочная  объёмная аппликация  "Аппликация(от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашиван...

умелые ручки

Тема: « Сказочная  объёмная аппликация  "Аппликация(от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашиван...

умелые ручки

Тема: « Сказочная  объёмная аппликация  "Аппликация(от лат. applicatio — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашиван...