Конспект образовательной деятельности на тему "Роспись дымковской игрушки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему
Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа, эстетическое отношение к предметам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_na_temu_dymkovskaya_igrushka.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему «Роспись дымковской игрушки»
(для детей старшей группы)
Образовательная область: Художественное творчество.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: обогащать представления детей о народном декоративном искусстве: дымковские игрушки.
Программные задачи:
Образовательная задача: продолжать учить детей самостоятельно
выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, расписывать узором силуэты дымковских игрушек. Закреплять умения уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии.
Развивающая задача: развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора. Развивать точность и координацию движений рук и глаза, гибкость рук, развивать способность правильно оценивать свою работу и работу товарищей.
Воспитательная задача: Воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа, эстетическое отношение к предметам.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий и игрушек. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности.
Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом кукол барышень, водоносок, коней, акварельные краски, кисти беличьи № 3, ватные палочки, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи, презентация «Дымковская игрушка», аудиозапись.
Методические приемы: предварительная работа ( рассматривание дымковских игрушек и беседы о них; рисование элементов дымковского узора). Чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям. Напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.
Ход непосредственно- образовательной деятельности.
- Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся не обычным способом. Нам поможет сила воображения, наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная музыка, дети сидят с закрытыми глазами).
- А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!
(Слайд с изображением села Дымково)
- А попали мы в село Дымково!
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
(Слайд: игрушки)
- В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.
(Слайд №5)
- Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин.
(Слайд №6, 7)
- Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.
(Слайд №8)
- Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет.
(Слайд №9)
- Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!..
Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
(Слайд №10,“Барышня”)
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор
От барыни и водоноски.
(Слайд №11, “Олень”)
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
(Слайд №12, “Конь”)
Конь домчит до карусели.
На коня вскочил Емеля.
Улыбнулся, засвистал,
Засвистал и поскакал!
(Слайд №13, “Индюк” )
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
- Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшей мастерицей является тётушка Варвара. Мне сказали, что этой зимой тётушка долго болела. Давайте зайдем к ней в гости, проведаем мастерицу.
(Слайд №14)
- Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а тётушка Варвара из-за болезни смогла расписать только одну игрушку. Она опечалена по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.
- Ребята, давайте поможем тётушке Варваре. Я предлагаю вам стать её учениками, подмастерьями.
- Кто такие подмастерья?
- Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.
- Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).
- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.
- Краски, какого цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).
- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).
(Слайд №15)
- У тётушки Варвары есть заготовки игрушек. Каждый из вас может выбрать фигурку по своему усмотрению.
- Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране, карточки с элементами росписи на столах поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.
(Слайд №16 с элементами дымковской росписи).
- Работа мастера очень кропотливая и трудная- нужно много сил и терпения. Давайте сделаем разминку.
Раз - подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
- Садитесь удобнее, начинаем работу.
Самостоятельная работа детей за столами.
Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
По окончании работы дети раскладывают свои изделия на столе перед тётушкой Варварой.
- Тётушка Варвара очень довольна, и благодарена вам, ребята, ей понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими игрушками.
- Какая из них вам нравится больше всего? Почему?
- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?
- А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!
- Теперь мастерице Варваре есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно она и вас прославит.
(Дети читают стихи)
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
- Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные карточки: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; жёлтый– вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению.
Дети отражают свое настроение при помощи карточек.
- Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в детский сад. Приглашаю вас снова на чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка).
Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться. До свидания, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Дымковская игрушка"
Конспект по ИЗО деятельности "Дымковская игрушка". Воспитывать у детей эстетический вкус с помощью народного творчества. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами рос...
Конспект образовательной деятельности Путешествие по книге «Игрушки» Агнии Барто в средней группе «Непоседы»
развитие речи детей посредством приобщения к поэзии....
Конспект образовательной деятельности "Ознакомление с дымковской игрушкой"
Конспект ООД для детей средней группы по ознакомлению с дымковской росписью....
Конспект образовательной деятельности по рисованию «Богородская игрушка» в старшей группе
конспект занятия по рисованию в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Игрушки для зверят» (2-3 года)
Игрушки для зверят Цель: познакомить детей с понятием «большой-маленький».Задачи:Развитие мелкой и общей моторики.Развитие координации движений.Развитие сенсорных способностей (размер...
Конспект образовательной деятельности. Тема: «Мои любимые игрушки»
Конспект образовательной деятельности в младшей группе. Тема: "Мои любимые игрушки"Цель: Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушка...
Образовательная деятельность «В мастерской дымковской игрушки»
Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Формировать умение рабо...