Конспект образовательной деятельности на тему "Роспись дымковской игрушки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Фарбаева Эвелина Рамилевна

Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа, эстетическое отношение к предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_na_temu_dymkovskaya_igrushka.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему «Роспись дымковской игрушки»

(для детей старшей группы)

Образовательная область: Художественное творчество.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: обогащать представления детей о народном декоративном искусстве: дымковские игрушки.

Программные задачи: 

Образовательная задача: продолжать учить детей самостоятельно  

выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов,  расписывать узором силуэты дымковских игрушек. Закреплять умения уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии.

Развивающая задача: развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора. Развивать точность и координацию движений рук и глаза, гибкость рук, развивать способность правильно оценивать свою работу и работу товарищей.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к  народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров,  гордость за мастерство русского народа, эстетическое отношение к предметам.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий и игрушек. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом кукол барышень, водоносок, коней, акварельные краски, кисти беличьи № 3, ватные палочки, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи, презентация «Дымковская игрушка», аудиозапись.

Методические приемы: предварительная работа ( рассматривание дымковских игрушек и беседы о них; рисование элементов дымковского узора). Чтение стихотворений воспитателем, вопросы к детям. Напоминание о технике рисования, наблюдение за работой детей, индивидуальные объяснения, анализ работ воспитателем и детьми.

Ход непосредственно- образовательной деятельности.

- Дети, вы любите путешествовать?   Сегодня  я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся  не обычным способом. Нам поможет сила   воображения,  наша фантазия и вот этот ковер-самолет. Усаживайтесь  удобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит русская народная  музыка, дети сидят   с закрытыми глазами).

-   А теперь откройте глаза, посмотрите   вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!

  (Слайд с изображением села  Дымково)

- А попали мы в село Дымково!

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

(Слайд: игрушки)

- В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.

(Слайд №5)

- Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин.

(Слайд №6, 7)

- Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.

(Слайд №8)

- Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в  белый цвет.

(Слайд №9)

- Когда высохнет белая краска – начинается настоящее волшебство!..

Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

 (Слайд №10,“Барышня”)

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

(Слайд №11, “Олень”)

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

 (Слайд №12, “Конь”)

Конь домчит до карусели.

На коня  вскочил Емеля.

Улыбнулся,   засвистал,

Засвистал  и   поскакал!

(Слайд №13, “Индюк” )

 

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

У него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

- Ребята, я узнала, что в селе Дымково лучшей  мастерицей является тётушка Варвара. Мне сказали, что этой зимой тётушка долго болела. Давайте зайдем к ней в гости, проведаем мастерицу.

(Слайд №14)

- Скоро откроется весенняя ярмарка дымковской игрушки, а тётушка Варвара из-за болезни  смогла расписать только одну игрушку.  Она опечалена по этому поводу. Мастеру очень важно принять участие в ярмарке, показать людям свое мастерство.

- Ребята, давайте поможем тётушке Варваре. Я предлагаю вам стать её учениками, подмастерьями.

- Кто такие подмастерья?

Подмастерьями называли молодых помощников мастера, они помогали месить глину, обжигать фигурки, покрывать игрушки белой краской, размешивать цветные краски, а когда осваивали все эти работы, то помогали мастеру создавать  веселые игрушки, а после и сами становились мастерами.

- Как называли молодых помощников мастера? (ответ детей: совместный, индивидуальные).

- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что нам необходимо. Нам нужны фигурки для росписи, кисти, краски.

- Краски, какого  цвета использовали мастера при росписи дымковской игрушки? Ответы детей. (Красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, зеленый, розовый).  

- Как, одним словом можно сказать про эти цвета? (яркие, нарядные, веселые, праздничные).

(Слайд №15)

- У тётушки Варвары есть заготовки игрушек. Каждый из вас может  выбрать фигурку по своему усмотрению.

- Какие элементы используются при росписи игрушек? (кружочки, точки, волны, полоски и т.д.). Изображение на экране, карточки с элементами росписи на столах поможет вам вспомнить элементы, которые используются при росписи дымковских игрушек.

(Слайд №16 с элементами дымковской росписи).

- Работа мастера очень кропотливая и трудная- нужно много сил и терпения. Давайте сделаем разминку.

Раз -  подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.

- Садитесь  удобнее, начинаем работу.

  Самостоятельная работа детей за столами.

Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

По окончании работы дети раскладывают свои изделия на столе перед тётушкой Варварой.

- Тётушка Варвара очень довольна, и благодарена вам, ребята, ей понравились все ваши работы. Я предлагаю вам полюбоваться вашими  игрушками.

- Какая   из них вам нравится больше всего? Почему?

- Какую игрушку вы купили бы на ярмарке для своего дома, или кому-нибудь в подарок?

- А я бы, ребята, купила бы все игрушки, потому, что они очень красивые. Вы все старались, трудились, вложили в них своё умение!

- Теперь мастерице  Варваре есть, что показать на весенней ярмарке народных мастеров. А заодно  она и  вас прославит.

(Дети читают стихи)

Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад,

Каждый тем игрушкам рад!

- Я предлагаю вам выразить свое настроение и впечатление от нашего путешествия. У меня есть цветные карточки: красный обозначает прекрасное настроение, путешествие очень понравилось; жёлтый– вам все равно; синий – настроение плохое, путешествие не понравилось. Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению.

Дети отражают свое настроение при помощи карточек.

- Я рада, что у вас хорошее настроение и путешествие вам понравилось, но нам пора возвращаться в детский сад. Приглашаю вас снова на  чудесный ковер, закройте глаза (звучит музыка).

Вот мы снова в детском саду. Наше путешествие закончилось, пора попрощаться.  До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Дымковская игрушка"

Конспект по ИЗО деятельности "Дымковская игрушка". Воспитывать у детей эстетический вкус с помощью народного творчества. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, с элементами рос...

Конспект образовательной деятельности "Ознакомление с дымковской игрушкой"

Конспект ООД для детей средней группы по ознакомлению с дымковской росписью....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Игрушки для зверят» (2-3 года)

Игрушки для зверят Цель: познакомить детей с понятием «большой-маленький».Задачи:Развитие мелкой и общей моторики.Развитие координации движений.Развитие сенсорных способностей (размер...

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Мои любимые игрушки»

Конспект образовательной деятельности в младшей группе. Тема: "Мои любимые игрушки"Цель: Учить детей бережному отношению к своим и чужим игрушкам, правилам обращения с игрушка...

Образовательная деятельность «В мастерской дымковской игрушки»

Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Формировать умение рабо...