Методическая разработка "Обучение детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Кузенкова Екатерина Владимировна

Материал содержит описание основных направлений работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при обучении детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства. Описаны основные формы организации работы с детьми разных возрастных групп, методы и приемы обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации, а также способы оформления выполненных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_dekorativnomu_risovaniyu_lepke_applikatsii.rar1.6 МБ

Подписи к слайдам:

Формы организации работы с детьми
1.Выставки :
Представлен один подлинный предмет (например, дымковский конь)
Предметы одного вида (дымковские игрушки)
Предмет одного образа (животные в дымковской игрушке)
Сравнение двух-трех видов.
Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы с которыми они знакомились в течении года.
Способы лепки и приемы декоративного оформления изделия из глины.
Для лепки нам потребуется красная или серая глина, взятая с берега реки или из оврага. Готовая глина. Прежде чем приступить к лепке, необходимо проверить материал.
Чтобы проверить глину, возьмем небольшой кусочек и разомнем его пальцами. Жирная глина липнет к рукам, и поэтому с ней работать сложно. Тощая, сухая имеет большое содержание песка, а поэтому трескается и ломается при высыхании. Для работы необходимо выбрать среднюю по составу глину.
Можно проверить готовность глины следующим образом: раскатать жгут и согнуть в кольцо. Если материал не трескается и не прилипает к рукам, можно приступать к работе.
Инструменты.

Для занятия лепкой нужны кусочки ткани, чтобы вытирать руки, клеенка, пластиковая дощечка. Можно взять кусочек линолеума. Стеки. Ведерки с водой (сглаживание поверхности изделия).
Способы лепки и приемы декоративного оформления изделия из глины.
Литье

существует
сливной
и
наливной
способы литья. При
сливном
способе гипсовую форму, состоящую из двух частей, скрепляют и перетягивают веревкой или резиновым жгутом. Заливают в форму глину (разведенную до состояния сметаны). Через час на стенках образуется слой плотной глины, остатки сливают. Через сутки ,части гипсовой формы разъединяют и вынимают изделие. При
наливном
способе глину обратно не сливают.
Существует много способов оформления керамических изделий:
Узорно рельефное
офактуирование
поверхности изделия
применяют на сыром изделии. Стеки или штампы, вдавливаемые в него, оставляют рисунок. Детям очень нравиться использовать листья деревьев, или ткань различной фактуры играя роль штампов.
Процарапывание
на (твердом изделии)наносят линейные рисунки.
Литература
Грибовская
А. А.
«
Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.»
Конспекты занятий
. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 152с.
«От рождения до школы
. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
под. Ред. Н.Е.
Вераксы
, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой -2-е
изд
.,-М.:
Мозайка
- Синтез, 2011.- 336 с.
Горичева
В.С., Нагибина М. И
«
Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластелина


Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: «Академия развития» 1998.-192с
Н.Н. Алексахин
«
Волшебная глина
Методика преподавания лепки в детском кружке.»
Издательство «
АГАР»Москва
1998.
«
Обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства
».
Подготовила
Воспитатель ГБДОУ №50
Кузенкова
Екатерина
Владимировна
Особенности промыслов
Промысел
Отличительные черты
Этапы изготовления
Филимоновская игрушка
Промысел возник в деревне Филимоново Тульской области
Материал
-глина
масленисто
– черного цвета, жирная. Природные свойства глины отразились на облике игрушки. Игрушки с удлиненной пропорцией. Делали игрушки свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистки.
Роспись
: Белое сочетается с малиновым, зеленым(реже синим), лимонно желтым. Животные и птицы расписываются разноцветными полосами поперек туловища, голова окрашивается одним цветом чаще зеленым. Меньше уделяется внимание лицам.
В лепке используется пластический способ.
Глина быстро высыхает, ее приходиться постоянно заглаживать влажной рукой, вытягивая туловище фигуры.
Изображение людей примитивны и монолитны: неширокая юбка-колокол переходит в узкую талию, узкие покатые плечи, руки, голову, составляющую одно целое с шеей, переходящую в шляпу с козырьком.
Солдаты- высокие длинноногие фигурки френч в талию, погоны, белая манишка, полосатые штаны.
Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, округлое сзади, а спереди переходящее в очень длинную шею с маленькой головой. Прием лепки свистка: задняя часть превращается в широкий раструб, края сужаются
Третье направление
:
формирование детского декоративного творчества. Учить видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, сочетаний цветов, разнообразие композиций.
Возрастная группа
Задачи обучения
Младший дошкольный возраст
Выбор цвета, затем элементов
Средний дошкольный
возраст
Выбор элементов, их цвета, затем выбор формы бумаги, композиции.
Старший дошкольный
возраст
Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиций, определив только название предмета. Все задачи дети решают по-своему.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации
Упражнения в начале занятия

с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания.
Показ
способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет
Использование
ковралина
, магнитной доски
для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;
Название элементов узора
,
(«завиток ведем вверх, потом вниз…»)
Взаимосвязь видов

деятельности: рисования, лепки, аппликации в решении задач по деятельности. Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора, так же и обучения способам лепки, вырезывания в аппликации. Например при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета(кольца),затем другим цветом рисуют второй элемент(круг в каждом кольце).
Способы лепки и приемы декоративного оформления изделия из глины.
Способ выбирания глины стекой

заключается в том, что комку глины придают форму желаемого сосуда, и с помощью стеки-лопаточки удаляют материал из горловины. Делают это осторожно стараясь не деформировать стенки сосуда. Потом обрабатывают горловину сосуда и декорируют изделие.
Формовку
- ручную
отминку
в гипсовых формах применяют при изготовлении из глины крупных и сложных изделий. На гипсовую форму кладут пласт глины и тщательно проминают
его.на
следующий день изделие снимают с формы.
Особенности промыслов
Промысел
Отличительные черты
Этапы изготовления
Жостовская роспись
.
Промысел росписи металлических подносов возник в середине
XVIII
века
Расположены были металлургические заводы в Нижнем Тагиле, Невьянске и только в первой половине
XIX
века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии Жостове
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей(под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Форма подносов круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные.
Роспись
производится обычно по черному фону(иногда по красному, синему, серебряному).
Основной мотив росписи- цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком.
При росписи подносов используют масляные краски на скипидаре, наносимыми мягкими беличьими кистями.
Многослойная роспись выполнятся в несколько стадий, с просушкой.
Первая «подмалевок» без предварительного рисунка набрасывают силуэт композиции, затем наносят лак. Полупрозрачной краской подчеркивают затененные места- «
танежку
». Осуществляют «
бликовку
» белилами наносят блики. Завершается роспись «
чертежкой
» прорисовка прожилок. Борта украшаются декоративным орнаментом. Последняя операция- наводка зеркального блеска.
Способы лепки и приемы декоративного оформления изделия из глины.
Ленточный способ
служит для изготовления посуды(чашки, вазы, кувшины, стаканы и т.д.). Начинают работу с лепки дна: глину расплющивают в форме диска толщиной около 5 мм. С помощью стеки выравнивают края. Затем лепят стенки сосуда: раскатывают глину в валик, расплющивают его и, срезая края, оставляют прямоугольную фигуру. Осторожно снимают с доски, сгибают в форме цилиндра и соединяют с краями дна. Обрабатывая швы.

Способ кругового
налепа

(
спирально-кольцевой
налеп
). Сосуды лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины. Разная длинна жгутов, накладываемых друг на друга, определяет диаметр получаемых колец и дает возможность изготовить сосуды различной формы.
Особенности промыслов
Промысел
Отличительные черты
Этапы изготовления
Дымковская игрушка
Промысел возник в слободе Дымково возле города Вятки
Материал
- красная глина. Изделие белят (мелом разведенным на молоке).Расписывают яркими красками.
Специфические стилизованные формы (барыни, бравые кавалеры, водоноски, кормилицы, няни, птички, петухи и индюки, бараны, кони, коровы, веселые карусели).
По возможности игрушки издают шум, свист.
Роспись:
Узор строго геометрический, состоящий из комбинации полос, клеток, кругов, круглых пятен.
Характерные цвета одежды желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Имеют отделку золотом.
Лепят
изделия по частям- конструктивным и комбинированным способом.
Например: Лепка барыни –лепят юбку- широкий конус, на него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик-голову, к плечам прикрепляют руки колбаски и закрепляют их у талии. Игрушку наряжают: на голове – кудри, шляпа с оборчатыми полями, капор; плечи покрывает
перелина
; по низу юбки сборка; в руках муфта.
Второе направление:
обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи, лепки, вырезывания народных мастеров.
Возрастная группа
Задачи обучения
Младший дошкольный возраст
Составлять узоры используя геометрические элементы: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, располагать на всем листе заполняя одинаковыми элементами или чередуя два элемента по цвету или форме.
В аппликации составлять узоры на бумаге в форме полосы, квадрата, выделяя кайму, середину, углы одинаковыми элементами из готовых форм.
Средний дошкольный
возраст
Составлять узоры на основе росписи народных игрушек (тверской,
филимоновской
, дымковской и др.) передавать колорит определенного вида их сочетания (цвет фона и элементов).
Составлять узор на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять узоры на квадрате,
розете
, круге.
Старший дошкольный
возраст
Составлять узоры на основе народных игрушек, росписей Городца, Хохломы,
Жостова
, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.
Выделять геометрические и растительные элементы, образы птиц, коней. Использовать разнообразные способы лепки(
налеп
, углубленный рельеф)
Украшать объемные изделия (лепка, папье-маше, бумажные заготовки, деревянные заготовки. Создавать узоры для русского костюма: тесьма, ткань, платье, кружево и пр.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации
Создание игровой ситуации

в начале занятия и во время анализа детских работ(«одевание» дымковских игрушек- использование трафаретов, «мастерские» народных мастеров, «выставки народного искусства»
Связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров
,
выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке, лепке, аппликации;
Сравнение двух элементов узора
, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, варианты сочетаний отдельных элементов узора при создании образа;
Использование движения руки-
очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги.
Особенности промыслов
Промысел
Отличительные черты
Этапы изготовления
Городецкая роспись
Существует с середины
XIX
века в районе г. Городца. Нижегородская область.
Роспись по дереву
.
Яркая лаконичная роспись (Жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры.
Городецкие птицы символ семейного счастья (павлин, индюк, петух, сказочные птицы).
Городецкий конь – символ богатства.
Жанровые сцены – это быт крестьян, купечества, пышный парад костюмов.
Значительное место занимают цветочные мотивы «розаны».
Роспись
ведется кистью, без предварительного рисунка. Очень разнообразны мазки от широкой до тонкой линии. Помимо основных цветов используют светло-голубой, светло-розовый, охру.
Городецкие мастера изготавливали по мимо посуды, орудия труда для прядения и ткачества, а также детскую мебель стульчики, каталки
и.т.д
.
Украшали мастера прядильные
донца:
Грунтовка донец клеевыми красками с различным колером. Затем зачищали поверхность. Роспись велась красками на клею:
Первый этап:
«подмалевок» вырисовывался сюжет основными цветами кони, птицы, цветы.
Второй этап:
«
оттеневка
» более темным цветом, наносились мазки на цветы.
Третий этап:
«
разживка
» выполняется черным и белым цветом.
Основные направления работы
Первое направление
:
ознакомление детей с определенным видом народно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.
Возрастная группа
Задачи обучения
Младший дошкольный
возраст
Развивать интерес к народной игрушке, узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др.) видеть их красоту, выделять некоторые средства выразительности.
Средний дошкольный
возраст
Различать 2-3 вида народных игрушек (дымковские,
филимоновские
, тверские глиняные игрушки, матрешки,
богородские
игрушки) выделять характерные признаки (элементы узора, их цвет, расположение на форме).
Старший дошкольный
возраст
Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Воспитывать уважение к мастерам. Знакомить с новыми видами (
каргопольская
,
абашевская
игрушки и др.) а также с предметами разных промыслов растительным узором (
городец
, хохлома,
жостово
, гжель и др.)
Учить выделять средства выразительности: элементы узоров, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм, симметричные и асимметричные композиции, материал изделия. Знакомить с русским народным костюмом.
Способы лепки и приемы декоративного оформления изделия из глины.
Пластический способ
-
лепка из целого куска глины. Так лепят
филимоновские
мастера свои игрушки, вытягивая всю фигурку сразу. В процессе лепки глина, застывая, «садится», поэтому поверхность
филимоновской
игрушки становится неровной. Это требует
подправления
изделия путем проглаживания и проглаживания глиняной заготовки.
Комбинированный способ
-
лепка с применением пластического и конструктивного способов. Например фигуру барыни(по типу дымковской игрушки) удобнее выполнять комбинированным способом: верхнюю часть(туловище, голова руки) лепят из целого куска и присоединяют к нижней (конусообразная юбка).
Особенности промыслов
Промысел
Отличительные черты
Этапы изготовления
Гжель
Гончарно- керамический промысел. Центр производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды.
Родился промысел в конце Х
VII
века.
Обширный район состоящий из 27
деревень, объединенных в Гжельский куст Московской области.
Г. Гжель. Раменского р-н
Материал

разные сорта глины от красной до светло серой глины. Фарфор.
Полуфаянс
.
Посуду украшают декоративно цветочной росписью синим кобальтом: от темно синего до светло голубого. Белый и синий цвет придают гжели торжественный вид.
Изначально изделия выполнялись из красной глины и покрывались белой эмалевой глазурью. Такая посуда называется
майоликой
. Гжельская посуда имеет свои особенные черты: гжельский кувшин украшается мелкими скульптурками, деталями- ручками, фестонами, плечиками .
В конце
XIX
веке посуда становится изящнее ее делают из бело - жгущихся глин. Процесс производства: с начало вытачивают гипсовые модели. Затем в гипсовую форму заливают жидкую фарфоровую массу. Изделие застывает после обжигается, раскрашивается в ручную.
Спасибо за внимание!
Формы организации работы с детьми
3.Экскурсии.

Посещение выставочных залов, музеев народного искусства, краеведческих музеев, мини-музеев в ГДОУ, мастерских художников приобщает ребенка к прекрасному. Формирует эмоциональный отклик, гордость за свой народ.
4.Занятия по декоративному рисованию, лепке, аппликации.

На занятии рекомендуется выделять только те средства выразительности, которые найдут отражение в лепке, рисовании и аппликации.
На занятии по лепке при рассматривании дымковской игрушки, обращается внимание на формы частей, способы лепки.
На занятии по рисованию выделяется один или несколько элементов, цвет, варианты украшений, расположение.
Чем старше дети, тем больше уделяем внимание вариантам изображения одного мотива, сочетанием цветов, расположению на поверхности предмета, на листе.
Количество занятий по декоративному рисованию, лепке, аппликации, зависит от наличия предметов, изделий, материалов, от поставленных задач. Составляется цикл занятий (4-5).После по одному виду искусств проводиться итоговое занятие. Проводятся занятия творческого характера.
5. Занятия по замыслу.
Является показателем развития детского декоративного творчества. Проявление индивидуальности.
Таблица распределения видов декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов по возрастам.
Возрастная группа
Народные промыслы
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
Знакомство с народными игрушками:
дымковской,
богородской
матрешкой.
Обратить внимание на форму, цвет.
Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет)
Украшаем силуэты игрушек (птичек, козликов, коней) дымковскими узорами. Разных предметов(блюдечко, рукавички).
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Различать 2-3 вида народных игрушек (
дымковские,
филимоновские
,
богородские
игрушки, матрешки
)
Знакомство с
городецкими
изделиями. Выделяем элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья)
Старшая группа
( от 5 до 6 лет)
Закрепление и углубление знаний о дымковской и
филимоновской
игрушках.
Знакомство с
каргопольской

игрушкой. Матрешки - городецкая,
богородская
. В городецкой росписи знакомим со спецификой создания декоративных цветов(оттенков).
Знакомство с росписью:
полохов-майдан
, гжель,
жостово
.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (городецкая, хохломская,
жостовская
, гжельская,
мезенская роспись
).
Использовать разные способы лепки (
налеп
, углубленный рельеф).Расписывать пластину из глины, создавать узор стекой.
К самым тонким оттенкам природы,
К самым сочным краскам земли
Прикоснулись руки народа
И секрет волшебства нашли.
Все красоты родных просторов
Чудеса мастеров таят.
В светлой музыке русских узоров
Расцветает народный талант.

П.Синявский
Формы организации работы с детьми
2
.
Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства

(старший возраст)
В процессе обучения знакомят с конкретным видом, но и подводят к общим закономерностям декоративного искусства, традициями каждого вида.
В ГДОУ организуются «музеи», где могут быть представлены все виды изобразительного искусства.
Оформляются «избы», «горницы» где представлены только предметы народного быта, народная игрушка, русский костюм.
На занятия приглашаются народные мастера, умельцы, художники, чтобы показать процесс лепки, плетения, росписи.
Способы лепки и приемы декоративного оформления изделия из глины.
На практических занятиях детей знакомят с основными способами лепки: конструктивным, пластическим и комбинированным, применяемый при изготовлении народных игрушек, фигурок животных и человека. Для изготовления посуды используется ленточный способ, способ кругового
налепа
, лепка путем выбирания глины из целого куска, а также формовка и литье.
Конструктивный способ
-
лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением. Кусок глины делят на пропорциональные части. Начинают лепку с самой крупной. Например, у животных лепят туловище, затем голову, и присоединяют к туловищу, легко прижимая и приглаживая. Придают характерную позу.
Особенности промыслов
Промысел
Отличительные черты
Этапы изготовления
Каргопольская
игрушка
Промысел возник в деревне
Гринево
неподалеку от города Каргополя.
Автор мастерица Ульяна Бабкина.
Материал

глина. Животные часто изображаются со свистком.
Фигуры людей свистка не имеют.
Животных очеловечивают: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Необычные животные
Полкан
-кентавр.
Роспись
:
игрушку с начало белят при расписывании используют гуашь, масляные краски. Набор красок: голубой, розовый, кирпично-красный, зеленая, черная, охристая, коричневая, золотая и серебряная.
Три приема окраски: сплошная окраска, комбинация из пятен и сочетание прямых и волнистых линий, сочетание штрихов в виде узора. Лица и часть фона для росписи белые.
Лепим игрушку по частям используя конструктивный способ. Основа – торс с головой, к торсу присоединяем к скатанные
колачиком
руки, оформляют шляпками и другими деталями. Места соединения сглаживали, фигурки приобретали монолитность.
Фигурки грубоваты, коренасты, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Изделия просушивали, а через несколько недель обжигали, расписывали
Демонстрационный материал

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета.

Материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предмета...

Формирование представлений детей дошкольного возраста о геометрических фигурах и форме предметов посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО

В презентации представлены материалы по формированию представлений  о геометрических фигурах и формах предметов в рамках ФГОС посредством развивающих игр...

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства».

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства» дает развитие ребенка в различных областях: это и патриоти...

Статья "Роль тестовых рисунков в обучении детей дошкольного возраста рисованию предмета"

Данная статья раскрывает, что такое тестовые рисунки и как можно их использовать на занятиях по художественно-эстетическому развитию при обучении детей рисованию предмета....

Художественное творчество детей раннего младшего дошкольного возраста (рисование, лепка, аппликация)

В документе представлены материала из собственного опыта работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему "Дистанционное обучение детей дошкольного возраста рисованию, с использованием новых способов художественной выразительности".

Представляю Вашему вниманию разработку дистанционного  занятия с детьми.Видео - занятие по художественно- эстетическому развитию (рисованию) с использованием новых техник рисования.Рассчитано на ...

Авторская методическая разработка Создание модели воспитательно - образовательной деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности на основе самоопределения организации жизнедеятельности по технологии "План - дело - анализ"

Актуальность использования в образовательной деятельности технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС ДО в дошкольные о...