Статья "Роль тестовых рисунков в обучении детей дошкольного возраста рисованию предмета"
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Данная статья раскрывает, что такое тестовые рисунки и как можно их использовать на занятиях по художественно-эстетическому развитию при обучении детей рисованию предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Название: «Роль тестовых рисунков в обучении детей дошкольного возраста рисованию предмета».

Тестовые рисунки – это серия набросков или рисунков, направленных на анализ какой-то характеристики в изображении. В основе метода тестовых рисунков лежит метод преднамеренной ошибки. Из нескольких рисунков серии правильным является только один, все остальные с ошибкой. В тестовых рисунках закладываются типичные детские ошибки. Педагог заранее продумывает, какие ошибки могут допустить дети (например, нарушение пропорций, формы предмета и др.).

В работе с тестовыми рисунками можно сравнивать изображаемые предметы по цвету, форме предмета, строению и пропорциональному соотношению частей, а также композиционное построение рисунка. 

К каждому изображаемому предмету необходимо подготовить серию тестовых рисунков, состоящих из трех графических или цветных схематичных рисунков, сгруппированных по одному из следующих показателей:

•    взаимное расположение композиционных элементов или частей модели

•        изображение композиционных элементов по форме, величине, цвету

•        изображение основных частей предмета

•    изображение второстепенных подробностей.

Правильный вариант в сериях должен менять местоположение.

Количество рисунков в серии и количество серий меняется в зависимости от возраста детей: в младшем дошкольном возрасте количество рисунков в серии–2, количество серий -2. В среднем дошкольном возрасте количество рисунков в серии – 3, количество серий – 2-3. В старшем дошкольном возрасте количество рисунков в серии – 3, количество серий – 3-4.

В ходе предварительной беседы с детьми, педагог по очереди показывает тестовые рисунки, таким образом создается проблемная ситуация. Для решения проблемной ситуации дети проводят анализ модели с помощью тестовых таблиц, а затем рисуют предмет и анализируют качество рисунка, тем самым улучшая результат своей работы. На момент рисования тестовые рисунки убираются. Остаётся только основной рисунок.

В работе с тестовыми рисунками следует придерживаться определенного алгоритма:

  • Обследование предмета.
  • Работа по тестовым рисункам.
  • Образец рисунка воспитателя
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Совместный анализ детских рисунков

Экспериментальная работа по данной теме была проведена нами с детьми 4-5 лет.  Цель нашей работы: изучить роль и место тестовых рисунков в обучении детей рисованию предмета.

На первом этапе был проведён констатирующий эксперимент по рисованию (изображение предмета).

Цель констатирующего эксперимента по предметному рисованию: выявить уровень освоения умений детей в предметном рисовании.

Анализ рисунков проводился по следующим параметрам: изображение основных и дополнительных частей; передача формы, размера, цвета предмета; расположение на листе. Результаты проведённого эксперимента показали, что у детей 4-5 лет при рисовании предмета (пирамидка) недостаточно освоены формообразующие движения, часто встречается несоблюдение пропорций, неточности при передаче формы и размера; страдает техника закрашивания.

На основании полученных результатов был определён план работы. В соответствии с требованиями программы «Детство» было запланировано 8 занятий по художественно-продуктивной деятельности по следующим темам:

1. «В мире животных» (зайчик методом «тычка»)

2. «Дерево зимой»

3. «Весёлые снеговики»

4. «Девочка в длинной шубке»

5. «Летят самолёты сквозь облака»

6. «Подснежник для мамы»

7. «Ёжик весной»

8. «Машины наши помощники- грузовик».

Все занятия разной тематики, но проводились они по единому алгоритму, который представлен ранее.

Приведём  фрагмент занятия «Весёлые снеговики» (работа по тестовым рисункам».

- Три брата из сказки «Три поросёнка»: Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф тоже рисовали долгим зимним вечером снеговиков и прислали нам свои рисунки. Давайте посмотрим. Выставляется первая серия тестовых рисунков (Правильное расположение кругов). Это рисунок Наф-Нафа.

C:\Users\Евгений\Desktop\Gxv4trnUNQk.jpg

- Рассмотрите и найдите того снеговика, который больше всех похож на нашего. (третий рисунок). - Почему именно этот снеговик? (У него внизу большой комок, потом – поменьше, а вверху самый маленький.)

- Почему не подходит второй рисунок? (У него внизу маленький комок (голова), а вверху большой комок (туловище)

Почему не подходит первый рисунок? (У него все комочки одинаковые).

Выставляется вторая серия тестовых рисунков (Передача формы предмета)

А это рисунок Нуф-Нуфа.

- Рассмотрите и найдите того снеговика, который больше всех похож на нашего. (Второй рисунок).

C:\Users\Евгений\Desktop\llfXHvWnmmE.jpg

- Почему именно этот снеговик? (У него все комочки круглые.)

- Почему не подходит первый рисунок? (У него комочки не круглые, а овальные)

- Почему не подходит третий рисунок? (У него  комочки похожи на квадраты).

Выставляется третья серия тестовых рисунков (Расположение на листе бумаги).

C:\Users\Евгений\Desktop\eQGqfQfQKNw.jpg

А это рисунок Ниф-Нифа.

- Рассмотрите и найдите того снеговика, который больше всех похож на нашего. (Третий рисунок).

- Почему именно этот снеговик? (Снеговик большой и расположен в центре листа.)

- Почему не подходит первый рисунок? (Снеговик очень маленький)

- Почему не подходит второй рисунок? (Снеговик нарисован не в центре, а с краю листа).

Благодаря использованию тестовых рисунков обогащаются и конкретизируются представления детей о предметах, развивается наблюдательность: способность видеть самые существенные особенности предмета, развивается зрительная память, проблемная ситуация и обоснование выбора правильного изображения развивает связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи: «Роль драматургии в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Аннотация:  Статья посвящена роли драматургии  при соприкосновении детей с искусством (театром, литературой ое произведение, детская драматургия,  формирование нравственных чувств, ...

Статья: "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"

Дети, приходя в образовательное учреждение, сталкиваются с одним из первых неприятных сюрпризов, - это… «запрет на движение». Такую ситуацию Н.А. Амосов обозначил как явное противор...

Методическая разработка "Обучение детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предметов народного искусства"

Материал содержит описание основных направлений работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при обучении детей дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации на основе предме...

статья «Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста»

Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность....

Статья «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»

 Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Ключ к познанию дошк...

Статья"Роль театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

В этой статье освещен вопрос о роли театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста....

Статья " Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Одной из ее видов является дидактическая игра. Слово «дидактика» переводится с греческого как «о...